САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ А-50 (А-50У)
THE PLANE AIRBORNE EARLY WARNING AND CONTROL A-50 (A-50U)


САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ А-50 (А-50У)

Советским ответом третьего поколения на американский «АВАКС» стал авиационный комплекс дальнего обнаружения А-50 (с РТК «Шмель»).
В состав АК РЛДН А-50 входит самолет А-50 (главный конструктор Константинов А.К.), созданный Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева на базе самолета Ил-76МД, и радиотехнический комплекс «Шмель», разработанный большой группой НИИ и ОКБ СССР при головной роли МНИИП (главный конструктор Иванов В. П.).
Первый полет А-50 совершил 19 декабря 1978 года. Комплекс А-50 находится на вооружении ВВС России с 1985 г., в 1989-м авиакомплекс официально принят на вооружение.
При создании самолета А-50 базовая конструкция эксплуатируемого в войсках транспортного самолета Ил-76МД была существенно доработана; это касалось размещения антенн РТК «Шмель», создания систем электропитания и охлаждения комплекса, размещения тактического экипажа и аппаратуры комплекса.
Радиолокационные антенны комплекса размещены во вращающемся обтекателе диаметром 10,2 м и высотой 2 м, установленном за крылом на пилонах на расстоянии 3,2 м от фюзеляжа. Обтекатель состоит из трех частей: металлического кессона, на котором крепятся с двух сторон антенны РЛС и системы государственного опознавания, и двух стеклопластиковых радиопрозрачных секций.
Антенна обзорной РЛС с габаритными размерами 10×1,7 м построена на горизонтальных щелевых волноводах. Связь антенны с аппаратурой, расположенной внутри фюзеляжа, осуществляется через многоканальный СВЧ вращающийся переход и низкочастотное контактное вращающееся устройство. По такому же принципу организована связь с антеннами госопознавания и радиолиний управления.
Для обеспечения мощных потребителей электроэнергией на самолете смонтирована бортовая энергетическая установка АИ-24УБЭ, которая размещена в обтекателе шасси.
Модификации подверглись пилотская кабина и навигационная система транспортного самолета Ил-76МД. Самолет был оборудован новым специальным пилотажно-навигационным комплексом, который обеспечивает: автоматическое и полуавтоматическое управление полетом по заранее запрограммированному маршруту, автоматический полет в зоне барражирования по траекториям типа «коробочка», «челнок», «восьмерка» с выполнением плоского разворота, выдачу в РТК «Шмель» составляющих путевой скорости, угловых положений самолета по крену и тангажу, барометрической высоты и географических координат местоположения.
Для увеличения времени барражирования и дальности полета самолет оборудован системой заправки топливом в полете. Самолет А-50 изготавливался на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П. Чкалова.
РЛС радиотехнического комплекса А-50 была способна обнаружить истребитель на малой высоте на расстоянии до 400 км, на большой высоте – до 600 км, морскую цель – на расстоянии до 400 км. А-50 мог сопровождать одновременно до 60 целей и наводить более десяти «своих» истребителей.
Пилотирование самолета осуществляет экипаж из пяти человек, управление РТК «Шмель» выполняет тактический экипаж, в состав которого входят офицеры боевого управления (командир РТК, старший штурман наведения и два штурмана наведения, старший оператор сопровождения и два оператора сопровождения) и бортинженеры РТК, РЛС, средств связи.
Операторы сопровождения, наблюдая за воздушной или морской обстановкой на индикаторах тактической обстановки своих рабочих мест, корректируют работу систем автоматического захвата, автоматического сопровождения и автоматического опознавания и в сложных ситуациях осуществляют ручное сопровождение и ручное опознавание.
Штурманы наведения выполняют управление действиями истребителей-перехватчиков или самолетов фронтовой авиации, при этом автоматизирование решаются задачи вывода в неподвижную зону барражирования и управления в ней; управления в подвижной зоне барражирования, перемещающейся вместе с АК РЛДН при следовании в зону боевого дежурства; наведения на воздушные цели; вывода в район наземных (надводных) целей с заранее заданными координатами; вывода в район расчистки воздушного пространства или блокировки аэродромов, проводки по заданному маршруту.
Бортинженер РЛС осуществляет управление и контроль работоспособности РЛС, бортинженер средств связи обеспечивает постоянную готовность аппаратуры внешней и внутренней связи, бортинженер РТК управляет работой бортовой вычислительной системы и других систем РТК и контролирует работоспособность всего комплекса.
В 1999-2000 гг. на вооружении ВВС России находились 20 А-50.
Командир РТК руководит работой экипажа РТК при выполнении полетного и боевого заданий, поддерживая связь с командным пунктом АСУ.
Параллельно в Ираке создали еще один самолет ДРЛО и У на базе советского Ил-76МД – Adnan с французской РЛС Thompson-CSF Tiger-G.

Самолётный командно-измерительный пункт Ил-76СК (976 СКИП). Машины, получившие название СКИП-Ил-76МД, созданы ЛИИ совместно с ТАПО имени В.П.Чкалова, ОКБ МЭИ, НПО «Ленинец», КБ МРТЗ, МКБ «Радуга» и др. на основе наработок ТАНТК им. Г.М. Бериева по А-50. СКИПы переоборудовались в Таганроге, на заводе им.Чкалова. Первые 2 самолета СКИП Ил-76 («676» и «776») созданы в 1975-1976 гг. и в 1976-83 гг. выполнили более 600 полетов в обеспечение испытаний крылатых ракет. Это существенно снизило капитальные затраты на строительство наземных измерительных трассовых пунктов

Дальнейшим развитием АК РЛДН А-50 стал комплекс А-50У, оснащенный усовершенствованным радиотехническим комплексом «Шмель-M». Более поздней разработкой явился «Шмель-2″, обеспечивающий большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способный наводить большее число истребителей.
Комплекс А-50 под обозначением «авиационный информационный комплекс А-50М» был показан на Московском салоне МАКС-95; впервые состоялась открытая демонстрация российского авиационного комплекса РЛДН.
В 2009 году завершились испытания первого глубоко модернизированного самолета ДРЛО и У А-50У (ТАНТК и концерн «Вега»), в начале 2012-го машина была официально принята на вооружение.
В соответствии с опубликованными данными приведем ряд характеристик и возможностей современного облика российского комплекса РЛДН.
Радиолокационная станция комплекса способна обнаруживать цель типа истребитель, летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200–400 км, при большой высоте полета цели – на дальности 300–600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей 50-60 (на усовершенствованном варианте – до 150); число одновременно наводимых истребителей 10-12.
Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированном комплексе может размещаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты на расстоянии до 1000 км.
Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона – 400 км. На командные пункты видов вооруженных сил информация о воздушных целях передается через наземные ретрансляционные станции. При передаче информации на расстояние более 2000 км используется спутниковая связь.
Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток. В оборудование входит система дозаправки топливом в полете.
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусферах, включающий средства активного и пассивного радиопротиводействия (в том числе устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей).
Модернизированный РТК самолета А-50У обладает улучшенными возможностями по выявлению низколетящих и малозаметных воздушных целей с измерением их угловых координат, скорости и дальности – обнаруживает различные типы воздушных и наземных целей на дальности до 650 и 300 км соответственно, теперь он «видит» и вертолеты. При этом комплекс обеспечивает сопровождение до 300 целей и одновременное наведение нескольких десятков истребителей. Новая элементная база позволила значительно снизить вес РТК и увеличить запас топлива. Радикально улучшены рабочие места экипажа, есть комната отдыха, буфет и туалет.
С этого момента модернизация авиакомплексов ведется планово – самолет в год. Всего на вооружении ВВС РФ стоят 26 А-50, все они базируются на 2457-й авиабазе в Иванове.


Рабочее место оператора в самолете дальнего радиолокационного обнаружения А-50У

МОДИФИКАЦИИ:
А-50 — первая серийная модификация.
А-50И — Совместная российско-израильская модификация А-50 на базе самолёта Ил-76ТД, предназначенная для ВВС КНР. По разным причинам проект не был осуществлён и не оборудованный самолёт передали Китаю, где тот был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000.
А-50ЭИ — модернизированный вариант с двигателями ПС-90А-76 и многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2075 израильской фирмы Elta изготовленный для ВВС Индии.[
А-50У — Увеличена дальность полета, радиотехнический комплекс с цифровой обработкой сигналов. Первый полет 2011 год.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса, т – 190
Запас топлива, т – 64,82
Рабочие высоты патрулирования, км – 5-10
Скорость патрулирования, км/ч – 600
Продолжительность боевого патрулирования, ч:
на удалении 1000 км от базы – 4
на дальности 2000 км – 1,4
Практический потолок, км – 10,2
Продолжительность патрулирования на удалении 1000 км:
– без дозаправки, час 4
– с 1-й дозаправкой в воздухе, час 7
Практическая дальность, км – 5000
Состав экипажа, чел.:
• летный экипаж – 5
• операторы системы – 10

РАДИОЭЛЕКТРОНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РТК «Шмель» (»Шмель-М», «Шмель-2″)
Дальность обнаружения:
– воздушных целей:
бомбардировщиков, км 650
низколетящих истребителей до радиогоризонта
крылатых ракет (S=1м2), км 215
факела небаллистических ракет
оптическими средствами, км 800
– надводных кораблей (S=250м2) до радиогоризонта
– наземных целей:
одиночной цели типа ПУ ОТР, км 300
групповой цели типа «колонна танков», км 250
Количество сопровождаемых воздушных целей до 300
Диапазон частот:
– радиотехнической разведки, ГГц 0,5-18
– радиоразведки, МГц 50-500

Источники: «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра». Под редакцией академика Е.А. Федосова. Издательство Дрофа, 2004 г., www.beriev.com, vpk-news.ru, ru.wikipedia.org b lh/

САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ А-50 (А-50У). НОВОСТИ 2012 – 2016

САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (ДРЛО И У) А-100
САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА И НАВЕДЕНИЯ А-50Э
ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА
КОНЦЕРН РАДИОСТРОЕНИЯ «ВЕГА»