БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ЦИАМ-РЕКОРД»

CIAM – REKORD UNMANNED AERIAL VEHICLE

БЛА ЦИАМ-РЕКОРД является третьим отечественным летательным аппаратом и первым с энергоустановкой, полностью созданной с использованием российских компонентов. Первые лета-тельные аппараты (ЦИАМ-80 и ЦИАМ-82) использовали топливные батареи Aeropak сингапурской фирмы «Horizon».
В настоящее время в гражданской авиации важную проблему представляют повышенное со-держание в выхлопе газотурбинных двигателей окислов азота и окиси углерода, а также шумность работы силовой установки в условиях аэропорта.
В качестве одного из основных средств дальнейшего повышения экономичности и улучшения экологических показателей перспективных бортовых энергетических установок в настоящее время рассматриваются электрохимические генераторы электрической энергии (ЭХГ) – топливные элементы различных типов.
Энергетическая установка летательного аппарата разработана по техническому заданию ЦИ-АМ Институтом проблем химической физики РАН. Первый полет указанного летательного аппарата состоялся 2 июля 2014 г.
На аэродроме Черноголовка в рамках подготовки к рекордному полету для легких беспилотных летательных аппаратов (БЛА) с энергоустановками на основе электрохимических генераторов электрической энергии (топливных элементов) был проведен подготовительный полет рекордного БЛА ЦИАМ-РЕКОРД.
Расчетная продолжительность полета составляет 25-30 часов. Такой полет планируется осуществить в сентябре-октябре 2015 г. в Крыму.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Институт проблем химической физики РАН и Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова на международном авиакосмическом салоне МАКС-2015 в Жуковском представили образцы беспилотных летательных аппаратов (БЛА), работающих на инновационных водородно-воздушных топливных элементах.
Летом 2015 года ученые Лаборатории ионики твердого тела Института проблем химической физики РАН провели серию испытательных полетов беспилотников, оснащенных энергоустановкой на водородно-воздушных топливных элементах. Полеты показали, что по ряду параметров отечественные топливные элементы уникальны или превосходят лучшие мировые образцы.
«Данные топливные элементы позволяют беспилотникам находиться в воздухе около сорока часов, они надежны и могут работать в суровых российских погодных условиях, а в ближайшем будущем станут пригодны для использования в условиях Крайнего Севера. Сфера применения водородных топливных элементов очень широка – от энергетики до автомобилестроения. Но именно на беспилотниках наглядно удалось продемонстрировать практическую ценность разработок наших ученых», – отметил вице-президент РАН, директор Института проблем химической физики РАН академик Сергей Алдошин.
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ БЕСПИЛОТНЫЕ АППАРАТЫ
12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

Источники: www.ciam.ru и др.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ (ЦИАМ) ИМ. П. И. БАРАНОВА