ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЁТ СУ-24МР
TACTICAL RECONNAISSANCE AIRCRAFT SU-24MR

28.02.2018

Экипаж самолета Су-24МР выполнил плановый полет над акваторией Японского моря, сообщили в пресс-службе Восточного военного округа.
«Экипаж самолета Су-24МР Восточного военного округа выполнил плановый полет над акваторией Японского моря», – сказали в пресс-службе.
«Полет выполнялся в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства, не нарушая границ других государств», – подчеркнули в округе.
21 февраля официальное печатное издание Минобороны РФ газета «Красная звезда» сообщило, что два российских стратегических бомбардировщика Ту-95МС провели патрулирование акваторий Японского и Восточно-Китайского морей, а также западной части Тихого океана. При этом на отдельных этапах их сопровождали самолеты ВВС Японии.
ТАСС

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

02.06.2018

Как сообщил одесский веб-ресурс Думская.net , Государственное предприятие «Одесский авиационный завод» презентовало новое направление своей деятельности, касающееся модернизации боевой авиации.
На прошедшей несколько дней назад международной конференции, в которой приняли участие военные атташе стран НАТО, руководство завода представило иностранным партнерам перспективный проект развития самолетов-разведчиков Су-24МР, которые сейчас стоят на вооружении Воздушных сил Украины.
Как рассказал главный конструктор Валентин Гостищев, заводчане разработали несколько вариантов модернизации машины, которые предусматривают установку новых радиоэлектронных систем. Это должно обеспечить новые, более широкие возможности ведения разведки.
Основное внимание специалисты Одесского авиационного уделили следующим направлениям:
- увеличение дальности обнаружения наземных целей;
- обеспечение соответствия средств навигации, связи и посадки требованиям ИКАО и НАТО;
- увеличение качества объективного контроля бортовых систем;
- оперативное получение разведывательной информации.
Сейчас на заводе завершен первый этап опытно-конструкторских работ, в скором времени должен появится первый опытный образец нового изделия.
«Если мы пройдем все согласования, и машина понравится нашим военным, мы сможем серьезно загрузить мощности завода этой продукцией, — говорит генеральный директор предприятия Виталий Юхачев. — Полная замена всего оборудования разведчиков на новую, более совершенную электронику подразумевает общий ремонт планера и многих агрегатов самолета. Это серьезная, кропотливая и квалифицированная работа, и у нас есть специалисты, способные ее выполнить».
Участники конференции познакомились и с другими направлениями работы Одесского авиационного, в частности с модернизацией учебно-боевых самолетов L-39.
https://bmpd.livejournal.com/

07.06.2018

Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» (дочернее предприятие Укроборонпрома) передал еще один отремонтированный разведывательный самолет Су-24МР ВВС Украины с опережением графика, сообщили в пресс-службе компании 5 июня.
Специалисты завода провели средний ремонт самолета, проверили все его узлы и компоненты, отремонтировали/заменили их. После этого Су-24МР успешно прошел испытания в присутствии представителей ВВС Украины и был принят в эксплуатацию. Машина выполнила полет на свою главную базу и укрепила обороноспособность Вооруженных Сил Украины.
Кроме того, ГП «Николаевский авиаремонтный завод» (»НАРП») совместно с другими предприятиями концерна УОП в настоящее время работает над модернизацией Су-24МР, чтобы оснастить его новой авионикой, системами связи и разведывательным оборудованием.
Военный паритет

07.06.2018

6 июня 2018 года в ходе проведения совместного лётно-тактического учения штурмовой, оперативно-тактической и морской авиации Южного военного округа и Черноморского флота экипажи самолётов разведчиков Су-24МР выполнили поиск корабельной группировки условного противника.
По замыслу учения отряд кораблей должен выполнить нанесение массированного ракетного удара по стратегически важным объектам Республики Крым.
Экипажи разведывательных самолётов морской авиации Черноморского флота успешно справились с поставленной задачей и передали точные координаты кораблей условного противника на пункт управления разведывательно-ударными действиями.
Совместные учения 4-й армии ВВС и ПВО, Черноморского флота, а также общевойсковых соединений стартовали во вторник в Южном военном округе под руководством командующего войсками ЮВО генерал-полковника Александра Дворникова. В учениях принимают участие около 6 тысяч военнослужащих и задействовано около ста самолетов и вертолетов.
Пресс-служба Южного военного округа

ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ

21.06.2018

Смешанный авиационных полк 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа, дислоцированный в Челябинской области, получил на вооружение модернизированный самолет-разведчик Су-24МР.
Су-24МР – тактический самолет разведчик. Оборудован аппаратурой радиолокационной разведки с фиксацией изображений. Способен развивать сверхзвуковую скорость на предельно малых высотах, имеет изменяемую стреловидность крыла. Максимальная скорость – 1700 км/ч, практический потолок – 11500 м.
Пресс-служба Центрального военного округа


ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЁТ СУ-24МР

Единственной модификацией Су-24, судьба которой сложилась удачно, стал фронтовой разведчик Су-24МР. Самолет Су-24МР предназначен для ведения комплексной всепогодной разведки днём или ночью на глубине до 400 км за линией боевого соприкосновения войск.
Работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций – разведчика (шифр Т-58МР) и постановщика помех (шифр Т-58МП) велись с начала 1970-х. Главной нагрузкой самолета Т-6Р, не несущего ударного вооружения, стал базовый комплекс разведки БКР-1. Головной организацией для его разработки был выбран НИИ «Вега».
В 1973 году были подготовлены аванпроекты соответствующих модификаций; в дальнейшем, с 1976 года работы над обоими вариантами были продолжены уже на базе новой модификации самолета – Т-6М. В 1979 году были проведены макетные комиссии ВВС по обоим вариантам самолета, к этому времени на заводе в Новосибирске уже заканчивалось переоборудование двух серийных Т-6М в опытные образцы (под обозначениями Т-6МР и Т-6МП). Первым был облетан опытный образец постановщика помех: 14 марта 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.С. Комаров поднял в воздух Т6МП-25. 25 июля 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.А. Иванов в первый раз поднял в воздух Т6МР-26 – первый опытный экземпляр разведчика. Государственные испытания обеих модификаций велись параллельно и были завершены одновременно – в ноябре 1982-го.
Самолёт Су-24МР представляет собой двухдвигательный моноплан с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта, ПЧК (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и посадке, 36° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — полёт на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.
На самолёте установлены два ТРДДФ АЛ-21Ф-31 с тягой на форсаже 2×11500 кгс. Топливная система ёмкостью 11700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».
Бортовой навигационно-пилотажный комплекс обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40—50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 2240 км/ч, потолок — 17100 м.

Основными отличиями радиоэлектронного оборудования самолета Су-24МР от предшествовавшего ему фронтового бомбардировщика Су-24М являются преобразование прицельно-навигационной системы ПНС-24М «Тигр» в навигационный комплекс HK-24MР и установка базового комплекса разведки БКР-1. По составу и характеристикам радионавигационного, радиосвязного оборудовании, аппаратуры госопознования, комплекса обороны и объективного контроля Су-24МР практически полностью соответствует самолету Су-24М.
Навигационный комплекс НК-24МР спроектирован на базе системы ПНС-24М и отличается от нее сокращением функций в части произведения прицеливания и обеспечения применения оружия. В соответствии с упразднением в номенклатуре вооружения самолета средств поражения наземных целей из состава оборудования исключены радиолокационная станция переднего обзора «Орион », пассивный радиолокационный пеленгатор «Филин», лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра», аппаратура наведения управляемых ракет класса «воздух-поверхность». В составе навигационного комплекса НК-24МР, таким образом, остались: радиолокатор предупреждения о столкновении с наземными препятствиями «Рельеф», радиовысотомер РВ-21 «Импульс», ДИСС-7, инерциальная система, цифровое вычислительное устройство, система автоматического управления САУ-б и некоторые другие подсистемы.
Разведывательное оборудование самолета состоит из:
• радиолокационной станции бокового обзора «Штык»;
• аппаратуры телевизионной разведки «Аист-М»;
• инфракрасного разведывательного оборудования «Зима»;
• системы лазерной разведки «Шпиль-2М»;
• станции общей радиотехнической разведки «Тангаж»;
• аппаратуры радиационной разведки «Эфир-1М»;
• аэрофотоаппаратов АП-402 панорамной и А-100 перспективной съемки.
На внешней подвеске размещается контейнер радиационной разведки «Эфир-1М» и контейнер с лазерной аппаратурой «Шпиль-2М». Полученная развединформация может обрабатываться прямо на борту самолёта в полёте. Информация передаётся на землю по закрытым каналам связи, фотоинформация может сбрасываться в специальных контейнерах.


Расположение разведывательной аппаратуры на самолете Су-24МР, оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1 (М-100).

В носовой части установлена РЛС бокового обзора М-101 «Штык», панорамный фотоаппарат АП-402М и телекамера «Аист-М». Под левым воздухозаборником установлен перспективный фотоаппарат А-100, под правым воздухозаборником – аппаратура тепловой (ИК) разведки «Зима». Под фюзеляжем подвешивается контейнер с лазерной аппаратурой «Шпиль-2М», под правой консолью крыла – контейнер с аппаратурой радиолокационной разведки «Эфир-1М». Вместо «Шпиль-2М» может подвешиваться контейнер с оборудованием общей радиотехнической разведки СРС-14 «Тангаж».
Для самообороны под левой консолью подвешиваются 2 ракеты Р-60. Пушка, как и на Су-24МП, отсутствует. Отснятая плёнка может сбрасываться в заданном районе в контейнере «Кадр», а радиоинформация передаваться на КП по радиолинии «Посредник».
Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года экипажем в составе: командир – И.Я. Сушко, штурман – В.Я. Глинчиков. Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года экипажем в составе: командир – В.Т. Выломов, штурман – В.С. Шкуратов. Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков (ОРАП) армейского (окружного) подчинения.
Первыми в ВВС Су-24МР осваивали летом 1983 года пилоты 4 ЦБПиПЛС, а из строевых частей первыми получили Су-24МР на вооружение летчики 47 ОГРАП ВВС МВО (Шаталово), где в период 1987-88 г.г. успешно прошли войсковые испытания нового самолета.
Главным конструктором самолета в период с 1965 по 1985 год являлся Е.С. Фельснер, а с 1985 года работы по теме Су-24 в ОКБ возглавлял Л.А. Логвинов.
Самолеты Су-24МР заменяли устаревшие Як-28Р. Они являлись наиболее оснащенными тактическими разведчиками в советской авиации, по номенклатуре спецсредств значительно превосходя МиГ-25Р любых модификаций. А способность к длительному маловысотному полету с использованием для маскировки складок местности обусловила их высокую выживаемость в условиях применения современных средств ПВО.
Су-24МР не имеет среди зарубежных фронтовых разведчиков аналогов по комплексности получаемой развединформации. Например, на самолетах RF-4C, составляющих основу тактической разведывательной авиации ВВС США, используются ИК станция AN/AAS-18, РЛС бокового обзора AN/APQ-102, несколько АФА для плановой и перспективной съемки с больших и малых высот. Для радиотехнической разведки используются подвесные системы AIL AN/ALQ-61 или Литтон AN/ALQ-125, но отсутствуют средства лазерной и радиационной разведки. Причем американский разведчик, более легкий и с крылом фиксированной стреловидности, существенно уступает Су-24МР в дальности полета и скорости на малых высотах.
По летным характеристикам к Су-24МР приближается английский разведчик «Торнадо» GR.1A, также модифицированный из истребителя-бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности. Но «Торнадо» GR.1A задуман как разведчик с сохранением боевых возможностей и оснащен лишь ИК системой разведки TTRRS (Tornado Infra-Red Reconnaissance System) панорамного и бокового обзора вместо пушек.
В 1992 году самолет Су-24МР был предложен на экспорт, но на сегодняшний день информация о реальных контрактах отсутствует, хотя первоначально закупкой машины интересовался Иран.

МОДИФИКАЦИИ
 Т-6МП – прототип постановщика помех. Изготовлено 2 самолёта (переоборудованы из Су-24). Первый полёт состоялся в декабре 1979 года.
 Т-6МР – прототип разведчика. Первый полёт состоялся в сентябре 1980 года.
 Су-24МП (»изделие 46″) – серийный постановщик активных помех. Изготовлено 8 самолётов.
 Су-24МР (»изделие 48″) – серийный разведчик. Принят на вооружение в 1984 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
• пустого самолета 22100
• нормальная взлетная 33325
• максимальная взлетная 39700
Топливо, кг
• внутренние топливо 9800
• ПТБ 39700 (4 х 1250 или 2 х 3000 л)
Размах крыла, м
• максимальный 17,63
• минимальный 10,37
Длина самолета,м 24,53
Высота самолета,м 6,19
Площадь крыла,м2
• максимальная 55,16
• минимальная 51,02
Тип двигателя 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-Ф-ЗА
Тяга, кН
нефорсированная 2 х 76,49
форсированная 2 х 110,32
Максимальная скорость, км/ч
• на высоте 1430 (М=1.35)
• на высоте с контейнерами 1200
• у земли 1320
Перегоночная дальность, км
• без дозаправки 2500
• с одной дозаправкой 4360
Боевой радиус действия, км
• без ПТБ 420
• с двумя ПТБ 650
Практический потолок, м 11100
Макс. эксплуатационная нагрузка 6.5
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:

2 УР воздух-воздух Р-60,
контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами РЭБ

Источники: www.sukhoi.org, armyman.info, Военный Паритет, ru.wikipedia.org и др.

ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24М
ОКБ «СУХОГО»