ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»
CENTRAL MARINE DESIGN BUREAU «ALMAZ»

24.06.2015
Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» в инициативном порядке разработало новый проект малого ракетного корабля на воздушной подушке (МРКВП), который придет на смену кораблям проекта 1239 «Сивуч», сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор предприятия Александр Шляхтенко.
«Мы, со своей стороны, готовы хоть сейчас предложить проект нового корабля на воздушной подушке скегового типа: соответствующие проектные проработки в области оружия и энергетической установки нами уже осуществлены в инициативном порядке», — заявил Шляхтенко.
Он добавил, что опыт эксплуатации действующих МРКВП в составе Черноморского флота позволил упростить проект, снизить технические риски и стоимость, а также повысить надежность корабля. РИА Новости

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ МРКВП

24.06.2016

АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) выпустило свой годовой отчет за 2015 год. В нем отмечается, что в минувшем 2015 году АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» показало положительную динамику в рамках реализации стратегии развития до 2020 года, завершив отчётный год с
положительным балансом по ряду ключевых показателей. Объём собственных работ АО «ЦМКБ «Алмаз» составил 1509,7 млн. руб., что превышает показатель предыдущего отчётного года на 7,6%. Чистая прибыль Общества достигла размера 193,3 млн. руб., что выше финансового результата за 2014 год на 36,9 млн. руб. или на 23,6 %. Рост производительности труда за отчётный период увеличился на 10,6 % в сравнении с аналогичным показателем за 2014 год.
В отчётном году находились в стадии строительства 5 головных и 13 серийных единиц, а именно:
– головной корвет проекта 20385 и один серийный этого же проекта
- два серийных корвета проекта 20380
- головной морской транспорт вооружений «Академик Макеев» проекта 20183
- головной базовый тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит» и серийный «Георгий Курбатов» этого же проекта
- головной рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э
– головной пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан»
- серийный малый ракетный корабль проекта 1234ЭМ
– серийные опытовые суда проекта 11982 «Ильмень» и «Ладога»
- два серийных ракетных катера проекта 12418
- два серийных служебно-разъездных катера проекта 21270.
ВТС «БАСТИОН»

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЦМКБ «АЛМАЗ» ЗА 2015 ГОД


ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»

Открытое акционерное общество “Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»”, основанное в 1949 году, является ведущей проектно-конструкторской организацией судостроительной отрасли промышленности России, уникальной по номенклатуре и сложности разрабатываемых проектов. ЦМКБ «Алмаз» сегодня – ведущий и единственный в России проектант скоростных катеров, боевых надводных кораблей малого и среднего водоизмещения, десантных кораблей на воздушной подушке, кораблей противоминной обороны, а также кораблей и судов специального назначения и плавучих доков.
Обширный научно-технический потенциал ЦМКБ «Алмаз» основан на огромном опыте проектирования, строительства и испытаний кораблей, высокой квалификации специалистов, тесном сотрудничестве с верфями и ведущими научно-исследовательскими центрами России. По разработанным фирмой проектам построено более 26 тысяч боевых катеров, кораблей и судов различного назначения.
Мы горды тем, что стояли у истоков создания первых в мире ракетного катера и амфибийного десантного корабля на воздушной подушке. Созданные ЦМКБ «Алмаз» малые ракетные корабли и катера существенно повлияли на структуру флотов многих государств и сумели продемонстрировать на практике свою боевую эффективность. Наши “know how” воплощены в уникальных кораблях – малом ракетном корабле на автоматически управляемых подводных крыльях «Ураган», ракетном корвете на воздушной подушке скегового типа «Сивуч», в известном всему миру «Зубре». Длительные исследования и эксперименты ЦМКБ «Алмаз» в содружестве с учёными ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова позволили нам разработать и внедрить в практику серийного строительства не имеющую аналогов в мире технологию для существенного повышения скорости и мореходных качеств патрульных катеров без увеличения мощности энергетической установки – комплекс автоматически управляемых интерцепторов.
С 1957 года для флотов более 40 государств поставлено более тысячи построенных по нашим проектам боевых кораблей, катеров и тральщиков, зарекомендовавших себя высокой эффективностью и надёжностью. По лицензиям и при техническом содействии ЦМКБ «Алмаз» на семи зарубежных верфях велось и продолжается строительство боевых катеров по нашим проектам.
Основными сферами деятельности фирмы является проектирование:
• надводных боевых кораблей малого и среднего водоизмещения;
• скоростных боевых и патрульных катеров;
• десантных кораблей и судов на воздушной подушке различного назначения;
• кораблей противоминной обороны;
• судов и кораблей специального назначения;
• плавучих доков;
• моторных яхт.

КАТАЛОГ ПРОЕКТОВ
Ракетные корабли и катера
• Проект 20382 «Тигр»: Малый сторожевой корабль (корвет)
• Проект 12421: Ракетный катер
• Проект 12418: Ракетный катер
• Проект 12300 «Скорпион»: Ракетно-артиллерийский катер
• Проект 20970 «Катран»: Патрульный катер
Пограничные сторожевые корабли и катера
• Проект 12300 «Скорпион»: Сторожевой катер на базе ракетно-артиллерийского катера
• Проект 10410: Пограничный сторожевой корабль
• Проект 10412: Сторожевой катер
• Проект 14310 «Мираж»: Патрульный катер
• Проект 12200 «Соболь»: Патрульный катер
• Проект 12150 «Мангуст»: Скоростной патрульный катер
• Проект 12260 «Ястреб»: Малый скоростной патрульный катер
Корабли и катера на воздушной подушке
• Проект 1239: Ракетный корабль на воздушной подушке
• Проект 12322 «Зубр»: Десантный корабль на воздушной подушке
• Проект 12061Э, шифр «Мурена-Э»: Десантный катер на воздушной подушке
• Проект 20910 «Чилим»: Малый патрульный катер на воздушной подушке
Корабли противоминной обороны
• Проект 266МЭ: Морской тральщик
• Проект 10750Э: Рейдовый тральщик
Плавучие доки
Ремонтные доки
• Проект 1759, шифр «Вуокса»: Ремонтный плавучий док
• Проект 1759Р, шифр «Двина»: Ремонтный плавучий док
• Проект 1780, шифр «Шилка»: Ремонтный плавучий док-эллинг
• Проект В9600, шифр «Кола»: Ремонтный плавучий док
Спусковые доки
• Проект 1769, шифр «Балтика»: Спуско-ремонтный плавучий док
• Проект 1779, шифр «Луга»: Спуско-ремонтный плавучий док
• Проект 2121, шифр «Сухона»: Спуско-ремонтный плавучий док
• Проект 00187, шифр «Буг»: Спусковой плавучий док
Транспортные доки
• Проект 1753: Транспортный плавучий док
• Проект 1757, шифр «Амур»: Транспортно-спусковой плавучий док
• Проекты 20230, 20270: Транспортный доковый комплекс «Ока»
• Проект 17571, шифр «Зея»: Транспортно-спусковой плавучий док

ИСТОРИЯ
Открытое акционерное общество “Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», вошедшее в 2009 г. в состав Объединённой судостроительной корпорации, является ведущей многопрофильной проектно-конструкторской организацией, номенклатура проектов которой охватывает широкий спектр боевых надводных кораблей, ракетных и патрульных катеров и судов специального назначения.
Бюро организовано приказом Министерства судостроительной промышленности № 00896 от 22 октября 1949г. на базе заводского конструкторского бюро при заводе № 5, путем привлечения конструкторов из ЦКБ-19 МСП и ОКБ-5 МВД. Новая проектная организация получила название – Специальное Конструкторское Бюро № 5 (СКБ-5).
Первоначально на Бюро были возложены задачи по проектированию и унификации шлюпок и моторных катеров, а также по проектированию торпедных катеров дальнего действия. Для более эффективной работы Бюро, требовалась его реорганизация, которая началась в 1950 году. В структуре СКБ-5 создаются проектный, корпусной, механический и электротехнический отделы. СКБ стало самостоятельно разрабатывать технический проект торпедного катера проекта 183Т с газовой турбиной.
Катера проекта 183 были лучшими отечественными ТКА первого после-военного десятилетия. Они же стали базовой платформой для проведения различных экспериментов.
Всего торпедных катеров проекта 183 и их различных модификаций было построено 484 ед. для отечественного флота и 135 ед. на экспорт (ГДР, Египет, Польша, Сирия, Китай).
В конце 1954 года в СКБ-5, на базе ТКА проекта 183, приступили к созданию принципиально нового катера: носителя крылатых ракет, (для этого потребовалось провести большой объем опытно-конструкторских работ). Был разработан проект экспериментального ракетного катера (проект 183Э).
Принципиально новые работы по созданию ракетных катеров, инициативно выполненные СКБ-5, свидетельствовали о возросшем научно-техническом потенциале СКБ-5. Это позволило решить вопрос о реорганизации СКБ-5 в ЦКБ -5, с уже самостоятельным балансом и подчинением 5-му Главному управлению МСП. Это произошло в 1956 году.
В 1956 году ЦКБ-5 разработало и передало на завод комплект рабочих чертежей первого в мире ракетного катера, а уже летом 1957 года два экспериментальных катера, построенных на заводе, были переведены на Черное море для проведения натурных испытаний.
20 декабря 1957 года состоялся первый успешный пуск ракеты с катера проекта183Э. Этот день можно считать днем рождения отечественного ракетного катеростроения. После корректировки проектно-конструкторской документации, проведенной по результатам испытаний, началось серийное строительство ракетных катеров проекта 183Р. Всего было построено 64 ед. для ВМФ (еще 30 ед. по проекту 183 РТР было переоборудовано из торпедных катеров), и 48 ед. на экспорт (Алжир, Египет, Индонезия, Сев. Корея, Куба, Сирия).
Практически параллельно со строительством ракетных катеров 183Р, Бюро вело разработку нового, специализированного, с более мощным вооружением, повышенной мореходностью, автономностью, обитаемостью ракетного катера проекта 205. Эти катера стали настолько успешными для своего времени, что их было построено более 100 ед. различных модификаций для ВМФ и 243 ед. на экспорт в 16 различных стран. Успешное применение их в арабо-израильском и индо-пакистанском конфликтах, явилось полной неожиданностью для зарубежных военных специалистов и послужило толчком для разработки ракетных катеров другими странами.
Верные своему принципу использования базовой платформы для проектирования катеров различного назначения, специалисты бюро, на базе ракетного катера проекта 205, разработали проект 205П – малого пограничного сторожевого корабля, который с конца 60-х годов стал основным кораблем Морпогранохраны. Всего было построено 129 кораблей этого проекта. Корабли проекта 205П до сих пор несут службу по охране границ России.
Бюро развивалось, преобразовывалось, расширяя тематику проектной деятельности.
Важной вехой в развитии Бюро стало решение Государственного комитета по судостроению Совета Министров СССР № 016 от 17 января 1963 г. о создании единой структуры ЦКБ-5, в которую вошло ЦКБ-5 с опытной лабораторией и ЦКБ-19 с опытным Морским заводом. ЦКБ-19 до этого вело проектирование широкой номенклатуры боевых катеров и судов гражданского назначения. Организация объединенного катерного конструкторского бюро позволила скоординировать разрозненно выполнявшиеся научно-исследовательские работы в области быстроходных боевых катеров и кораблей с динамическими принципами поддержания.
В 1966 г, согласно приказу министра судостроительной промышленности СССР № 0056 от 31 января 1966 г. ЦКБ-5 стало именоваться Центральным морским конструкторским бюро (ЦМКБ) «Алмаз».
После объединения, став головной организацией в области проектирования боевых катеров, ЦКБ, совместно другими организациями МСП, такими как ЦНИИ им. Крылова, ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, ЦНИИ «Прометей», ЦКБ «Машпроект», ПО «Ярославрезинотехника, и другими организациями, начало вести широкие исследования и проектные разработки нового направления в области кораблестроения – кораблей с динамическими принципами поддержания (КДПП).
Результатами этих работ, стали разработанные Бюро, проекты кораблей на воздушной подушке 1205 «Скат» (построено 28 ед.), 1206 «Кальмар» (построено 20 ед.), 1232.1 «Джейран» (построено 19 ед.), 12061 «Мурена» (построено 11 ед., в том числе 3 ед. для Южной Кореи), 12322 «Зубр» (построено 12 ед., в том числе 3 для ВМС Греции) и другие. Малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» и в настоящее время остается самым крупным (550 тонн) и совершенным в мире амфибийным кораблем.
Другим направлением в области КДПП, явилась разработка самого крупного в мире корабля на воздушной подушке со скегами проекта 1239 «Сивуч» (построено 2 ед.). Этот уникальный корабль водоизмещением более 1000 т. вооружен 8 ПКР «Москит», средствами самообороны и способен уничтожать крупные корабли противника, обладает скоростью хода свыше 50 узлов. Они до сих пор несут службу в составе Черноморского флота.
ЦМКБ также разработало ряд кораблей на подводных крыльях проектов 206М, 206МР, 1240.

Особо необходимо отметить разработку малого ракетного корабля на автоматически управляемых подводных крыльях проекта 1240 «Ураган». Проектирование этого корабля потребовало от бюро внедрения целого комплекса инновационных решений. Чтобы обеспечить размещение довольно тяжелого, с точки зрения нагрузки, состава вооружения, состоящего из 4-х ПКР «Малахит» в 2-х спаренных контейнерах, зенитного ракетного комплекса «Оса-М», двух артиллерийских установок АК-630, мощного радиолокационного вооружения, проектанту пришлось обратить внимание на облегчение других составляющих нагрузки корабля. С этой целью на корабле впервые был применен в качестве материала корпуса новый, прочный алюминиево-магниевый сплав, не требующий термообработки после сварки. Из этого сплава впервые в кораблестроении были изготовлены для корпусных конструкций прессованные панели по авиационной технологии. Впервые применен титановый сплав для изготовления крыльевых устройств. Впервые применены специально разработанные для корабля газовые турбины М-10 мощностью 18000 л.с. Впервые разработаны угловые редукторные передачи с раздвоением мощности на тянущий и толкающий винты, расположенные на одной гондоле. Впервые на боевом корабле применена бортовая электрическая сеть с трехфазным током напряжением 380 вольт и частотой 400 Гц. Специально для корабля разработаны облегченные источники питания – газотурбогенераторы ГТГ-100.
Все это говорит о том, что Бюро стало способно решать любые сложные задачи при создании новых кораблей. Этот корабль проекта 1240 «Ураган», опередил свое время, оказался сложным для ВМФ и в серию не пошел.
Однако уникальные разработки, примененные на корабле, не пропали да-ром. Так газовые турбины М-10 и угловые редукторные передачи на титановых колонках с тянущими и толкающими винтами были использованы при проектировании МРК на воздушной подушке со скегами проекта 1239 «Сивуч», а газотурбогенераторы ГТГ-100 используются на кораблях на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена».
В середине 60-х годов командование ВМФ поручило ЦКБ разработать ка-тер, имеющий хорошую мореходность, мощное противокорабельное оружие, средства ПВО, способный уничтожать крупные надводные корабли противника. Итогом разработки стал проект 1234. В связи с тем, что его водоизмещение превысило «катерные нормы», в ВМФ ему был присвоен новый класс – малый ракетный корабль. После испытаний головного корабля, Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков сказал: «Этот корабль, как пистолет у виска капитализма». Всего по проекту 1234 и модернизированному проекту 12341, было построено 48 кораблей, из них 11 на экспорт (Алжир, Индия, Ливия).
Использование ракетных катеров в различных, локальных конфликтах, появление такого класса кораблей в других странах, привело к необходимости создания ракетного катера нового поколения.
Впервые в отечественном катеростроении в основу создания нового катера был положен системный подход и предусмотрены запасы на модернизацию (проект 1241). Ставилась задача создания в едином корпусе семейства катеров различного назначения – ракетных, сторожевых и противолодочных , с самым современным вооружением и различными типами энергетических установок, но с максимально возможной межпроектной унификацией. Учитывая различные сроки создания комплектующего вооружения и энергетики, был принят принцип последовательной, по мере поступления на вооружение новой техники, реализации проектных решений. Это позволило ускорить отработку многоцелевой платформы и сократить сроки запуска в производство всего семейства катеров.
Постройка катеров началась сразу на нескольких заводах МСП. Всего было построено для ВМФ 48 ракетных катеров различных модификаций и 29 противолодочных. Одновременно со строительством катеров для ВМФ, шло строительство их на экспорт – 25 ед. ракетных и 7 ед. противолодочных. Кроме того, была передана лицензионная документация Индии и Вьетнаму для строительства ракетных катеров на своих верфях.
В середине 90-х годов, в тяжелые времена, как в целом для страны, так и для судостроительной промышленности, на одном из совещаний Министерства оборонной промышленности и МСП, возникла идея об объединении двух родственных коллективов – ЦМКБ «Алмаз» и Западного ПКБ – с целью сохранения кадров специалистов, тематики оборонной продукции, улучшения финансового положения объединенного Бюро. С одобрения Департамента судостроения Миноборонпрома, 2 апреля 1998 года объединение было юридически оформлено и была создана единая организация – Федеральное государственное предприятие «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».
Западное ПКБ (бывшее ЦКБ-50), имеет славную историю. Начиная с конца 30-х годов прошлого века, Бюро вело проектирование огромной номенклатуры кораблей и судов, как для ВМФ, так и для гражданских заказчиков. Основной тематикой было – проектирование противоминных кораблей различных классов, спасательных и судоподъемных судов, противопожарных, водолазных судов, плавучих доков, больших вспомогательных судов ВМФ.
Таким образом, после объединения, у ЦМКБ «Алмаз» была значительно расширена тематика проектирования, но сохранены все проектные наработки по кораблям противоминной обороны, спасательным судам, спусковым и транспортным докам, и другим специализированным судам.
На тот период проекты Западного ПКБ соответствовали, а в ряде случаев и превосходили лучшие мировые аналоги. Это и проект 12660 «Рубин» морского тральщика, на котором были установлены первые отечественные аппараты для поиска и уничтожения мин впереди по курсу, и уникальное спасательное судно проекта 537 «Осьминог», аналогов которому нет, оснащенный специальными аппаратами для спасения подводников «сухим» способом с аварийной ПЛ с глубин до 1000м, поисково-исследовательским аппаратом «Поиск-2» с глубиной погружения 4000 м, комплексом водолазного оборудования для выполнения работ на глубинах до 200 м. и другим уникальным оборудованием, и проект 2121 «Сухона» – спусковой док для «Севмашпредприятия», и другие проекты.
Одним из важных направлений проектирования у Бюро, является разработка проектов катеров для Морпогранохраны. В середине 80-х годов пограничниками была поставлена задача: разработать специализированный пограничный катер, способный решать задачи, обусловленные введением 200 мильной экономической зоны и который должен заменить ПСКР проектов 205П и 1241-2. Такая задача была выполнена, был разработан проект 10410, водоизмещением 375 тонн, скоростью свыше 30 узлов, с отличными условиями обитаемости и хорошими мореходными качествами. Корабль получил высокую оценку моряков, его строительство большой серией продолжается до сих пор на трех заводах. В настоящее время построено для пограничников 35 ед. и, кроме того, кораблем заинтересовались иностранные заказчики – построено 6 ед. для Вьетнама и 1 ед. для Словении.
Сложные задачи морских пограничников по охране государственной границы, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и др., привели к необходимости наличия у них целого ряда различных кораблей и катеров. Бюро разработало широкую номенклатуру нового поколения проектов быстроходных катеров, способных решать задачи охраны морских границ. К ним относятся проекты 12260 «Ястреб», 12150 «Мангуст», 12200 «Соболь», 14310 «Мираж».
В этих катерах ЦМКБ, следовало своему принципу – внедрения в новые корабли самых инновационных решений, благодаря накопленному опыту и предыдущим научным исследованиям. Так на катере проекта 14310 «Мираж», впервые в мировой практике, были применены интерцепторы, изобретенные специалистами ЦМКБ «Алмаз» совместно с ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского. Они позволяют при той же мощности главных двигателей увеличить скорость хода катера на 4-6 узлов и снизить амплитуду качки на волнении в 1,5 – 2 раза. При этом катер «Мираж», водоизмещением 127 тонн, показал скорость 50 узлов, что явилось мировым достижением для боевых катеров такого водоизмещения. Интерцепторы также были установлены на катере проекта 12200 «Соболь».
На катере проекта 12150 «Мангуст», впервые в практике отечественного катеростроения, в качестве движительно-рулевого комплекса, применены приводы Арнесона с частично-погруженными винтами, что обеспечило катеру высокую скорость (ок. 50 узлов), отличную маневренность и малую осадку.
Наряду с боевыми катерами, Бюро вело проектирование судов представительского класса, предназначенных для встреч высшего руководства страны с различными делегациями, проведения переговоров и отдыха, а также катеров для обслуживания командующих флотами и руководства ВМФ. С конца 50-х годов Бюро разработало несколько проектов служебных и представительских катеров пр.183Ш «Альбатрос, пр.360 «Буревестник», пр. 1400А «Гриф», пр. 14670 «Гурзуф». Часть из них проектировалась на базе боевых катеров с улучшенными условиями обитаемости, разработкой красивого внешнего вида, интерьеров внутренних помещений с использованием самых современных материалов. В середине 70-х годов Бюро разработало проект 1360 – новой правительственной яхты. Яхта «Кавказ до сих пор находится в распоряжении Президента Российской Федерации.
В 2003-2005 годах специалистами Бюро был разработан проект пограничного катера специальной службы проект 21600 «Хоста», предназначенный для обслуживания членов Правительства РФ, проведения ими на борту встреч и переговоров с российскими и зарубежными делегациями проведения экскурсий и отдыха на воде.
ЦМКБ вело проектирование и более крупных боевых кораблей. Первым проектом крупного многоцелевого надводного корабля, стал проект 12441 «Гром». Первоначально, корабль планировался на замену МРК проекта 1234, и согласно ТТЗ, выданному Бюро в 1985 г., его водоизмещение было около 1000 т. В процессе проектирования требования ВМФ несколько раз менялись, разработка проекта затягивалась, и технический проект был утвержден лишь в 1994 г., а закладка головного корабля на ОАО ПСЗ «Янтарь», состоялась в 1997г. Корабль по окончательному проекту должен быть оснащен мощным противокорабельным, противолодочным оружием, эффективными средствами ПВО, вертолетом ангарного хранения, его проектное водоизмещение возросло до 2900 т. Однако финансирование строительства в конце 90-х годов было недостаточным, часть основного вооружения не была готова, и в 2001 г. его строительство было приостановлено.
Но флоту требовались новые корабли, ограниченного водоизмещения, но имеющие достаточно мощное ударное и противолодочное вооружение, способные решать задачи в ближней морской зоне. ВМФ выдал задание, организовал тендер на проектирование такого корабля, в котором приняли участие все ведущие проектно-конструкторские бюро. ЦМКБ «Алмаз» выиграло тендер и уже в 2001 г. представило проект малого сторожевого корабля (корвета) проекта 20380. Строительство началось на ОАО СЗ «Северная верфь» и уже 14 ноября 2007 г. флоту был сдан головной корабль «Стерегущий».
В корабле внедрено много новых, нестандартных решений. Так обводы корпуса были специально разработаны для кораблей этого проекта путем компьютерного моделирования и многочисленных испытаний моделей в бассейне. Это позволило значительно, до 25%, снизить гидродинамическое сопротивление по сравнению с другими кораблями близкого водоизмещения. Улучшенные мореходные качества позволяют использовать оружие при волнении 5 баллов. На корабле водоизмещением 2220 тонн впервые применено ангарное хранение вертолета. Надстройка корабля выполнена из трудно горючего многослойного стекло- и углепластика, что наряду с другими мероприятиями, такими как размещение оружия и части антенных постов внутри корпуса, применением радиопоглощающих покрытий, позволило в три раза снизить вторичное радиолокационное поле. Модульная конструкция, заложенная при проектировании, позволяет устанавливать новое вооружение в период серийного строительства без больших конструктивных изменений. Эти корабли фактически положили начало возрождения флота в ХХI веке. В целом, по проектам ЦМКБ «Алмаз» построено более 20000 боевых кораблей, катеров и судов различного назначения. Более 1000 кораблей, катеров и тральщиков поставлялось в 40 стран мира, где они зарекомендовали себя высокой эффективностью и надежностью.

Источники: www.almaz-kb.ru

ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ». НОВОСТИ
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЦМКБ «АЛМАЗ» ЗА 2015 ГОД
МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20386
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385
НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ КОРВЕТЫ ПРОЕКТА 20380
ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН»
МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ МРКВП