БАЗА БАЛАКЛАВА

BASE BALACLAVA

В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма — Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок.
Секретный военный объект К-825 времен холодной войны — подземная база подводных лодок в Балаклаве, расположенная в бухте в пределах территории города Севастополь. Она защищена от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 килотонн.
На берегах бухты расположена Балаклава — древний город, который сейчас является районом Севастополя.

Этот секретный объект начали строить в 1957 году. В те годы между Советским Союзом и США разгоралась «холодная война». Для сохранения конфиденциальности объект было решено называть ГТС (городской телефонной станцией) № 825. По утверждениям специалистов, сегодня ни один из военных объектов (рассекреченных) не превзошёл по величине и мощи станцию в Балаклаве.

Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок. В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году военным горно-строительным отрядом ЧФ. Строители работали круглосуточно в три смены. В конце 1955 г. к строительству подключился отряд строителей-метростроевцев, который был направлен в Балаклаву с Кавказа. Выработка скального грунта из штольни, где проходил канал, составляла 200 тысяч кубометров. В скальной толще западного утёса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята.

Во время ее строительства был прорыт огромный тоннель. Были вывезены сто двадцать пять тонн грунта. В целях конспирации, породу вывозили ночью, когда маленький южный город спал. Баржи выгружали его в открытое море. Вначале задача построения секретного объекта была поставлена перед военными, но затем, когда процесс бурения земли осложнился, правительство СССР обратилось за помощью к метростроевцам. В результате появился подземный канал глубиной более восьми метров. Ширина его на разных участках составляла от восьми до двенадцати метров. Все помещения подводной базы занимали огромную территорию (5000 квадратных метров). Площадь акватории, под которой расположен объект, равна 3000 метров.
На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина – от 8 до 12 м, а высота арки канала – 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода – 5100 кв. м, водной поверхности под землей – 3 тыс. кв. м. Длина канала – 380 метров, длина дока – 110 метров.
Строительство завода завершилось в 1961 г. Никита Хрущев осмотрев в 1961 году сооружение собственными глазами, махнул рукой и бросил: «Надо отдать все это виноделам!». Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием «Объект 825 ГТС» (Спеццех завод «Металлист» с 1969 года).

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7-9 подлодок.
В марте 1995 года с балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, а Военно-морская база подводных лодок перестала существовать, оставшись на разграбление.

В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.
В 2002 году подземная база подводных лодок в Балаклаве стала музеем согласно указу Государственного секретаря Министерства обороны Украины.
В настоящее время музей передали Министерству Обороны России.

В марте 2014 года 10 кораблей пограничной службы Украины покинули базу в Балаклаве и переместились в Одессу.

В настоящее время в Балаклаве размещена Отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей Береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым.
1 мая 2015 года у пограничников Балаклавы был двойной праздник — в расположение части пришел новый пограничный сторожевой корабль «Изумруд». Это первый корабль подобного класса, пополнивший базу российской пограничной службы в Крыму.

Источники: loveopium.ru, fb.ru, www.pomnivoinu.ru, topwar.ru, sevastopol.press, wikimapia.org и др.

ПСКР «ИЗУМРУД» И «АМЕТИСТ» ПРОЕКТА 22460 В БАЛАКЛАВЕ. 22.04.2016
ПОГРАНИЧНЫЕ КОРАБЛИ В СЕВАСТОПОЛЕ. ФОТОРЕПОРТАЖ
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ