ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ LA-8
LIGHT AIRCRAFT-AMPHIBIAN LA-8

14.12.2017

ВМС КСИР Ирана получили легкие гидросамолеты-амфибии АэроВолга ЛА-8 из России. Российские самолеты-амфибии ЛА-8 будут использоваться ВМС КСИР для патрулирования, поисково-спасательных операций и т.п. Торжественная церемония передачи четырех машин прошла в Бендер-Аббасе.
Кстати, количество совпадает с тем, что должно было быть поставлено в Иран по контракту от декабря 2011, с учетом того, что одна машина разбилась во время испытаний. Правда тогда ничего не говорилось про то, кому именно в Иране они в итоге предназначаются.
http://bmpd.livejournal.com/

ЯДЕРНАЯ И ВОЕННАЯ ПРОГРАММА ИРАНА
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ LA-8

Самолет-амфибия LA-8 спроектирован из высокопрочных современных материалов в соответствии с требованиями Норм Летной Годности FAR-23/21
(АП-23/21). В конструкции и системах самолета используются максимально доступные в любой стране Мира навигационные и пилотажные приборы, оборудование, части и комплектующие детали. В топливной, масляной, гидравлической и тормозной системах применены шланги, фитинги, арматура, трубопроводы и гибкие рукава, изготовленные по международным стандартам AN и MS.
Самолёт может быть поставлен Заказчику, как с одиночным, так и со сдвоенным управлением. Общее число мест – 8, включая двух пилотов.
Базовая модель самолёта предназначена для выполнения визуальных полётов ПВП (VFR) день /ночь. Масса базовой модели пустого снаряженного самолета (заправленный маслом, техническими жидкостями и со штатным комплектом снаряжения) LA-8С составляет 1685 кг (1650 кг для версии RS), максимальная взлетная масса – 2720 кг для всех версий.
Самолет предназначен для эксплуатации в любых широтах и климатических зонах, в пресноводных и соленых водоемах. Шасси самолета позволяют выполнять полеты с грунтовых полос, асфальта, бетона и снега. Мореходные качества допускают эксплуатацию самолёта при высоте ветровой волны до 0,6 м. Минимальная длина взлетно-посадочной полосы – 400 метров. Высота аэродрома до 1500 метров (поршневая версия) и 2500 метров (турбовинтовая версия).
Самолёт может быть укомплектован пилотажно-навигационным комплексом и оборудованием радиосвязи, позволяющим его эксплуатацию по Правилам Приборных полетов ППП (IFR). Самолёт может быть оснащен трёхосевым автопилотом.
Самолет имеет развитую систему отопления (от теплообменников на выхлопных системах двигателей) и вентиляцию кабины пилотов и салона пассажиров.
Максимальная перегоночная дальность самолёта в версии «RS » составляет – 4000 км. Дальность полёта в стандартной версии «С», при коммерческой нагрузке 630 кг, с дополнительными баками, расположенными в законцовках крыла составляет -1400 км.
Максимальная полезная нагрузка составляет
в стандартной версии «С» – 1035 кг,
в версии «RS » – 1070 кг
Груз может быть размещён в носовом багажном отделении и в кабине самолета.
В поршневой версии самолёта, его максимальная крейсерская скорость на высоте 2000 метров (TAS) составляет – 270 км/час (145 узлов). Крейсерская скорость экономичная, с полной коммерческой загрузкой и полной заправкой топливом, при работе двигателей на 65 % мощности, при высоте полёта 2000 метров (TAS) составляет – 220 км/час (120 узлов). Максимальная продолжительность полета обеспечивается на скорости 180 км/ч (100 узлов) и может достигать 20 часов, для версии RS. Расчетная максимальная крейсерская скорость полёта, для турбовинтовой версии – 300 км/час (TAS), при высоте полёта – 4000 метров.
Практический потолок составляет 4500 метров для поршневого самолёта и 6000 метров – для турбовинтовой версии самолёта.
Основной вариант силовой установки (версия «С») – два поршневых двигателя LOM PRAHA M337C-AV с взлетной мощностью 235 л.с. Двигатели оборудованы механическими компрессорами и системой распределенного впрыска топлива. Периодичность текущего технического обслуживания двигателей составляет – 100 часов, периодичность замены масла – 200 часов.
На самолёте могут быть установлены поршневые двигателями Lycoming O-540 или TIO-540. (235-310 л/с), или турбовинтовые двигатели TP-100.(250 л/с) или АИ-450 мощностью 300 л/с.
Себестоимость летного часа самолёта с поршневыми двигателями, по стандартной методике расчёта, составляет – 450 долларов США / час, (для Американского рынка).
В зависимости от задач, условий эксплуатации и желаний Заказчика, ООО НПО «АэроВолга» предоставляет Заказчику широкие возможности выбора комплектации самолёта. с максимально возможной комплектацией самолёта ознакомьтесь ниже. (Детальная комплектация самолёта должна быть оговорена при формировании заказа).
Конструкция самолета:
двухдвигательный композитный высокоплан, , с Т – образным стабилизатором. Крыло может быть оборудовано законцовками (винглетами), уменьшающими сопротивление крыла на крейсерском режиме.
Планер окрашен высококачественными американскими красками в белый цвет, с возможностью придания дополнительных оттенков. Такая окраска обеспечивает практически неограниченный ресурс композитной конструкции, предохраняя её от негативного воздействия солнечной радиации. Практически в любом месте фюзеляжа возможно нанесение декоративных полос, а также эмблем, логотипов и надписей. По верху краски нанесён слой прозрачного полиуретанового лака, который обеспечивает дополнительную защиту краски.
В крыле самолета размещены основные топливные баки емкостью 455 литров (для версии RS – 1400 литров). Для модификаций “C” и “L” возможна установка дополнительных топливных баков в законцовках крыла, общей вместимостью 100 литров.
Для швартовки самолета на суше и на воде предусмотрены специальные узлы. Два швартовочных узла расположены на нижней поверхности крыла, один узел – в носовой части, один в кормовой. Две швартовочные утки в районе входного люка. Швартовочные утки могут быть как неподвижными, так и убираемыми в корпус.
Сверху самолета есть 4 узла, за которые самолет может быть поднят краном на борт судна или на причал, с использованием стандартной четырёхточечной расчалки. Для этого самолет может быть укомплектован рым-болтами и двумя стропами-адаптерами.
Внешнее аэродромное питание подключается к стандартной бортовой розетке и позволяет выполнять запуск двигателей и зарядку бортовых батарей.
В левом крыле установлена рулежно-посадочная светодиодная блок-фара. В правом крыле – сдвоенная ксеноновая посадочная фара. На законцовках крыла установлены блоки навигационных огней (левый или правый навигационный огонь), в хвостовой части фюзеляжа установлен задний огонь и проблесковый маяк, на законцовке киля – стояночный огонь, включаемый на воде.
Шасси – трехопорное, с носовой стойкой. Подвеска колес – рычажная, с газово-жидкостными амортизаторами. Для изготовления шасси применены специальные нержавеющие стали высокого качества и специальные покрытия, некорродирующие в соленой воде. Специально спроектированные шасси позволяют выполнять посадки самолёта на неподготовленный грунт. Выпуск и уборка шасси производится от гидропривода, аварийный выпуск основных стоек шасси происходит под собственной тяжестью, передней стойки – от резервной пневмосистемы.
На модификации RS аварийный выпуск всех стоек шасси происходит – под собственной тяжестью. Работа гидросистемы и аварийной пневмосистемы самолёта контролируется по двум манометрам, установленным на приборной доске пилота.
Индикация положения шасси спроектирована специально для самолета-амфибии, где посадка на воду выполняется с убранным шасси. Поэтому убранное положение шасси отображается на индикаторе ярко-синим цветом (мнемонически – цвет моря и неба), выпущенное – жёлтым цветом (цвет земли). Дополнительный, визуальный контроль положения шасси – можно осуществить по панорамным зеркалам, расположенным на поплавках.
Для управления самолетом при движении на воде используется разность тяги или реверсирование тяги двигателей, для управления движением на земле – раздельное торможение колёс. Тормоза – гидравлические, на педалях управления. Оба основных колеса могут быть заторможены стояночным тормозом.
Управление самолетом возможно с правого или левого рабочего места пилотов, которые оборудованы штурвалами и педалями. Для стопорения рулей высоты и элеронов на стоянке, в опору штурвала вставляется предохранительная чека с ярким красным маркером.
Автопилот управляется с пульта на центральной приборной доске и от кнопки аварийного отключения автопилота на штурвале. Управление двигателями, винтами и триммерами расположено на центральной консоли между лётчиками.
Рычаги управления двигателями позволяют управлять как прямой, так и обратной тягой. В целях предотвращения перехода винтов в режим реверса во время полета, пульт управления двигателями оснащен автоматом блокировки, исключающим включение реверса на скорости выше 100 км/ч и оборотах двигателя выше 1400 об/мин.
Закрылки управляются электроприводом. Положение закрылков контролируется по указателю или визуально. Модификация самолёта RS штатно (другие модификации – опционально) – оборудуется автоматической следящей системой управления закрылками, где необходимый угол отклонения, от 0 до 40 градусов, задается селектором, после чего автоматика устанавливает закрылки в нужное положение.
Кресла пилотов имеют систему продольного перемещения, обеспечивающую комфортную посадку и регулировку для пилотов с ростом от 160 до 200 см. Для удобства регулировки кресел в кабине установлен поручень. Конструкция чашек кресел допускает использование индивидуальных анатомических подушек-вкладышей.
Основной вход в самолет расположен в верхней задней части фюзеляжа самолёта и предназначен для обеспечения посадки в самолет, как на земле, так и на воде. Входной люк открывается вверх. Размеры люка позволяют загружать в кабину длинномерные грузы, а также больного на специальных носилках. Газовые компенсаторы обеспечивают легкое открывание и закрывание люка, а стопор – фиксацию люка в открытом положении. Механизм замка люка обеспечивает двухуровневую защиту от непреднамеренного открытия, позволяя, в то же время, практически мгновенное открытие входного люка, как изнутри, так и снаружи. Для доступа в кабину используется встроенный складной трап, конструкция которого позволяет, при необходимости, подняться на борт из воды ныряльщику или пловцу.
В кабине размещается стандартный набор снаряжения, необходимого для эксплуатации самолёта на суше и на воде:
В него входят:
-якорь (anchor)
-буксирный и якорный концы (towing & anchor ropes)
-морские швартовочные концы (moorage ropes)
-наземные швартовочные концы (tie down ropes)
-багор (boat-hook)
По правому и левому борту размещены два аварийных люка, конструкция которых допускает, в аварийной ситуации том числе, покидание кабины пилотом с парашютом во время полёта. В остекление люков встроены сдвижные прозрачные форточки. В верхней части кабины находится технологический люк, позволяющий осуществлять выход наверх фюзеляжа.
Остекление кабины выполнено из акрилового органического стекла (PMMA). Лобовое остекление рассчитано на стандартный удар птицы. Лобовое остекление является атермальным. Левое стекло пилота может быть оборудовано электрическим обогревом для предотвращения обледенения и, кроме того, левое стекло может быть оборудовано омывателем, подающим на стекло пресную воду для устранения солевых разводов.
В кабине могут быть установлены до восьми сидений, включая сиденья пилотов. Задние кресла имеют откидные спинки и рундуки под подушками сидений. Каждое сиденье в обязательном порядке оборудовано привязной системой. По желанию заказчика в самолете, может быть установлен биотуалет.
Над каждым сиденьем установлен индивидуальный светильник, регулируемое вентиляционное сопло и терминал интеркома. Под каждым сиденьем размещается индивидуальный спасательный жилет утвержденного типа. Пол кабины покрыт нескользящей полиуретановой краской (возможна установка коврового покрытия).
Вентиляция кабины происходит – через два крыльевых воздухозаборника, максимально отдаленных от воды. Воздух подается к индивидуальным регулируемым соплам вентиляции пилотов и пассажиров, и выходит через лабиринтное устройство в зоне входного люка.
Отопление салона самолёта выполнено от двух мощных калориферов, расположенных на двигателях. Часть нагретого горячего воздуха подается в пассажирскую кабину, часть на лобовые и боковые стекла изнутри фюзеляжа, что исключает их запотевание даже при 100% влажности.
Самолёт оборудован сигнализаторами опасной концентрации угарного газа в кабине (carbon monoxide) .
Сидения и панели интерьера выполнены из специального пожаростойкого стеклопластика и обтянуты пропитанной огнестойким составом алькантарой и высококачественной кожей.
Для размещения багажа предназначены два багажных отсека – в носовой части самолета и в задней части кабины. Для мелких вещей предусмотрены специальные карманы и ниши. Самолет LA-8C-RS может быть оборудован закрывающимися багажными полками.
В каждой зоне кабины установлены светодиодные светильники. Также обеспечивается освещение зоны входного люка и переднего багажного отсека. Для подключения внешних электрических устройств (переносные лампы, GPS-приемники и т.п.) используются стандартные разъемы прикуривателей. (cigarette lighter sockets)
Самолет оборудован двумя трюмными насосами для откачки воды перед взлетом с акватории.
Основная силовая установка выполнена на базе двух двигателей LOM PRAHA M-337C-AV, с взлетной мощностью 235 л. с. и номинальной мощностью 210 л.с. каждый. Двигатели имеют по шесть цилиндров в один ряд (объем 6 литров, 366 кубических дюймов). Двигатели перевернутого типа. Такая компоновка двигателя обеспечивает минимальное аэродинамическое сопротивление силовой установки. Двигатели оснащены механическими нагнетателями и сохраняет номинальную мощность до высоты 1200 м. Так же двигатели оснащены распределенным впрыском топлива, что обеспечивает им рекордно низкий для авиационных двигателей расход топлива – до 0,195 кг (kw/час) и имеют автомат высотной коррекции смеси.
На самолёте установлены винты немецкого производства. Винт – MTV-12-D-C-F-R(M)/CFR190-53, постоянных оборотов, с гидравлическим управлением, реверсом и флюгированием. (Возможно использование винта с возможностью запуска на режиме нулевой тяги – данная функция упрощает эксплуатацию на воде и обеспечивает более быстрый прогрев в холодную погоду.)
Основная электрическая сеть самолета – постоянного тока 27 вольт. Источники энергии – генераторы постоянного тока. Базовая аккумуляторная батарея – 24V / 16 А*ч, или может быть также установлена батарея 24V / 20 А*ч. Самолет оборудован розеткой аэродромного питания 24V – 250 A, что позволяет заряжать аккумуляторы и запускать двигатели от внешнего источника.
Для самолетов, на которых установлено пилотажно-навигационное оборудование, позволяющее выполнять полёты по правилам IFR, используется дополнительная независимая шина питания от резервного источника тока, достаточного по своей ёмкости для питания работающего основного радионавигационного оборудования на протяжении 30/60 минут полёта, при отказе всех остальных источников энергии.
Питание энергоемких, например, противообледенительных устройств – осуществляется переменным током, напряжением 42 вольта, от дополнительных генераторов, установленных на двигателях. Для возможности подключения устройств с напряжением 12В может быть установлен статический преобразователь, мощностью до 250 W.
Основным пилотажным прибором является пилотажный дисплей GARMIN G-500 сертифицированный для многодвигательных поршневых самолетов с взлетной массой до 5700 кг и высотой полета до 6000 м. Дисплей состоит из двух экранов.
Самолет может быть оборудован одним или двумя пилотажными дисплеями G-500.

Основным радио – навигационным комплексом является GARMIN GTN-650, объединяющим в себе функции:
- приемника GPS
- планировщика маршрута с сенсорным экраном
- УКВ-радиостанции с передатчиком мощностью 10 или 16 Ватт (опционально)
- приемника VOR/ILS
- интерфейсного устройства выносного ответчика
- системного роутера бортовой информационной сети
- источника навигационной информации для автопилота.
- движущейся карты с маршрутом
Самолет может быть оборудован одним или двумя комплексами GTN-650.
Вместо комплекса GTN-650 может быть установлен комплекс GTN-750 с большим экраном и дополнительными функциями управления аудио панелью, транспондером и выводом информации о схемах захода по аэропортам.
При установке одного комплекса GTN-650, в качестве второй УКВ-радиостанции используется система SL-30 (GNS 255) с передатчиком 10 Вт и приемником VOR/ILS., и/или УКВ-радиостанции SL-40 (GTR 225,10/16 ватт). При необходимости самолет может быть оборудован радиокомпасом ADF, дальномерной системой DME, коротковолновой связной радиостанцией и системой спутниковой связи, с доступом в Интернет.
Конструкция самолета допускает быструю (в течение 15 минут) его трансформацию из пассажирского (основного) варианта в грузовой. При этом на силовые рельсы пола устанавливаются строповочные башмаки для швартовки груза или крепления грузовых сеток. Кабина самолета позволяет перевозить грузы до 4-х метров длинной.
В кабине могут быть оборудованы 2 места для эвакуации лежачих больных и одно место для сопровождающего медика. Переоборудование самолета из пассажирской версии в санитарную выполняется менее чем за 30 минут.
Большая продолжительность полета делает самолет LA-8 уникальной и низко затратной платформой для целей воздушного наблюдения и мониторинга , отбора проб воды, контроля подводного пространства. На самолете могут быть установлены эхолоты, гидролокаторы, оптическое и радиолокационное оборудование. Конструкция крыла (в версии RS) допускает крепление двух подкрыльевых контейнеров массой до 150 кг каждый и размещение комплекса оборудования в носовом отсеке.
Для эксплуатации в зимнее время самолет LA-8 может быть оборудован неубирающимся лыжным шасси, допускающим эксплуатацию не только с подготовленных снежных полос, но и со снежной целины.
Возможна поставка LA-8 в варианте гидросамолета, с комплектом выкатных шасси (установка и снятие требуют не более 10 минут), и съемным лыжным шасси для зимней эксплуатации. Полезная загрузка LA-8 H: 1180 кг (на базе RS:1215 кг) при ценовой скидке 15 % .
НПО «АэроВолга» предлагает уникальную версию пожарно-наблюдательного (экипаж 2 человека) самолета LA-8 FF с возможностью принятия на борт 1000 литров воды в режиме глиссирования, сброса воды (Пено – водяной смеси) в течении 2 сек. с высоты до 5 метров на скорости 180 км/час и временем патрулирования до 5 часов .
Версия патрульного самолета на базе LA-8С-RS с комплексом радио – видео контроля окружающего пространства и местности и подвесными системами может находиться в воздухе с экипажем 4 человека до 14 часов. Экипаж обеспечен биотуалетом, камбузом и местом отдыха (спальным) для одного человека, а также многоканальной защищенной системой связи “онлайн» с командным пунктом.
Версия с реанимационным комплексом медицинского оборудования весом до 180 кг (first – aid) на базе LA-8C-RS позволяет проводить в воздухе комплекс
реанимационных мероприятий двум врачам с больным (раненым) в течение полета до 5 часов (1000 км.).
ООО НПО «АэроВолга» проводит подготовку эксплуатантов самолета LA-8. Программа включает специальный практический курс летной подготовки (12 часов) и двухнедельный курс базовой инженерной подготовки. Возможны также расширенные курсы подготовки, с допуском на сложные формы технического обслуживания и ремонта. Теоретическую подготовку пилотов для гидросамолетов проводят АУЦ в Казани и Санкт-Петербурге, с выдачей свидетельств.
Ресурс двигателя – 2000 часов до капитального ремонта, количество ремонтов не ограничено, тяжелые регламенты отсутствуют.
Ресурс винта – 2000 часов до капитального ремонта, количество ремонтов не ограничено.
Ресурс планера – по состоянию, проверки элементов планера каждые 2000 часов или раз в 5 лет, календарь – по состоянию.
Периодичность обслуживания для LA-8 -С: 100 часов и замена масла 200 часов, периодичность обслуживания для LA-8 -L: 100 часов и замена масла 50 часов.
Самолет – амфибия LA-8 совершил первый полет осенью 2004 года.
Общий налет всех бортов за это время составил более 2000 часов, в том числе заводских испытаний более 500 часов.
Самолет летал с акваторий Каспийского, Черного, Балтийского и Белого морей.
Полеты выполнялись в различных климатических зонах, от Северного полярного круга до субтропиков, при температурах от -35 до + 42 по Цельсию, в том числе в условиях умеренного обледенения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина самолета, м 11,10
Длина крыла, м* 14,0/15,0
Высота на стоянке, м 3,4
Максимальная ширина фюзеляжа, м 2,00
Колея шасси, м 1,782
База шасси, м 3,432
Площадь крыла, кв.м* 20,2/22,1
Длина, м 3,45
Ширина, м 1,64
Высота, м 1,24
Объем салона м.куб 3,7
Макс. длина грузов, м 4,43
Передний верхний люк, мм 450 x 580
Задний верхний люк, мм 1690 x 1290
Аварийные (левый, правый), мм 680 x 680
Макс. взлетный вес, кг 2720
Макс. полезная коммерческая нагрузка, кг 800
Макс. запас топлива, л 1500
Максимальная техническая высота полета, м 4500
Макс. допустимая эксплуатационная скорость, км/ч 305
Макс. скорость горизонтального полета, км/ч 275
Скорость крейсерского полета (экономичная), км/ч 235
Дальность полета, при скорости 235 км/ч
(при коммерческой нагрузке 800 кг.), км /перегонная 1200/4000
Продолжительность полета, при скорости 235 км/ч
(при коммерческой нагрузке 800 кг.), ч 5,6
Скороподъемность, м/сек 4—6
Длина разбега суша/вода (при макс. весе), м 350/450
Посадочная скорость (при макс. весе), км/ч 98
Макс. эксплуатационная перегрузка, ед +3,8—1,9
* Модификация – дальний морской

Источники: www.aerovolga.com и др.