САМОЛЕТ ПОСТАНОВЩИКА ПОМЕХ СУ-24МП
JAMMING AIRCRAFT СУ-24MP

Работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций – разведчика (шифр Т-58МР) и постановщика помех (шифр Т-58МП) велись с начала 1970-х.
Проектирование Т-6П (П — помеховый) на базе «чистого» Су-24 начались практически сразу же по окончании выпуска документации по основному варианту самолета. Но работы в этом направлении шли медленно, и на испытания первая опытная машина вышла только конце 1979 года. Дня этого были переоборудованы два Су-24 первых серий, использовавшийся ранее по программе испытаний Су-24М. В 1973 году были подготовлены аванпроекты соответствующих модификаций; в дальнейшем, с 1976 года работы над обоими вариантами были продолжены уже на базе новой модификации самолета – Т-6М. В 1979 году были проведены макетные комиссии ВВС по обоим вариантам самолета, к этому времени на заводе в Новосибирске уже заканчивалось переоборудование двух серийных Т-6М в опытные образцы (под обозначениями Т-6МР и Т-6МП).
Первым был облетан опытный образец постановщика помех: 14 марта 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.С. Комаров поднял в воздух Т6МП-25. 25 июля 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.А. Иванов в первый раз поднял в воздух Т6МР-26 – первый опытный экземпляр разведчика. Государственные испытания обеих модификаций велись параллельно и были завершены одновременно – в ноябре 1982-го.
Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года экипажем в составе: командир – И.Я. Сушко, штурман – В.Я. Глинчиков.
На самолетах был установлен экспериментальный комплекс РЭП. Он был размещен на месте РЛС «Орион» (станция «Рельеф» и упрощенный навигационный комплекс НК-24 остались). Пушка была снята, и единственным вооружением самолета являлись две оборонительные ракеты P-60 под левым крылом (под правым подвешивался спецконтейнер). Опытные Т-6МП закончили испытания в 1982 году.
В серийное производство самолет был запущен в 1983 году в Новосибирске параллельно с разведчиком Т-6МР. В ВВС ему был присвоен индекс Су-24МП, а на заводе — изделие «46» (Кодовое обозначение НАТО — Fencer-F).
Установленная на борту и в подвесных контейнерах специальная аппаратура постановки помех в различных диапазонах длин волн позволяет использовать Су-24МП как самолет прикрытия при организации боевых действий в условиях хорошо развитой системы ПВО противника.
По сравнению с опытным, серийный комплекс РЭП «Ландыш» ряд отличий. Внешне строевые машины выделялись дополнительной антенной на гроте сразу за кабиной. Серийный комплекс «Ландыш» до сих пор является секретным. Известно лишь, что он включает станции активных помех «Фасоль», «Мимоза» и другие и предназначен для противодействия в основном радиолокационным станциям ЗРК, в том числе новых (типа Пэтриот). Оборудование размещено в фюзеляже и подвесных контейнерах нескольких типов. Два опытных самолета Су-24МП поступили в 4-й ЦБП в Липецке, а все восемь серийных — в 118-й отдельный авиаполк самолетов РЭП в Черткове.

Главным конструктором самолета в период с 1965 по 1985 год являлся Е.С. Фельснер, а с 1985 года работы по теме Су-24 в ОКБ возглавлял Л.А. Логвинов. Суммарный серийный выпуск самолетов типа Су-24 составил около 1400 самолетов. К настоящему моменту времени самолеты Су-24/Су-24М, являясь единственным современным отечественным типом фронтового бомбардировщика, составляют основу ударной составляющей фронтовой авиации ВВС РФ и Украины. С 1999 года в ОКБ совместно с ВВС осуществляется программа модернизации строевых самолетов.
После распада СССР они остались на Украине. К сожалению, бортовое оборудование Су-24МП не удалось довести до нужной кондиции. Поставить хотя бы старое надежное со списываемых по причине выработки ресурса Як-28ПП не представляется возможным — РЭО «Яка» слишком громоздко (оно рассчитывалось на размещение в более-менее просторном бомбоотсеке, форма которого была близка к параллелепипеду, тогда как здесь имелись разрозненные объемы в разных частях планера). Вероятно, со временем комплекс РЭО «Ландыш» удалось бы довести, но распад СССР не позволил это сделать.

МОДИФИКАЦИИ:
• Су-24 Базовая модификация.
• Су-24М Модернизированный бомбардировщик, первый полёт — 1976 год. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
• Су-24М2 Вторая модернизация бомбардировщика (1999 год).
• Су-24МК Экспортный вариант Су-24М, первый полёт — 1987 год.
• Су-24МП Постановщик помех, первый полёт в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов.
• Су-24МР Самолёт-разведчик, первый полёт в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
-пустого самолета: 21900
-нормальная взлетная: 32400
-максимальная взлетная: 39700
Размах крыла, м: 17,64
Длина самолета, м: 24,59
Высота самолета, м: 6,19
Площадь крыла, м2: 55,16
Тип двигателя: 2 х ТРДФ АЛ-21-Ф-3А
Тяга, кН
-нефорсированная: 2 х 76,49
-форсированная: 2 х 110,32
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте 11000 м: 1430
-у земли: 1320
Практическая дальность, км: 2500
Боевой радиус действия, км: 680
Практический потолок, м: 11000
Экипаж, чел: 2

ВООРУЖЕНИЕ:

РЭП «Ландыш»
станция «Рельеф»
навигационный комплекс НК-24
2 х УР «воздух-воздух» Р-60 или Р-60М.

Источники: www.sukhoi.org, авиару.рф, ru.wikipedia.org и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24МК
ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЁТ СУ-24МР
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24М
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24
НОВОСИБИРСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД ИМ. В.П. ЧКАЛОВА
ОКБ «СУХОГО»
ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ