АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ. 300 ЛЕТ СТАРЕЙШЕЙ ВЕРФИ РОССИИ
ADMIRALTY SHIPYARDS. 300 YEARS OF THE OLDEST SHIPYARDS OF RUSSIA


АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ. 300 ЛЕТ СТАРЕЙШЕЙ ВЕРФИ РОССИИ



Все 300 лет истории «Адмиралтейских верфей» непосредственно связаны с созданием, становлением и развитием отечественного ВМФ. Значительная ее часть с подводным флотом, начиная с 1720 года, когда на «Верфи» приступили к строительству «потаенного судна» Ефима Никонова, до настоящего времени, когда в начале XXI века спущена на воду первая российская подводная лодка 4-го поколения «Санкт-Петербург».

Прошло триста лет с тех пор, как государь Петр Великий 5 ноября 1704 года принял решение заложить в центре Санкт-Петербурга на берегах Невы Адмиралтейскую верфь. С этого дня ведет свою историю старейшее судостроительное предприятие России, со стапелей которого за прошедшие три столетия сошли более двух с половиной тысяч военных кораблей и гражданских судов. За три столетия на судостроительных предприятиях, образовавших ФГУП «Адмиралтейские верфи», построено более 2,6 тыс. кораблей и судов.
Современные «Верфи» занимаются проектированием, производством и модернизацией судов гражданского флота, а также строительством и модернизацией кораблей военного назначения. Сегодня на «Верфях» трудится более 8000 человек, средний возраст работающих 46 лет.
В этот знаменательный для предприятия год произошло много значительных событий, особенно во второй половине. 27 августа на «Адмиралтейских верфях» был спущен на воду третий танкер проекта 05-55 для «Совкомфлота». А уже 3 сентября на «Верфях» состоялась церемония закладки нового, четвертого, танкера дедвейтом 47 400 тонн. Он способен перевозить до 5 различных видов грузов одновременно – в том числе сырую нефть, нефтепродукты, растительные масла, животные жиры. Процесс строительства танкеров на «Адмиралтейских верфях» полностью контролируется специалистами «Совкомфлота» и британским классификационным обществом «Lloyd’s Register of Shipping».
В августе для инозаказчика была спущена вторая неатомная подводная лодка (НАПЛ) проекта 636 с ракетным комплексом Clab-S. Недавно, 28 октября 2004 года, спущена на воду неатомная ПЛ «Санкт-Петербург» для ВМФ России первая из 4-го поколения, она стала 301-ой (из них 41 атомная) подводной лодкой построенной «Верфями». Новая лодка может эксплуатироваться в любых широтах, кроме районов со сплошным ледовым покровом. НАПЛ «Санкт-Петербург» оснащена новыми образцами торпед, а также крылатыми ракетами, запускаемыми из торпедных аппаратов. После всесторонних испытаний НАПЛ «Санкт-Петербург» будет передана заказчику – Военно-морскому флоту Российской Федерации.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ
Уже более 70 лет подводное кораблестроение на Адмиралтейских верфях занимает значительный объем, предприятиями в настоящее время входящими в «Верфи», построено несколько серий дизель-электрических и атомных подводных лодок, большое число подводных аппаратов различного назначения.
В 1912 году на заводе были изготовлены корпуса для подводных лодок типа «Барс». Затем был небольшой перерыв, и в декабре 1931 года заводу им. А.Марти ( с 1937 года – завод №194) было поручено изготовление корпусов ПЛ типа «Щ» (разработчик проекта ОКТБ-2, изготовлено два корпуса и 12 ПЛ), а с 1934 года завод «Судомех» приступил к строительству ПЛ типа «М» VI-бис серии (разработчик ЦКБС-2, построено 5 кораблей), затем XII серии (14 ПЛ).
С 1936 года завод им. А.Марти приступил к строительству ПЛ типа «С» IX-бис серии (разработчик ЦКБС-2), с 1939 года постройка этих корабле была начата на заводе №196. Практически одновременно на обеих заводах строились ПЛ типа «К» XIV серии, главный строитель и главный конструктор М.А.Рудницкий. На заводе №194 построено шесть лодок, на заводе №196 – три.
В 1940 году началось строительство малых подводных лодок XV серии проекта 96 (гл. конструктор Ф.Ф.Полушкин), которое было прервано Великой Отечественной войной, затем продолжено до 1953 года. На заводе №196 (директор В.Ф.Коврижкин, гл. конструктор В.М.Мудров, гл. строитель И.Л.Леонов) было построено 56 кораблей этого проекта. В 1941 году на заводе «Судомех» (завод №196) была заложена экспериментальная малая ПЛ «М-401» проекта 95 (разработчик ОКБ-196, руководители работ В.С.Дмитриев и А.С.Кассациер) с единым двигателем.
Этапным стало строительство больших ПЛ проекта 611, которое началось в 1951 года на заводе №196 «Судомех» (гл. строитель Е.П.Корсак). Первая лодка Б-61 (зав. №580) передана ВМФ в 1953 году. Проект корабля разработан ЦКБ-18 (гл. конструктор С.А.Егоров). Строительство этих лодок потребовало полного перевооружения завода, реконструкции цехов и эллинга. Была освоена кольцевая полуавтоматическая и автоматическая сварка. Строительство велось секционным способом. За создание ПЛ проекта 611 в 1957 году конструкторам и строителям была присуждена Ленинская премия.
В мае 1953 года завод №196 передал флоту опытную малую подводную лодку «М-254» (зав. №579) проекта 615 с энергетической установкой ЕД-ХПИ работающей по замкнутому циклу с использованием жидкого кислорода и твердого химического поглотителя углекислого газа. После доработки проекта в ЦКБ-18 (гл. конструктор А.С.Кассациер) адмиралтейцами заводов №194 и 196 (гл. строители В.И.Федечкин, К.Ф.Терлецкий, отв. сдатчик О.С.Покровский) в 1953-1958 гг. была построена серия из 30 кораблей проекта А615. Внедрение на заводе блочного метода постройки позволило сократить стапельный период с 120 до 60 дней, общий цикл постройки на 20-25% и стоимость на 10-15% в сравнении с секционным методом производства.
В феврале 1956 года на предприятие (гл. строители Ф.И.Майоров и Е.С.Богданов, отв. сдатчик А.Н.Хлебородов) была заложена уникальная подводная лодка «С-99» (зав. №617) проекта 617 (проектант СКБ-143, гл. конструктор А.А.Антипин) с парогазовой турбиной, в качестве окислителя использовалась концентрированная перекись водорода. Применение турбинного привода на вал позволило обеспечить ПЛ скорость подводного хода до 22 узлов, до появления атомных подводных кораблей это было значительное достижение.
Вслед за ПЛ проекта 611 на заводе №196 «Судомех» (с 1966 года – Ново-Адмиралтейский завод, директор В.Н.Дубровский, гл. строители А.И.Хлебородов и Я.И.Гер, ответственный сдатчик В.К.Горбачев) с 1956 года строились большие подводные лодки проекта 641 (разработчик ЦКБ-18, гл. конструктор З.А.Дерибин). Их производство велось поточно-позиционным способом из крупных блоков. Гидравлические испытания блоков производились в цехе объемных секций, после чего их полностью насыщали необходимым оборудованием. Эти технологические меры позволили сократить общий и стапельный период постройки. Срок строительства корабля был доведен до семи месяцев.
Первая ПЛ Б-94 (зав. №763) передана ВМФ в декабре 1958 года, всего заводом в 1959-1982 гг. построено 75 ПЛ проекта 641 и его модификаций. В 1967 году первая экспортная ПЛ Б-51 проекта И641 была передана ВМС Индии. До 1983 года для ВМС Индии, Ливии и Кубы было построено 16 ПЛ проектов И641 и И641К. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 года большая группа «адмиралтейцев» за создание и строительство подводных лодок проекта 641 была награждена орденами и медалями.
Во второй половины 1960-х гг. «Верфи» стали строить атомные многоцелевые подводные лодки проектов 671 (в 1967-1974 гг. – 15 АПЛ), 671РТ, 671РТМ (1977-1992 гг.), все разработки СПМБМ «Малахит» (гл. конструкторы Г.Н.Чернышев). АПЛ проекта 671, как и все последующие советские многоцелевые АПЛ, имела обтекаемую форму и одновальную энергетическую установку. На лодках появились первые советские противолодочные ракеты 81Р – подобные американским ракетам “САБРОК”. Оснащение ПЛ проекта 671РТ новым типом дальноходных торпед и ракето-торпед калибром 650мм, наряду с дополнительными мероприятиями по снижению шумности, повысило боевые возможности этого типа подводных лодок. АПЛ проекта 671РТМ является переходным типом ПЛ класса многоцелевых подводных лодок от II-го к III-му поколению. Размещение на АПЛ проекта 671РТМ нового вооружения, а также внедрение конструктивных решений по повышению акустической защиты осуществлено за счет врезки цилиндрической вставки в районе II отсека. Адмиралтейцами ПЛ проекта 671 и его модификаций построено 31 единица.
Одновременно с постройкой АПЛ проекта 671, создавались противолодочные АПЛ проекта 705 (проектант СПМБМ «Малахит», гл. конструкторы В.Н.Перегудов, М.Г.Русанов и В.В.Ромин), которые по ряду характеристик значительно превосходила АПЛ того времени. Головная лодка передана адмиралтейцами ВМФ в декабре 1971 года. Титановая автоматизированная лодка малого водоизмещения с реактором с жидкометаллическим теплоносителем развивала скорость более 40 узлов. Внедрение многочисленных новшеств в ограниченном объеме натолкнулось на значительные трудности в создании и эксплуатации, поэтому строительство серии затянулось и число построенных кораблей было ограничено.
В 1972 году были объедены два предприятия Адмиралтейский завод (ранее завод №194) и Ново-Адмиралтейский завод (ранее завод №196) в Ленинградское Адмиралтейское объединение (ЛАО). С 1992 года объединение стало именоваться «Адмиралтейские верфи».
С начала 1980-х гг. в Советском Союзе началось строительство дизель-электрических ПЛ проекта 877, со второй половины 1980-х гг. такие корабли стали производится «Верфями». В ноябре 1985 года ВМС Индии была передана головная подводная лодка Б-888 (зав. №01307) проекта 877ЭКМ, проектант ЦКБ МТ «Рубин» (гл. конструктор Ю.Н.Кормилицин). Затем последовала серия кораблей проектов 877ЭКМ и 636 (гл. строители Ю.К.Еремеев, Б.А.Вересов, ответственные сдатчики О.Н.Едышев и К.И.Кравченко) для инозаказчика, основными из которых стали ВМС Индии и Китая.
Кроме боевых лодок адмиралтейцы строили и ПЛ лаборатории, исследовательские ПЛ, ПЛ специального назначения, подводные аппараты. Предприятием построены ПЛ-лаборатории «БС-555» (зав. №01665) проекта 1840 (гл. конструкторы Я.Е.Евграфов,Е.С.Корсуков, С.Л.Деменьтьев) и 1710 (гл. конструктор Г.П.Москалев), разработчик СПМБМ «Малахит». База-лаборатория проекта 1840 была передана ВМФ в декабре 1979 года (отв. Сдатчики И.Е.Красноруцкий и В.Д.Иванов). Она предназначалась для проведения в морских условиях на глубинах до 300 м исследований по длительному пребыванию людей в атмосфере дыхательных газовых смесей под давлением, по водолазным спускам и по спасению личного состава с затонувших кораблей. С 1980 по 1991 гг. она прошла более 15750 миль, провела на грунте более 1600 часов и более 210 погружений на глубины 100-300 м. На исследовательской ПЛ проекта 1710 проводились натурные работы по отработке гидродинамики и гидроакустики.
В 1988-1990-х гг. предприятие передало ВМФ две сверхмалые ПЛ «МС-520» и «МС-521» проекта 865 «Пиранья», спроектированные в СПМБМ «Малахит» (гл. конструктор Ю.К.Минеев). Главным строителем ПЛ проектов 1710 и 865 был В.И.Дементий. Эти корабли обладали хорошими мореходными качествами, имели титановый корпус и автоматическое управление движением. Кроме этого «адмиралтейцами» были изготовлены сверхмалые подводные лодки «Тритон-1М» (36 ед. в 1973-1980 гг.) и «Тритон-2» (12 ед. в 1975-1985 гг.) для доставки боевых плавцов. Главные конструкторы этих проектов Я.Е.Евграфов, Е.С.Корсуков, В.И.Синяков, Ю.К.Минеев, главные строители Д.Т.Логвиненко, В.Я.Бабий, Н.Н.Чумичев. Еще «Верфями» были построены подводные аппараты специального назначения проекта 1851 и 1910, подводные лаборатории проекта 1603 «Бентос», обитаемые подводные аппараты проекта 1602 «Тинро-2», гидробарокамеры ГБК-50 в Ломоносове, камеры исследования на животных КИЖ, буксируемые наблюдательные камеры проектов 1605 и 16051 «Атлант-2», «Тетис» и «Тетис-Н», исследовательские глубоководные аппараты проекта 1825 «Север-2», проекта 1832 «Поиск-2», проекта 1906 «Поиск-4», проекта 16810 «Русь» и «Консул», способные опускаться на глубины 2000-6000 м. Эти системы были спроектированы СПМБМ «Малахит» и ЦКБ «Лазурит». Всего «Верфями» построено около 70 подводных и глубоководных аппаратов различного назначения.
Испытания аппарата «Русь» (зав. №01689, отв. Сдатчик Л.П.Лазута) завершились на Балтике в 2000 году, проектант «СПМБМ «Малахит» (гл. конструкторы В.Г.Марков и Е.М.Разумихин). С 2002 года он находится на модернизации, швартовые испытания завершились в августе 2004 года.

НАДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
Адмиралтейские верфи строили не только подводные лодки и аппараты, занимались они и надводными боевыми кораблями. В апреле 1706 года на воду было спущено первое судно. Затем строились галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы, ремонтировались суда Балтийского флота. В 1709 году был заложен первый линейный корабль «Полтава» с 54 пушками. К этому времени Главное адмиралтейство стало крупнейшим судостроительным предприятием России, к 1709 году увеличилось число работающих на верфях с 500 до 900 человек, в 1710 году возросла еще на 4720 человек, к 1715 году достигала 10000, а к 1725 году 15000 человек. В 1719 году на верфи одновременно строилось более 10 линейных кораблей.
Прошли годы, предприятие значительно выросло, были увеличены производственные площади и мощности. Непрерывно росла номенклатура выпускаемой продукции. В январе 1863 года был заложен первый русский броненосный корабль «Не тронь меня», а в ноябре 1864 года – броненосный фрегат «Князь Пожарский» (строитель А.Ф.Соболев), в 1865 году броненосные лодоки «Русалка» и Чародейка», в 1866 году – броненосный фрегат «Адмирал Грейг» (строитель Н.Г.Коршиков), в 1872 году – броненосный корабль «Петр Великий» (строители А.А.Попов, М.М.Окунев и А.Е.Леонтьев), затем броненосный крейсер «Император Александр II» (строитель Н.А.Субботин), эскадренный броненосец «Гангут» (строитель А.Е.Леонтьев), эвкадренный броненосец «Наварин» (строитель П.А.Титов), броненосецы «Адмирал Сенявин» (строитель Н.И.Михайлов), «Полтава», «Сисой Великий», «Генерал-адмирал Апраксин», «Ослябя», «Бородино» (автор проекта и строитель Д.В.Скворцов), другие броненосные корабли.
Строили Адмиралтейские верфи и другие боевые корабли, в 1878 году передали флоту миноноску «Орел», в 1884 году – корвет «Витязь» (строитель П.А.Титов), затем миноносец №105 «Лахта», канонерские лодки «Гремящий», «Храбрый», «Гиляк» (строитель И.А.Гаврилов), «Хивинец» (строители А.Л.Александров, С.А.Шульц и Н.Е.Титов). Была построена адмиралтейцами в 1900 году и знаменитая «Аврора», затем крейсер «Баян» и другие корабли, их все и не перечислить.
В 1906 году Адмиралтейским заводом был построен линейный корабль «Андрей Первозванный» (строитель В.Я.Афанасьев), в 1914 году – «Полтава» и «Гангут» (строитель Л.Л.Коромальди). В 1913 году началось строительство линейных крейсеров «Бородино» и «Наварин». В 1922 году они вместе с устаревшими линкорами и старыми крейсерами были сданы на слом.
Последовавшие за Первой Мировой войной революция 1917 года, гражданская война, разруха резко снизили развитие отечественной промышленности, в том числе и судостроения. В результате постройка кораблей и судов в России практически остановилась. Только к середине 1920-х гг. завод им. А.Марти (бывший – Адмиралтейский) был выведен из консервации и присоединился к другим отечественным судостроительным предприятиям по выполнению первых советских программ гражданского, а затем и военного кораблестроения. На заводе кроме морских транспортных судов стали строить крупную серию торпедных катеров, которая продолжалась до начала 1940-х гг. Кроме этого КБ завода им. А.Марти были разработаны проекты 234, СМ-3, СМ-4, 123 (гл. конструктор П.И.Таптыгин) катеров. С начала 1930-х гг. заводы им. А.Марти и «Судомех» стали участвовать в программе подводного кораблестроения. Перед войной на заводе им. А.Марти началось строительство тяжелого крейсера типа «Кронштадт» проекта 69 (гл. конструктор Ф.Е.Бесполов) и легких крейсеров типа «Чапаев» проекта 68 (гл. конструктор А.И.Маслов).
Началась Великая Отечественная война, часть персонала и оборудования были эвакуированы в глубь страны, строительство крупных кораблей было остановлено. Несмотря на это за годы войны адмиралтейцами построено и передано ВМФ 20 бронекатеров типа МБК, 66 охотников за подводными лодками БМО, 116 самоходных плашкоутов, отремонтировано 300 кораблей и подводных лодок, в том числе крейсера «Киров», «Максим Горький», лидер «Ленинград» и другие. За эти заслуги и в честь 40-летия Победы Адмиралтейские верфи были награждены орденом Отечественной войны 1-ой степени.
После войны на заводе №194 достраивались крейсера проекта 68К типа «Чапаев» (разработчик ЦКБ-17, гл. конструктор А.С.Савичев), эсминцы проекта 30К (проектант ЦКБ-53), сторожевые корабли проекта 29К и проекта 52 «Пурга» (разработчик ЦКБ-15, гл. конструктор В.И.Неганов), затем строились крейсера проекта 68бис типа «Свердлов». В 1957 году на заводе №196 для выполнения разведывательных задач было переоборудовано несколько средних рыболовных траулеров проекта 391А. Для обеспечения перекисью ПЛ проекта 617 на заводе №196 построили несамоходную баржу проекта 215.
В 1959 году судостроители Адмиралтейского завода (завод №194) передали морскому флоту первый атомный ледокол «Ленин» проекта 92 (проектант ЦКБ-15, гл. конструктор В.И.Неганов), который находился в эксплуатации более 30 лет. Строились здесь танкеры проекта 1552 типа «София» (проектант ЦКБ-32, гл. конструкторы Н.Ф.Щукин и Д.Г.Соколов), проекта 15966 типа «Пулково», усиленного ледового класса проекта 20070 типа Астрахань», ледового плавания проекта 20071 типа «Саратов», танкеры-продуктовозы-химовозы проекта 17120 типа «Виктор Дубровский», океанские спасатели проектов 1452 и 1453 (ЦКБ «Балтсудопроект», гл. конструктор А.Г.Диденко) типа «Барс», исследовательский ледокол «Отто Шмидт», рыбоконсервные заводы типа «Андрей Захаров», рыбоперерабатывающая база «Восток» и другие суда. Значительное число судов поставлено на экспорт. Сегодня предприятие в дополнение к «обычной» для него продукции осуществляет постройку маломерных алюминиевых сварных лодок типа «Мастер».
Для обеспечения отечественных космических программ «Вервями» построена серия кораблей командно-измерительного комплекса проекта 1914 (разработчик ЦКБ «Балтсудопроект», гл. конструктор Д.Г.Соколов) типа «Маршал Неделин», в 1988 году начато строительство проекта 19510 «Адонис» (проектант ЦКБ «Балтсудопроект», гл. конструктор Б.П.Ардашев). В 1986 году адмиралтейцы пополнили плавучий тыл ВМФ – передали морской транспорт проекта 11570 (ЦКБ «Коралл», гл. конструктор А.П.Шклярук) типа «Александр Брыкин». ВМС Индии «Верфи» передали танкер снабжения Joty.

В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ЮБИЛЕЯ
2 ноября 2004 года в Центральном военно-морском музее состоялось открытие выставки «Адмиралтейские верфи. 300 лет», посвященной трехсотлетней истории судостроительной верфи. На выставке представлены модели и чертежи кораблей, произведения живописи и графики, уникальные фотографии и почтовые открытки, показывающие деятельность лидера в области судостроения в нашей стране, образцы формы одежды русских моряков, предметы судового быта, подлинные документы, корабельные флаги, памятные знаки, награды и т. д.
На этой выставке отмечены наиболее яркие вехи многовековой истории Адмиралтейских верфей. Здесь представлены модели и чертежи кораблей, в разное время построенных на знаменитом предприятии. Выставка позволит широкой публике узнать много интересного о деятельности предприятия, а также прикоснуться к малоизвестным страницам истории Адмиралтейских верфей.
В разгар празднования юбилея «Адмиралтейских верфей» 4 ноября в полдень генеральным директором предприятия В.Л.Александровым был произведен тожественный выстрел из орудия Петропавловской крепости. В память об этом событие гильза будет храниться на «Вервях».

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» 2004

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
300 ЛЕТ СТАРЕЙШЕЙ ВЕРФИ РОССИИ
КОНФЕРЕНЦИЯ К 300-ЛЕТИЮ АДМИРАЛТЕЙСКИХ ВЕРФЕЙ


© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT