РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ AIM-132 ASRAAM КЛАССА «ВОЗДУХ – ВОЗДУХ» (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

SHORT-RANGE MISSILES AIM-132 ASRAAM CLASS «AIR – AIR» (UK)

09.02.2016

Компания MBDA начала испытания УР воздушного боя ASRAAM для интеграции на британские истребители F-35B, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на airrecognition.com (8 января).
Первая ракета была доставлена в США в январе, в настоящее время компания работает над версией УР с увеличенной дальностью стрельбы. «Интеграция ASRAAM на истребители F-35 является доказательством успеха оборонной промышленности Великобритании и имеет неоценимое значение для отрасли, в которой работают тысячи человек», заявил министр обороны Великобритании Philip Dunne (Филипп Данн, назначен на эту должность 11 мая 2015 года – прим. Военный Паритет).
Около 15% стоимости каждого произведенного истребителя придется на Великобританию. Испытания ракеты будут включать в себя интеграцию с бортовым оборудованием самолета, сброс с носителя и, наконец, стрельбу по реальной воздушной цели. УР состоит на вооружении истребителей Tornado и Typhoon, а также F/A-18 Hornet ВВС Австралии и Jaguar ВВС Индии. Максимальная скорость ракеты более 3М.
Военный Паритет

ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II

17.08.2016

Великобритания потратит 184 млн ф.ст. (239 млн долл США) на программу производства УР малой дальности воздушного боя ASRAAM, адаптированных для оснащения истребителей F-35B Lightning II, сообщает «Военный Паритет».
Этот контракт стал вторым после заключенного в сентябре прошлого года сделки на сумму 300 млн ф.ст. Боевые самолеты Typhoon и Tornado уже адаптированы для применения ракет существующей версии.
Обновленная версия ракеты поступит на вооружение «Тайфунов» в 2018 году, F-35B примет их в свой арсенал с 2022 года, то есть с момента обретения боевой готовности. Отмечается, что первые F-35B начнут эксплуатироваться на борту авианосца HMS Queen Elizabeth в 2019 году. Корабль войдет в состав британского флота в 2017 году.
Ракеты ASRAAM улучшенной версии будут собираться на новом заводе в Болтоне (северо-запад Англии), строительство объекта близится к завершению.
Военный Паритет

ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II


РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ AIM-132 ASRAAM КЛАССА «ВОЗДУХ – ВОЗДУХ»

Программа разработки ракеты ASRAAM (»Advanced Short Range Air to Air Missile») стартовала в 1982 году в рамках международного консорциума Великобритании, Германии, Канады и Норвегии. ASRAAM ведёт своё происхождение от проекта ракеты «Taildog» компании Hawker Siddeley Dynamics. Ракета «Taildog» относится к исследовательским работам, обозначаемым QC.434, начатым в середине 1970-х годов.
Запуск программы ASRAAM был реакцией на успешные испытания и принятие на вооружение в 1983г. советской ракеты Р-73. Первоначально УР ASRAAM разрабатывалась как единая ракета НАТО, однако, в дальнейшем из-за значительных разногласий по тактико-техническим требованиям, предъявляемым странами участниками к разрабатываемому образцу, работы в рамках единной программы были свернуты. В 1989 году программу покинула Германия,а в 1990г. – Норвегия и Канада.
Ракета разрабатывалась по тактико-техническим требованиям ВВС Великобритании SR(A) 1234, в число которых входило достижение превосходства над российской Р-73. В соответствии с требованиями SR(A) 1234 ракета предназначается для ведения всеракурсного воздушного боя, в том числе ближнего высокоманевренного боя, а также для обороны самолетов. Однако основное назначение определено как поражение целей в передней полусфере на значительных дальностях, в режиме BVR с возможностью пуска при больших пеленгах целей.
В мае 1991 года был объявлен тендер на разработку ракеты ближнего воздушного боя для ВВС Великобритании. В тендере выступили фирмы «ВAe Dynamics» с УР ASRAAM, немецкая фирма BGT с доработанной AIM-9L и французская «Matra» с УР MICA. По итогам конкурса в марте 1992 года фирма «BAe Dynamics» получила контракт стоимостью 912 миллионов долларов США на разработку новой ракеты, под обозначением SR(A)-1234.

Разработка ракеты проведена на основе международной кооперации. Основным контрактантом по ракете является объединенная франко-британская фирма MBDA (комплексирование систем, математическое обеспечение, блок электроники, энергоблок, система охлаждения ИГС, корпус ракеты, корпус двигателя). Соразработчиками ракеты являются фирмы:
- Хьюз Миссайл Системз (США) – ИГС;
- Мессершмитт – Бёльков – Блом (Германия) – боевая часть, инерциальная система;
- Торн EMI Электроникс (Великобритания) – неконтактный датчик цели;
– Ройал Орднанс (Великобритания) – топливо двигателя;
- Лукас Аэроспейс (Великобритания) – рулевой привод

Ракета AIM-132 ASRAAM выполнена по бескрылой схеме с четырьмя крестообразными рулями. Длина ракеты 2.9 м, диаметр корпуса 166 мм, размах оперения 450 мм. Стартовая масса ракеты 87 кг. Силовая установка состоит из высокоэффективного двухрежимного твердотопливного двигателя REMUS (разработан фирмой «Royal Ordnance»), обладающего высоким удельным импульсом, бездымностью и малой тепловой заметностью. Корпус двигателя – двуслойный, внешняя оболочка выполнена из стальной ленты.
Ракета оснащена тепловой ГСН и лазерным взрывателем. Для управления четырьмя независимыми аэродинамическими рулями, размещенными в хвостовой части корпуса, используются высокомоментные сервоприводы.
Система наведения ракеты ASRAAM – комбинированная, содержит ИГС и инерциальную систему. В ИГС в качестве фотоприемного устройства применена матрица 128 х 128, состоящая из чувствительных элементов на основе InSb, работающих в диапазоне 3…5 мкм. Охлаждение ФПУ обеспечивается встроенной баллон- ной системой охлаждения, принцип которой был конструктивно отработан на ракете AIM-9L/M «Сайдуиндер». Емкость баллона составляет приблизительно 1 дм3 , что примерно в три раза больше, чем на ракете AIM-9L. В качестве хладагента может быть применен аргон, азот или воздух. Дальность захвата нефорсажной цели типа F-15 в свободном пространстве в передней полусфере оценивается в 14…18 км. Углы прокачки координатора имеют значения +/-80°.
Боевая часть – осколочно-фугасная, вес БЧ – 10кг. БЧ оснащается контактным и неконтактным лазерным взрывателями.
Система наведения ракеты ASRAAM — комбинированная, содержит инерциальную систему и тепловизионную ГСН (ТГСН), разработанную фирмой «Hughes» (в настоящее время «Raytheon»), аналогичную американской AIM-9X.

Летные испытания новой ракеты начались в 1994г., первые образцы поступили в ВВС Великобритании в феврале 1998г. Первые ракеты были использованы на самолетах EF-2000 Typhoon, Harrier и Tornado F.3 OEU. Было осуществлено восемь успешных запусков УР ASRAAM, в ходе которых было сбито 3 учебных мишени F-4 Phantom II.
По результатам эксплуатации ракета была подвергнута ряду серьезных доработок. Оперативной готовности УР ASRAAM достигла лишь в сентябре 2002г. и под обозначением AIM-132 была официально принята на вооружение королевских ВВС Великобритании. Ракета пришла на замену AIM-9 Sidewinder в Королевских ВВС Великобритании и Австралии.

Первый пуск ракеты с самолета «Тайфун» произошел в мае 2005 г. С целью улучшения характеристик ракеты был предложен вариант P3I-ASRAAM с системой управления вектором тяги двигателя.
Полная закупочная стоимость ракет для Великобритании составит 1,3 млрд долл. Текущая стоимость одной ракеты составляет 300 тыс. долл., стоимость серийного образца оценивается в 150 – 160 тыс. долл.
В настоящее время УР ASRAAM состоит на вооружении самолетов «Tornado», «Harrier» и «Typhoon» ВВС Великобритании, а также F/A-18 ВВС Австралии.
Военное ведомство Великобритании реализует план приобретения вооружений на сумму 160 млрд ф. ст. Министерство обороны Великобритании в сентябре 2015 года заключило контракт с компанией MBDA (UK) Ltd на разработку новой версии УР воздушного боя Advanced Short Range Air-to-Air Missile (ASRAAM). Контракт поддержит занятость более 400 рабочих мест по всей стране, модернизированная ракета поступит на вооружение, в том числе, истребителей F-35. Ракеты ASRAAM состоят на вооружении истребителей Typhoon и Tornado GR4.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность пуска:
Максимальная в передней полусфере — 15 км
Минимальная в задней полусфере — 0,3 км
Максимальная скорость полёта: 3 – 3,5 М
Боевая часть: осколочно-фугасная
Масса БЧ: 10 кг
Взрыватель: лазерный дистанционный + ударный
Наведение – инерциальное +матричная (128 х 128) ИГС с углами прокачки координатора +/-80°, охлаждение ГСН замкнутое
Двигатель: двухрежимный РДТТ Remus
Длина: 2900 мм
Диаметр: 166 мм
Размах крыла: 450 мм
Масса: 88 кг

Источники: rbase.new-factoria.ru, asdnews.com, Военный Паритет, ru.wikipedia.org, rufor.org, www.airwiki.org, «Авиация и космонавтика» 2010 № 04, Состояние и перспективы развития оружия класса «воздух – воздух» для самолетов 5-го поколения. ГосНИИАС. 2004 и др.