РЕАКТИВНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ARJ21 (КИТАЙ)
REGIONAL PASSENGER JET AIRCRAFT ARJ21 (CHINA)

30.11.2015

Как сообщило китайское информационное агентство «Синьхуа», 29 ноября 2015 года китайская государственная компания СОМАС (Commercial Aircraft Corporation of China) поставила китайской авиакомпании Сhengdu Airlines из Чэнду (данная авиакомпания контролируется все той же СОМАС) первый региональный пассажирский самолет ARJ21-700. Поставленной машиной стал второй серийный и шестой построенный в целом самолет ARJ21 (серийный номер АС106, регистрационный номер В-3321). Тем самым ознаменовано начало реальных поставок самолета ARJ21, ставшего тем самым первым китайским серийным реактивным пассажирским самолетом.
Авиакомпания Сhengdu Airlines с начала 2010 года контролируется СОМАС совместно с Chengdu Communications Investment Group, так что неудивительно, что именно Сhengdu Airlines стала первым получателем строящегося СОМАС самолета ARJ21 – авиакомпания подписала соглашение о приобретении 30 ARJ21 немедленно после перехода под контроль СОМАС (причем по условиям соглашения их поставка ожидалась с конца 2010 года). Фактически «карманная» для СОМАС авиакомпания из Чэнду будет играть роль площадки для отработки эксплуатации и доводки ARJ21. Сейчас Сhengdu Airlines располагает также флотом из 20 самолетов Airbus – трех А319 и 17 А320. Ожидается, что первый коммерческий рейс на ARJ21 будет совершен авиакомпанией в конце февраля или начале марта 2016 года.
http://bmpd.livejournal.com

30.06.2016

Долгостройный первый китайский реактивный региональный пассажирский самолет ARJ21 совершил 28 июня 2016 года первый коммерческий рейс, доставив 70 пассажиров из Чэнду в Шанхай. Рейс был совершен самолетом ARJ21-700 с серийным номером АС106 и регистрационным номером В-3321, являющийся вторым серийным и шестым построенным в целом самолетом ARJ21, и первым, официально переданным 29 ноября 2015 года стартовому заказчику – авиакомпании Сhengdu Airlines из Чэнду, которая, что показательно, является дочерней компанией производителя самолета – китайской государственной компании СОМАС (Commercial Aircraft Corporation of China).
Сhengdu Airlines первоначально планировала ввести головной самолет в эксплуатацию в феврале 2016 года, однако окончательное разрешение было получено только 24 июня. С момента поставки головного ARJ21-700 авиакомпания провела ряд испытательных полетов общей длительностью около 140 часов.
Первый ARJ21 будет выполнять рейсы между Чэнду и Шанхаем три раза в неделю. В дальнейшем до конца года самолеты ARJ21 компания Chengdu Airlines также планирует поставить на направления из Чэнду в Пекин, Сиань, Ухань, Чанша, Гуйжоу и Шэньчжэнь. Начиная с 2017 года Chengdu Airlines планирует использовать ARJ21 и на международных маршрутах. Всего Chengdu Airlines как стартовый заказчик должна получить 30 воздушных судов ARJ21.
http://bmpd.livejournal.com

14.07.2016

Пресс-служба крупнейшего авиационного предприятия КНР СОМАС сообщила об подписании ряда контактов на поставку первого ближнемагистрального пассажирского лайнера ARJ21−700, первый коммерческий полет которого состоялся в конце июня.
Самый крупный заказ был сделан лизинговой компанией China Aircraft Leasing Ltd, планирующей сдать в аренду целый парк ARJ21−700 одной из индонезийских авиакомпаний. Китайская компания приобрела 60 лайнеров за $2,3 млрд, пишет «Наньцзао жибао».
Еще 30 самолетов приобрела Aviation Industry Corp of China Leasing Co. Все 30 лайнеров будут эксплуатироваться одним из внутренних китайских авиаперевозчиков.
ИА Regnum

23.04.2017

Продолжается реализация программы китайского регионального пассажирского самолета ARJ21 (Advanced Regional Jet), сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на zh.wikipedia.org.
В 2017 году началось серийное производство ARJ21, однако самолет пока имеет только китайский сертификат летной годности, который не позволяет выполнять международные рейсы и начать экспорт авиалайнеров. Американские и европейские авиационные власти не спешат дать разрешение на полеты этих самолетов, ссылаясь на недостаточное изучение безопасности эксплуатации. В 2020 году должен быть достигнут темп производства 25 машин в год.
Самолет оснащен двумя двигателями General Electric Company CF34-10A, авионика разработки Rockwell Collins, система управления Honeywell. Таким образом, большая доля компонентов самолета импортируется. В настоящее время имеется 336 твердых заказов, опцион 20 машин. Самолеты заказали такие страны как Лаос (2), Индонезия (49), Мьянма (2), Конго (3).
Военный Паритет

24.04.2017

Как пишет Antony Angrand в статье «Nouveaux vols d’essais pour l’ARJ21 chinois», опубликованную изданием «Air&Cosmos», китайская государственная компания Commercial Aircraft Corporation of China Ltd. (COMAC) подвергла выпускаемый ею региональный пассажирский самолет ARJ-21-700 новому циклу испытаний по итогам доработок самолета. В сентябре прошлого года производитель самолета не делал секрета из того, что некоторые компоненты самолета содержат дефекты или требуют доработки, среди которых значился повышенный уровень шума в кабине, сложностью систем сигнализации, а также проблемы с дверью, которые видимо были связаны с давлением.
COMAC планирует внедрить все доработки максимум до конца 2017 года, после чего приступить к снижению массы самолета, который оказался перетяжелен. До этого самолет будет проходить другие виды летных испытаний – взлеты и посадки с боковым ветром, испытания программного обеспечения модернизированной системы управления самолетом.
Хотя самолет получил сертификат от китайских авиационных властей уже более полутора лет назад [на самом деле 30 декабря 2014 года], именно Администрация гражданской авиации КНР обратилась к производителю с требованием провести минимум семь доработок, которые будут отрабатываться в ходе летных испытаний.
http://bmpd.livejournal.com

14.07.2017
Китайская самолетостроительная корпорация COMAC получила разрешение от Администрации гражданской авиации КНР (СAAC) на серийное производство региональных реактивных самолетов ARJ21-700, пишет ATW. Разрешение выдано через 2,5 года после сертификации типа и чуть больше чем через год после его ввода в коммерческую эксплуатацию.
Стартовый эксплуатант ARJ21-700, рассчитанного на перевозку 90 пасс., — китайская авиакомпания Chengdu Airlines, базирующаяся в аэропорту города Чэнду. Первый коммерческий полет на этом самолете она совершила 24 июня 2016 г.ода Сейчас в ее парке числится два борта этого типа, которые летают из Чэнду в Чанша и Шанхай. Обслуживанием самолетов занимается производитель.
По итогам первого года эксплуатации COMAC готовится внести в конструкцию ARJ21-700 доработки. Среди прочего они должны снизить уровень шума в салоне, улучшить герметичность дверей и повысить безопасность полетов при эксплуатации самолета под ливнем. Доработки станут не первыми: в 2015 году СAAC уже выдала дополнение к сертификату типа.
Chengdu Airlines заказала 30 самолетов ARJ21-700. В этом году COMAC планирует поставить ей пять бортов. Передача оставшихся 23 самолетов ожидается в следующие 5–6 лет.
ATO.ru

24.10.2017

Как сообщила китайская государственная авиастроительная компания Commercial Aircraft Corporation of China Ltd. (COMAC), 19 октября 2017 года она передала своей дочерней авиакомпании Сhengdu Airlines из Чэнду региональный пассажирский самолет ARJ21-700 (серийный номер АС107, регистрационный номер В-3386), ставший третьим самолетом этого типа в парке авиакомпании после переданных в 2015-2016 годах двух первых серийных (фактически предсерийных) самолетов с серийными номерами АС105 и АС106. Переданный Сhengdu Airlines борт АС107 совершил первый полет 8 августа 2017 года и стал седьмым построенным самолетом типа ARJ21-700, и первым самолетом этого типа, построенным за три года.
Напомним, что до настоящего времени Сhengdu Airlines получила в эксплуатацию два предыдущих предсерийных самолета ARJ21-700 с серийными номерамии АС106 (регистрационный номер В-3321) и АС105 (регистрационный номер В-3322). Оба они были построены СОМАС еще в 2014 году и переданы Сhengdu Airlines, соответственно, 29 ноября 2015 года и 29 сентября 2016 года. Борт АС106 совершил первый для типа пассажирский рейс 28 июня 2016 года.
http://bmpd.livejournal.com


РЕАКТИВНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ARJ21

Проект регионального самолета ARJ21 (Advanced Regional Jet) Xiangfeng (»Летящий феникс») являлся одним из ключевых проектов «десятилетнего плана» роста Китая. Проект был инициирован в 2000 году и изначально планировалось, что первый полет ARJ 21 совершит уже в 2005, а поставки начнутся к 2007. Впервые проект пассажирского среднемагистрального регионального самолета ARJ21 был представлен на авиасалоне в Пекине в 2001 году.
При проектировании был учтен опыт лицензионного производства западных пассажирских самолетов. Самолет проектировался в расчете на производство с использованием имеющихся технологических разработок, в частности, технологий для выпуска самолета McDonnell Douglas MD-90 Trunkliner. Поэтому фюзеляж самолета ARJ21 очень похож на фюзеляж американского авиалайнера. Крыло разработано совместно с ОКБ им. О. К. Антонова (Украина). Системы и оборудование – в основном западного производства: двигатели General Electric CF34-1 OA, система управления полетом на базе системы Rockwell Collins Pro Line 21 и электро-дистанционной системы Haneywell-Parker Hannifin, шасси фирмы «Liebherr Aerospace».
За разработку и производство компонентов самолета отвечают различные компании, которые входят в государственную корпорацию AVIC I. Окончательная сборка осуществляется фирмой «Shanghai Aircraft Company». 11 мая 2008 года полный контроль над программой разработки и производства самолета ARJ21, а также всех программ по созданию китайских пассажирских самолетов официально получила корпорация ACAC (Commercial Aircraft Corporation of China). Базовым вариантом в семействе самолетов ARJ21 является ARJ21-700. Окончательная сборка прототипа началась в марте 2007 года, выкатка состоялась 21 декабря того же года.
ARJ21 выполнен по схеме с низкорасположенным стреловидным крылом с вертикальными законцовками, Т образным оперением и двумя турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД) «Дженерал Электрик» CF34 10A в хвостовой части фюзеляжа.
Расчетный срок службы самолета определен в размере 60 тысяч часов (60 тысяч летных циклов), что эквивалентно эксплуатации в течение 20 лет. ARJ21 имеет просторный пассажирский салон шириной 3,14 м.
Самолеты серии способны без дозаправки совершать перелеты на расстояние от 2,2 тысяч до 3,7 тысяч километров и приземляться в сложных климатических условиях на высокогорных аэродромах. Особенностью самолета является большая боковая грузовая дверь, что позволяет быстро переоборудовать его в грузовой вариант. Исходный вариант самолета ARJ21 700 предназначен для перевозки 78 85 пассажиров, а удлиненный вариант ARJ21 900 – 98 105 пассажиров.

Сложности в разработке сдвинули этап создания прототипов до 2006 года, а первая выкатка была осуществлена в 2007 с планами первого полета в 2008.
О завершении строительства первого самолета собственного производства Китай объявил в декабре 2007 года. 21 декабря 2007 года в Шанхае на сборочном предприятии Китайской авиационно промышленной корпорации AVIC 1 (Commercial Aircraft Corporation of China Ltd) состоялась презентация модификации самолета ARJ21 700. В это же день были объявлены итоги конкурса на лучшее наименование самолета.
Первый полет протоптип под номером 101 совершил с аэродрома Дачан (Dachang) в пригороде Шанхая. В течение 2 лет к первому прототипу присоединились еще 3 самолета. Ожидалось, что поставки начнутся с 2010 года. Реорганизованный в 2009 году COMAC планировал произвести 11 самолетов в 2010 году и выпускать по 30 машин ежегодно до 2015.
Первые два реактивных самолета компании, которые принимают участие в испытаниях, сошли с конвейера в конце 2013 года.
В процессе испытаний возникли проблемы, сорвавшие планы поставок. Во время статических испытаний крыло самолета не выдержало расчетной нагрузки, что привело к серьезным сдвижкам плана. В 2011 году произошли серьезные задержки в прохождении испытаний на оледенение, а испытания на скорость сваливания вовсе не были начаты. Проблемы были выявлены так же в авионике и электросистеме.COMAC пришлось объявить, что первые поставки начнутся не ранее 2013 года – на 5 лет позже изначального плана.
В конце концов, в 2013 году COMAC объявила, что ARJ 21-700 получит сертификат типа от CAAC (Civil Aviation Administration of China) в конце 2013 и начнет поставки в 2014. Первым эксплуатантом будет Chengdu Airlines.
Не смотря на то, что ARJ21 позиционируется как полностью китайская разработка в ее адрес идет множество обвинений в использовании базы самолета MD 80, который в свое время собирался в Китае. Но, не смотря на обвинения, не стоит считать китайский самолет копией: большая часть элементов ARJ 21 значительно переработаны, крыло полностью новое и оснащенное винглетами было разработано для COMAC украинским Антоновым. В производстве компонентов участвует 19 европейских и американских поставщиков, включая двигатели от General Electric, электродистанционную систему управления от Honeywell и авионику от Rockwell Collins.

29 апреля 2014 года разработанный Китаем региональный пассажирский самолет ARJ21-700 успешно вернулся в Сиань /пров. Шэньси, Северо-Западный Китай/ из 30-тысячекилометрового кругосветного полета, в ходе которого совершил испытательные полеты в особых метеоусловиях, включая естественное обледенение.
Китайский самолет пролетел над Северным полушарием с востока на запад через Азию, Европу, Америку, Тихий и Атлантический океаны. В ходе полета были совершены остановки в 18 аэропортах 10 стран. ARJ21-700 выдержал испытания в различных неблагоприятных условиях, включая метель, сильный боковой ветер и естественное обледенение.
За 11 дней в Канаде ARJ21-700 совершил 9 полетов общей продолжительностью 27 часов 14 минут, успешно выполнив испытания в условиях естественного обледенения. Была проверена работа противообледенительной системы и способность удаления льда с соответствующих частей самолета. Была проведена проверка работы двигателей, вспомогательных силовых установок и системы атмосферных данных в условиях обледенения, а также управляемости самолета и характеристик потери скорости.
С 2010 по 2013 гг. ARJ21-700 трижды проводил подобные испытания в городе Урумчи /Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай/, однако из-за ограниченности метеоусловий была выполнена лишь часть испытаний. В связи с этим Северная Америка была определена в качестве места проведения испытаний в условиях естественного обледенения. Как сообщается, ARJ21-700 уже совершил в общей сложности более 2400 полетов, пробыв в воздухе свыше 4000 часов.

30 декабря 2014 года Управление гражданской авиации КНР (Civil Aviation Administration of China – CAAС) выдало долгожданный сертификат типа китайскому реактивному региональному пассажирскому самолету ARJ21-700. Это открывает дорогу к началу поставок и эксплуатации этому «долгострою» китайской авиационной промышленности.
ARJ21 разрабатывался компанией СОМАС (Commercial Aircraft Corporation of China), специально выделенной из состава китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC для осуществления проектов в области гражданской авиации (ARJ21 и С919). Программа самолета ARJ21 была начата в 2001 году, и изначально планировалось начало его эксплуатации в 2007 году. Тогда ARJ21 рассматривался как один из потенциально наиболее серьезных конкурентов на мировом рынке региональных самолетов. Однако китайская индустрия столкнулась с серьезными трудностями при разработке и доводке ARJ21. Лишь в ноябре 2008 года в воздух был поднят первый из четырех прототипов ARJ21, программа испытаний и доработок значительно затянулась, как и процесс сертификации со стороны СААС, начатый только в 2012 году.
В ходе процесса сертификации СААС самолеты ARJ21 налетали 1141 часов и прошли более 300 циклов наземных испытаний. Однако для полноценной эксплуатации ARJ21 за рубежом китайская сторона ставит целью полученния американского сетификата со стороны Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration -FAA), и этот процесс, как ожидается, будет еще более затруднительным и длительным.
Стоимость самолета составляет от 27 до 29 млн долларов. В настоящее время COMAC получил заказы на 252 реактивных самолета ARJ21-700 от 13 авиакомпаний Китая и других стран.
Самолет является конкурентом авиалайнера SSJ «Гражданских самолетов Сухого». Разработчики ARJ21 рассчитывают в течение 20 лет поставить 350 машин авиакомпаниям Китая и 150 зарубежным перевозчикам.

МОДИФИКАЦИИ
• ARJ21-700 – базовая модель с вместимостью 70-95 пассажиров.
• ARJ21-900 – модель с удлиненным фюзеляжем вместимостью 95-105 пассажиров.
• ARJ21F – грузовая весрия ARJ 21-700. Вмещает 5 контейнереров LD7 или PIP поддонов с максимальной массой груза 10150 кг.
• ARJ21B – бизнес версия ARJ 21-700, рассчитанная на комфортабельную перевозку 20 пассажиров.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 24955
максимальная взлетная 43500
топлива 10386
Размах крыла 27,29 м
Площадь крыла 79,86 кв. м
Длина 33,46 м
Высота 8,44 м
Силовая установка два двухконтурных турбореактивных двигателя GEAE CF34-10A по 6 954 кгс каждый
Практический потолок 11 900 м
Дальность полета 3 700 км
Максимальная взлетная масса 43,5 т
Крейсерская скорость 724 км/ч
Максимальное число пассажиров 90 человек

Источники: bmpd.livejournal.com, skyships.ru, www.jcnews.ru, www.aex.ru, www.airwar.ru, nauka21vek.ru и др.