АВТОНОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ АРС-600 (DEEP WORKER 2000)
AUTONOMOUS UNDERWATER VEHICLE ARS-600 (DEEP WORKER 2000)

Военно-морской флот (ВМФ) России впервые получит обитаемые подводные комплексы на основе аппаратов зарубежного производства. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный представитель ВМФ, до конца 2014 года будет закуплено два канадских батискафа АРС-600, способных работать на глубине до 1,5 тыс. м. Мобильные глубоководные комплексы АРС-600 создадут на основе аппаратов Deep Worker канадской компании Nuytco Research. Их приспособлением для нужд российской армии займется петербургское ООО «ДайвТехноСервис». Стоимость одного комплекса АРС-600, согласно документам по развитию ВМФ, — около 310 млн рублей.
АРС-600 предназначен для поиска, обследования, подъема со дна различных объектов, поддержания жизнедеятельности экипажей аварийных подводных лодок, а также обеспечения стыковки с ними других спасательных подводных аппаратов.
Глубоководный аппарат АРС-600 имеет двухкорпусную конструкцию, управление аппаратом может осуществляться из каждого из корпусов. Экипаж аппарата состоит из двух человек: пилота и инженера-оператора. Для навигации и связи используются гидроакустические системы.
Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300С, строительство которого ведется в интересах ВМФ России с 2005 года, получит два новых глубоководных автономных двухместных обитаемых аппарата АРС-600. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя Министерства обороны России, судно получит подводные аппараты в 2013 году. Они будут работать совместно с необитаемыми подводными аппаратами и смогут дополнять друг друга. Использоваться будут исключительно для проведения спасательных операций, — пояснил представитель военного ведомства.
По словам источника агентства, поставкой аппаратов займется петербургская компания «ДайвТехноСервис». АРС-600 предназначены для поиска, обследования, подъема со дна различных объектов, поддержания жизнедеятельности экипажей аварийных подводных лодок, а также обеспечения стыковки с ними других спасательных подводных аппаратов.
В 2012 году аппарат построен компанией NUYTCO RESEARCH Ltd. (Канада). В дальнейшем под наименованием АРС-600 интегрирован компанией «Дайвтехносервис» (Санкт-Петербург).
Автономный подводный аппарат Deep Worker 2000 был разработан Филом Ньютеном (Phil Nuytten) – изобретателем нормобарических скафандров, долгое время производимых компаниями HardSuit Inc и Oceanworks International. Аппарат был разработан с учетом всех недостатков нормобарических скафандров – ограниченной подвижности пилота, невозможности выполнять тяжелые работы, необходимости в тяжелом и дорогостоящем спуско-подъемном оборудовании, а главное – зависимости от кабель-троса.

19 – 21 февраля 2013 года в НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» состоялись ежегодные организационно-методические сборы командования УПАСР флотов, водолазных специалистов и врачей-спецфизиологов УПАСР флотов (КФл). специалистов НИИ С и ПТ преподавателей и слушателей ВУНЦ ВМФ «ВМА». офицеров 328 ЭАСО (СпН. ВМФ), принимающих непосредственное участие в проведении водолазных работ в ВМФ. а также в их медицинском обеспечении. На мероприятие традиционно были приглашены представители КБ-проектантов ПЛ. занимающихся вопросами обеспечения спасания личного состава ПЛ. а также представители компаний, осуществляющих поставку на рынок водолазного оборудования новую технику выполнения водолазных и подводно-технических работ. Компания «Дайвтехносервис» впервые продемонстрировала участникам сборов разработанный и изготовленный компанией мобильный комплекс для выполнения ПТР и АСР на базе морского 20-ти футового технологического контейнера и обитаемого подводного аппарата АРС-600.
В марте 2013 года Российский морской регистр судоходства (РС) провел освидетельствование и переклассификацию на класс РС обитаемого подводного аппарата (ОПА) DEEP WORKER-2000 по заказу компании NUYTCO RESEARCH LTD (Канада). Освидетельствование аппарата проведено в Ванкувере (Канада). После всех необходимых испытаний, включая погружение с пилотом на глубину 612 метров, аппарату был присвоен класс РС с символом КМ*МS и выдано соответствующее классификационное свидетельство.
З – 7 июля 2013 года мобильный комплекс для подводно-технических и аварийно-спасательных работ демонстрировался на МВМС-2013 в выставочном комплексе ЛЕНЭКСПО. В июле 2013 года аппарат временно базировался на КИЛ «Александр Пушкин» Балтийского флота и прошел испытания.

Deep Worker 2000 может работать на глубинах до 1000 м, а продолжительность погружений может достигать 6 часов в штатном режиме и 80 часов – в аварийном. Аппарат оснащен 4-мя движителями, мощностью по 1 л.с. каждый, обеспечивающими перемещение во всех направлениях. На аппарат возможна установка широкого спектра дополнительного оборудования: манипуляторов, видеокамер, гидролокатора, доплеровского лага, гидроакустической навигационной системы и т.д.
Аппарат имеет полусферический купол, обеспечивающий отличный обзор пилоту. Габариты купола позволяют легко производить фото- или видеосъемку на неспециализированные камеры без необходимости использования дорогостоящих подводных камер или боксов.
Сравнительно небольшая масса – 1800 кг – и компактность аппарата позволяют производить спуск и подъем аппарата любым корабельным неспециализированным краном достаточной грузоподъемности, а также транспортировать любым видом транспорта.
Аппарат Deep Worker управляется одним пилотом. Выпускается также исполнение Dual Deep Worker, рассчитанное на работу экипажа из двух человек.

«АРС-600 способен выполнять не только поиск и обследование подводных объектов, но и работы на них. Для этого на аппарате устанавливается различное навесное оборудование, применяемое для подводно-технических работ: мощные многофункциональные манипуляторы (рабочий с 6 ст. свободы, предназначенный для выполнения тонких точных операций на объекте, и фиксирующий с 4 ст. свободы и схватом, обеспечивающим крепление за конструкции объекта и удержание ОПА в необходимом для работы положении, а также выполнение грузоподъемных операций), многолучевой эхолот, профилограф, датчики мониторинга окружающей среды, оборудование для инспектирования протяженных коммуникаций, приборы неразрушающего контроля (толщинометры, датчики катодного потенциала и др.), гидромониторы, пилы, резаки и т.п. Многими функциями аппарата пилот управляет простым прикосновением к чувствительному компьютерному дисплею. На случай отказа электроники предусмотрено механическое управление всеми жизненно важными системами аппарата.
Обзор пилоту благодаря сферической форме купола в переднем секторе вполне достаточен для управления навесным оборудованием и ориентации в пространстве. Для детализации обзора в носу на раме аппарата может устанавливаться широкоугольная видеокамера. Кроме того, такие видеокамеры могут устанавливаться на различных местах корпуса для обеспечения обзора практически в любом секторе.

Вывод изображений от ТВ-камер осуществляется на дисплей, располагающийся перед пилотом, как поочередно от каждой камеры, так и одновременно от нескольких камер.

Погружение на рабочую глубину (600/1000 м) занимает 20/30 мин. Такое же время занимает всплытие. Кроме того, аппарат оснащается системой стабилизации отстояния от грунта. Связь с обеспечивающим судном производится при помощи гидроакустической станции звукоподводной связи в подводном положении и при помощи УКВ радиостанции в надводном положении.

В кабине пилота поддерживается нормальное атмосферное давление и декомпрессии после работы под водой не требуется. Для обеспечения жизнедеятельности пилота в автоматическом режиме поддерживается оптимальный состав газовой среды в прочном корпусе. Основная система жизнеобеспечения имеет двойное резервирование.

В аварийной ситуации оператор может сбросить балластный груз или, в крайнем случае, блоки аккумуляторных батарей и опорную раму с навесным оборудованием. Все основные узлы аппарата имеют простой доступ, благодаря чему техническое обслуживание и ремонт не вызывают затруднений.
Размещение АРС-600 на палубе судна не требует большого пространства. Крепление аппарата к палубе осуществляется оттяжками (талрепами) за его раму. Еще одним важным преимуществом аппарата является его мобильность. Благодаря относительно небольшому весу и габаритам аппарат может без проблем перевозиться любым видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, авиационным (в т.ч. вертолетами КА-27, КА-32, МИ-8 и МИ-26) и морским в 20–футовом морском контейнере.»

«В свою очередь, Виктор Илюхин, председатель некоммерческой организации «Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий», д-р техн. наук, профессор, отмечает следующие основные преимущества аппарата АРС-600 в сравнении с находящимися в эксплуатации в ВМФ техническими средствами:
– компактность и малый вес (около 2 т);

– возможность использования с судов, не имеющих системы динамического позиционирования и водоизмещением от 500–600 т с применением штатных судовых спускоподъемных устройств;

– минимальные требования к судну-носителю и энергообеспечению;

– мобильность комплекса, позволяющая перевозить его любым видом транспорта;

– широкий спектр штатного и дополнительного оборудования для выполнения аварийно-спасательных и подводно-технических работ;

– многоуровневая система безопасности;

– невысокая стоимость, в т. ч. расходов по эксплуатации;

– отсутствие необходимости введения дополнительных должностей для обслуживания.
Другое преимущество АРС – 600 в сравнении с необитаемыми телеуправляемыми подводными аппаратами и нормобарическими скафандрами HS-1200, имеющимися в ВМФ сегодня, заключается в их автономности, более высоком уровне безопасности и эффективности при совместном использовании со спасательным глубоководным аппаратом и другими средствами при оказании помощи аварийным подводным лодкам без их дооборудования. Более того, стоимость АРС-600 в несколько раз меньше стоимости комплекта HS-1200, так же как и стоимость авторского надзора за этими аппаратами. Эффективность же использования АРС – 600 при выполнении задач в 1,5–2 раза выше эффективности закупленных ранее за рубежом аналогов.
Научно-исследовательские организации ВМФ, рассмотревшие технико-экономическое обоснование по закупке АРС – 600, также дали положительные заключения на их использование, так как, по их мнению, использование АРС – 600 целесообразно совместно с находящимися на вооружении в ВМФ СГА, в том числе на строящемся спасательном судне пр. 21300. Это позволит повысить безопасность и эффективность проведения поисково-спасательных операций в условиях отсутствия в составе ВМФ АРС, выслуживших установленные сроки службы, окончания срока службы нормобарических скафандров HS-1200 в 2012 г., а также отсутствия в составе ВМФ дооборудованных судов-носителей для закупленных ранее обитаемых и необитаемых подводных аппаратов.»
В 2015 году на вооружение Военно-Морского Флота поступит 2 обитаемых рабочих глубоководных аппарата «АРС-600″ нового поколения, которые предназначены для поиска и обследования аварийных подводных лодок на глубине до 1000 метров. Они способны работать на заданной глубине 8 часов без подзарядки аккумуляторных батарей.
2 аппарата «АРС-600″ уже прошли испытания и были приняты на вооружение ВМФ в прошлом году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модель Deep Worker Dual Deep Worker
Максимальная рабочая глубина, м 600 или 1000 600 или 1000
Масса, кг 1750 2722
Габариты, м 2,4х1,6х1,35 2,1х2,0х2,0
Полезная нагрузка, кг 114 218
Экипаж, чел. 1 2
Движители 4 шт. по 1 л.с. 6 шт. по 1 л.с.
Максимальная скорость хода, узл. 3 3
Автономность, ч 80 80
Запас хода, ч 8 8
Манипуляторы NewtArms, в качестве гидравлической жидкости используется забортная вода

Источники: www.diveservice.ru, www.deepstorm.ru, vpk.name, Лента.ру, www.ckp-vmf.ru, www.rs-class.org, Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации и др.

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ИГОРЬ БЕЛОУСОВ» ПРОЕКТА 21300