АЭРОПРИБОР-ВОСХОД ОАО
AEROPRIBOR-VOSHOD JSC

06.11.2014

ОАО «Аэроприбор-Восход» отметил свой 70-летний юбилей! 70 лет это предприятие создает оборудование для авиационной и космической техники. 70 лет приборы ОАО «Аэроприбор-Восход» устанавливаются практически на все военные и гражданские самолеты. Это самое яркое доказательство востребованности продукции предприятия авиационной и космической отраслью, подтверждение ее уникальности и незаменимости!


АЭРОПРИБОР-ВОСХОД ОАО

В настоящее время предприятие разрабатывает:
• высокоточные датчики давления, использующие различные физические принципы;
• приемники воздушных давлений;
• механические и электронные резервные приборы (высотомеры, вариометры, указатели скорости и числа М);
• образцовые манометры;
• системы воздушных сигналов;
• системы ограничительных сигналов;
• системы предупреждения об опасном сближении с землей;
• высоконадежные комплексы высотно-скоростных и аэродинамических параметров;
• парашютную автоматику;
• прицельные индикаторы;
• всевозможные датчиковые реле и системы измерения давлений для ракетно-космической техники.
Нет ни одного самолета (как в гражданской, так и в военной авиации), а также космического аппарата, где бы не стояли приборы или системы нашего предприятия. Разработка и внедрение высоких технологий, повышение технического уровня разрабатываемых изделий, автоматизация процессов проектирования и контроля производимых изделий — необходимые условия дальнейшего существования и развития предприятия.
Новые экономические и социальные условия требуют от нас нетрадиционных подходов к решению сложных экономических и производственно-технических проблем. Энтузиазм, творческая инициатива и самолюбие, гордость за продукцию нашего предприятия должны поддерживать постоянное стремление коллектива не останавливаться на достигнутом, а двигаться стремительными темпами вперед. Основная ценность предприятия — это люди, талантливые, способные самоотверженно трудиться и подчинять личные интересы интересам предприятия.

Изделия авиационно-космического назначения является основной продукцией предприятия ОАО «Аэроприбор-Восход». Данную продукцию условно можно разделить на следующие группы:
• Высотомерное и резервное оборудование
• Системы воздушных сигналов и системы измерения воздушных параметров полета
• Приемники воздушного давления
• Оборудование для автоматики средств жизнеобеспечения и спасения
• Датчики и реле давления
В группу входят приборы, выполненные в виде в виде унифицированных моноблоков с размером лицевой панели 85х85 мм и использованием монохромных или полноцветных ЖКИ матричного типа. В эту группу включены, также, блоки БСКА-Э, Э1, обеспечивающие связь высотомерного оборудования с самолетными системами.

ИСТОРИЯ
14 июля 1944 года Заместитель Народного Комиссара авиационной промышленности СССР Александр Яковлев подписал Приказ № 431: «Организовать… опытно-конструкторское бюро при заводе № 133 – анероидно-мембранных, трубчато-пружинных и сильфонных приборов». Так родилось предприятие, носящее сегодня название ОАО «Аэроприбор-Восход».
С момента создания и до 1947 года предприятие имело название «Опытно-конструкторское бюро ОКБ-3». В дальнейшем оно несколько раз переименовывалось: с 1947 по 1953 год – «Опытно-конструкторское бюро ОКБ-133», а с 1953 по 1966 год – «Государственное союзное опытное конструкторское бюро ГС ОКБ-133».
Возглавил предприятие Николай Константинович Матвеев. Именно с его именем связано образование конструкторского бюро и его развитие в течение первых 15 лет.
С учетом того, что организационная структура ОКБ-3 была расположена на территории завода №133, она была минимизирована, и включала в себя конструкторские группы, исследовательские лаборатории, группу технической документации и опытное производство в составе механического и сборочного участков. С первых дней образования коллектив ОКБ-3 приступил к созданию образцов нового приборного оборудования.
В 1945 году проводились работы по следующим направлениям и темам:
«Элементы автоматики, испытательная и регистрирующая аппаратура»:
- комплект грузовых парашютных приборов ПАС-1, ППД-1, АРД-2;
- быстродействующий самописец скорости БСС;
- быстродействующий самописец давления БСД;
- упругие чувствительные элементы;
- мембранно-анероидные узлы автомата АП-1V.
«Контроль и элементы автоматики реактивных двигателей»:
- дифференциальный манометр ДМ для агрессивных сред;
- разделитель с манометром РМ;
- термопара ТП для агрессивных сред;
- электромагнитная свеча ЭМС;
- блокировщик свечи БС;
- реле давления ММ;
- реле давления газа и компонентов РДГК.
«Контроль и элементы автоматики авиадвигателей внутреннего сгорания»:
- анероид регулятора наддува АРН-1У;
- расходомер топлива РТ-45;
- расходомер воздуха РВ-46;
- манометр масла ММ;
- мановакуумметр 2МВ-4;
- вакуумметр ВМ-46;
- четырехстрелочные электрические моторные индикаторы ЭМИ-4-2 и ЭМИ-4-3;
- реостатные манометрические датчики давления.
«Пилотажно–навигационные приборы»:
- вариометр ВР-20;
- вариометр ВАР-30;
- Указатель истинной высоты УИВ-45;
- двухстрелочный высотомер В-15;
- указатель высоты и перепада давлений УВПД;
- указатель скорости УС-700;
- указатель истинной воздушной скорости УИС;
- сигнализатор пользования кислородом СПК;
- сигнализаторы опасного перепада давлений СПД-1, СПД-2;
- грузовой парашютный автомат ПАС-2;
- навигационный индикатор НИ-45.
«Промышленные приборы»:
- барометр БР-45;
- промежуточное реле для схем защиты и сигнализации электростанций;
- блинкер РСШ для схем защиты электростанций;
- катодный осциллограф;
- выпрямитель;
- упрощенный измеритель емкости;
- высокочувствительный электронный усилитель (Кус – до 500.000);
- испытательная установка для расходомеров топлива.
«Автоматическая радиометеостанция АРМС-3 разработки ЦКБ ГУГМС КА».
Изготовлено в опытном производстве 15 комплектов. 10 комплектов были установлены и введены в действие в труднодоступных районах СССР.
В последующие годы структура предприятия адаптировалась к реальным планам работ, задаваемых НКАП. К 1949 году потребность отрасли в аэрометрических приборах обеспечила существенный рост численности коллектива ОКБ. Потребовалось изменение организационной структуры предприятия с целью реализации полного цикла работ: исследования, макетирование, конструкторская разработка, изготовление и испытания нового аэрометрического бортового оборудования летательных аппаратов.
В период 1946-1949 гг. были разработаны:
- по направлению пилотажно-навигационных приборов:
высотомеры ВД-15А, ВД-20, В-15-30, В-5с и датчики высоты ДВ-50, ДВ-6, ДВ-2,5, ДВ-15;
указатели и датчики скорости УС-700, УС-1200, КУС-1000, КУС-1200, КУС-1800, ДС-1000, ДС-1200;
указатели и сигнализаторы числа М МА-0,95, М-46, Мс-15-М;
указатели вертикальной скорости ВАР-30-3, ВАР-3-К, ВАР-75, ВАР-150, ВРМ;
- по направлению приборов двигательной, самолетной автоматики:
электрические дистанционные манометры ЭДМУ-1, ЭДМУ-3, ЭДМУ-М-3, ЭДМУ-6, ЭДМУ-15, ЭДМУ-80, ЭДМУ-М-120, ЭДМУ-М-Т1, ЭДМУ-М-Т2, 2ЭДМУ-15, 2ЭДМУ-80, 3ЭДМУ-М-3к, 3ЭДМУ-80;
датчики давления ДАД-1, ДАД-Ш, ЭДД, МРД, ДД;
мановакууметры 2М3-18, 2МБ-2, 2ММ-15, МВ-20, 2МВ-60;
указатели уровня жидкости УУЖК-50, УЖК;
датчик температуры ДТ;
моторные индикаторы 3ЭМИ-А, 3ЭМИ-Б, 4ЭМИ-А;
- по направлению приборов жизнеобеспечения экипажа в герметичной кабине:
расходомер воздуха РВУ;
высотный сигнализатор ВС-46;
индикатор потока ИП;
сигнализатор перепада давлений СПД.
Многие из перечисленных приборов успешно эксплуатируются на самолетах до настоящего времени.
Также, в первые годы после образования ОКБ, началась разработка ПВД. В 1946 году был создан приемник полного давления типа ТП, а в 1952 году – комбинированный измеритель воздушных давлений и аэродинамических углов ДУАС. Приемники типа ДУАС серийно производились на 2-м Московском приборостроительном заводе.
За большой личный вклад в создание приборного оборудования для образцов новой авиационно-космической техники Главный конструктор – начальник ОКБ-133 Николай Константинович Матвеев был удостоен высоких правительственных наград: ордена Красной Звезды (в 1945 г.), трех орденов Трудового Красного Знамени (в 1948 г.,1951 г. и 1956 г.), ордена Ленина (в 1953 г.). Ему была присуждена Сталинская премия 3-й степени (в 1949 г.), Сталинская премия 2-й степени (в 1951 и 1953 гг.).
В 1959 году Главным конструктором ОКБ был назначен известный к тому времени конструктор и ученый Рубен Григорьевич Чачикян. В должности Главного конструктора МПКБ «Восход» (а именно так стало называться наше предприятие с 1966 года) Р.Г. Чачикян проработал до 1986 года.
В результате были созданы:
- двухстрелочный указатель УПСК-2 текущего значения приборной скорости и ее предельно допустимого на данном режиме полета значения;
- трехстрелочный указатель УПСК-3 текущего значения приборной, истинной воздушной скорости и предельно-допустимого на данном режиме полета значения приборной скорости;
- высотомеры с метровой шкалой ВД-10, ВД-25, ВД-28, ВДИ, ВДИ-30, ДВ-6, ДВ-15М, ДВ-30, ВТ-25, ВМ-3, ВМ-15;
- высотомер парашютиста ВП;
- высотомеры с футовой шкалой ВМ-50, ВМФ50;
- высотомер малых высот ВМВ;
- вариометры ВР-5, ВРФ-6, ВР-10, ВАР-30, ВАР-75, ВАР-150, ВАР-300, ВР-10М;
- указатели высоты и перепада давлений УВПД-5, УВПД-15, УВПД-20;
- указатели скорости ДС-1000, ДС-1200, УС-150, УС-250, УС-450;
- указатели числа М М-2;
- указатели скорости и числа М КУС-3, КУС-Э, КУС-730/1100, КУС-1050, КУС-1200, КУС-1800, КУСИ-2000.
В 1966 году в КБ создается новый чувствительный элемент АЧЭ-286. Высокие метрологические характеристики АЧЭ-286 и механизма ВМК-15 обеспечили выполнение заданных требований и внедрение его в серийное производство на Ульяновском приборостроительном заводе. В дальнейшем чувствительный элемент и механизм ВМК-15 стали основой для разработки серии новых барометрических высотомеров типа ВБМ, соответствующих по точности измерения лучшим зарубежным образцам:
- ВБМ-1 – высотомер с пределом измерения высоты до 10 км;
- ВБМ-2 – высотомер с пределом измерения высоты до 15 км;
- ВБМ-2Ф – высотомер с пределом измерения высоты до 50.000 футов;
- ВБФ-2 – высотомер многофункциональный с пределом измерения 15 км;
- ВБМ-3 – высотомер с пределом измерения 20 км;
- ВБМ-р – резервный высотомер с пределом измерения 15 км.
Высотомеры типа ВБМ были сертифицированы и предназначались для установки на всех типах отечественных самолетов того времени.
Под руководством Р.Г. Чачикяна были созданы системы парашютной автоматики, обеспечившие приземление первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина и других космонавтов, а также барокомандные устройства обеспечения приземления всех наших космических кораблей. Им были созданы автоматы системы катапультирования для всех самолетов-истребителей СССР.
Тогда же были созданы первые в Советском Союзе аналоговые системы воздушных сигналов и информационные комплексы высотно-скоростных параметров.
В 1986 году МПКБ «Восход» возглавил Владимир Георгиевич Кравцов, талантливый инженер, известный в авиационной промышленности нашей страны и за рубежом.
Владимира Георгиевича смело можно назвать родоначальником цифровой аэрометрии. Именно в отделе, которым он руководил, была создана первая отечественная цифровая система воздушных сигналов, СВС-2Ц-1, для самолёта МиГ-25.
15 ноября 1988 года совершил свой первый и единственный полёт космический самолёт «Буран». Успешная автоматическая посадка «Бурана» во многом была обеспечена приборами и системами, разработанными на МПКБ «Восход». А заместитель Главного конструктора Владимир Георгиевич Кравцов непосредственно участвовал не только в создании этой аппаратуры, но и лично присутствовал в ЦУПе во время этого исторического полёта.
Решающую роль Владимир Георгиевич сыграл в реализации программы по внедрению сокращённых минимумов вертикального эшелонирования в российском воздушном пространстве. Эти нормы начали действовать в России только в 2011 году, однако приборы и системы, разработанные под руководством В.Г. Кравцова более 20-ти лет назад, уже тогда позволили отечественным воздушным судам выполнять международные рейсы.
В 1994 году предприятие становится акционерным обществом открытого типа.

Канцелярия предприятия.
Телефон: +7 (499) 363-23-28
Электронная почта: aerovoskhod@sovintel.ru

Приёмная главного инженера.
Телефон: +7 (495) 363-23-48
Электронная почта: aerovoskhod@sovintel.ru
Адрес: Россия, г. Москва, ул. Ткацкая, д.19.
Проезд: ст. м. Семёновская, троллейбус №22, остановка ул. Ибрагимова или 10 минут пешком от метро
Телефон: (495) 363-23-03
Факс: (495) 363-23-43
E-mail: aerovoskhod@sovintel.ru
http://www.aeropribor.ru