ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ИЛ-103
LIGHT MULTIPURPOSE AIRCRAFT IL-103

20.08.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИЛ-103 НА МАКС-2017

На международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова представил летающую лабораторию Ил-103.
НАЗНАЧЕНИЕ Летные исследования элементов системы СНН/ОВД
■исследование контура управления
■отработка методологии захода на посадку с использованием информации СНС и режима АЗН-В 1090ES
■исследование проблем вывода самолетов из СПП
ВТС «БАСТИОН», 20.08.2017

ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИЛ-103 НА МАКС-2017
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017


ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ИЛ-103


История создания Ил-103 началась в 1988 г., когда был объявлен конкурс на создание самолета первоначального обучения. Группа молодых специалистов ОКБ им. С.В. Ильюшина во главе с А.В. Пупковым в инициативном порядке начала прорабатывать проект такого самолета. Инициативу молодых сотрудников поддержал Генеральный конструктор Г.В. Новожилов.
Главной проблемой при создании Ил-103 стал выбор двигателя. Из-за полного отсутствия современных отечественных поршневых двигателей воздушного охлаждения требуемой мощности, конструкторам пришлось остановить выбор на американском двигателе I0-360ES фирмы «Теледайн моторе» мощностью 210 л.с
Ил-103 – легкий многоцелевой самолет авиации общего назначения. Для этой машины обеспечен наивысший уровень безопасности и исключительная производственная технологичность, что позволяет осуществлять крупносерийное производство по доступным ценам. Самолет сочетает в себе высокие аэродинамические характеристики, комфортную, просторную кабину, надежный двигатель и современную авионику.
Ил-103 обладает высокой экономической эффективностью и надежностью, может эксплуатироваться в любых климатических условиях. Может использоваться в качестве воздушного такси, патрульного в службах береговой охраны и мониторинга окружающей среды. Также он предназначен для бизнесменов и как «летающая парта» для авиационных учебных заведений.
Фюзеляж самолета – типа полумонокок. Четырехместная кабина имеет систему вентиляции и обогрева, исключающую запотевание остекления. Шасси – трехопорное неубирающееся, рессорного типа. Управление самолета двойное. В носовой части фюзеляжа установлен поршневой шестицилиндровый двигатель с двухлопастным воздушным винтом переменного шага фирмы «Харцель».
Ил-103 успешно эксплуатируется на коротких ВПП, а также на грунтовых площадках, самолет прост в обслуживании и ремонте.
Первый полет самолета состоялся 17 мая 1994г. с аэродрома Раменское. Летчик-испытатель И.И. Гудков. Первый полет первого серийного самолета Ил-103 состоялся 30 января 1995 г. Серийное производство самолета налажено на Луховицком машиностроительном заводе.
15 февраля 1996 г. был получен отечественный сертификат, соответствующий требованиям норм летной годности АП-23. 9 декабря 1998 г. Ил-103 получил американский сертификат летной годности FAR-23
Самолет Ил-103 нашел признание на мировом рынке, его купили несколько зарубежных стран. На Брюссельской выставке инноваций и изобретений «Эврика-95» — Ил-103 получил золотую медаль.
Подмосковные авиастроители (Луховицкий машиностроительный завод) по своей инициативе в ноябре 1999 г. провели переоборудование одного самолетав сельскохозяйственный вариант Ил-103СХ.
29 марта 2000 года летчик-испытатель АК имени С.В.Ильюшина А.Д.Комаров с аэродрома в Луховицах поднял в воздух новый сельскохозяйственный самолет Ил-103СХ. Эта машина появилась, фактически, на развалинах сельхозавиации бывшего СССР.
По сравнению с Ан-2, средний расход топлива на один гектар обработанной поверхности у Ил-103СХ в шесть раз меньше, к тому же он более автономен. Меньший состав обслуживающего персонала быстрее готовит самолет к повторному вылету, а по возможности обрабатывать небольшие поля (из-за большей скороподъемности) Ил-103СХ вообще не имеет себе равных. За один вылет самолет опрыскивает поля площадью до 100 га. После заводских испытаний «Ил» перелетел в Краснодар.
Катастрофа произошла 21 июня 2011 года во время выполнения тренировочного полета. Самолет T-103 (российский Ил-103) упал на поле вблизи военной академии ВВС Республики Корея в пригороде города Чонгвон, в 120 км от Сеула. Погибли пилот и инструктор. Причина — ошибка пилота-стажёра.
Еще одна катастрофа произошла 22 июля 2012 года в России около Алеканово, наиболее вероятно, в результате его сваливания на предельно-малой высоте при выполнении фигуры высшего пилотажа, похожей на поворот на горке с большими углами тангажа («поворот на вертикали»), выполнение которой запрещено РЛЭ самолета Ил-103.
Академия ВВС Южной Кореи в мае 2014 года подписала меморандум о взаимопонимании с компанией Korea Aerospace Industries (KAI) о закупке 23 легких тренировочных самолетов KC-100 Naraon. Соглашение имеет важное значение, так как дает возможность серийного производства самолетов этого типа. Контракт может быть подписан в конце 2014 года. Как ожидается, все самолеты должны быть поставлены к 2016 году. KC-100 Naraon заменят 20 УТС Т-103 производства российской компании «Ильюшин», самолеты поставлены в 2004 году в счет погашения государственного долга бывшего СССР, которые в настоящее время используются для первоначальной подготовки пилотов.

ПОСТАВКИ:
• Беларусь — приобретено 4 самолёта.
• Лаос — приобретено 3 самолёта в 2002 году.
• Перу — приобретено 6 самолётов, в качестве учебных.
• Россия — 30 самолётов было заказано Федеральной службой охраны лесов РФ.
• Южная Корея — академия ВВС Южной Кореи приобрела 23 самолёта для замены УТС T-41D Mescalero, ресурс которых заканчивается. Первую из машин заказчик получил в июле 2004 года. Стоимость контракта на поставку Ил-103 оценивается в 9 млн долларов, при этом часть самолётов была поставлена в счет государственного долга.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса, кг 1310
Максимальная полезная нагрузка, кг 350
Длина, м 8
Высота, м 3,135
Размах крыла, м 10,56
Площадь крыла, м² 14,71
Количество x тип двигателя 1хПД
Модель двигателя IO-360ES
Максимальная мощность на валу (МСА, Н=0), л.с. 210
Диаметр винта, м 1,93
Соответствие нормам ИКАО Прил. 16 Гл. 10
Емкость топливных баков, л 200
Крейсерская скорость, км/ч 180–225
Высота полета, м до 4000
Практическая дальность полета, км 750
Длина разбега, м 405
Длина пробега, м 575
Экипаж, чел. 1
Пассажиры, чел. 3
Календарный, лет 15
Количество полетов 20 000
Количество летных часов, ч 14 000

Источники: www.ilyushin.org, Военный Паритет, ru.wikipedia.org, airspot.ru, www.uhlib.ru, kollektsiya.ru и др.

ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИЛ-103 НА МАКС-2017
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА