ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ИЛ-103
LIGHT MULTIPURPOSE AIRCRAFT IL-103

20.08.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИЛ-103 НА МАКС-2017

На международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова представил летающую лабораторию Ил-103.
НАЗНАЧЕНИЕ Летные исследования элементов системы СНН/ОВД
■исследование контура управления
■отработка методологии захода на посадку с использованием информации СНС и режима АЗН-В 1090ES
■исследование проблем вывода самолетов из СПП
ВТС «БАСТИОН», 20.08.2017

ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИЛ-103 НА МАКС-2017
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017

17.11.2017

Фирма Ильюшина рассматривает возможность восстановить производство легкомоторного самолета Ил-103 для обучения пилотов. Об этом в интервью ТАСС на выставке Dubai Airshow 2017 рассказал первый заместитель генерального директора ПАО «Ил» Павел Черенков.
«По запросу (в том числе иностранных заказчиков) мы рассматриваем возможность восстановить производство легкого поршневого самолета Ил-103 в глубокой модернизации», – сказал он. Черенков напомнил, что сейчас в мире летают порядка 40 таких машин. По его словам, «перспективы у Ил-103 хорошие».
«Это прекрасный самолет, который подходит не только для выполнения бытовых задач, но и для обучения пилотов истребительной авиации. На нем, конечно, нельзя «бочки» крутить, но учиться основным летным навыкам можно», – сказал он.
Двигатели для Ил-103 могут быть зарубежными, если речь пойдет о коммерческом (гражданском) использовании машины. Также рассматривается и вариант адаптации силовой установки для беспилотников, которую создали в ОКБ имени М. П. Симонова.
Реклама 09
«Нам сейчас необходимо ответить для себя на вопрос, есть ли у этой программы будущее. Это пока инициативная разработка фирмы Ильюшина. Мы готовы предложить рынку комфортабельный готовый самолет за $150-200 тыс. Это будет просто бомба по ценовому предложению», – подчеркнул Черенков, добавив, что производство Ил-103 в свое время было полностью освоено на одном из предприятий Объединенной авиастроительной корпорации в подмосковных Луховицах.
ТАСС

DUBAI AIRSHOW 2017 – 15-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА В ДУБАЕ


ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ИЛ-103


История создания Ил-103 началась в 1988 г., когда был объявлен конкурс на создание самолета первоначального обучения. Группа молодых специалистов ОКБ им. С.В. Ильюшина во главе с А.В. Пупковым в инициативном порядке начала прорабатывать проект такого самолета. Инициативу молодых сотрудников поддержал Генеральный конструктор Г.В. Новожилов.
Главной проблемой при создании Ил-103 стал выбор двигателя. Из-за полного отсутствия современных отечественных поршневых двигателей воздушного охлаждения требуемой мощности, конструкторам пришлось остановить выбор на американском двигателе I0-360ES фирмы «Теледайн моторе» мощностью 210 л.с
Ил-103 – легкий многоцелевой самолет авиации общего назначения. Для этой машины обеспечен наивысший уровень безопасности и исключительная производственная технологичность, что позволяет осуществлять крупносерийное производство по доступным ценам. Самолет сочетает в себе высокие аэродинамические характеристики, комфортную, просторную кабину, надежный двигатель и современную авионику.
Ил-103 обладает высокой экономической эффективностью и надежностью, может эксплуатироваться в любых климатических условиях. Может использоваться в качестве воздушного такси, патрульного в службах береговой охраны и мониторинга окружающей среды. Также он предназначен для бизнесменов и как «летающая парта» для авиационных учебных заведений.
Фюзеляж самолета – типа полумонокок. Четырехместная кабина имеет систему вентиляции и обогрева, исключающую запотевание остекления. Шасси – трехопорное неубирающееся, рессорного типа. Управление самолета двойное. В носовой части фюзеляжа установлен поршневой шестицилиндровый двигатель с двухлопастным воздушным винтом переменного шага фирмы «Харцель».
Ил-103 успешно эксплуатируется на коротких ВПП, а также на грунтовых площадках, самолет прост в обслуживании и ремонте.
Первый полет самолета состоялся 17 мая 1994г. с аэродрома Раменское. Летчик-испытатель И.И. Гудков. Первый полет первого серийного самолета Ил-103 состоялся 30 января 1995 г. Серийное производство самолета налажено на Луховицком машиностроительном заводе.
15 февраля 1996 г. был получен отечественный сертификат, соответствующий требованиям норм летной годности АП-23. 9 декабря 1998 г. Ил-103 получил американский сертификат летной годности FAR-23
Самолет Ил-103 нашел признание на мировом рынке, его купили несколько зарубежных стран. На Брюссельской выставке инноваций и изобретений «Эврика-95» — Ил-103 получил золотую медаль.
Подмосковные авиастроители (Луховицкий машиностроительный завод) по своей инициативе в ноябре 1999 г. провели переоборудование одного самолетав сельскохозяйственный вариант Ил-103СХ.
29 марта 2000 года летчик-испытатель АК имени С.В.Ильюшина А.Д.Комаров с аэродрома в Луховицах поднял в воздух новый сельскохозяйственный самолет Ил-103СХ. Эта машина появилась, фактически, на развалинах сельхозавиации бывшего СССР.
По сравнению с Ан-2, средний расход топлива на один гектар обработанной поверхности у Ил-103СХ в шесть раз меньше, к тому же он более автономен. Меньший состав обслуживающего персонала быстрее готовит самолет к повторному вылету, а по возможности обрабатывать небольшие поля (из-за большей скороподъемности) Ил-103СХ вообще не имеет себе равных. За один вылет самолет опрыскивает поля площадью до 100 га. После заводских испытаний «Ил» перелетел в Краснодар.
Катастрофа произошла 21 июня 2011 года во время выполнения тренировочного полета. Самолет T-103 (российский Ил-103) упал на поле вблизи военной академии ВВС Республики Корея в пригороде города Чонгвон, в 120 км от Сеула. Погибли пилот и инструктор. Причина — ошибка пилота-стажёра.
Еще одна катастрофа произошла 22 июля 2012 года в России около Алеканово, наиболее вероятно, в результате его сваливания на предельно-малой высоте при выполнении фигуры высшего пилотажа, похожей на поворот на горке с большими углами тангажа («поворот на вертикали»), выполнение которой запрещено РЛЭ самолета Ил-103.
Академия ВВС Южной Кореи в мае 2014 года подписала меморандум о взаимопонимании с компанией Korea Aerospace Industries (KAI) о закупке 23 легких тренировочных самолетов KC-100 Naraon. Соглашение имеет важное значение, так как дает возможность серийного производства самолетов этого типа. Контракт может быть подписан в конце 2014 года. Как ожидается, все самолеты должны быть поставлены к 2016 году. KC-100 Naraon заменят 20 УТС Т-103 производства российской компании «Ильюшин», самолеты поставлены в 2004 году в счет погашения государственного долга бывшего СССР, которые в настоящее время используются для первоначальной подготовки пилотов.

ПОСТАВКИ:
• Беларусь — приобретено 4 самолёта.
• Лаос — приобретено 3 самолёта в 2002 году.
• Перу — приобретено 6 самолётов, в качестве учебных.
• Россия — 30 самолётов было заказано Федеральной службой охраны лесов РФ.
• Южная Корея — академия ВВС Южной Кореи приобрела 23 самолёта для замены УТС T-41D Mescalero, ресурс которых заканчивается. Первую из машин заказчик получил в июле 2004 года. Стоимость контракта на поставку Ил-103 оценивается в 9 млн долларов, при этом часть самолётов была поставлена в счет государственного долга.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса, кг 1310
Максимальная полезная нагрузка, кг 350
Длина, м 8
Высота, м 3,135
Размах крыла, м 10,56
Площадь крыла, м² 14,71
Количество x тип двигателя 1хПД
Модель двигателя IO-360ES
Максимальная мощность на валу (МСА, Н=0), л.с. 210
Диаметр винта, м 1,93
Соответствие нормам ИКАО Прил. 16 Гл. 10
Емкость топливных баков, л 200
Крейсерская скорость, км/ч 180–225
Высота полета, м до 4000
Практическая дальность полета, км 750
Длина разбега, м 405
Длина пробега, м 575
Экипаж, чел. 1
Пассажиры, чел. 3
Календарный, лет 15
Количество полетов 20 000
Количество летных часов, ч 14 000

Источники: www.ilyushin.org, Военный Паритет, ru.wikipedia.org, airspot.ru, www.uhlib.ru, kollektsiya.ru и др.

ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИЛ-103 НА МАКС-2017
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА