АТОМНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ СТАНЦИЯ 1-ГО РАНГА
АС-31 ПРОЕКТА 10831
NUCLEAR DEEP-WATER STATION 1ST GRADE
AC-31 PROJECT 10831

03.07.2019

Первого июля на российском научно-исследовательском глубоководном аппарате вспыхнул пожар, погибли 14 моряков-подводников. Об этом сообщили в Минобороны.
Инцидент произошел в российских территориальных водах. Аппарат занимался изучением придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России. ЧП возникло при проведении батиметрических измерений.
Люди погибли от отравления продуктами горения. В ведомстве добавили, что ликвидировать огонь удалось благодаря самоотверженным действиям команды.
Сейчас аппарат находится в военно-морской базе Североморск. Расследование трагедии контролирует главнокомандующий ВМФ.
«Причины произошедшего устанавливаются. Расследование проводит главнокомандующий Военно-морским флотом», – говорится в сообщении.
Расследование обстоятельств пожара на глубоководном аппарате, в результате которого погибли 14 моряков, проводит главнокомандующий ВМФ, говорится в сообщении Минобороны России.
По неофициальным данным, пожар случился на глубоководной атомной подводной лодкой АС-12, известной как «Лошарик», сообщает Лента.ру.
ВТС «Бастион»

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

04.07.2019

Министр обороны России Сергей Шойгу поставил задачу в кратчайшие сроки восстановить глубоководный аппарат, на котором в результате пожара погибли 14 моряков, сообщает телеканал «Звезда». По неофициальной информации, этим аппаратом является АС-31 «Лошарик».
Во время рабочей поездки в Североморск глава Минобороны провел отдельное совещание с представителями предприятия-разработчика глубоководного аппарата. Он заслушал доклады с места событий и провел совещание с участниками комиссии по расследованию происшествия.
Также Шойгу пообещал, что Минобороны окажет всю необходимую помощь и поддержку семьям погибших моряков. Самих подводников представят к государственным наградам, отметил министр.
Ранее 3 июля Сергей Шойгу сообщил, что часть экипажа глубоководного аппарата удалось спасти. По его словам, первыми из горящего отсека моряки-подводники эвакуировали гражданского, после чего закрыли за ним люк, чтобы не допустить распространения огня.
Лента.ру

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

05.07.2019

Ядерная установка глубоководного аппарата, на котором произошел пожар в аккумуляторном отсеке и погибли 14 моряков, не пострадала. Об этом заявил министр обороны России Сергей Шойгу на встрече с президентом Владимиром Путиным, пишет «Интерфакс».
Шойгу отметил, что экипаж сделал все необходимое для защиты установки, поэтому она не пострадала и в настоящее время полностью работоспособна. «Ядерная энергетическая установка на данном аппарате полностью изолирована и безлюдна», — подчеркнул он.
Ранее министр приказал в кратчайшие сроки восстановить аппарат, которым, по неофициальной информации, является атомная подлодка АС-31 «Лошарик». По словам специалистов, которые провели первую оценку, ремонт аппарата возможен, однако точных сроков восстановления они назвать не могут.
Лента.ру


АТОМНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ СТАНЦИЯ 1-ГО РАНГА
АС-12 ПРОЕКТА 10831

Согласно информации опубликованной на сайте topwar.ru, АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.
Головная и пока единственная лодка проекта – АС-12 с заводским №01210 – заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш» в г.Северодвинске 16 июля 1990 г. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство лодки по сути было заморожено и согласно сообщениям СМИ возобновилось только в 2000 г. Подлодка спущена на воду около цеха №42 ПО «Севмаш» 5 августа 2003 г.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.
Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.

Как сообщил www.arms-expo.ru, Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России на два года приостановит походы автономной глубоководной станции (АГС) проекта 10831 «Калитка», известной под прозвищем «Лошарик».
Как сообщает представитель оборонно-промышленного комплекса, носитель станции – атомная подводная лодка (АПЛ) БС-136 «Оренбург» проекта 667БДР «Кальмар» – выработал свой ресурс и будет выведена из состава флота.
Арктический поход «Лошарика», о котором в ноябре 2012 года сообщали СМИ, оказался последним для ее носителя, переделанной под базовую станцию для мини-лодок.
Глубоководная атомная станция, получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», о которой «Известия» писали в начале ноября, в скором времени обзаведется младшей «сестрой». По информации «Известий», на заводе «Звездочка» в Североморске возобновлено строительство еще одной атомной глубоководной станции (АГС), название которой строго засекречено.
Источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил «Известиям», что лодка станет уменьшенным вариантом батискафа «Лошарик» и будет, так же как и он, предназначена для специальных работ на дне океана, в том числе в Арктике.

Как сообщалось 11.01.2015 г. на bmpd.livejournal.com, русское издание известного автомобильного журнала «Top Gear» опубликовало материал «Брызги белого» о тестовом автопробеге на автомобиле Mercedes-Benz GL 450 до Архангельска. На берегу Белого моря автомобилисты журнала устроили фотосессию, заодно мимоходом запечатлев мирно проходившую вдоль побережья подводную лодку – не отдавая себе отчета, что снимают.
Заснятой подводной лодкой оказалась атомная глубоководная станция 1-го ранга АС-12 проекта 10831, в просторечии более известная как «Лошарик». Лодка, являющаяся последней из построенных атомных глубоководных станций, входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота, базирующейся в Гаджиево. Опубликованный в «Top Gear» снимок «Лошарика», является, вероятно, одной из наиболее четких и качественных фотографий этой лодки в открытых источниках.
bmpd.livejournal.com

Источники: topwar.ru, www.arms-expo.ru, izvestia.ru, bmpd.livejournal.com, dev.envos.org, lenta.ru, newsreaders.ru, blog.kp.ru, ru.wikipedia.org и др.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»