БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ» (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
BATTLE TRAIN MISSILE SYSTEM (RAIL-MOBILE MISSILE SYSTEMS) 15P961 WITH THE IDB RT-23 UTTH (15G61) «MOLODEC» (CONTINUED)

БЖРК с МБР РТ-23 УТТХ стал единственным в мире мобильным ракетным комплексом со 100 тонной ракетой.
В 1991 году КБ «Южное» предложило использовать ракету типа
РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета Ан-124-100.
По договору СНВ-2 ракеты РТ-23 УТТХ подлежат ликвидации до 2003 года. В соответствии с «Комплексной программой ликвидации МБР SS-24 (РТ-23УТТХ)» параллельно с работами, проводимыми в 43-й ракетной армии по извлечению ракет и демонтажу ШПУ, были развернуты подготовительные работы по разборке самих ракет и утилизации их составных частей на Павлоградском механическом заводе (ПМЗ) и на Павлоградском химическом заводе.

16 июня 2000 году из г. Первомайск на ПМЗ прибыла на разборку первая из 46 ракет РТ-23УТТХ. Начался этап утилизации ракет, снятых с боевого дежурства. Всего было разобрано: в 1999 году – восемь ракет РТ-23УТТХ (находившиеся до начала ликвидации работ на ПМЗ); в 2000 году – четырнадцать ракет РТ-23УТТХ; в 2001 году – тридцать две ракеты РТ-23УТТХ. Последняя ракета РТ-23УТТХ прибыла на разборку 20 ноября 2001 г. и была окончательно разобрана в марте 2002 года.
К тому времени на Брянском ремонтном заводе РВСН был ликвидирован первый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). За процессом утилизации наблюдали военные эксперты из США.
К настоящему времени все комплекс БЖРК уничтожены, один пусковой модуль комплекса в составе трех вагонов находится в Музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге.
По заявлению руководства РВСН, отказываясь от ракетных поездов, Россия потенциально повышает уязвимость своих стратегических ядерных сил. Дело в том, что точные координаты стационарных ПУ наших МБР всем давно известны высокоточное оружие, в частности заряды глубокого проникновения, выведут их из строя в первые часы боевых действий. А каждый БЖРК, по сути, эквивалент атомной подводной лодки. Как и в ПЛ, в ракетном поезде экипаж несет боевое дежурство непрерывно, не имея возможности выйти из замкнутого пространства. За сутки ракеты на колесах меняли дислокацию на расстоянии до тысячи километров. Ни машинист, ни командир поезда до последней секунды не знали о предстоящем маршруте. Чтобы постоянно держать БЖРК на контроле (как и грунтовые подвижные комплексы), США необходимо иметь на орбите более 300 разведывательных спутников.

Необходимо отметить, что еще в советское время были перспективы по развитию БЖРК. В 1991 г. КБ “Южное” были разработаны аванпроекты РК пятого поколения Р-36М3 «Икар» и РТ-23М «Ермак», но переговоры по Договору ОСВ-2 и распад СССР остановили их дальнейшую разработку.
Как отмечают многие СМИ, в настоящее время Московский институт теплотехники начал опытно-конструкторские работы по созданию перспективного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Южное»
Генеральн. конструктор В.Ф.Уткин
Главный конструктор Г.Д.Хорольский
Изготовитель ракеты Павлоградский МЗ
Код НАТО SS-24 Scalpel Mod 1 (PL-4)
Наименование по СНВ-1 РС-22В
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса боевой железнодорожный ракетный комплекс с МБР, четвертого поколения
Состояние на вооружении с 28 ноября 1989 года, серийное изготовление ракет прекращено в 1991 году
Ракета РТ-23УТТХ (15Ж61)
Дальность стрельбы межконтинентальная*
* по данным книги «Днепровский ракетно-космический центр», выпущенной ПО «ЮМЗ-КБЮ» в 1994 году, дальность – 10100 км (прим. ред.)
Головная часть:
- тип РГЧ ИН с комплексом средств преодоления ПРО
- число боевых блоков 10
- разработчик заряда ВНИИЭФ
- вес, кг 4050
Боевая ступень:
- тип «тянуще-толкающей» схемы
с десятью боевыми блоками
- размещение блоков в один ярус
- двигатель однокамерный ЖРД РД-866 (15Д264) «большой» тяги открытой схемы и система из 16-ти ЖРД «малой» тяги (заимствована с ракеты 15Ж44)
разработчик КБ «Южное»
- вид топлива жидкое, самовоспламеняющееся с высококипящими компонентами
окислитель АТ
горючие НДМГ
Система управления:
- тип инерциальная с БЦВМ
- разработчик НПО АП
- гл. конструктор В.А.Лапыгин
Система прицеливания с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу
- разработчик ЦКБ «Арсенал»
- тип автоматическая 15Ш60
- гл. конструктор С.П.Парняков, И.А.Коваленко
- руководитель работ В.И.Лысенко
- ведущий конструктор Ш.И.Буданцев
Органы управления:
- I ступень вдув горячих газов в закритическую часть сопла;
- II-III ступени отклонением головной части и аэродинамическими рулями, установленными
на носовом обтекателе
Разделение ступеней детонирующими удлиненными зарядами и ПАДом
Тип старта «минометный» из ТПК с помощью ПАДа и запуском порохового двигателя «заклона», установленного на специальном поддоне I ступени, после выхода ракеты из контейнера для предотвращения воздействия на ЖДПУ газовой струи запускаемого основного двигателя I ступени
Наконечник головного обтекателя надувной
Число ступеней ракеты 3 и ступень разведения боевых блоков (боевая)
Длина ракеты, м:
- полная 23,0-23,3
- без головной части 19,0
- в ТПК 21,9-22,6
Макс. диаметр корпуса, м 2,4
Стартовый вес, т 104,5-104,8
Вес ракеты с ТПК, т 126
Тип топлива смесевое твердое
Стойкость ракеты:
- до старта обеспечивает ПУ
- в полете I уровень
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gnr/Go, кгс/тс 31
Надежность (полетная) 0,98
Гарантийный срок хранения
ракеты, лет 10
Первая ступень:
Разработчик КБ «Южное»
Изготовитель Павлоградский механический з-д
Размеры, м:
- длина 9,7
- диаметр 2,4
Вес ступени, т 53,7
Двигатель моноблочный РДТТ 15Д206 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и системой управления вектором тяги на основе вдува горячего камерного газа (заимствована с ракеты 15Ж44)
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- корпус цельномотанный типа «кокон»
разработчик ЦНИИСМ
гл. конструктор В.Д.Протасов
изготовитель ЦНИИСМ и СЗП
материал органопластик
- разработчик топлива
и заряда НПО «Алтай»
гл. конструктор Я.Ф.Савченко (с 1984 г. – Г.В.Сакович)
изготовитель заряда БХК
- тип топлива смесевое твердое типа Т-9БК-8Э (Т9-БК)
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом, звездообразной формы
- тяга, тс:
на земле 218-220
в пустоте 240-241
- тип корпуса органопластиковый типа «кокон»
Вторая ступень:
Размеры, м:
- длина 4,8
- диаметр 2,4
Двигатель односопловой, моноблочный РДТТ 15Д290 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и с телескопическим сдвигаемым насадком раструба
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
изготовитель СЗП
- разработчик заряда
и топлива ЛНПО «Союз»
- гл. конструктор снаряженного
корпуса Б.П.Жуков
- изготовитель заряда БХК, ПХЗ
- тип топлива смесевое твердое типа СТАРТ
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом канальной формы с наклонной кольцевой проточкой типа «зонтик»
- тяга в пустоте, тс 149-150
Третья ступень:
Размеры, м:
- длина 3,6
- диаметр 2,4
Двигатель односопловой моноблочный РДТТ 15Д291 со стационарным, частично утопленным в камеру сгорания соплом с телескопическим с двигательным насадом
- разработчик КБМ (НПО «Искра»)
- гл. конструктор Л.Н.Лавров
- изготовитель НПО «Искра»
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
гл. конструктор Б.П.Жуков
изготовитель з-д в г. Табошары, ПХЗ
- тип топлива твердое смесевое типа АП-65 (ОПАЛ)
- тяга в пустоте, тс 44
- корпус цельномотанный
типа «кокон»
- материал корпуса композицион-ный
Пусковой контейнер:
Тип с термостатированием
и автоматикой пуска ракеты
Размеры, м:
- диаметр 2,7
- длина 18,9
БЖРК:
Состав БЖРК три трехвагонных пусковых модуля с ракетами, командный модуль в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горючесмазочных материалов, 2-3 тепловоза ДМ-62
Условия боевого применения в любое время года и суток, в любых условиях, с разрешенных участков маршрута боевого патрулирования
Стойкость БЖРК к ударной волне, кг/см2:
- в продольном направлении 0,3
- в поперечном направлении 0,2
Надежность РК 0,9
Срок боевой эксплуатации, лет 15
Стартовый комплекс:
Тип боевой железнодорожный (БЖСК)
Разработчик КБСМ
Главный конструктор А.Ф.Уткин
Подвижной состав комплекса:
Количество ЖДПУ в составе 3
Количество вагонов,
обеспечивающих пуск 6
Общее число вагонов 17
Тепловозы:
- тип ДМ-623
- число 2-3
Пусковой модуль:
Тип железнодорожный
Состав три ж/д вагона
Разработчик КБСМ
Главный конструктор А.Ф.Уткин
Изготовитель Юргинский машиностроительный з-д и з-д «Баррикады»
Пункт управления пусковым модулем:
- тип 15В199А
- изготовитель з-д «Большевик»
Пусковая установка:
Тип железнодорожная (ЖДПУ)
Разработчик КБСМ
Главный конструктор А.Ф.Уткин
Изготовитель Юргинский машиностроительный з-д и з-д «Баррикады»
Изготовитель вагонов ТВЗ (г.Тверь) 4
База четырехтележечный восьмиосный
вагон грузоподъемностью 135 тонн 3
Скорость движения, км/час до 80
Размеры, м:
- длина 23,6
- ширина 3,2
- высота 5,0
Вес, т более 200
Крыша вагона раздвижная
- привод открытия гидравлический
Привод ТПК в вертикальное
положение пневматический
за счет пороховых газов
Число ракет на ЖДПУ 1
Командный пункт полка (командная секция):
Тип модифицированный универсальный железнодорожный ЖДКП 15В201А на базе специального железнодорожного вагона
Разработчик ЦКБТМ, ВЭТИ им. Ленина, Калининский вагонзавод, КБ «Импульс»
Главный конструктор Б.Р.Аксютин (А.А.Леонтенков)
Разработчик и изготовитель основного оборудования завод «Большевик»
- гл. конструктор Н.Г.Первушев
База четырехтележечный восьмиосный вагон
Размеры вагона, м:
- длина 23,6
- ширина 3,2
- высота 5,0
Грузоподъемность, т 135
Система температурно-влажностного режима:
Разработчик московское КБ ТХМ
Стационарное сооружение для ЖДПУ:
Тип специальное железобетонное сооружение для одного БЖРК
Размеры, м:
- длина 462
- высота 10,4
- ширина 9,2

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 27.02.2014

Источники:
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
Карпенко А.В. «Подвижные ракетные комплексы стратегического назначения», СПб: Невский Бастион, 1996 г., 32 с.
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
«Днепровский ракетно-космический центр», ПО «ЮМЗ-КБЮ» 1994
Волков Е.Б., Филимонов А.А., Бобырев В.Н., Кобяков В.А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. – М.: РВСН, 1996
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
«Полигон особой важности» – М:»Согласие», 1997 г.
Стратегическое ядерное вооружение России. Под ред. П.Л.Подвига. М: ИздАТ, 1998
Меморандум СНВ – 1, 1990.
С.Г.Колеников, “Стратегическое ракетно-ядерное оружие”, М., 1995.
Информационный сборник РВСН. Спец. выпуск. ГШ РВСН, 1995 год
Амирджанов А.Р. «От бронепоезда до боевого железнодорожного ракетного комплекса» – М: РВСН, 1995 г.
«Вагончик тронулся, перрончик тронулся, Серега сдвинулся…» – «Комсомольская правда» от 23 апреля 1998 года
Ю.А.Сметанин «Ракеты, ракеты и еще раз ракеты» – «Космонавтика и ракетостроение». №14 (1998 год)
«Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны ракетчики рассказывают». М: ЦИПК, 1996 г.
«Ракетные комплексы – в боевой готовности» – «Содружество», 1999
«Аэрокосмический курьер», реклама стр. 17, №3-1999
Г.Н.Малиновский «Записки ракетчика», М: ЦИПК, 1999
Журналы и газеты: “Авиационные и технические новости”, “Военный парад”, “Всеукраинские ведомости”, “Красная звезда”, “Независимая газета”, “Техника молодежи”, «Невский Бастион», материалы предприятий разработчиков ракетного оружия

НАЧАЛО СТАТЬИ
БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ МУЗЕЕ
БЖРК (А.В.КАРПЕНКО “НЕ ТОЛЬКО ДВА ДНЯ ИЗ ЖИЗНИ БЖРК”)
И ДР. В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ МУЗЕЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, АВГУСТ 2006 Г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК)
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (СПРАВОЧНИК)