БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
BATTLE TRAIN MISSILE SYSTEM (RAIL-MOBILE MISSILE SYSTEMS) 15P961 WITH THE IDB RT-23 UTTH (15G61) «MOLODEC»

Работы по созданию подвижного железнодорожного комплекса с МБР РТ-23 начались в КБ «Южное» в конце 1960-х годов. Разработка БЖРК несколько раз прерывалась. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. В дальнейшем было принято решение оснащение его РГЧ ИН. Был создан и испытан опытный БЖРК. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию. В процессе испытаний были выявлены недостатки некоторых систем БЖРК. Для продолжения работ требовалось модернизировать ракету и комплекс.
К тому времени был подписан Договор СНВ-2, которым разрешалось каждой из сторон, т.е. США и СССР, развернуть по одному новому типу «легкой» МБР стартовым весом до 105 тонн. Отечественной ракетой стала РТ-23 (затем РТ-23УТТХ), американская новая ракета была МХ массой в 80 тонн с 10 РГЧ ИН. Предполагалось создать унифицированную ракету РТ-23 для БЖРК (основной вариант) и ШПУ по эффективности не уступающую американскому аналогу. В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками и другими системами.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный; подвижный грунтовый «Целина-2»; шахтный высокой защищенности.
Разработку комплекса возглавил генеральный конструктор В.Ф.Уткин. Весь стартовый комплекс (пусковой модуль) создавался в КБ-4 КБСМ под руководством главного конструктора А.Ф.Уткина, к работам привлекалось много КБ и заводов, в том числе КБ завода «Большевик» (руководитель Н.Г.Первышев).
В техническом отчете, выпущенном в 1983 г., рассматривались варианты боевого применения БЖРК с одним и несколькими пусковыми модулями. Оптимальным, по результатам отчета, является вариант с тремя пусковыми модулями. Именно этот вариант и был положен в основу дальнейших работ.
В основу проекта ракеты 15Ж61 и комплекса 15П961 были положены технические и конструктивные решения, прошедшие натурную отработку в составе БЖРК с ракетой РТ-23 (15Ж52). Вместе с тем, внедренные как в ракету, так и а БЖРК новые решения позволили существенно повысить боевую эффективность комплекса 15П961 по сравнению с 15П952. Комплекс оснащался элементами перспективной системы боевого управления «Сигнал-А, была установлена аппаратура космической связи.
БЖРК 15П961 представляет собой состав цельнометаллических вагонов, построенный по модульному принципу. В состав БЖРК входят: три пусковых модуля с ракетами (из трех вагонов: КП пусковой установки; пусковая установка с ракетой в ТПК механизмами и устройствами подъема ТПК; с агрегатами и устройствами обеспечения пуска), командный модуль (командный пункт полка), вагон-цистерна с запасом дизельного топлива, три тепловоза, вагоны жизнеобеспечения и размещения личного состава (вагоны для личного состава, вагон автономного запаса, вагон-столовая, дизель-электростанция). Комплекс обладает высокой мобильностью и имеет высокую до 80 км/час скорость передвижения. Перемещение БЖРК по маршруту боевого патрулирования обеспечивается тремя тепловозами.

ЖМПУ представляет собой сложный подвижный комплекс на железнодорожном ходу, в котором размещается ракета и технологическое оборудование, спецсистемы, дежурные силы и средства управления пусковой установкой. В состав ЖМПУ входят: технологическое оборудование – механизм подъема ТПК с ракетой в вертикальное положение, крыша вагона и механизм ее открытия, гидродомкраты вертикализации, межвагонные кабельные переходы с разгружающими устройствами; автоматизированные системы управления и связи; спецсистемы прицеливания, температурно-влажностного режима, управления технологическим оборудованием, электроснабжения, охраны, автоматического обнаружения и тушения пожара, навигации; система жизнеобеспечения. В качестве транспортных средств ЖМПУ используются железнодорожные вагоны парка МПС, смонтированные на базе двух специальных четырехосных тележек.
Пусковая железнодорожная установка представляла из себя специально оборудованный вагон внутри которого размещался транспортно-пусковой контейнер с ракетой. Все необходимые для производства пуска и контроля ракеты оборудование размещалось на контейнере. Пусковой вагон с ракетой и контейнером имел массу более 200 тонн, при этом нагрузка на полотно колесной пары превышала в полтора раза предельно допустимую, установленную Министерством путей сообщения (МПС). Проблему удалось решить в КБСМ путем перераспределения нагрузки и сцепливания с помощью специальных устройств при пуске вместе с пусковым вагоном еще двух соседних, которые и составили пусковой модуль.
Пуск ракеты осуществляется из вертикального положения с мобильной железнодорожной пусковой установки (ЖМПУ), предназначенной одновременно для транспортировки и хранения ракеты. Вагон, где размещается ракета (пусковой вагон), оборудован распашной крышей и специальным устройством закорачивания и отвода контактной электросети перед пуском МБР. Перед пуском открывалась крыша вагона, гидравлическим подъемником ракета в ТПК поднималась в вертикальное положение. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД), ракета поднималась на 20-30 метров от среза ТПК. После чего срабатывал двигатель увода, размещенный на поддоне, ракета заклонялась в сторону от ТПК и включался основной двигатель первой ступени. Струя газа и огня от нее уходила в сторону от пусковой установки не повреждая ее, ракета поднималась вверх переходя в вертикальное положение, разворачивалась в плоскость стрельбы и устремлялась к заданной цели. После пуска, когда пусковой вагон становился легче, боковые вагоны с помощью специальных устройств прижимали его к полотну.

В комплекс было внедрено много новых систем. В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ – специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).
PТ-23 УТТХ (15Ж61) – трехступенчатая межконтинен¬тальная баллистическая ракета (МБР) на твердом топливе с разделяющей го¬ловной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) и десятью боевыми блоками. Маршевые РДТТ первой и второй ступеней ракеты 15Ж61 практически являются аналогами двигательных установок 1-ой и 2-ой ступеней опытных ракет 15Ж44 и 15Ж52 с более высокими энергетическими характеристиками, в них использовались новые эрозионостойкие, теплозащитные и конструкционные материалы. Двигатель первой ступени 15Д206 был полностью заимствован, только корпус типа “кокон” для него разрабатывало КБЮ, а в двигателе второй ступени 15Д290 при сохранении всех основных проектно-конструкторских решений, принятых для двигателя 15Д207, было применено новое более высокоэнергетическое смесевое твердое топливо типа СТАРТ. На РДТТ 3-й ступени так же применено новое более энергетическое смесевое твердое топливо. В двигателях 2-й и 3-й ступеней внедрен ряд мероприятий, повышающих стойкость двигательной установки к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Двигательные установки 3-й ступени ракет 15Ж60 и 15Ж61 идентичны.
Для боевой ступени ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 и 15Ж60) в КБ «Южное» был создан многофункциональный ЖРД РД-866 (15Д264). Двигатель обеспечивает: питание горючим рулевого агрегата, используемого для управления полетом ракеты в конце работы первой и при полете второй и третьей ступеней; управляет по крену в полете третьей ступени; создает на участке разведения боевых блоков тягу и управляющие усилия различные по направлению и тяге при многократных включениях ЖРД большой тяги и двигателей малой тяги; питание горючим гидроприводов качания камеры ЖРД большой тяги. В двигателе применена комбинированная (вытеснительная и насосная) система подачи компонентов топлива, в нее входят: два ТНА с генераторами и два питателя. Двигатель работает на азотном тетраоксиде (АТ) и НДМГ.

В системе управления была использована элементная база с улучшенными характеристиками и введена повышенная боеготовность. Система управления разработана НПОАП в процессе совершенствования характеристик СУ ракет 15Ж44 и 15Ж52. Особенностью СУ является решение ряда новых задач: восстановление информации в вычислителе после воздействия ПФЯВ путем ее перезаписи в оперативное ЗУ из хранителя информации на магнитном диске; реализация принципов терминального наведения; использование элементной базы повышенной стойкости к ПФЯВ (для 15Ж61 -1 уровень, для 15Ж60 – II уровень); боевое дежурство ракет 15Ж60 с постоянно задействованными командными приборами; сопряжение с системой СБУ «Сигнал-А».
Прицеливание ракеты PТ-23 УТТХ производится с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута базового направления в бортовую гиростабилизированную платформу.
Элементы конструкции ракеты были созданы из углеродного материала в НИИ графит. Ракета на заводе-изготовителе вставлялась в транспортно-пусковой контейнер и весь период эксплуатации находилась в нем. Боевое оснащение ракеты состояла из 10 боевых блоков расположенных на платформе в один ярус. В состав боевого оснащения ракеты 15Ж61 входит отработанный в ходе СЛИ комплексов 15П044 и 15П952 боевой блок 15Ф444.
На ракетах РТ-23 (РТ-23УТТХ) впервые в мире было применено управление и стабилизация ракетой в каналах тангажа и рыскания начиная с конечного участка полета первой ступени и до конца полета третьей ступени путем отклонения головного отсека. Это обеспечило возможность создания РДТТ второй и третей ступеней со стационарными раздвижными соплами без органов управления. Реализация этого оригинального способа управления МБР была осуществлена при активной поддержке и участии руководителей НПО АП Пилюгина Н.А. и ЦНИИМАШ Мозжорина Ю.А., под личным контролем министра общего машиностроения Афанасьева С.А.

Для комплекса в КБСМ (гл. конструктор К.Г.Тригуб), 20 ЦПИ МО (гл. инженер проекта В.С.Боханов и Московском Промтрансниипроект была создана техническая позиция обеспечивающая его эксплуатацию. В головном позиционном районе было оборудовано и подготовлено к эксплуатации маршрута протяженностью свыше 1500 км.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БРЖК) оснащен высокоточной навигационной системой, обеспечивающей стрельбу с любой точки маршрута.
Для обеспечения возможности пуска ракет БЖРК с любой точки маршрута патрулирования была создана специальная геодезическая железнодорожная лаборатория (ГЖДЛ), подготавливающая соответствующим образом маршрут патрулирования и контролирующая их в рамках регламентных работ. В ГЖДЛ были созданы комфортабельные условия жизнедеятельности личного состава на длительное время автономии от пункта дислокации. Опытный состав ГЖДЛ по завершению МВИ был сдан в боевую эксплуатацию РВСН.

Внедрение в состав БЖРК систем и агрегатов, не поставленных на СЛИ комплекса 15П952 (звенья 5Ж и 7Ж системы «Сигнал-А», каналы радиоуправления и космической связи, системы навигации, системы закорачивания и отведения контактной сети), а также повышение надежности других систем позволили реализовать в комплексе 15П961 определяющие боевую эффективность задачи: расформирование БЖРК на отдельные боевые единицы; пуск ракет с любой точки маршрута; перевод в требуемые степени готовности; сокращение времени проведения технологических операций.

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года с НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 18 пусков (в том числе 2 партионных), один из них (первый) аварийный из-за разрушения двигателя 1-ой ступени 15Д289. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был начальник ГУЭРВ, зам. командующего РВСН генерал-полковник Г.Н.Малиновский, его сменил начальник ГУЭРВ Г.А.Колесников, техническим руководителем – Л.А.Грибачев.
Для выявления причин отказа были проведены дополнительные огневые испытания. До первого пуска уже были выполнены испытания восьми двигателей 15Д289, все успешные. Однако на дополнительных стендовых испытаниях произошла серия отказов, из-за не возможности переносов сроков создания ракетного комплекса на ракету 15Ж61 было принято решение установить РДТТ первой ступени 15Д206 с худшими энергетическими характеристиками ракеты 15Ж52.
В ходе СЛИ комплекса 15П961 проведены пуски 16 ракет 15Ж61, в том числе 10 ракет по программе СЛИ и 6 серийных, выделенных дополнительно для подтверждения и проверки правильности технических решений, внедряемых по плану наращивания штатности систем ракеты и комплекса. Из 16 проведенных пусков – 1 аварийный (№ 2Л). 1 ракета пускалась на максимальную дальность по полигону “Акватория”. В плане работ по теме «Зарядье-2-61″ (продление сроков эксплуатации комплекса] в 1998 и 1999 гг. проведено 2 пуска с положительными результатами.

Ракета 15Ж61 в составе комплекса прошла транспортные испытания, участвовала в крупномасштабных опытах «Сияние», «Сдвиг», «Гроза». В рамках программы СЛИ было осуществлено 18 выходов железнодорожного состава БЖСК на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров.
Непрерывно проводились отработка принципиально новых технических решений, ресурсные, функциональные, транспортные и другие испытания. Например, во второй половине 1980-х гг. все усилия организаций-разработчиков и служб полигона были направлены на завершение работ, связанных с испытаниями поставляемых штатных систем боевого железнодорожного стартового комплекса (БЖСК): «Блеск-5Ж», «Блеск-7Ж», «БИСЕР», «Яшма», «Капля», отработкой с выездом на электрифицированные участки Северной железной дороги, синхронизации систем заземления и отведения контактной сети, установленных на ПУ 15П761, отработку системы навигации. Комплексные динамические испытания ПУ с макетом ракеты проводились на полигоне ВНИИ железнодорожного транспорта в г. Щербинка.
Был сформирован поезд для рекогносцировки районов базирования комплекса. С его помощью проведено определение и экспериментальная проверка принципов организации движения, базирования и эксплуатации комплекса на путях МПС (председатель МВК – В. С. Бирюков, технический руководитель МВК от КБ «Южное» – И. П. Фоменко), выбраны позиционные районы и проведена их рекогносцировка, разработаны требования к позиционным районам.
В 1988 г. были начаты и продолжались более трех лет комплексные – транспортные, ресурсные и климатические испытания БЖРК Испытания проводились в различных климатических зонах. Для проверки работоспособности при температуре -30°С транспорт отправлялся в сторону станции Салехард, проверка при +38°С проводилась в Западном Казахстане. Всего было проведено 18 выходов на маршруты.
В 1988 г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие ЭМИ (»Сияние») и молниезащиту (»Гроза»).

В 1991 г. на НИИП-53 был проведен последний физический опыт «Сдвиг» (проверка на воздействие ударной волны). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) – на расстоянии -850 м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) -на расстоянии -450 м торцом к центру взрыва. Ударная волна от взрыва заряда с тротиловым эквивалентом 1000 тонн не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.
Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). Комплектовочная база БЖРК располагалась на станции «Березовка» вблизи Павлограда (Украина).
В ракетный полк входит один боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). В состав комплекса входит железнодорожный состав с: тремя железнодорожными пусковыми установками (пусковой модуль) с ракетами РТ-23УТТХ, с командным модулем (командный пункт), вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения; вагоны для размещения личного состава и другие, в которых размещаются системы, обеспечивающие поддержание в готовности к боевому применению и пуск ракет, а также жизнедеятельность личного состава при несении боевого дежурства, всего 17 вагонов с тремя ракетами. Ракетные полки сведены в однородные ракетные дивизии.
К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Станция базирования дивизии под Костромой называется «Ромашка». Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредоточиваются.

Схема боевого дежурства БЖРК – периодическая смена боевых позиций, располагаемых на выделенном для каждого комплекса маршруте боевого дежурства с заходом на пункт постоянной дислокации. Боевое дежурство в автономном режиме комплекс может нести в течении одного-двух месяцев на удалении до 1500 км от места постоянной дислокации. Для повышения боевой устойчивости комплекс может быть спрятан в одном из скальных железнодорожных тоннелей на маршруте боевого патрулирования. Боевое дежурство и пуск ракет из каждого пускового модуля может осуществляться как в составе БЖРК, так и в составе отдельных пусковых модулей рассредоточенного БЖРК. Стрельба ракетами может вестись с любой точки маршрута или с места постоянного базирования.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT