СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10

SPORTS AEROBATIC JET AIRCRAFT SR-10


СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10

Самолет СР-10 разрабатывается КБ Современные Авиационные Технологии» в инициативном порядке с 2007 года. Макет самолета СР-10 был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2009. Самолет выполнен цельнокомпозитным и имеет крыло умеренной (10 град) обратной стреловидности. Предполагается установка двигателя АЛ-55 или АИ-25ТЛ в зависимости от варианта использования
В настоящее время коллектив КБ Современные Авиационные Технологии» ведет разработку нового реактивного учебно-тренировочного самолета, предназначенного для обучения и участия в соревнованиях по самолетному спорту. Самолет будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +8 -6. Аэродинамическая компоновка самолета позволяет выполнять фигуры с использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4, 4+.
Построенный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом размахом 8,4 м со стреловидностью по передней кромке -10° и однокилевым оперением с цельноповоротным стабилизатором самолёт СР-10 имеет длину 9,59 м и нормальную взлетную массу 2400 кг (максимальная взлетная и максимальная посадочная масса – 2700 кг). Расчетная максимальная скорость полёта составляет 900 км/ч (М=0,85), практический потолок – 6000 м, практическая дальность полета – 1200 км. Диапазон эксплуатационных перегрузок – от +9 до -6, что позволяет выполнять на нем любой комплекс пилотажа.
В качестве силовой установки пока рассматривается один двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛШ тягой 1850 кгс, но проработана возможность установки и современных двигателей типа РД-1700 и АЛ-55И тягой 1700–1760 кгс. Система управления самолётом – механическая, с гидроусилителями. В зависимости от требований и финансовых возможностей заказчика, информационно-управляющее поле кабины может формироваться как из традиционных электромеханических приборов, так и современных многофункциональных индикаторов. Экипаж самолёта СР-10 будет размещаться на высоконадежных катапультируемых креслах типа К-36ЛТ-3,5.
Двухместная кабина самолета, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса «0 — 0″, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить ресурс.

По сравнению с аналогами самолет СР-10 обладает следующими преимуществами:
• удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;
• кабина экипажа обеспечивает максимально комфортные условия работы экипажа;
• аэродинамическая схема самолета позволяет безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа.
Макет самолета СР-10 был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2009.
Проект самолета СР-10 участвовал в открытом конкурсе Министерства обороны России весной 2014 года на лучший проект самолета первоначального обучения совместно с проектом самолета Як-152, но победителем открытого конкурса стал Як-152. Однако после этого были начаты активные действия по продолжению продвижения СР-10 Министерству обороны – теперь уже в качестве «промежуточного» типа. Теперь СР-10 предлагается в качестве второго самолёта после самолёта первоначального обучения. При этом серийное производство СР-10 предлагается организовать на заводе ОАО «Авиаагрегат» (Дагестан), изготавливавшем часть элементов конструкции первого опытного образца машины.
25 декабря 2015 года на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область), ранее приинадлежавшем учебному авиационному центру ДОСААФ (а ныне аэроклубу «Альбатрос Аэро»), cовершил первый полет первый опытный образец легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва) под руководством Д.А. Кибеца. Пилотировали самолет в первом полете летчик-испытатель Ю.М. Кабанов и летчик М. Миронов. прототип оснащен двигателем АИ-25ТЛ.
В финальной версии предполагается установка на самолет российского двигателя АЛ-55 — в том числе в версии с управляемым вектором тяги.
Разрабатываемый на АО «А.Люлька-Сатурн» авиационный двигатель АЛ-55 создается с максимальным использованием опыта и конструктивно-технологических решений, накопленных при создании АЛ-31Ф, которыми оснащаются истребители семейства Су-27. Двигатель предназначался для применения на учебно-тренировочных самолетах типа Як-130 и МиГ-АТ. Да-да — на Як-130 хохляцкие моторы, хоть и освоенные в производстве внутри России, планируется выкинуть и заменить на чисто российские.
Опытное производство осуществляется на ОАО «УМПО». На базе АЛ-55 создан АЛ-55И для учебно-тренировочного самолёта HJT-36 разработки корпорации Hindustan Aeronautics (Индия).
В мае 2016 года лётные испытания самолёта начались на авиабазе ВКС России в подмосковной Кубинке. Опытный образец продемонстрирован в июле 2017 года в рамках лётной программы на авиасалоне МАКС-2017.

АО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (Каменск-Уральский, Свердловская область) интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1.УТС для реактивного учебно-тренировочного самолета СР-10 был показан на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в Жуковском и Международном военно-техническом форуме «Армия 2020″ в Кубинке.
В 2020 году самолет СР-10 оснастили новой авионикой, в такои виде 19 сентября 2020 года СР-10 принял участие в «Русских авиационных гонках», проходивших на аэродроме Орешково (Калужская область).

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском АО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (входит в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение») представило интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1 для учебно-тренировочного самолета.
ИКБО-10.1 в составе учебно-тренировочного самолета СР-10 и его аналогов предназначен для проведения основной лётной подготовки курсантов лётных училищ и лётчиков военной авиации.

Интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1
реализует функции:
- в составе самолета обеспечивает пилотирование и навигацию;
- поддерживает интерактивный режим обучения;
- отображает картографическую и справочную информации;
- обеспечивает радиосвязь;
- поддерживает инструментальный заход на посадку;
- подключает самолетные системы и датчики.

Серийное производство самолёта СР-10 предполагалось осуществлять на АО «Смоленский авиационный завод», входящем в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
На базе самолета СР-10 предлагалось создать ударный беспилотный летательный аппарат АР-10 «Аргумент».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Взлётный вес нормальный, кг 2400
Взлётный вес максимальный, кг 2700
Посадочный вес нормальный и максимальный, кг 2000
Длина, мм 9590
Размах крыла, мм 8400
Двигатель ТРД АИ-25ТЛ (или АЛ-55)
Тяга двигателя, кгс 1500
Максимальная маневренная скорость, км/ч 700
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч 900
Максимальное число М полёта 0,85
Практический потолок, м 6000
Скорость отрыва, км/ч 190
Посадочная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч 520
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с 60
Максимальная дальность, км 1500
Минимальный радиус установившегося виража, м 290
Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с 7
Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед +10…- 8
Экипаж, чел. 2

Источники:
• www.kb-sat.ru,
• КБ Современные Авиационные Технологии»,
• bmpd.livejournal.com,
• fishki.net,
• www.dogswar.ru,
• Планшет » интегрированный комплекс бортового оборудования ИКБО-10.1″. УПКБ «Деталь». МАКС-2021 и др.

СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10. НОВОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИКБО-10.1 УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО САМОЛЕТА СР-10 ПОКАЗАЛИ НА МАКС-2021
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИКБО-10.1 НА МАКС-2021
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ СР-10 НА МАКС-2017
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ АР-10 «АРГУМЕНТ»
УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ