МОРСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ЭКРАНОПЛАН «АКВАГЛАЙД-5»
SEA PASSENGER EKRANOPLAN «AQUAGLIDE-5″

Морской экраноплан «Акваглайд-5″ создан в ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания» (АТТК). Это малый прогулочный экраноплан типа А по классификации Международной Морской
Организации (ММО), предназначенный для перевозки 5 человек, включая водителя, со скоростью до 170 км/час на расстояние до 450 км.
«Акваглайд-5″ спроектирован и построен в полном соответствии с требованиями Временного руководства по безопасности экранопланов, принятым Комитетом по безопасности ММО.
«Акваглайд-5″ сертифицирован Российским Морским Регистром Судоходства.

Планер экраноплана состоит следующих составных частей: корпуса, крыла с закрылками, скегов, килей с рулями направлений, стабилизатора. Основные конструкции планера изготавливаются из коррозийно-стойких материалов и сплавов (стеклопластик, пенопласты, пенополиуретан, алюминиево-магниевые сплавы, нержавеющие стали). Все отсеки покрываются краской снаружи и изнутри. Силовой набор планера (шпангоуты, стрингеры, нервюры, стенки) выполнен из композитного материала. Для увеличения жесткости корпуса в целом и прочности отдельных узлов часть силовых элементов – шпангоуты, фундамент под главный двигатель, продольные балки, стрингеры носовой части, нервюры центроплана крыла, подкрепление под буксировку – изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава.
Крыло состоит из центроплана, двух отъемных частей крыла и 4-х секционного закрылка. Отъемные части крыла соединяются с центропланом болтовым соединением. Скеги левого и правого бортов, к которым крепятся элементы воздушно-амортизирующего устройства (баллоны), являются неотъемлемыми частями крыльев.

В качестве силовой установки на экраноплане используется восьмицилиндровый бензиновый двигатель «Мерседес-Бенц» мощностью 326 л.с. (240 кВт) при 5500 об/мин или дизельный двигатель той же фирмы мощностью 313 л.с. Расход топлива на крейсерском режиме движения составляет около 32 кг/час.
Передача мощности от двигателя к двум воздушным винтам производится через трансмиссию, состоящую из центрального и двух боковых редукторов. Максимальный момент на каждом выходном валу трансмиссии составляет 335 Нм. Боковые редукторы вместе с воздушными винтами поворачиваются относительно корпуса на угол 60 град.
Четырехлопастные воздушные винты регулируемого шага АВ-110 диаметром 1400 мм обеспечивают максимальную тягу 225 кгс каждый.
Рули направления, размещенные на килях, перекладываются синхронно на максимальных угол 30 град. на каждый борт. Рули направления наиболее эффективны на крейсерских скоростях движения.
Закрылки крыла отклоняются на угол до 20 град. с помощью электромеханизмов через качалки и пневмоаммортизаторы.
Для лобеспечения ближней двусторонней радиосвязи с судами и береговыми службами, работающими в системе ГМССБ морской район А1, и автоматической передачи сигнала бедствия на экраноплане установлен судовой приемопередатчик УКВ диапазона с цифровым избирательным вызовом, работающий при передаче на частотах 156,025 – 159,175 МГц, при приеме – на частотах 156,025 – 163,275 МГц. Питание приемопередатчика осуществляется от сети постоянного тока напряжением 27В.

Для передачи координат экраноплана предусмотрена связь радиоустановки с приемником спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Спутниковая навигационная система позволяет также определять путевую скорость и время независимо от метеоусловий. Приемоиндикатор навигационной системы установлен на левой панели пульта водителя.

Для обеспечения курсоуказания на экраноплане устанавливается магнитный компас, показывающий магнитный или истинный курсы.

Для удобства ведения сеансов связиприемопередатчик подключается к гарнитуре водителя, а включение режима передачи осуществляется кнопкой, расположенной на штурвале.

Для обеспечения радиосвязи, в том числе аварийной, на экраноплане устанавливаются два комплекта УКВ аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи спасательных средств, работающие в диапазоне 156,300 – 156,850 МГц. Радиотелефоны располагаются на рабочем месте водителя.
Для передачи сигналов оповещения о бедствии на спутники системы КОСПАС-САРСАТ на экраноплане установлен аварийный радиобуй.
Для обеспечения работы приемопередатчиков на стабилизаторе экраноплана устанавливаются две антенны – УКВ и УКВ ЦИВ.
В состав сигнальных средств эраноплана входят:
- сигнально-отличительные фонари (фонарь круговой белого огня, фонарь бортовой совмещенный зеленого и красного огней, фонарь круговой проблесковый красного огня);
- звукосигнальное средство;
- ракеты бедствия парашютные красного огня – 4 шт.;
- плавучие дымовые шашки – 4 шт.;
- фальшфейеры красного огня – 4 шт.;
- фонарь электрический специальный водозащищенный в качестве переносной сигнальной лампы;
- черный шар, выставляемый на крыше салона в качестве сигнала о стоянке экраноплана днем на якоре.

Мореходность
Взлет и движение экраноплана в крейсерском режиме допускаются при волнении до 0,3 м и скорости ветра до 5 м/сек. Свободный дрейф без повреждений конструкций планера экраноплана допускается при волнении до 1,25 м и скорости ветра до 7 м/сек.
Амфибийные качества
Экраноплан способен передвигаться по мелководью и выходить на необорудованный берег с уклоном до 5 градусов. Движение по суше и обратный сход на воду осуществляется на скорости 10-15 км/ч.

Экраноплан был представлен на международном военно-морском салоне МВМС-2007 в Санкт-Петербурге в 2007 году.
ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания» (АТТК) в 2011 году предполагало начать продажу пятиместных экранопланов «Акваглайд-5″. По словам президента АТТК Рубена Нагапетяна, на предприятии запущены в производство 10 экранопланов, построены и практически готовы к продаже 7, еще 3 машины находятся на сборке в высокой степени готовности (70-80%).
Что касается модификации экраноплана «Акваглайд-5В», то в 2010 году завершились его испытания на озере Севан (Армения). Эта модификация предназначена для эксплуатации на высотах до 2500 м над уровнем моря, а также для эксплуатации в жарких климатических зонах при повышенной влажности воздуха. Испытания подтвердили заявленные технические характеристики экраноплана. Считается, что «Акваглайд-5В» будет продаваться с 2011 г. В тоже время применение такого экраноплана в России ограничено, но он может найти спрос в других странах мира, считает Рубен Нагапетян.
Он также напомнил, что перед началом выпуска экранопланов «Акваглайд-5″, была изготовлена серия экранопланов типа «Амфистар», 11 или 12 были проданы за рубеж. Экраноплан «Амфистар» являлся как бы предвестником экраноплана «Акваглайд-5″, он также был рассчитан на ту же пассажировместимость, но машину, конечно, надо было доводить. Тем не менее, вся построенная серия экранопланов «Амфистар» была продана (причем, дорого) зарубежному покупателю
Цена одного экраноплана составляет 386 тыс. евро. «Акваглайд-5″ спроектирован и построен в полном соответствии с требованиями Временного руководства по безопасности экранопланов, принятым Комитетом по безопасности ММО и сертифицирован Российским морским регистром судоходства.
Морской пассажирский экраноплан «Акваглайд-5» был представлен ОАО «НПП «Радар ммс» на международной выставке «Гидроавиасалон-2012», которая состоялась в Геленджике с 6-го по 9 сентября 2012 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина габаритная, м 10,66
Ширина габаритная, м. 5,9
Высота габаритная, м ,35 …
Ширина корпуса на миделем 1,4
Экипаж, чел. 1
Пассажировместимость, чел. 4
Скорость на крейсерском режиме, км/ч 150-170
Дальность хода, км 350-450
Максимальное водоизмещение, кг 2400
Масса в снаряженном состоянии, кг 2010
Дедвейт, кг 506 …
в том числе:
экипаж и снаряжение, кг 106
полезная нагрузка, кг 300
топливо, кг 100
Материал планера Стекло-пластик

Источники: www.attk.ru, www.aviaport.ru, vz.ru и др.

МОРСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ЭКРАНОПЛАН «АКВАГЛАЙД-5» НА МВМС-2007