МОСКОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД»

MOSCOW MACHINE-BUILDING PLANT «AVANGARD»

21.01.2017

В пятницу Сергей Собянин побывал на одном из крупнейших оборонных предприятий Москвы. На заводе «Авангард» производят элементы комплексов ПВО. И качество этой продукции соответствуют самым высоким мировым стандартам. Предприятие готовится отметить 75-летие. Оно было создано в 1942 году и с тех пор прошло через несколько этапов модернизации. В ближайшее время завод получит статус промышленного комплекса и налоговые льготы.
С виду обычный ангар, а в нем финальная стадия производства ракет С-400 и С-500. Продукция эта секретная и наблюдать за процессом весьма интересно, передает «ТВ Центр». Ракету закатывают в огромную зеленую трубу. Затем герметично закрывают. Здесь регламентировано все, вплоть до температуры и влажности, чтобы обеспечить столь капризному и сложному изделию должное хранение. На заводе «Авангард» в каждом цехе, а их здесь 14, строгое распределение технологических этапов.
Производство проходит полный цикл. От прихода деталей и до выпуска самих материалов. Продукция вполне способна конкурировать с мировыми аналогами. В России же по коэффициенту результативности у завода «Авангарда» – самый лучший результат. С наступающим юбилеем, 75-летием, сотрудников поздравил мэр Москвы Сергей Собянин. И отметил, что правительство Москвы в ближайшее время присвоит заводу статус промышленного комплекса.
«Москва гордится таким предприятием, оно одно из лучших в нашей столице. Мы все желаем развития динамичного развития, повышения зарплат работникам предприятия, развития цехов, развитие производства. Со своей стороны будем оказывать всемерную поддержку и в развитии, и оказании льгот, в частности, мы с руководством предприятия собираемся присвоить статус промышленного комплекса, что примерно на 20% уменьшит налоговую нагрузку в городской бюджет», – рассказал Собянин.
Москва является важной производственной площадкой крупнейшего оборонного концерна России «Алмаз-Антей». Именно в столице производятся ракеты для комплексов ПВО. В структуру концерна входят почти 60 научных организаций и промышленных предприятий из 18 регионов России. 100% акций концерна находятся в государственной собственности. Основные заказчики – страны СНГ и Азии. Завод при этом работает исключительно с российскими деталями. Подобная принципиальная позиция легко объяснима.
Объем выпускаемой продукции только за 4 года увеличился втрое. Но и это не все, на что способен завод. Все благодаря амбициозной программе по автоматизации производства. За последние три года технологический процесс обновился на 40%.
http://www.tvc.ru


МОСКОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД»


Основная сфера деятельности: производство ракет ПВО и ПРО (С-300, С-400 и др).
Основная продукция: производство зенитных ракет для комплексов ПВО и ПРО: ПР А-925 (51Т6), 48Н6, 48Н6Е.
С 2002 года завод входит в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей» – российского концерна, объединяющего предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения (ПВО и ПРО).

ИСТОРИЯ
24 января 1942 года решением ГКО в Москве, на площадях эвакуированного Центрального института авиационного моторостроения для выпуска серийных моторов М-11Д был образован Завод № 41 НКАП (до Великой Отечественной войны в системе Наркомата авиапромышленности существовало другое предприятие под этим номером деревообделочный завод № 41). 7 июня 1942 года, в связи с возвращением ЦИАМа из эвакуации, Завод № 41 переведен на площадку эвакуированного Завода № 20, расположенную возле станции Братцево Московской окружной железной дороги, неподалеку от Ленинградского шоссе. Завод № 20 по выпуску авиамоторных агрегатов был образован на этой площадке в 1930 году. В 1941 году 20-й завод был эвакуирован в Омск, а на оставшейся части производства основан Завод № 451.
За отличное выполнение поставленных задач в 1945 г. завод был награждён орденом Красной Звезды, а многие его работники — орденами и медалями.
По окончании войны «Авангард» переориен¬ти¬ровался на изготовление деталей и моторов для сельхозтехники и товаров народного потребления, однако вскоре был возвращен в состав оборонно-промышленного комплекса страны.
В частности, завод вел разработку и выпуск стрелково-пушечного вооружения самолётов, в т. ч. для первого советского стратегического бомбардировщика Ту-4.
Начиная с 1950-х гг. основной специализацией завода «Авангард» стало производство зенитных управляемых ракет (ЗУР) и других средств противовоздушной обороны.
В конце июня 1942 года Завод № 41 начал выпуск авиамоторов на новых площадях. В этом же году на предприятии начат ремонт поступаемых с фронта моторов М-11 и М-62. 1 августа 1946 года, в соответствии с приказом министра авиационной промышленности, предприятие было реорганизовано в опытный завод 4-го ГУ по производству газотурбинных двигателей авиаконструктора Владимира Уварова. 12 июня 1948 года, в соответствии с решением Совмина и приказом МАП, завод из опытного вновь переведен в число серийных заводов по выпуску авиамоторных агрегатов и передан во 2-е ГУ. 6 августа 1949 года на Заводе № 41 начата подготовка к серийному производству стрелково-пушечного вооружения для самолетов ТУ-4.
31 декабря 1952 года на заводе начата подготовка серийного производства зенитных управляемых ракет В-300. 10 июля 1953 года он переведен в 9-е ГУ МАП. В период освоения ракетной техники было заменено почти 50 процентов станочного оборудования, организованы новые цехи, участки и лаборатории, началось жилищное строительство и строительство детских учреждений. 4 апреля 1955 года, в соответствии с постановлением Совмина, завод передан в 6-е главное управление Миноборонпрома. С 14 декабря 1957 года завод находился в составе ГКОТ. Со 2 марта 1965 года предприятие было в составе Миноборонпрома, затем в составе Минавиапрома.
В период организации производства зенитных ракет В-300 предприятие возглавлял Иван Лихачев. В 1926 году он был назначен директором автозавода АМО. При нем развернулось огромное строительство. Фамилия Лихачева не сходила со страниц советских газет, он стал народным героем. С 1939 по 1940 год занимал должность наркома среднего машиностроения СССР, в ведение которого входили автомобильные заводы. В 1940 году вновь возглавил предприятие, носившее в это время имя ЗИС, и находился в этой должности до 1950 года.
В апреле 1950 года Лихачев был назначен директором секретного предприятия – завода № 41 Министерства авиационной промышленности. Известное всей стране имя исчезло в самый разгар так называемого ленинградского дела, и многие решили, что Лихачев стал жертвой репрессий В апреле 1950 г. Ивана Алексеевича Лихачева уволили, инкриминировав хозяйственные нарушения и ошибки «при подборе и расстановке кадров».
Завод № 41 Иван Лихачев возглавлял до августа 1953 года. Под его руководством был организован выпуск первых ЗУР В-300.
С 1954 г. началось производство собственных ракет класса «земля-воздух» для зенитно-ракетных комплексов С-75. Выпускались ракеты 11Д, 13Д, 15Д, 20Д, 5Я23, 5В29, которые стояли на страже воздушных рубежей нашей Родины более 30 лет. Экспортные варианты этих ракет были поставлены в 24 страны мира. Качество, эффективность и надежность продукции «Авангард» были подтверждены не только в ходе многочисленных испытаний, но и путем боевого применения (например, в годы Вьетнамской войны).
С 1954 по 1964 год начальником производства завода работал Михаил Алексеевич Ильин. Позже он возглавлял Долгопрудненский машзавод, а с 1969 по 1987 год Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии М.А.Ильин был заместителем министра авиационной промышленности СССР. С 1953 по 1969 год главным инженером предприятия был Александр Васильевич Малютин. С 1970 по 1976 год инженерные службы завода возглавлял Александр Тимофеевич Ильин. Позже А.Т.Ильин работал заместителем министра авиационной промышленности.
С 1953 по 1975 год директором завода был известный организатор авиационной промышленности Алексей Яковлевич Секачев. С 1975 по 2000 год предприятие возглавлял Виктор Павлович Пасько. В 2000 году генеральным директором ММЗ «Авангард» назначен Леонид Альбертович Брюханов.
В 1962 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Для системы С-200В заводом был начат выпуск ракеты 5В28, позже производство передано на Ленинградский Северный завод. ММЗ «Авангард» первым освоил выпуск изделий нового поколения5В55 и 48Н6 и обеспечил их поставку по государственному заказу для Министерства обороны. Именно этими ракетами укомплектованы войска ПВО Московского округа. Они обеспечивают надежную защиту воздушного пространства Москвы, Подмосковья и особо важных объектов.
После потери ряда производств внешней комплектации в странах СНГ, ММЗ «Авангард» в кратчайшие сроки обеспечил собственное изготовление агрегатов и узлов изделий, транспортно-пусковых контейнеров и пакетов для транспортировки изделий, что позволило выполнить госзаказ в установленные сроки. Предприятие постоянно систематизирует вопросы эксплуатации и оценки надежности парка эксплуатируемых изделий, входящих в системы С-75 и С-300, как на территории России, так и за ее пределами. По результатам проводимых работ принимаются решения об увеличении эксплуатационных сроков.
ММЗ «Авангард» – базовое предприятие по восстановлению длительно эксплуатирующихся изделий 5В55, изготовленных Ленинградским Северным и Жулянским механическим заводами. Это позволяет сохранять существующий парк боевой техники. Участвуя в создании новых модификаций и типов, завод ведет работу по новому изделию и поставляет детали для заводских и совместных испытаний.
4 января 1967 года, приказом министра авиационной промышленности, на базе отдела главного конструктора завода и специалистов МКБ «Факел», было создано ОКБ Московского машиностроительного производственного объединения «Авангард». На ОКБ были возложены задачи разработки и подготовки совместно с МКБ «Факел» технической документации для предъявления государственной комиссии по совместным испытаниям изделий типа 5В61, принято решение об участии ОКБ в заводских и совместных испытаниях этих изделий. В состав ОКБ вошли тематические отделы конструкций, электрорадиооборудования, эксплуатационной документации и обеспечения испытаний, а также теоретический отдел. Каждый отдел состоял из специализированных конструкторских бюро. Главным конструктором ОКБ был утвержден Владимир Сергеевич Котов.
Приказом министра авиационной промышленности от 8 августа 1968 года на ОКБ возложены задачи по разработке и модернизации изделий типа Д при общем техническом руководстве МКБ «Факел». При этом эскизные проекты вновь разрабатываемых и модернизируемых изделий ОКБ утверждались генеральным конструктором П. Д. Грушининым. Коллективом ОКБ выполнялись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по изделиям типа Д, велась конструкторская подготовка производства и разработка технической документации новых изделий ОКБ “Факел”. ОКБ участвовало в заводских и совместных испытаниях, в проведении работ по продлению эксплуатационных сроков изделий, проводило контрольно-серийные испытания. Были разработаны модернизированные ракеты 5Я23 и 5В29. Благодаря усилиям коллективов ОКБ ММЗ “Авангард” и МКБ “Факел”, первоначально установленные сроки эксплуатации ракет системы С-75 были доведены до 17,5-27,5 лет. Разработаны документация и оборудование для ремонта ракет в условиях ремонтных баз.
В 1972—1975 гг. «Авангард» осваивает выпуск нового поколения ЗУР В-500 для комплексов С-300П. Одновременно с 1973 г. завод приступает к производству противоракет для системы А-135.
В 1986–89 гг. было освоено производство ЗУР 48Н6П для комплексов С-300ПМ, которые стоят на вооружении ВС России и в настоящее время.
С 1968 по 1981 год ОКБ возглавлял Владимир Алексеевич Рыбин. С 1981 по 1992 год главным конструктором ОКБ был Иван Петрович Петровичев.
«Авангардом» также выпускались ракеты-мишени 5 типов («Синица-1», «Синица-6», «Синица-23», «Коршун», «Бекас»), которые использовались войсками ПВО, а ракета-мишень «Бекас» востребована для проведения учебно-боевых стрельб и сегодня.
В 90-е годы завод находился в тяжелом экономическом положении в связи с отсутствием контрактов на изготовление ЗУР и сложной обстановкой в стране в целом. Предприятие покидали квалифицированные кадры, инфраструктура приходила в упадок. Были проданы здания детского лагеря и санатория, в цехах отсутствовало отопление, сотрудникам приходилось греться у костров. Руководство было вынуждено сдавать производственные площади в аренду, чтобы хоть как-то удержать предприятие на плаву. На этом фоне в 2002 году указом президента страны было образовано ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Создание ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» позволило объединить под единым руководством основные стратегические организации и предприятия России, разрабатывающие и производящие системы вооружения для противовоздушной обороны, более эффективно использовать выделенные на эти цели бюджетные средства, устранить ненужную конкуренцию между различными группами изготовителей продукции по этой тематике, создать благоприятные условия для безусловного выполнения государственных заказов на поставку вооружений для Министерства обороны страны и удовлетворения потребностей на соответствующем сегменте внешнего рынка. Государственное предприятие «Московский машиностроительный завод «Авангард» постановлением правительства РФ было преобразовано в открытое акционерное общество и включено в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
В 2003 году генеральным директором общества становится Геннадий Викторович Кожин. Обладая огромным опытом организатора и экономической подготовкой, он за короткий срок сплотил вокруг себя команду единомышленников, которая сумела провести все необходимые структурные изменения и обеспечить возобновление масштабного производства. С этого момента начинается возрождение завода в качестве производителя современной оборонной продукции. Восстанавливаются производственные мощности, практически заново формируется коллектив предприятия, создается и успешно развивается система менеджмента качества. АО «ММЗ «Авангард» успешно осваивает серийный выпуск новых модификаций ЗУР для Министерства обороны страны и для иностранных заказчиков. За 2011–2015 годы объем выпускаемой предприятием продукции увеличился более чем в три раза.
В сентябре 2015-го генеральным директором общества был назначен Ахмет Абдул-Хакович Мухаметов, работающий на заводе с 1975 года и прошедший трудовой путь от инженера-технолога до руководителя предприятия, имеющий большую практику в организации производства и построении технологических процессов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ
24 января 1942 года
Решением ГКО в Москве, на площадях эвакуированного ЦИАМ был образован Завод № 41 НКАП
31 декабря 1952 года
На заводе начата подготовка серийного производства зенитных управляемых ракет В-300.
В 1954 году
На заводе начат выпуск ракет 1Д. В 1956 году проведены первые контрольно-серийные пуски.
С 1954 по 1964 год
Начальником производства завода работал Михаил Алексеевич Ильин.
4 января 1967 года
Создано ОКБ Московского машиностроительного производственного объединения «Авангард».
31 марта 1981 года
ОКБ поручено проведение испытаний, доводка и отработка опытных образцов транспортно-пусковых контейнеров ракеты 48Н6

Адрес:
г. Москва, ул. Клары Цеткин, 33
Телефон: 8 (495) 450-97-55
E-mail: mmzavangard-personal@yandex.ru

http://mmzavangard.ru

Источники: mmzavangard.ru, РГАЭ, ММЗ «Авангард» , vpk-news.ru, bmpd.livejournal.com и др.

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПМ2 «ФАВОРИТ» И «ФАВОРИТ-С»
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300ПМУ2 «ФАВОРИТ»
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П
ЗЕНИТНО-РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300 (Ч. 1)
ЗЕНИТНО-РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300 (Ч. 2)
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-200
ПЕРВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА ПВО МОСКВЫ – С-25 “БЕРКУТ”
К ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ БЦВМ ДЛЯ ПРОТИВОРАКЕТ ДАЛЬНЕГО ПЕРЕХВАТА А925
ОАО «КОНЦЕРН ПВО «АЛМАЗ-АНТЕЙ»