РАКЕТА БЛИЖНЕГО МАНЕВРЕННОГО БОЯ «БИССЕКТОР»
MANEUVERABLE MISSILE IN THE MIDDLE OF COMBAT «BISECTOR»

Прорывные решения были заложены в ракету «Биссектор», над которой на «Вымпеле» работали в течение ряда лет. Зачинателем оригинального проекта с решетчатыми крыльями и энергичным движителем всего комплекса возникших работ в КБ «Вымпел» на протяжении многих лет был ведущий конструктор-начальник бригады перспективных разработок Леонид Иванович Рындин — руководитель темы «Биссектор-М».
Эта работа была передана на предприятие из МКБ «Буревестник», возглавляемого главным конструктором А.В. Потопаловым. В середине 1960-х годов работавшим там ведущим конструктором Л.И. Рындиным совместно с ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского была разработана концепция малогабаритной ракеты, для которой предлагалось использовать решетчатые крылья, биссекторную схему управления, двигатель на пастообразном топливе и пр.

Благодаря творческому сотрудничеству специалистов КБ «Вымпел» с создателями новой техники в специализированных КБ, научных и учебных институтах, промышленных предприятиях, военно-инженерных академиях и училищах были разработаны именно такие компоненты ракеты:
• тепловая головка самонаведения (ТГС), обеспечивающая четырехкратное повышение скорости слежения координатора (использованная в дальнейшем в ракете Р-73);
• лазерный неконтактный датчик цели;
• термоаккумуляторная электрическая батарея;
• двигатель на пастообразном топливе с размещением внутри топлива инициаторов горения и с обеспечением гарантированной устойчивости топлива к перегрузкам;
• боевая часть;
• автопилот;
• решетчатые крылья и пусковые трубы для подвески ракет под самолетом-носителем.
Суть разработанной совместно с ЦАГИ и НИИАС биссекторной схемы управления заключалась в том, что, имея оперение различного размаха, ракета по сигналу ТГС ориентировалась биссекторной плоскостью на цель, что позволяло отказаться от использования автопилота и иметь боевую часть направленного действия.
Ракета ближнего воздушного боя «Биссектор-М» для вооружения самолетов фронтовой авиации, по замыслу исполнителей и руководителей разработки, должна была превосходить по тактико-техническим характеристикам как зарубежные, так и отечественные аналоги за счет использования в каждом элементе ракеты новейших достижений науки и техники.
Действительно, заявленные характеристики впечатляли: стартовая масса ракеты должна была составлять всего 32 кг при массе боевой части 2,4 кг, а длина и диаметр ракеты, соответственно, 2100 и 76 мм.
Знаковой для темы «Биссектор» стала встреча Л.И. Рындина в 1965 году с выдающимся авиаконструктором А.Н. Туполевым. Ознакомившись с расчетами и графиками, представленными на нескольких плакатах, Андрей Николаевич особо выделил малогабаритность и маневренность будущей ракеты, которая должна была достигать перегрузки 32 ед.
В 1968 году эту работу передали в МКБ «Вымпел», где была организована бригада, состоящая из специалистов различного профиля во главе с перешедшим на предприятие Л.И. Рындиным. Из воспоминаний Владимира Петровича Плаунова:
«В 1968 году меня, возглавлявшего цех № 5, вызвал директор завода Федор Григорьевич Нестеров и сообщил: «Предприятию поручено обеспечить изготовление экспериментальной ракеты «Биссектор», разработанной бригадой конструкторов под руководством Л.И. Рындина. Главный конструктор А.Л. Ляпин считает, что ракета содержит новые технические решения. Поручаю вашему цеху не только изготовление агрегатов или отсеков, а всю ракету полностью».
Приступив к изучению чертежно-конструкторской документации ракеты, мы пришли к выводу, что наибольшие трудности при выполнении поставленной задачи могут возникнуть при изготовлении рулевого отсека и решетчатых крыльев.
Решетчатые крылья с необходимыми для ракеты высокими прочностью и жесткостью, с минимальным лобовым сопротивлением ранее не создавались. Потребовалась серьезная предварительная теоретическая и экспериментальная проработка целого ряда технологических и материаловедческих проблем. Было необходимо выбрать наиболее высокопрочные стали, исследовать процессы изготовления элементов конструкции и средств их сборки, найти марку припоя, способ подачи его к соединениям и оптимальные режим пайки и способ термической обработки изделия. В связи с большим числом ячеек в крыле требовалось исследовать влияние галтелей припоя в перекрестьях и по периметру сотового набора на прочностные и аэродинамические характеристики конструкций.
Федор Григорьевич четко отслеживал все этапы работ и остро реагировал на каждую задержку в отработке конструкции и технологии. К решению научно-технических проблем были подключены ЦАГИ, ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, ГосНИИАС, МАИ, МАТИ, МВТУ имени Н.Э. Баумана, НИАТ, НИИТМ, ВИАМ, ГИПХ, ряд заводов.
В результате была разработана технология механизированного изготовления решетчатых крыльев, было изготовлено 1200 решеток 130 типоразмеров.
Стабильность показателей каждой операции, связанной с изготовлением рамы и планов крыла, обеспечивалась благодаря механизации всех технологических процессов, что гарантировало сборку планов и рамы на основе их полной взаимозаменяемости.
В этой работе ведущую роль сыграли технологи В.И. Перепелов и В.Н. Фокин, мастер Н.М. Кравченко, слесари Ф.Ф. Копылов, М.П. Смирнов и др.
Также было освоено изготовление электрорулевого отсека, разработаны и изготовлены пульты контроля параметров ракеты для лабораторных и полигонных испытаний. Авторы их разработки М.Н. Кололодкин, В.П. Гулевский, Б.А. Кокорев стали участниками натурных испытаний на полигоне».

Благодаря творческому сотрудничеству специалистов КБ «Вымпел» с создателями новой техники в специализированных КБ, научных и учебных институтах, промышленных предприятиях, военно-инженерных академиях и училищах были разработаны именно такие компоненты ракеты:
• тепловая головка самонаведения (ТГС), обеспечивающая четырехкратное повышение скорости слежения координатора (использованная в дальнейшем в ракете Р-73);
• лазерный неконтактный датчик цели;
• термоаккумуляторная электрическая батарея;
• двигатель на пастообразном топливе с размещением внутри топлива инициаторов горения и с обеспечением гарантированной устойчивости топлива к перегрузкам;
• боевая часть;
• автопилот;
• решетчатые крылья и пусковые трубы для подвески ракет под самолетом-носителем.
Суть разработанной совместно с ЦАГИ и НИИАС биссекторной схемы управления заключалась в том, что, имея оперение различного размаха, ракета по сигналу ТГС ориентировалась биссекторной плоскостью на цель, что позволяло отказаться от использования автопилота и иметь боевую часть направленного действия.
По малогабаритной ракете ближнего воздушного боя «Биссектор-М» для самолетов типа МИГ-21, МИГ-21БИС; МИГ-23МЛ в период 1969-1981 гг. ОКБ им. А.И. Микояна выполнило работы по размещению пускового устройства АПУ-БМ и ракеты «Биссектор-М», выпуск технической эксплуатационной документации на установку АПУ-БМ и ракеты на самолете и на доработку борта самолета, размещение ракет на существующих самолетах и сравнение самолетов с ракетами «Биссектор-М» с самолетами, оснащенными традиционными ракетами, разработка технических предложений по применению ракет «Биссектор-М» на самолетах типа МИГ-21БИС, МИГ-23, МИГ-23МЛ, МИГ-23БИС, МИГ-29.
В целом в период проведения НИОКР по теме «Биссектор», завершившихся в 1981 году, была разработана конструкторская документация на ракеты в различной комплектации, изготовлены их опытные образцы для проведения лабораторных и стендовых испытаний и проведен 31 пуск ракет с земли и носителя.
Результаты натурных испытаний ракеты подтвердили возможность существенного увеличения на самолете боекомплекта ракет, повышения боевой эффективности существующих самолетов без ухудшения их массовых и летных характеристик, обеспечения огневой обороны задней полусферы самолета.
С учетом опыта создания экспериментальной ракеты «Биссектор-М» в качестве ориентирующего и организующего начала разноплановых работ (аэродинамических, прочностных, конструкторско-технологических, а также технико-экономических оценок эффективности производства и применения на самолетах-носителях) была сформирована общая концепция создания боевых средств специфического назначения.
Дальнейшая работа по ракетам ближнего воздушного боя была продолжена в НПО «Молния». Под руководством главного конструктора НПО «Молния» М. Р. Бисновата была спроектирована ракета Р-73 с ТГС, соединяющая в себе качества ракет малой дальности и ближнего боя. Эта ракета была принята на вооружение в 1983 г.
На основе опыта разработки решетчатых рулей и электропривода, полученного при создании ракеты «Биссектор», руководителями МКБ «Вымпел» А. Л. Ляпиным, Г. А. Соколовским и В. А. Пустовойтовым было принято решение по облику ракеты Р-77 (РВВ-АЕ).
В этой ракете средней дальности используется активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН), не требующая подсвета цели радиолокационной станцией (РЛС) носителя, т.е. реализуется принцип «пустил—забыл». Ракета оснащена лазерным взрывателем, облучающим цель и выдающим сигнал на подрыв боевой части на оптимальном расстоянии от цели. В состав аппаратуры ракеты входят миниатюрные БЦВМ, что позволяет быстро перестраивать параметры систем стабилизации полета и наведения и реагировать на изменяющиеся условия боевого применения.
Создание ракеты РВВ-АЕ обеспечило качественный скачок в развитии отечественного вооружения. В 1994 г. ракета принята на вооружение тактической авиации и авиации ПВО. Она предназначена для вооружения самолетов типа МиГ-29, Су-27, МиГ-21-93 и др

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стартовая масса кг 18
Диаметр корпуса мм 76
Длина мм 2100
Масса боевой части кг 2,4
Боковая перегрузка 32
Диаметр пусковой трубы мм 120

Источники: «70 лет на службе Родине. АО «Гос МКБ «Вымпел» имени И.И. Торопова». Международный Объединенный Биографический Центр Москва 2019, В. В. Ватолин, И. В. Баранов, Ю. С. Сударкин, » От ракеты «Биссектор» до ракеты РВВ-АЕ. «Полет», 9–2006, Решетчатые крылья в ракетостроении, космонавтике, авиации / Под ред. С.М. Белоцерковского, В.П. Фролова, В.А. Подобедова, В.П. Плаунова. – М.: Новый Центр, 2007 и др.

РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ)
РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-73 КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»
ОТ РАКЕТЫ «БИССЕКТОР» ДО РАКЕТЫ РВВ-АЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ВЫМПЕЛ» ИМ. И.И.ТОРОПОВА
КОРПОРАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА «ВОЗДУХ – ВОЗДУХ»
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ