САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ А-50 (А-50У)
THE PLANE AIRBORNE EARLY WARNING AND CONTROL A-50 (A-50U)

14.05.2017

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 значительно усилит авиационную группу российских ВКС в Сирии и обеспечит контроль над воздушным пространством страны, считает обозреватель журнала National Interest Том Купер.
О переброске «летающего радара» А-50 в САР ранее сообщили СМИ, опубликовавшие спутниковые снимки авиабазы в Латакии.
«В свете развития ситуации в Сирии размещение этого самолета действительно имеет смысл», — полагает журналист. По его мнению, отправка А-50 в зону конфликта стала ответом на недавний ракетный удар США по аэродрому Эш-Шайрат. Самолет обеспечит российских военных всей необходимой информацией о ракетных пусках в пределах действия своего радиолокационного комплекса, считает обозреватель. Он также отмечает, что система ДРЛОиУ улучшит взаимодействие компонентов авиационной группы ВКС России.
РИА Новости

ВОЙНА В СИРИИ

19.06.2017

Появилась свежая фотография самолета радиолокационного дозора и наведения А-50У (бортовой номер «33 красный») ВКС России на авиабазе Хмеймим в Сирии.
Напомним, что самолеты РЛДН А-50 ВКС России стали постоянно базироваться на Хмеймим с 30 апреля 2017 года. До того самолеты А-50, задействовавшиеся над территорией Сирии, действовали с российской территории.
Самолет А-50 с бортовым номером «33 красный» (регистрационный номер RF-50602, заводской номер 0043454618, серийный номер 41-05) прошел модернизацию до уровня А-50У на АО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ТАНТК) в 2011-2012 годах и был передан ВКС России по окончании модернизации в апреле 2013 года, став вторым серийно модернизированным самолетом А-50У.
http://bmpd.livejournal.com

ВОЙНА В СИРИИ

13.12.2017

Экипаж самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50 вернулся на аэродром дислокации в Ивановской области.
Летчики выполнили перелет с аэродрома Хмеймим после успешного выполнения задач на территории Сирийской Арабской Республики.
В торжественных мероприятиях по случаю прибытия экипажа приняли участие командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, представители органов местного самоуправления, Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия», ветеранских организаций, сослуживцы, родственники и члены семей прибывших военнослужащих.
«Сердечно хочу поздравить личный состав с успешным выполнением специального задания и возвращением на Родину, – сказал генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, обращаясь к прибывшим из Сирии. – Желаю всем Вам и Вашим семьям удачи и всего хорошего. Выражаю глубокую уверенность в том, что и в дальнейшем личный состав эскадрильи самолетов А-50 и группы боевого управления будут служить примером добросовестного служения Родине и выполнять свои обязанности качественно, добросовестно, с высокой ответственностью».
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

ВОЙНА В СИРИИ


САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ А-50 (А-50У)


Советским ответом третьего поколения на американский «АВАКС» стал авиационный комплекс дальнего обнаружения А-50 (с РТК «Шмель»).
В состав АК РЛДН А-50 входит самолет А-50 (главный конструктор Константинов А.К.), созданный Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева на базе самолета Ил-76МД, и радиотехнический комплекс «Шмель», разработанный большой группой НИИ и ОКБ СССР при головной роли МНИИП (главный конструктор Иванов В. П.).
Первый полет А-50 совершил 19 декабря 1978 года. Комплекс А-50 находится на вооружении ВВС России с 1985 г., в 1989-м авиакомплекс официально принят на вооружение.
При создании самолета А-50 базовая конструкция эксплуатируемого в войсках транспортного самолета Ил-76МД была существенно доработана; это касалось размещения антенн РТК «Шмель», создания систем электропитания и охлаждения комплекса, размещения тактического экипажа и аппаратуры комплекса.
Радиолокационные антенны комплекса размещены во вращающемся обтекателе диаметром 10,2 м и высотой 2 м, установленном за крылом на пилонах на расстоянии 3,2 м от фюзеляжа. Обтекатель состоит из трех частей: металлического кессона, на котором крепятся с двух сторон антенны РЛС и системы государственного опознавания, и двух стеклопластиковых радиопрозрачных секций.
Антенна обзорной РЛС с габаритными размерами 10×1,7 м построена на горизонтальных щелевых волноводах. Связь антенны с аппаратурой, расположенной внутри фюзеляжа, осуществляется через многоканальный СВЧ вращающийся переход и низкочастотное контактное вращающееся устройство. По такому же принципу организована связь с антеннами госопознавания и радиолиний управления.
Для обеспечения мощных потребителей электроэнергией на самолете смонтирована бортовая энергетическая установка АИ-24УБЭ, которая размещена в обтекателе шасси.
Модификации подверглись пилотская кабина и навигационная система транспортного самолета Ил-76МД. Самолет был оборудован новым специальным пилотажно-навигационным комплексом, который обеспечивает: автоматическое и полуавтоматическое управление полетом по заранее запрограммированному маршруту, автоматический полет в зоне барражирования по траекториям типа «коробочка», «челнок», «восьмерка» с выполнением плоского разворота, выдачу в РТК «Шмель» составляющих путевой скорости, угловых положений самолета по крену и тангажу, барометрической высоты и географических координат местоположения.
Для увеличения времени барражирования и дальности полета самолет оборудован системой заправки топливом в полете. Самолет А-50 изготавливался на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П. Чкалова.

РЛС радиотехнического комплекса А-50 была способна обнаружить истребитель на малой высоте на расстоянии до 400 км, на большой высоте – до 600 км, морскую цель – на расстоянии до 400 км. А-50 мог сопровождать одновременно до 60 целей и наводить более десяти «своих» истребителей.
Пилотирование самолета осуществляет экипаж из пяти человек, управление РТК «Шмель» выполняет тактический экипаж, в состав которого входят офицеры боевого управления (командир РТК, старший штурман наведения и два штурмана наведения, старший оператор сопровождения и два оператора сопровождения) и бортинженеры РТК, РЛС, средств связи.
Операторы сопровождения, наблюдая за воздушной или морской обстановкой на индикаторах тактической обстановки своих рабочих мест, корректируют работу систем автоматического захвата, автоматического сопровождения и автоматического опознавания и в сложных ситуациях осуществляют ручное сопровождение и ручное опознавание.
Штурманы наведения выполняют управление действиями истребителей-перехватчиков или самолетов фронтовой авиации, при этом автоматизирование решаются задачи вывода в неподвижную зону барражирования и управления в ней; управления в подвижной зоне барражирования, перемещающейся вместе с АК РЛДН при следовании в зону боевого дежурства; наведения на воздушные цели; вывода в район наземных (надводных) целей с заранее заданными координатами; вывода в район расчистки воздушного пространства или блокировки аэродромов, проводки по заданному маршруту.
Бортинженер РЛС осуществляет управление и контроль работоспособности РЛС, бортинженер средств связи обеспечивает постоянную готовность аппаратуры внешней и внутренней связи, бортинженер РТК управляет работой бортовой вычислительной системы и других систем РТК и контролирует работоспособность всего комплекса.
В 1999-2000 гг. на вооружении ВВС России находились 20 А-50.
Командир РТК руководит работой экипажа РТК при выполнении полетного и боевого заданий, поддерживая связь с командным пунктом АСУ.
Параллельно в Ираке создали еще один самолет ДРЛО и У на базе советского Ил-76МД – Adnan с французской РЛС Thompson-CSF Tiger-G.

Самолётный командно-измерительный пункт Ил-76СК (976 СКИП). Машины, получившие название СКИП-Ил-76МД, созданы ЛИИ совместно с ТАПО имени В.П.Чкалова, ОКБ МЭИ, НПО «Ленинец», КБ МРТЗ, МКБ «Радуга» и др. на основе наработок ТАНТК им. Г.М. Бериева по А-50. СКИПы переоборудовались в Таганроге, на заводе им.Чкалова. Первые 2 самолета СКИП Ил-76 («676» и «776») созданы в 1975-1976 гг. и в 1976-83 гг. выполнили более 600 полетов в обеспечение испытаний крылатых ракет. Это существенно снизило капитальные затраты на строительство наземных измерительных трассовых пунктов

Дальнейшим развитием АК РЛДН А-50 стал комплекс А-50У, оснащенный усовершенствованным радиотехническим комплексом «Шмель-M». Более поздней разработкой явился «Шмель-2″, обеспечивающий большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способный наводить большее число истребителей.
Комплекс А-50 под обозначением «авиационный информационный комплекс А-50М» был показан на Московском салоне МАКС-95; впервые состоялась открытая демонстрация российского авиационного комплекса РЛДН.
В 2009 году завершились испытания первого глубоко модернизированного самолета ДРЛО и У А-50У (ТАНТК и концерн «Вега»), в начале 2012-го машина была официально принята на вооружение.
В соответствии с опубликованными данными приведем ряд характеристик и возможностей современного облика российского комплекса РЛДН.
Радиолокационная станция комплекса способна обнаруживать цель типа истребитель, летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200–400 км, при большой высоте полета цели – на дальности 300–600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей 50-60 (на усовершенствованном варианте – до 150); число одновременно наводимых истребителей 10-12.
Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированном комплексе может размещаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты на расстоянии до 1000 км.
Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона – 400 км. На командные пункты видов вооруженных сил информация о воздушных целях передается через наземные ретрансляционные станции. При передаче информации на расстояние более 2000 км используется спутниковая связь.
Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток. В оборудование входит система дозаправки топливом в полете.
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусферах, включающий средства активного и пассивного радиопротиводействия (в том числе устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей).
Модернизированный РТК самолета А-50У обладает улучшенными возможностями по выявлению низколетящих и малозаметных воздушных целей с измерением их угловых координат, скорости и дальности – обнаруживает различные типы воздушных и наземных целей на дальности до 650 и 300 км соответственно, теперь он «видит» и вертолеты. При этом комплекс обеспечивает сопровождение до 300 целей и одновременное наведение нескольких десятков истребителей. Новая элементная база позволила значительно снизить вес РТК и увеличить запас топлива. Радикально улучшены рабочие места экипажа, есть комната отдыха, буфет и туалет.
С этого момента модернизация авиакомплексов ведется планово – самолет в год. Всего на вооружении ВВС РФ стоят 26 А-50, все они базируются на 2457-й авиабазе в Иванове.
К 2017 году четыре А-50 были модернизированы в вариант А-50У с установкой системы «Шмель-М». По сравнению с первоначальным вариантом, «Шмель-М» оснащен новой цифровой системой обработки данных, которая заменила аналоговую систему на предыдущей модификации. Это уменьшило массу и повысило надежность. Согласно некоторым источникам, модернизированный самолет может обнаруживать до 150 целей на дистанциях до 600 км, по сравнению с 45 целями у А-50. РЛС «Шмель» с механическим сканированием осталась без изменений. Передача данных улучшилось за счет установки ЖК-мониторов вместо электронно-лучевых трубок. Также были заменены средства связи и навигации. В отличие от базового А-50, на А-50У установлена не только кухня и туалеты, но также и комната отдыха для экипажа. На самолете остались старые двигатели Д-30КП-2. Единственным внешним отличием двух модификаций является отсутствие на А-50У небольших плоскостей в районе обтекателей основных стоек шасси. На А-50 они служили для защиты РЛС от отраженных сигналов с Земли.


Рабочее место оператора в самолете дальнего радиолокационного обнаружения А-50У

МОДИФИКАЦИИ:
А-50 — первая серийная модификация.
А-50И — Совместная российско-израильская модификация А-50 на базе самолёта Ил-76ТД, предназначенная для ВВС КНР. По разным причинам проект не был осуществлён и не оборудованный самолёт передали Китаю, где тот был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000.
А-50ЭИ — модернизированный вариант с двигателями ПС-90А-76 и многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2075 израильской фирмы Elta изготовленный для ВВС Индии.[
А-50У — Увеличена дальность полета, радиотехнический комплекс с цифровой обработкой сигналов. Первый полет 2011 год.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса, т – 190
Запас топлива, т – 64,82
Рабочие высоты патрулирования, км – 5-10
Скорость патрулирования, км/ч – 600
Продолжительность боевого патрулирования, ч:
на удалении 1000 км от базы – 4
на дальности 2000 км – 1,4
Практический потолок, км – 10,2
Продолжительность патрулирования на удалении 1000 км:
– без дозаправки, час 4
– с 1-й дозаправкой в воздухе, час 7
Практическая дальность, км – 5000
Состав экипажа, чел.:
• летный экипаж – 5
• операторы системы – 10

РАДИОЭЛЕКТРОНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РТК «Шмель» (»Шмель-М», «Шмель-2″)
Дальность обнаружения:
– воздушных целей:
бомбардировщиков, км 650
низколетящих истребителей до радиогоризонта
крылатых ракет (S=1м2), км 215
факела небаллистических ракет
оптическими средствами, км 800
– надводных кораблей (S=250м2) до радиогоризонта
– наземных целей:
одиночной цели типа ПУ ОТР, км 300
групповой цели типа «колонна танков», км 250
Количество сопровождаемых воздушных целей до 300
Диапазон частот:
– радиотехнической разведки, ГГц 0,5-18
– радиоразведки, МГц 50-500

Источники: «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра». Под редакцией академика Е.А. Федосова. Издательство Дрофа, 2004 г., www.beriev.com, vpk-news.ru, ru.wikipedia.org, bmpd.livejournal.com и др.

САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ А-50 (А-50У). НОВОСТИ 2012 – 2016

САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (ДРЛО И У) А-100
САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА И НАВЕДЕНИЯ А-50Э
ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА
КОНЦЕРН РАДИОСТРОЕНИЯ «ВЕГА»