БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д (ОБЪЕКТ 925)
ARMORED PERSONNEL CARRIER BTR-D (OBJECT 925)

Десантный бронетранспортер БТР-Д (объект 925) был создан КБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) на базе боевой машины десанта БМД-1 в рамках программы по повышению транспортных возможностей воздушно-десантных войск.
14 мая 1969 года практически сразу после принятия на вооружение БМД-1 Военно-промышленная комиссия Совмина СССР приняла решение о создании легкой бронированной машины с увеличенной по сравнению с БМД-1 вместимостью, способной к десантированию с помощью парашютных систем. Разработка проекта новой машины было поручено КБ Волгоградского тракторного завода и проводилась под руководством главного конструктора А.В. Шабалина.
Параллельно с БТР-Д для ВДВ создавался и «гражданский» небронированный транспортер, известный как «транспортер 925Г». В ходе его испытаний в условиях среднеазиатских пустынь и Заполярья была опробована и предложенная конструкторами удлиненная ходовая часть.
БТР-Д имел сварной корпус из листов алюминиевого сплава. Корпус удлинен на 483 мм, в ходовую часть добавлен шестой опорный каток, отсутствует башня с вооружением. Машина имеет гидропневматическую независимую подвеску с изменяемым клиренсом. Для движения по воде применяется водометный движитель. В качестве вооружения БТР установлены два 7,62-мм курсовых пулемета ПКТ, на машине оборудовано пять амбразур с броневыми заслонками и шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия десанта – как у БМД-1. Установлена система запуска дымовых гранат 902В «Туча».
Силовое отделение отделено от среднего перегородкой. В силовом отделении размещены: дизельный двигатель 5Д20-240 с обеспечивающими системами, агрегаты силовой передачи, гидравлической системы изменения клиренса и натяжения гусениц, водометные движители, два водооткачивающих насоса (производительность одного насоса — 60 л/мин), оборудование системы дымопуска (термодымовая аппаратура), вытяжной вентилятор и вентилятор охлаждения генератора.
В крыше отделения управления выполнен люк механика-водителя, перед которым смонтированы три призменных прибора ТНПО-170 (ТНПО-170А). Центральный прибор наблюдения имеет систему воздушно-жидкостной очистки, при необходимости заменяется обогреваемым перископом ТНП-350Б с перископичностью 350 мм (для наблюдения поверх волноотражательного щита при движении на плаву) или ночным бесподстветным прибором наблюдения ТВНЕ-4Б (для ночного вождения). Прибор ТВНЕ-4Б – усилительного типа, бинокулярный, перископический, может работать при естественной освещенности (пассивный режим) или с подсветкой фарой ФГ-125 с ИК-фильтром (активный режим). Перед пулеметчиками установлены поворотные перископические приборы прицеливания и наблюдения ТНПП-220А с прицельной сеткой в ветви прицела (увеличение ветви прицела – 1,5х). Электрообогрев входных и выходных окон приборов устраняет их запотевание или обледенение.
За счет отказа от башни и удлинения корпуса удалось значительно повысить вместимость бронетранспортера. Теперь она составляла 13 человек – три члена экипажа и десять десантников. Вес машины по сравнению с БМД-1 увеличился на 800 кг.
В среднем отделении размещены укладки для двух ручных противотанковых гранатометов РПГ-16 или РПГ-7Д и выстрелов к ним, двух ручных пулеметов (РПКС) и двух переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) типа «Стрела-2» или «Игла». Гранаты Ф-1 боекомплекта укладываются в двух сумках по пять штук, закрепленных на кронштейне укладки патронной коробки, расположенной слева от механика-водителя.
Плавающий десантный «объект 925» был представлен на Государственные испытания в середине 1973 г. После внесения ряда изменений по замечаниям заказчика он был рекомендован к принятию на вооружение, что и сделали в 1974 г. Машина получила обозначение БТР-Д (бронетранспортер десантный) и предназначалась для перевозки личного состава, эвакуации раненых, транспортировки вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и других военных грузов. Он стал базовым для семейства боевых машин ВДВ, предназначенных для выполнения специальных задач, в том числе по управлению частями и подразделениями в тылу противника.
Серийное производство на ВгТЗ начало развертываться с 1974 года. Всего в 1975 – 1991 годах Волгоградский тракторный завод произвел 2900 машин разных модификаций.
Первые машины серии отличались установкой вооружения, один из пулеметов устанавливался на поворотной основе сверху корпуса. Во второй половине 1980-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя», устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса.
Для борьбы с бронетанковой техникой противника на базе десантного бронетранспортера БТР-Д в КБ Волгоградского ТЗ создан бронетранспортер БТР-РД «Робот» с дополнительным размещением противотанкового управляемого комплекса «Конкурс» (боекомплект 12 ПТУР). На нем под крышей рубки машины крепится подъемная пусковая установка 9П135М ПТУР «Конкурс». Наведение ПТУР на цель – полуавтоматическое, по водостойкой проводной линии связи, скорострельность – два пуска в минуту. Сохранены два курсовых пулемета ПКТ. БТР-РД принят на вооружении с 1979 года приказ МО №052. В артиллерийском полку воздушно-десантной дивизии БТР-РД пришел на смену самоходной установке СУ-85 и 85-мм пушке СД-44.
Другая модификация бронетранспортера БТР-ЗД «Скрежет» (объект 925С) создан КБ Волгоградского ТЗ на базе бронетранспортера БТР-Д с дополнительным размещением переносных зенитных ракетных комплексов типа » Стрела-3″ (на машине размещалось 6 ПЗРК «Стрела-3″). Он принят на вооружение Советской Армии в 1984 году приказом МО №027. В дальнейшем вместо ПЗРК на крыше корпуса БТР-ЗД устанавливали 23-мм спаренной автоматической зенитной пушки ЗУ-23-2 на полевом лафете. ВДВ использовали оба варианта БТР-ЗД.
Поначалу предполагалось, что БТР-Д станет для буксируемой колесной ЗУ-23-2 тягачом-транспортером. Однако на учениях десантники начали устанавливать ЗУ-23-2 прямо на плоскую крышу корпуса и даже вели огонь по условным целям — сначала на переправах, затем и в других видах боя. Так, несмотря на возражения представителей завода-изготовителя машин, появилась зенитная самоходная установка с ЗУ-23, смонтированной открыто на крыше и способной вести огонь как с шасси, так и с грунта.
Бронетранспортеры БТР-Д поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии. В каждой воздушно-десантной дивизии по штату полагалось иметь 69 машин этого типа. В противотанковой батарее воздушно-десантного полка — 6 БТР-РД.
БТР-Д перевозится самолетами военно-транспортной авиации и вертолетами. Десантирование БТР-Д может производится как посадочным способом, так и выброской на многокупольных или парашютно-реактивных системах. Самолеты Ан-12 могли взять на борт только по одному-два БТР-Д. Но в 1974 г. (в один год с принятием на вооружение БТР-Д) в части военно-транспортной авиации начал поступать новый военно-транспортный самолет Ил-76 с повышенными возможностями доставки грузов (вся номенклатура техники воздушно-десантной дивизии) на большие расстояния и их выброски.
Ил-76 поднимает на борт три БТР-Д со средствами десантирования, Ан-22 — четыре. Первоначально для десантирования БТР-Д, как и БМД-1, служили десантные платформы П-7 и П-7М с многокупольными парашютными системами. Позднее для десантирования БТР-Д и машин БТР-ЗД и БТР-РД с самолетов типа Ил-76 и Ан-22 появилась парашютно-реактивная система ПРСМ-925.
БМД, БТР-Д и машины на их базе могут перебрасываться и тяжелыми транспортными вертолетами. Вертолеты Ми-26 и Ми-6 берут на борт по одной машине.
На экспорт БТР-Д не поставлялся. Использовался Советской Армией в Афганистане, российскими миротворческими силами в Южной Осетии и Абхазии, российскими контингентами Международных сил по поддержанию мира в Боснии (1РОВ) и Косово (КРОН). БТР-Д и машины на его базе применяются Российской Армией в Чечне.
На базе десантного бронетранспортера созданы: 120-мм САО 2С9 «Нона», пункт разведки и управления огнем – машина управления артиллерией 1В119 «Реостат» (разработан во ВНИИ «Сигнал»), командно-штабная машина БМД-1КШ (КШМ-Д) «Сорока» (с двумя радиостанциями УКВ диапазона Р-111, одной радиостанцией УКВ диапазона Р-123 и одной радиостанцией КВ диапазона Р-130, на вооружении с 1975 г.), командно-штабная машина оперативно-тактического звена Р-149БМРД, радиостанция средней мощности КВ диапазона звена «полк-дивизия-ВДВ» БМД-1Р «Синица», станция спутниковой связи Р-440 ОДБ «Кристалл-БД» (на вооружении с 1989 г.), ракетный бронетранспортер БТР-РД «Робот» с ПТРК «Конкурс», зенитный бронетранспортер БТР-3Д «Скрежет» с размещением ПЗРК «Стрела-3″, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д, а также станция пуска и управления дистанционно-пилотируемым лета¬тельным аппаратом типа «Шмель» (комплекс воздушного наблюдения местности «Малахит»). На 144-го БТРЗ на базе бронетранспортера создана транспортная машина «Исеть-1».
На базе шасси БТР-Д создавались так же опытная 122-мм самоходная гаубица 2С2 «Фиалка», экспериментальный 120-мм самоходный миномёт «Ландыш»,– медицинская эвакуационная машина БТР-ДС, разведывательная машина другая техника БТР-ДЗ, другая техника.

На международной выставке МВСВ-2006 в Москве были представлены модернизированные варианты бронетранспортера БТР-Д с установкой 12,7-мм крупнокалиберного пулемета «Корд» и нового 30-мм автоматического гранатомета АГС-30, БТР-РД «Робот» С ПТРК «Корнет», обладающего большей дальностью стрельбы и поражающими возможностями современной бронетехники, в том числе и танков с динамической защитой.

В тоже время БТР-Д в различных модификациях находятся на вооружении отечественных ВДВ. Для продления их срока эксплуатации производятся ремонтные и модернизационные работы. Так, по итогам открытого аукциона 29 апреля 2014 года был подписан трехлетний государственный контракт между Министерством обороны Российской Федерации и единственным участником аукциона 144 бронетанковым ремонтным заводом (г. Екатеринбург) на капитальный ремонт в 2014-2016 годах бронетранспортеров БТР-Д, БТР-ЗД, БТР-РД. Общая стоимость соглашения составила более 522 млн. руб. В 2014 году ремонт пройдут 33 единицы военной техники с ценой ремонта 4,6 млн.руб. за каждую, в следующем – 50 по 4,8 млн., в 2016 г. – еще 25 с ценой в 5 млн.руб.
В настоящее время для ВДВ на шасси серийной боевой машины десанта БМД-3 создан многоцелевой бронетранспортер БТР-МД и его дальнейшее развитие БТР-МДМ.

МОДИФИКАЦИИ:
БТР-Д—общая компоновка БМД-1 сохранена без изменений, машина удлинена, добавлен один каток.
БТР-РД (1979 г.) — противотанковый вариант. На крыше корпуса установлен ПУ комплекса 9П135М для ПТУР 9М113 «Конкурс» или 9П135М-1 для ПТУР 9М111 «Фагот». Боекомплект 4 ПТУР.
БТР-ЗД (1984 г.) — зенитный вариант с дополнительным размещением шести ПЗРК «Стрела-3» или с установкой на крыше корпуса 23-мм спаренной автоматической зенитной пушки ЗУ-23-2 на полевом лафете.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние на вооружении с 1974 г.
Разработчик КБ Волгоградского ТЗ
Изготовитель Волгоградский ТЗ
Производство серия 1974 года
Боевая масса, т 8,0
Длина, мм 5883-6000
Ширина, мм 2630
Высота в зависим. от клиренса, мм 1650-2050
Клиренс переменный, мм 100-450
Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 0,5
Двигатель, тип Быстроходный бескомпрессорный дизельный, 6-цилиндровый V-образный, со струйным распыливанием топлива и жидкостным охлаждением 5Д20-240
– рабочий объем цилиндров, л 15,9
– мощность, кВт (л.с.) 176 (240)
Силовая передача
– главный фрикцион (двухдисковая муфта сухого трения);
– четырехскоростная механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на III и IV передачах;
– бортовые фрикционы (многодисковые сухого трения, с плавающими ленточными тормозами);
– планетарные соосные бортовые редукторы
Подвеска опорных катков Индивидуальная гидропневматическая
Тип гусеничной цепи Металлическая, мелкозвенчатая, цевочного зацепления
Тип двигателя дизель 5Д20
Максимальная мощность, л.с. 240
Удельная мощность, л.с/т 30
Максим. скорость , км/ч 62
Скорость на плаву, км/час 10
Запас хода, км 500
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 32-35
- крен, град. 18
- ров, м 2,0
- стенка, м 0,7
- брод, м плавающая
Бронирование, мм противопульное
Ср. пост-ки дымзавес ТДА,4 х 902В
Экипаж, чел 2
Десант, чел. 12

ВООРУЖЕНИЕ:

- число х калибр, мм и тип
пулеметов 2 х 7,62 мм ПКТ
(боекомплект, шт.) (2000)
Радиостанция P-123M или Р-173
Прибор радиационной (химической) разведки ПРХР ГО-27
Навигационная аппаратура ГПК-59

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 17.05.2014

Источники:
Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с.
М. Барятинский Боевые машины десанта. — Москва: Моделист-конструктор, 2006. — 64 с.
www.opoccuu.com
desantura.ru

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д (ОБЪЕКТ 925) НА МВСВ-2006
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-РД «РОБОТ» С ПТРК «КОРНЕТ» НА МВСВ-2006
КОНЦЕРН «ТРАКТОРНЫЕ ЗАВОДЫ»
144 БРОНЕТАНКОВЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT