СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10

SPORTS AEROBATIC JET AIRCRAFT SR-10

03.03.2016

7 февраля 2016 года прошли очередные испытания первого опытного образца легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва), на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область).
В полете на прототипе СР-10 принял участие знаменитый летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур.
Первый прототип СР-10 совершил первый полет с Орешково 25 декабря 2015 года.
Двухместная кабина самолета, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса «0 — 0″, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить ресурс.
ВТС «БАСТИОН»

16.05.2016

На веб-ресурсе russianplanes.net опубликована фотография получившего ярко-красную окраску первого опытного образца легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва).
Напомним, что летные испытания первого прототипа СР-10 были начаты на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область) 25 декабря 2015 года, и до сих пор этот образец летал в неокрашенном виде.
http://bmpd.livejournal.com

31.05.2016

На авиабазе Кубинка в Подмосковье начались испытания легкого учебного самолета СР-10, разработанного КБ «Современные авиационные технологии». Новая машина отличается обратной стреловидностью крыла и предназначена для первоначального летного обучения пилотов реактивных самолетов. Видео испытаний опубликовал Defence blog.
Как ранее сообщали представители КБ, главным достоинством СР-10 является его простота и малая стоимость летного часа. «Поступающий в ВВС учебно-боевой Як-130 является, по сути, самолетом повышенной подготовки, а простых и дешевых реактивных машин для получения первоначальных навыков в России нет. Курсанты занимаются на устаревших и гораздо более тяжелых L-39», — приводит слова специалистов «Российская газета».
Летный час СР-10, по данным разработчика, обходится более чем в три раза дешевле, чем летный час Як-130: 2,5 тысячи долларов против 8 тысяч, при этом машина на 10 процентов превосходит по учебной эффективности самолет L-39.
«Проблема цены летного часа стоит давно, к сожалению, у нас сейчас нет массовой доступной реактивной машины, на которую можно было бы сажать первокурсников летных училищ и курсантов аэроклубов, в результате в летном училище полеты начинаются с L-39 уже на третьем курсе», — сказал корреспонденту «Ленты.ру» источник в оборонной промышленности. При этом, по его словам, предлагаемое первоначальное обучение на машинах с поршневыми двигателями не решает этой проблемы, так как «для пилота реактивной машины нужны совершенно другие навыки, чем те, что дает самолет с поршневым двигателем».
Кроме того, собеседник редакции отметил, что для подготовки летных кадров в нужном числе Россия нуждается в парке реактивных учебных машин численностью не менее 300 самолетов, что сложно обеспечить с имеющимся набором техники, учитывая стоимость Як-130 и массовое списание по физическому устареванию самолетов L-39.
Лента.ру

15.07.2016

Как сообщил 14 июля 2016 года веб-ресурс «АвиаПорт», Министерство обороны Российской Федерации сочло целесообразным продолжение работ по созданию лёгкого реактивного учебно-тренировочного самолёта (УТС) СР-10 разработки ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»). Об этом сказал «АвиаПорту» информированный источник в оборонно-промышленном комплексе.
По его данным, на состоявшемся в июне совещании принято решение о целесообразности продолжения разработки перспективного лёгкого учебно-тренировочного самолёта СР-10 (СР-10 – самолёт реактивный с обратной стреловидностью в 10 градусов). Во исполнение указанного решения должны быть приняты меры по обеспечению научно-технического сопровождения новой разработки и усилению контроля за его исполнением.
Также на совещании принято решение о проведении в следующем году государственных совместных испытаний (ГСИ) СР-10. Собеседник напомнил, что 25 декабря 2015 года первый самолёт СР-10 совершил первый и второй полёты, проведя в воздухе 40 и 20 минут соответственно. На сегодня разработчик завершил этап заводских испытаний самолёта СР-10 и в мае текущего года начал этап Предварительных испытаний (ПИ) с проведением порядка 30 испытательных полётов по согласованной с представителями минобороны программе. Ожидается завершение этапа ПИ в течение примерно в конце июля-августе текущего года, после чего будет проведена доработка самолёта по результатам испытаний с внесением некоторых требуемых изменений.
Предварительно, после изучения различных вариантов размещения серийного производства УТС СР-10, КБ «САТ» выбрало АО «Смоленский авиационный завод», входящее в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». «Разработчик СР-10 согласовал размещение производства и выпуск самолётов на авиазаводе в Смоленске с руководством авиазавода», – сказал собеседник.
http://bmpd.livejournal.com

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИИ ПОДДЕРЖАЛО ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ САМОЛЕТА СР-10

22.08.2016

Первые серийные учебно-тренировочные самолеты (УТС) СР-10 российского производства будут оснащены украинскими двигателями АИ-25ТЛ, впоследствии их заменят отечественными АЛ-55, сообщили «Интерфаксу» в оборонно-промышленном комплексе.
«Не только опытные самолеты, предназначенные для государственных испытаний, но и первые серийные СР-10 также будут полностью обеспечены двигателями АИ-25ТЛ», – сказал собеседник агентства.
При этом он отметил, что «по согласованию с Минобороны России в ходе серийного производства СР-10 планируется заменить двигатели украинского производства на отечественные АЛ-55″.
Собеседник агентства отметил, что двигателями АИ-25ТЛ «оснащен целый ряд самолетов, в частности, Як-40 и L-39, как эксплуатирующихся в России, так и выведенных из эксплуатации».
«Большой парк АИ-25ТЛ может быть использован в качестве силовой установки СР-10 после проведения капитально-восстановительного ремонта авиадвигателей, полностью освоенного в России авиационно-ремонтными заводами как гражданскими, так и принадлежащими военному ведомству», – сказал собеседник агентства.
Говоря о постепенной замене украинских АИ-25ТЛ тягой 1750 кгс конструкции Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» на отечественные АЛ-55, он уточнил, что САТ «ведет переговоры с рыбинским «Сатурном» по адаптации АИ-55И, созданного под требования Индии, к самолету СР-10″.
Интерфакс

02.10.2016

Первые учебно-тренировочные самолеты СР-10 для Воздушно-космических сил России будут выпущены в конце 2017 года, к 2020 году планируется передать на испытания партию примерно из 20 машин. Об этом сообщил ТАСС представитель конструкторского бюро «Современные авиационные технологии» (»САТ»), где разрабатывают СР-10.
«Выпуск первых машин запланирован на конец 2017 года. Согласно планам Министерства обороны РФ, в 2018-2019 годах должна быть выпущена опытная партия самолетов, порядка 20 машин, которые планируется представить на государственные испытания. Далее начнется серийное производство», – сказал собеседник агентства.
По его словам, сейчас в испытаниях задействован демонстратор нового самолета, существующий в единственном экземпляре. Испытательные полеты проводятся в подмосковной Кубинке, первый состоялся в декабре 2015 года.
ТАСС

21.10.2016
Испытания нового учебно-тренировочного самолета СР-10 планируется провести в ближайшие три года. Об этом сообщил журналистам замминистра обороны РФ Юрий Борисов в ходе рабочей поездки на НПО «Сатурн».
Ранее в компании-разработчике самолета КБ «Современные авиационные технологии» рассказали, что первые СР-10 для Воздушно-космических сил России будут выпущены в конце 2017 года, к 2020 году планируется передать на испытания партию примерно из 20 машин. НПО «Сатурн» предлагает для него двигатель АЛ-55И.
«Этот самолет и двигатель как составная часть предусмотрен в планах на ближайшую трехлетку», – сказал Борисов.
Он подчеркнул, что от надежности СР-10 будет зависеть жизнь курсанта, поэтому у военного ведомства очень жесткие требования по его приемке на вооружение и условиям эксплуатации и безопасности.
ТАСС

06.02.2017

Появились свежие фотографии проходящего испытания на аэродроме Кубинка первого летного опытного образца (демонстратора) лёгкого реактивного учебно-тренировочного самолёта СР-10 разработки ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»).
Напомним, что летные испытания данного первого прототипа СР-10 были начаты на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область) 25 декабря 2015 года. В течении 2016 года были проведены этапы заводских испытаний и предварительных испытаний. Проект получил определенную поддержку со стороны Министерства обороны России и на 2017 год заявлялось о возможности начала Государственных испытаний СР-10, однако статус программы пока что в целом не определенен.
http://bmpd.livejournal.com

24.07.2017

На проходящем в Жуковском Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ») представило информацию о проекте беспилотного летательного аппарата (БЛА) АР-10 «Аргумент», разрабатываемого на основе созданного этим бюро небезызвестного легкого реактивного учебно-тренировочного самолета СР-10. Первый построенный прототип самолета СР-10 сейчас проходит испытания и также демонстрировался на МАКС-2017.
http://bmpd.livejournal.com

БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ АР-10 «АРГУМЕНТ»
СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017

25.07.2017

Минобороны, Смоленский авиационный завод и частная авиастроительная компания «Современные авиационные технологии» завершают подготовку контракта на поставку ВКС новейшего УТС СР-10, пишут «Известия».
Как отмечает газета, первая партия машин поступит в войска до конца следующего года. Эта новинка из-за своего нестандартного вида и компоновки уже получила у военных неофициальное название – «странный самолет». По мнению экспертов, машина крайне необходима ВКС России. Она открывает новую веху в истории российской авиации – военные впервые закупают самолет, разработанный частной компанией.
«Известия» пишут, что «странный самолет» СР-10 – это небольшая реактивная машина, предназначенная для первичной летной подготовки курсантов летных училищ. При весе чуть более 3 т двухместный самолет развивает скорость до 800 км/ч. Машина способна подниматься на высоту 11 тыс. м. Свое прозвище СР-10 получил из-за крыльев с обратной стреловидностью. В отличие от обычных, их угол направлен не к носу машины, а к хвосту. Самолет разработан частной компанией «Современные авиационные технологии», а производиться будет на Смоленском авиазаводе (входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение»).
Как рассказали «Известиям» в главном командовании ВКС России, в настоящее время контракт на закупку СР-10 уже подготовлен и находится в стадии согласования. Эту информацию подтвердили на Смоленском авиационном заводе, где СР-10 будет производиться серийно.
«Мы ожидаем, что контракт будет подписан в ближайшие две-три недели, – заявил «Известиям» руководитель предприятия Сергей Никольский. – Сложность переговоров в том, что впервые Минобороны ведет работу с частным авиапроизводителем. Это первый случай в истории. Поэтому заключение договора требует дополнительной проработки и времени. Новая машина заменит парк устаревших чешских учебно-тренировочных самолетов L-39″.
По словам С.Никольского, время от момента подписания контракта до поставки установочной партии составит 14 месяцев. Поэтому ожидается, что первые СР-10 пополнят авиационный парк ВКС России к концу следующего года, пишут «Известия».
По данным газеты, в настоящее время в российских Воздушно-космических силах и Морской авиации эксплуатируется более 150 L-39. Их поставка началась еще в начале 1980-х годов.
ЦАМТО

30.08.2017

Смоленский авиационный завод начнет выпуск учебно-тренировочного самолета СР-10 для Минобороны РФ после 2019 года. Как сообщила во вторник пресс-служба администрации Смоленской области, цитируя главу региона Алексея Островского, в 2018-2019 годы предприятие выпустит опытную партию из 50 самолетов.
«В 2018-2019 годы (на Смоленском авиазаводе – прим. ТАСС) должна быть выпущена опытная партия самолетов СР-10. Порядка 50 машин, которые планируется представить на государственные испытания. Потом состоится запуск серийного производства», – сказал он.
Островский добавил, что контракты на выпуск таких машин завод заключил с Минобороны РФ в 2016 году. Губернатор также сказал, что в 2016 году в рамках программы поддержки промышленности области авиазавод получил субсидию из регионального бюджета на модернизацию. Размер субсидии Островский не привел.
ТАСС

16.10.2017

Первые поставки учебно-тренировочных самолетов СР-10 запланированы в 2018 году.
СР-10 – это небольшая реактивная машина, предназначенная для первичной летной подготовки курсантов летных училищ. При весе чуть более 3 т двухместный самолет развивает скорость до 800 км/ч. Машина способна подниматься на высоту 11 тыс. метров. Особенностью СР-10 являются крылья с обратной стреловидностью – их угол направлен не к носу машины, а к хвосту. Новая машина заменит в ВКС РФ парк устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39.
Впервые опытный образец СР-10 был продемонстрирован в августе на международном военно-техническом форуме «Армия-2017″
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

13.11.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ СР-10 НА МАКС-2017

На международном авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском показали учебно-тренировочный самолет СР-10, серийный выпуск которого должен начаться на авиазаводе в Смоленске в 2017 году.
Двухместная кабина СР-10 была спроектирована по схеме тандем, она оснащена катапультными креслами класса «0-0», что позволяет обеспечить безопасность экипажа из двух человек во всем диапазоне скоростей и высот пилотирования.
Реактивный учебно-тренировочный самолет СР-10 создан коллективом КБ САТ («Современные авиационные технологии»). Самолет в состоянии выполнять фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой от +8 до –6 g. Аэродинамическая компоновка СР-10 позволяет пилоту выполнять фигуры пилотажа с использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей 4 и 4+ поколения.
ВТС «БАСТИОН», 13.11.2017

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ СР-10 НА МАКС-2017
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017


СПОРТИВНО ПИЛОТАЖНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ СР-10

Самолет СР-10 разрабатывается КБ Современные Авиационные Технологии» в инициативном порядке с 2007 года. Макет самолета СР-10 был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2009. Самолет выполнен цельнокомпозитным и имеет крыло умеренной (10 град) обратной стреловидности. Предполагается установка двигателя АЛ-55 или АИ-25ТЛ в зависимости от варианта использования
В настоящее время коллектив КБ Современные Авиационные Технологии» ведет разработку нового реактивного учебно-тренировочного самолета, предназначенного для обучения и участия в соревнованиях по самолетному спорту. Самолет будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +8 -6. Аэродинамическая компоновка самолета позволяет выполнять фигуры с использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4, 4+.
Построенный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом размахом 8,4 м со стреловидностью по передней кромке -10° и однокилевым оперением с цельноповоротным стабилизатором самолёт СР-10 имеет длину 9,59 м и нормальную взлетную массу 2400 кг (максимальная взлетная и максимальная посадочная масса – 2700 кг). Расчетная максимальная скорость полёта составляет 900 км/ч (М=0,85), практический потолок – 6000 м, практическая дальность полета – 1200 км. Диапазон эксплуатационных перегрузок – от +9 до -6, что позволяет выполнять на нем любой комплекс пилотажа.
В качестве силовой установки пока рассматривается один двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛШ тягой 1850 кгс, но проработана возможность установки и современных двигателей типа РД-1700 и АЛ-55И тягой 1700–1760 кгс. Система управления самолётом – механическая, с гидроусилителями. В зависимости от требований и финансовых возможностей заказчика, информационно-управляющее поле кабины может формироваться как из традиционных электромеханических приборов, так и современных многофункциональных индикаторов. Экипаж самолёта СР-10 будет размещаться на высоконадежных катапультируемых креслах типа К-36ЛТ-3,5.
Двухместная кабина самолета, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса «0 — 0″, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить ресурс.

По сравнению с аналогами самолет СР-10 обладает следующими преимуществами:
• удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;
• кабина экипажа обеспечивает максимально комфортные условия работы экипажа;
• аэродинамическая схема самолета позволяет безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа.
Макет самолета СР-10 был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2009.
Проект самолета СР-10 участвовал в открытом конкурсе Министерства обороны России весной 2014 года на лучший проект самолета первоначального обучения совместно с проектом самолета Як-152, но победителем открытого конкурса стал Як-152. Однако после этого были начаты активные действия по продолжению продвижения СР-10 Министерству обороны – теперь уже в качестве «промежуточного» типа. Теперь СР-10 предлагается в качестве второго самолёта после самолёта первоначального обучения. При этом серийное производство СР-10 предлагается организовать на заводе ОАО «Авиаагрегат» (Дагестан), изготавливавшем часть элементов конструкции первого опытного образца машины.
25 декабря 2015 года на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область), ранее приинадлежавшем учебному авиационному центру ДОСААФ (а ныне аэроклубу «Альбатрос Аэро»), cовершил первый полет первый опытный образец легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва) под руководством Д.А. Кибеца. Пилотировали самолет в первом полете летчик-испытатель Ю.М. Кабанов и летчик М. Миронов. прототип оснащен двигателем АИ-25ТЛ.
В финальной версии предполагается установка на самолет российского двигателя АЛ-55 — в том числе в версии с управляемым вектором тяги.
Разрабатываемый на АО «А.Люлька-Сатурн» авиационный двигатель АЛ-55 создается с максимальным использованием опыта и конструктивно-технологических решений, накопленных при создании АЛ-31Ф, которыми оснащаются истребители семейства Су-27. Двигатель предназначался для применения на учебно-тренировочных самолетах типа Як-130 и МиГ-АТ. Да-да — на Як-130 хохляцкие моторы, хоть и освоенные в производстве внутри России, планируется выкинуть и заменить на чисто российские.
Опытное производство осуществляется на ОАО «УМПО». На базе АЛ-55 создан АЛ-55И для учебно-тренировочного самолёта HJT-36 разработки корпорации Hindustan Aeronautics (Индия):

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Взлётный вес нормальный, кг 2400
Взлётный вес максимальный, кг 2700
Посадочный вес нормальный и максимальный, кг 2000
Длина, мм 9590
Размах крыла, мм 8400
Двигатель ТРД АИ-25ТЛ (или АЛ-55)
Тяга двигателя, кгс 1500
Максимальная маневренная скорость, км/ч 700
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч 900
Максимальное число М полёта 0,85
Практический потолок, м 6000
Скорость отрыва, км/ч 190
Посадочная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч 520
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с 60
Максимальная дальность, км 1500
Минимальный радиус установившегося виража, м 290
Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с 7
Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед +10…- 8
Экипаж, чел. 2

Источники: www.kb-sat.ru, КБ Современные Авиационные Технологии», bmpd.livejournal.com, fishki.net, www.dogswar.ru и др.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ СР-10 НА МАКС-2017
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ АР-10 «АРГУМЕНТ»