ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СУДАМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ИМЕНИ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА
CENTRAL DESIGN BUREAU FOR HYDROFOIL VESSELS NAMED AFTER R. E. ALEKSEEV

30.07.2015

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.
«Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как «Лунь» — носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде», — сказал собеседник агентства.
По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.
Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна «Моринформсистема — Агат» Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.
По его словам, сейчас «идет этап перезагрузки советского периода…, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование».
РИА Новости

РАКЕТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ»
ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ


ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СУДАМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ИМЕНИ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА

Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева — ведущее советское и российское предприятие в области проектирования экранопланов, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной каверне (СВК), судов на воздушной подушке (СВП), катеров. Основано 17 апреля 1951 года. Входит в состав Финансово-Промышленной Группы «Скоростной флот».
Разработанные в ЦКБ речные и морские СПК, позволили создать транспортные системы скоростных перевозок пассажиров на реках и в прибрежных морских районах в различных странах мира.
Наши суда на подводных крыльях отличают конструктивное совершенство и надежность. Лучшим свидетельством тому является многолетняя (более 30 лет) эксплуатация СПК в различных климатических условиях, в частности:
СПК «Метеор», «Восход» и «Полесье» в России, КНР, Венгрии, Украине, Вьетнаме…,
СПК «Комета», «Вихрь», «Колхида», «Катран», Олимпия», Циклон» в России, Эстонии, Италии, Греции, Хорватии, Кубе, Украине, Вьетнаме
Предельная для судов на подводных крыльях скорость – 65 узлов была достигнута на патрульных катере “Антарес” водоизмещением 220т, строившихся серийно с конца 70-х годов до начала 90-х годов прошлого столетия.
Опыт, полученный специалистами ЦКБ в ходе:
• Проектирования СПК,
• технического обслуживания строительства СПК на судостроительных заводах,
• наблюдения за судами в условиях их эксплуатации,
• участие в проведение ремонтных работ СПК
дал возможность выявить сильные и слабые стороны СПК. Самое главное был получен большой опыт «как не надо делать».
Именно этот опыт используется ЦКБ, как для модернизации ранее созданных судов, так и для разработки новых проектов СПК, обладающих:
• пониженным расходом топлива – за счет применения новых гидродинамических схем крыльевых устройств, двигателей с электронным впрыском топлива и гребных винтов с высоким кпд,
• высокой мореходностью –за счет применения электронной автоматической системы умерения качки и перегрузки,
• улучшенной обитаемостью – за счет размещения пассажиров в носовом и среднем салонах,
• применением современных виброизолирующих материалов, установки окон с двойным остеклением, применения системы кондиционирования воздуха,…,
• современным дизайном.

ПРОДУКЦИЯ:
• Суда на подводных крыльях (СПК)
 Комета-Beta – морское пассажирское СПК
 Комета – морское пассажирское СПК
 Циклон-М – морское пассажирское газотурбинное СПК
 Колхида – морское пассажирское СПК
 Олимпия-М – морское пассажирское СПК
 Олимпия-2000 – морское пассажирское СПК
 Метеор – речное пассажирское СПК
 Восход – речное пассажирское СПК
 Полесье – речное пассажирское СПК
 Ласточка – речное пассажирское СПК
 Дельфин-1 – морской пассажирский катер на подводных крыльях
 Дельфин-5 – морской пассажирский катер на подводных крыльях
 Дельфин-6 – морской пассажирский катер на подводных крыльях
 Дельфин-7 – морской пассажирский катер на подводных крыльях
 Волга – пассажирский катер на подводных крыльях
 Спутник – речное пассажирское СПК
 Вихрь – морское пассажирское СПК
 Чайка – речное пассажирское СПК
 Беларусь – речное пассажирское СПК
 Ракета – речное пассажирское СПК
 Буревестник – речное пассажирское СПК
 Аллегро – морское пассажирское СПК
 Антарес – морское патрульное СПК
• Суда на воздушной каверне (СВК)
 Линда – речное пассажирское судно на воздушной каверне
 Веста – речное пассажирское судно на воздушной каверне
 Оникс – пассажирское судно на воздушной каверне
 Андромеда – морской пассажирский катамаран на воздушной каверне
 Гемма – морской пассажирский катамаран на воздушной каверне
 Гермес – морское пассажирское судно на воздушной каверне
 Импульс-400 – морской пассажирский катамаран на воздушной каверне
 Персей – морской пассажирский катамаран на воздушной каверне
 Икар – морское патрульное судно на воздушной каверне
 Сокджой – морское патрульное судно на воздушной каверне
 Серна – морское десантное судно на воздушной каверне
• Катера
• Экранопланы (ЭП)
 Чайка-2 – морской боевой экраноплан
 Орленок – морской грузовой экраноплан
 Орленок-П – морской пассажирский экраноплан
 Орленок-ГП – морской грузо-пассажирский экраноплан
 Лунь (проект 903) – морской боевой ракетный экраноплан
 Спасатель – морской спасательный экраноплан
 Спасатель-2 – морской спасательный экраноплан
 Лунь-П – морской пассажирский экраноплан
 MTER – морской грузовой экраноплан
 Спасатель-2-ГП – морской грузо-пассажирский экраноплан
 Волга-2 – пассажирская амфибия на динамической подушке
 Ракета-2 – речной пассажирский экраноплан
 Стриж – экраноплан
 Стриж-М – экраноплан
 Кулик – пассажирский экраноплан
 Бекас – пассажирский экраноплан
 Баклан – пассажирский экраноплан
 КМ – экспериментальный экраноплан
 СМ-1 – экспериментальный экраноплан
 СМ-2 – экспериментальный экраноплан
 СМ-3 – экспериментальный экраноплан
 УТ – учебно-тренировочный экраноплан
 СМ-2П7 – экспериментальный экраноплан
 СМ-4 – экспериментальный экраноплан
 СМ-5 – экспериментальный экраноплан
 СМ-6 – экспериментальный экраноплан
 СМ-8 – экспериментальный экраноплан
• Транспортно-амфибийные платформы (ТАП)
• Платформы на судах на воздушной подушке (Платформы на СВП)
• Сверхлегкие амфибийные аппараты на воздушной подушке (СЛААВП)
УСЛУГИ:
• Исследования в опытовом бассейне
• Исследования на открытой воде
• Исследование прочности конструкций
• Разработка ЭП, ТП, РКД, ТЭО
• Экспертиза проектов по специализации
• Освидетельствование и деффектация судов

ИСТОРИЯ
История создания «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» неразрывно связана с именем конструктора Ростислава Алексеева. Во время Великой Отечественной войны нижегородский ученый начинал карьеру на заводе «Красное Сормово», предложив реализовать собственный проект – «Глиссер на подводных крыльях». В начале 1943 г. было уже создано новое подразделение конструкторского бюро завода – «Гидролаборатория». С этого момента начинается история «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».
В «Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях» была создана уникальная площадка, на которой разрабатываются скоростные суда на подводных крыльях, с воздушной каверной на днище, на воздушной подушке, кораблей – экранопланов. Эти модели остаются перспективным видом транспорта и сегодня.

ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ С МОМЕНТА ОСНОВАНИЯ

№п/п

Дата

Номер
документа

Основание переименования

Наименование организации

17 апреля 1951 года

25 апреля 1951 года

№ 1235-621сс

№ 260

Постановление Совета Министров СССР

Приказ Министра транспортного машиностроения СССР

Гидродинамическая лаборатория и опытный танковый цех завода «Красное Сормово
27 августа 1952 года № 012сс Приказ директора завода “Красное Сормово” Создана научно-исследовательская гидродинамическая лаборатория (НИГЛ)
12 ноября 1954 года

14 февраля 1954 года

С 1 января 1955 года

№ 2350-1119сс

№ 00311

Постановление Совета Министров СССР
Приказ Министра судостроительной промышленности СССР

Филиал ЦКБ-19 Минсудпрома СССР

05 августа 1957 года

08 августа 1957 года

24 декабря 1957 года

№ 2201 рс

№ 0158
№ 478

Распоряжение Совета Министров СССР
Приказ Министра судостроительной промышленности СССР

Распоряжение Совета народного хозяйства Горьковского экономического административного района

“Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода “Красное Сормово”
(“ЦКБ по СПК завода “Красное Сормово”)

02 марта 1965 года

30 марта 1965 года

с 01 декабря 1965 года

№126-47
№ 0021
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
Приказ Министра судостроительной промышленности СССР

“Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях”
(“ЦКБ по СПК”)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.12.85 года «ЦКБ по СПК» награждено Орденом Трудового Красного Знамени
22 апреля 1989 года

03 мая 1989 года

№113

№ 283-к

Приказ Министра судостроительной промышленности СССР

Приказ Генерального директора НПО “ЦКБ по СПК”

Научно-производственное объединение “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях”
(НПО “ЦКБ по СПК”)
25 февраля 1991 года №110 Решение исполнительного комитета Горьковского Областного Совета народных депутатов о присвоении НПО “ЦКБ по СПК” имя Ростислава Евгеньевича Алексеева” Научно-производственное объединение “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева”
(НПО “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”)
25 февраля 1993 года № 223-р Распоряжение главы администрации города Нижнего Новгорода на основании Указа Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в акционерные общества» от 01 июля 1992 года за № 721. Акционерное общество открытого типа “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева”
(АООТ “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”)
05 августа 1996 года № 2320-р Распоряжение главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева”

(ОАО “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”)

603003, Россия, Нижний Новгород, ул. Свободы, 51
Тел: (831) 273-10-37
Факс: (831) 273-02-48
http://www.ckbspk.ru

МОРСКИЕ ЭКРАНОПЛАНЫ А-050 и А-080
РАКЕТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ»
МОРСКИЕ ЭКРАНОПЛАНЫ ТИПА «ОРЛЁНОК» ПРОЕКТА 904
ЭКРАНОПЛАНЫ РОССИИ. ЧАСТЬ 1
ЭКРАНОПЛАНЫ РОССИИ. ЧАСТЬ 2