МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-114Т

MULTI-PURPOSE TRANSPORT AIRCRAFT IL-114T

В ноябре 1994-го Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина и ТАПОиЧ приняли решение в инициативном порядке и за свой счет разработать и поставить на серийное производство грузовой Ил-114. В январе 1995-го был утвержден компоновочный чертеж нового грузового Ил-114Т. На этом самолете компоновка кабины экипажа осталась без изменений. А в расположенном за кабиной экипажа грузовом отсеке длиной 19 м на рельсы пола установлено быстросъемное грузовое оборудование, в том числе роликовые дорожки для перемещения грузов, находящихся в контейнерах или на поддонах. Хвостовая часть грузового отсека используется преимущественно для перевозки грузов, размещаемых в «навал». В случае необходимости в грузовом отсеке Ил-114Т оборудуется салон для пассажиров, сопровождающих грузы. Первый полет первого серийного Ил-114Т выполнен в Ташкенте в сентябре 1996-го. Дальнейшие же работы по сертификации Ил-114Т будут вести только после поступления средств от ТАПОиЧ, так как наши две организации считаются полноправными участниками работ по сертификации.
Ил-114Т – многоцелевая грузовая модификация, созданная на базе турбовинтового пассажирского самолета Ил-114.
Самолет имеет объем грузовой кабины 76м3 (длина 18,93м, диаметр 2,64м), грузовой люк 3,25 х 1,71м. Грузовая кабина приспособлена для перевозки грузов в контейнерах типа ЗАК-1, ЗАК-06, 1АК-1,5, 1АК-09, в международных контейнерах и на поддонах.
В грузовом отсеке на рельсы пола установлено быстросъемное грузовое оборудование, в том числе роликовые дорожки для перемещения грузов, размещенных в контейнерах или на поддонах, а также специальные складывающиеся замки, исключающие их перемещение в полете. Все это обеспечивает быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Основная силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей с низким расходом топлива ТВ-7-117С мощностью 2500 л. с. каждый. Двигатели оснащены малошумными шестилопастными воздушными винтами диаметром 3,6 м с автоматическим флюгированием лопастей в полете Расположение мотогондол по размаху крыла выбрано с учетом сохранения в минимально возможных пределах моментов крена и разворота, возникающих в случае отказа одного из двигателей. Топливо размещается в двух баках – кессонах, расположенных в левой и правой частях крыла. Емкость каждого бака составляет 4180 л.
Экипаж самолета состоит из командира и второго пилота. Для успешного выполнения экипажем своих обязанностей, на Ил-114Т все средства отображения полетной информации и сигнализации, а также органы управления бортовыми системами, объединены в единую информационно-управляющую систему с выводом данных на цифровые дисплеи, расположенные на приборной доске пилотов.
Установленный на самолете пилотажно-навигационный комплекс позволяет эксплуатировать Ил-114Т как днем, так и ночью в простых и сложных метеорологических условиях, производить полеты в грозу, обеспечивает взлет и посадку в метеоусловиях соответствующих II категории ИКАО.
Компоновка систем выполняется так, чтобы исключить влияние отказов одних на работу других. Они имеют необходимую степень резервирования, а в их конструкции используются материалы, хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации.

Реализация на Ил-114 современных научно-технических достижений по обеспечению требуемых уровней аэродинамического и массового совершенства самолета и силовой установки, обеспечивают самолету высокие показатели топливной эффективности.
Шасси самолета обеспечивает посадку на необорудованные аэродромы, имеющие как бетонированные, так и грунтовые покрытия, что способствует расширению географии использования Ил-114Т в различных регионах.
Возможно создание грузопассажирского и санитарного вариантов.
Ил-114Т совершил свой первый полет с аэродрома ТАПОиЧ 14 сентября 1996 года. Управлял самолетом экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя России И.Р. Закирова.
Самолет находится на сертификационных испытаниях и предназначен для перевозки до 7 тыс. кг полезной нагрузки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса, т 23,5
Максимальная полезная нагрузка, т 7
Емкость топливных баков, л 8 780
Длина, м 26,877
Высота, м 9,324
Размах крыла, м 30
Площадь крыла (трапеция), м² 81,9
Диаметр фюзеляжа, м 2,86
Количество x тип двигателя 2хТВД
Модель двигателя ТВ7-117СМ
Максимальная мощность на валу (МСА, H=0), л.с. 2 650
Диаметр винта, м 3,6
Соответствие нормам ИКАО Прил. 16 Гл. 3
Крейсерская скорость, км/ч до 500
Высота полета, м до 7 600
Дальность полета с нагрузкой 6 т, км 1 000
Дальность полета с максимальным запасом топлива (без нагрузки), км 4 900
Длина разбега, м 1 000
Длина пробега, м 550
Экипаж, чел. 2
Проектный ресурс
Календарный, лет 30
Количество полетов 30 000
Количество летных часов, ч 30 000

Источники: www.ilyushin.org, www.airwar.ru, www.aviaport.ru, airspot.ru и др.

МОДЕЛИ САМОЛЕТА ИЛ-114 и ИЛ-114Т НА МАКС-2009
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПАТРУЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-114МП
САМОЛЕТ-ЛАБОРАТОРИЯ ИЛ-114ЛЛ
БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-114
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА