САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (ДРЛО И У) А-100
THE PLANE AIRBORNE EARLY WARNING AND CONTROL (AEW & L), A-100


САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (ДРЛО И У) А-100

А-100 «Премьер» — российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Проект нового самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, должен будет постепенно заменить в ВВС РФ имеющиеся машины А-50 и А-50У. Многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс для самолёта создается концерном радиостроения «Вега».
Программа «отечественного самолета РЛДН» началась в 2000 году. Конкурс выиграл концерн ПВО «Алмаз-Антей», который предполагал создать на базе А-100 сложный многопозиционный комплекс разведки, предупреждения и оповещения. Из-за больших габаритов оборудования в качестве носителя рассматривался тяжелый Ил-76 или вообще широкофюзеляжный Ан-124 «Руслан».
Впервые о том, что в России будет создан новый самолет ДРЛОиУ, в сентябре 2010 года заявил генеральный директор концерна «Вега» Владимир Верба. По словам Вербы, полностью новый комплекс будет готов к 2015 году и будет базироваться на самолете Ил-76 или Ан-124 «Руслан». Разработка А-100 ведется в соответствии с указом президента России от 28 апреля 2004 года.

В России будет создан новый самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100, об этом в августе 2011 года заявил главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин. «Есть полная поддержка начальника Генштаба, финансовая поддержка. К 2016 году должны создать эту машину, где-то к 2013-2014 годам получим носитель», – отметил главком.
В работах по созданию новейшего самолета-локатора А-100 «Премьер» принимают участие несколько десятков российских оборонных предприятий, среди которых Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК), холдинг «Технодинамика» и концерн «Алмаз-Антей».
А-100 в целом повторяет облик самолета ДРЛО А-50, у которого установлена РЛС во вращающемся обтекателе над фюзеляжем. РЛС работает в S-диапазоне (длина волны 7,5-15 см), имеет электронное сканирование по высоте и механическое – по горизонту. РЛС совершает 12 оборотов в минуту, то есть в два раза быстрее, чем РЛС «Шмель» у А-50. Эффективность обнаружения быстролетящих целей также улучшена. Все другие системы также новые, среди которых система навигации и управления полетом ПНК-ПМ.
На фюзеляже А-100 установлены дополнительные антенны, особенно заметен круглый обтекатель в носовой части, в котором предположительно находится антенна пассивного сопровождения. Похожая антенна имеется и в задней части фюзеляжа. Еще одна антенна имеется на боковой части фюзеляжа в районе обтекателя шасси. Предположительно, это элемент бортового комплекса обороны. Как и у А-50, А-100 имеет антенну космической связи в верхней части фюзеляжа.
А-100 оснащен мощной РЛС и высокопроизводительными компьютерами, способен обнаруживать цели на дальности до нескольких сотен километров, может выполнять функции командного пункта для воздушных, наземных и морских группировок.
Для самолета А-100 разрабатывается новый радиолокатор с АФАР и цифровой обработкой сигнала, внедряется целый ряд других новшеств, что существенно расширит функциональные возможности, позволит отслеживать объекты на суше, на воде и в воздухе.
Для А-100 создан новый вычислительный комплекс обработки поступающей информации, а также новые автоматизированные рабочие места операторов.
Разработка антенны и радиолокационной станции для нового самолета ДРЛОиУ уже завершена. «Она совсем другая, чем у А-50, с активной фазированной решеткой. Самолет будет способен решать задачи по воздуху и по наземным целям», – рассказал Зелин. В качестве носителя для нового радиолокационного комплекса будет использоваться модифицированный военно-транспортный самолет Ил-476 с двигателями ПС-90. Он обеспечит большую дальность полета, чем у стоящего на вооружении ВВС А-50.
По данным госкорпорации «Ростех», антенна будет вращаться со скоростью 5 оборотов в минуту.
Создаваемый в России самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-100 превзойдет по таким параметрам, как дальность, детальность и объем информации лучшие зарубежные аналоги, сообщил в ходе работы «Гидроавиасалона-2012″ в Геленджике заместитель генерального директора концерна «Вега» Анатолий Крайлюк.
В феврале 2013 года стало известно, что главкомат Военно-воздушных сил перенес срок окончания проекта самолета А-100 дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) с 2015 года на 2017-й, тем самым военные пошли навстречу неоднократным просьбам разработчика А-100 — московского ОАО «Концерн радиостроения Вега».
Одна из причин пролонгации проекта — неготовность военно-транспортного Ил-76МД-90, который именуется Ил-476. На его базе и создается А-100.
Сверхточный военный радар дальнего обнаружения, создаваемый для самолета ДРЛОиУ А-100, проектируется с расчетом на установку и на пассажирские самолеты для предотвращения столкновений в воздухе, об этом говорится в техзадании на разработку радара под шифром «Ванта». Проектом занимается научно-исследовательский институт «Кулон». По плану Минпромторга работа над опытным образцом «Ванты» завершится уже в декабре текущего года. Предварительные и летные испытания были запланированы на 2014 год.
В военной версии «Ванта» будет на основе анализа собственных радиолокационных данных рассчитывать точку встречи истребителя с целью при управлении группировкой фронтовой авиации с самолета А-100, который должен прийти на смену нынешнему самолету ДРЛО и У А-50.
В гражданской версии «Ванта» будет анализировать траекторию полета окружающих самолетов для избежания столкновения с ними. «Ванта» будет не только автоматически определять скорость и направление движения цели, но и показывать полный вектор, прогнозируя начало и конец маневра, подсказывая самую выгодную точку, в которой надо начать атаку (для военной версии) или маневр уклонения (для гражданской).
Радиолокатор будет работать в четырех частотных режимах, которые будут все время меняться. Это необходимо для защиты системы от помех. Скорость целей, которые сможет зафиксировать «Ванта», – от 90 до 3,6 тыс. км/ч и более.
Особое внимание при разработке уделяется эргономике – блок аппаратуры будет весить всего 20 кг, а габариты генератора сканирующих радиоволн и подсистемы определения информации составят 60х50х40 см.
В 2013 году Концерном «Вега» продолжалось выполнение ОКР «Премьер» [создание самолета ДРЛО А-100] в соответствии с Госконтрактом №63017 от 08.06.2006 по ТТЗ, утвержденному начальником Генерального штаба ВС РФ – первым заместителем Министра обороны РФ 06.05.2006. В 2013 году в ходе работы комиссия Министерства обороны, созданной в соответствии с указанием заместителя Министра обороны, было принято решение о замене самолета-носителя А-50 на самолет на базе Ил-76МД-90А и утверждено ТТЗ на новую ОКР «Премьер-476», выполняемую в соответствии с Государственным контрактом № Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 со сроком завершения в ноябре 2017 года.
В результате работы совместной комиссии специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» было выработано совместное решение прекратить работы в ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» по АФТ-S и ППУ изделия А-100 и продолжить их уже с использованием современных технологий применения полупроводниковых приборов, используя наработки специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ФГУП «РНИИРС» (запланировано построение МБРЛС на основе использования твердотельной цифровой АФАР в S-диапазоне).
Государственные испытания перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДЛРО) А-100, ориентировочно, начнутся в 2017 году, сообщил в августе 2014 года представитель компании-разработчика самолета – заместитель гендиректора по научно-технической части концерна радиостроения «Вега» Анатолий Крайлюк.
По его словам, в настоящий момент идет процесс изготавливаются элементы опытного образца «начинки» самолета, которая должна быть предъявлена на госиспытания в 2016 году. «По планам, ориентировочно, госиспытания самолета будут проводиться в районе 2017 года», – сказал он.

Договор на поставку самолета с серийным номером 01-03 был заключен 15 августа 2014 года между ОАО «ОАК – Транспортные самолеты» и ТАНТК. Стоимость сделки составила 3,3 млрд.руб. По ее условиям воздушное судно должно быть передано заказчику не позднее 15 января 2015 г.
Договор на строительство трех самолетов установочной партии с серийными номерами 01-03, 01-04 и 01-05 был подписан между ОАО «ОАК – Транспортные самолеты» и ЗАО «Авиастар-СП» 23 августа 2011 г. При этом стоимость каждого воздушного судна на тот момент составила 1,6 млрд.руб. Первоначальный плановый срок сдачи первого серийного Ил-76МД-90А по данным отчетности ОАК-ТС – сентябрь 2013 г.
15 августа 2014 года на «МАТФ-2014″ состоялось подписание договора о поставке первого серийного самолета Ил-76МД-90А в ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» в качестве платформы для создания опытного специального самолета А-100.

3 октября 2014 года состоялся первый полет нового российского тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, который поступит в ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» для создания специального авиационного комплекса уже на базе современной платформы. Разработчиком самолета является ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», входящее в состав ОАК.
Как сообщил командир экипажа, заслуженный летчик-испытатель РФ летчик-испытатель ОАО «Ил» Иринархов Владимир Михайлович полет прошел успешно без замечаний, все системы работали в штатном режиме.
«Всероссийским НИИ радиоаппаратуры более чем на год сорваны сроки разработки системы вторичной локации для авиационного комплекса радиолокационного дозора и наблюдения ОКР «Премьер». Причина срыва поставок комплектующих изделий – слабая отработка конструкторской документации и постоянная смена конструкторского и руководящего состава. После детальной проработки сроки отставания планируют сократить на шесть месяцев и за счёт оптимизации сроков последующих этапов войти в график » – сказал заместитель Министра обороны Ю.И.Борисов на Едином дне приёмки военной продукции 16 июля 2015 года.
Специалисты Государственного летно-испытательного центра Минобороны РФ в Ахтубинске Астраханской области предполагали в 2015 году провести испытания самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер».

Концерна «Вега» (входит в Объединенную приборостроительную корпорацию) создал летающую лабораторию для отработки технологий перспективного самолета радиолокационного дозора и наведения А-100.
26 октября 2016 года летающая лаборатория для новейшего российского самолёта ДЛРО А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух.
«Созданная в рамках ОКР «Премьер-476″ летающая лаборатория позволяет нам заранее начать проверку работоспособности и взаимодействия элементов комплекса и тем самым качественно выполнить работу, а также сэкономить время и средства при испытаниях А-100. Работа над комплексом ведется в соответствии с утвержденным заказчиком графиком», – сказал генеральный директор концерна «Вега» Владимир Верба в октябре 2016 года.
Он добавил, что при разработке подобных комплексов используются фундаментальные научные исследования концерна «Вега» по целому ряду направлений радиолокации и информационных технологий. «Для этой цели на предприятии работают несколько признанных научных школ, готовятся молодые научные кадры, ведется работа на базовых кафедрах ведущих технических университетов. Научная составляющая НИОКР позволяет нам заглянуть за горизонт имеющихся сегодня представлений и создавать технологии будущего для обороны и экономики страны», – отметил Верба.
Летающая лаборатория А-100ЛЛ создана на базе штатного самолета А-50 для проведения наземных и летных испытаний отдельных элементов перспективного радиотехнического комплекса, проверки электромагнитной совместимости входящих в него систем, отработки протоколов и режимов информационного обмена и других конструкторских целей.
Как сказали в Минобороны РФ в августе 2016 года, радиолокационное оборудование «Премьера», которое уже прошло проверку на наземных стендах, в воздух поднимет Ил-76МД, получивший на время испытаний индекс А-100ЛЛ (»летающая лаборатория»), это не штатный самолет-носитель Ил-76МД-90А (известный также как Ил-476) системы А-100, а более старый Ил-76МД переоборудованный для испытаний в летающую лабораторию.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-100 «Премьер» совершит свой первый полет в 2018 году, об этом было заявлено в августе 2016 года. «В настоящее время все сроки определены, и промышленность с ними согласилась. Дата первого полета «летающей лаборатории» назначена на март следующего года», — заявил представитель российского Минобороны, знакомый с ситуацией. – Цель работ – испытать и наладить все радиоэлектронное оборудование «Премьера» на А-100ЛЛ, а потом перенести его на Ил-476. Если все пойдет по плану, то «оригинальный» А-100 совершит первый полет в 2018 году».

Летные испытания новейшего российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер» планируется начать в 2017 году, об этом в декабре 2016 года сообщил генеральный директор Объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин. «Идут проверки электромагнитной совместимости всех систем, отрабатываются протоколы и режимы информационного обмена, решаются другие конструкторские задачи. Это бесценная информация, которая максимально помогает приблизить готовность первого серийного самолета А-100 на платформе Ил-76МД-90А к летным испытаниям, начало которых планируется в следующем году», – сказал Якунин.

Испытания новейшего российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер» начнутся в июле 2017 года, сообщил заместитель министра обороны России Юрий Борисов в марте 2017 г.
«ТАНТК (Таганрогский авиационный научно-технический комплекс) имени Бериева является одним из участников работ по созданию комплекса дальнего радиолокационного обнаружения. Это одна из приоритетных работ существующей государственной программы вооружения. Могу сказать, что работы идут по графику, и в июле месяце мы перейдем к государственным совместным испытаниям», – сказал Борисов после посещения производства.

Радиотехнический комплекс перспективного самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения А-100 «Премьер» впервые испытан в полете на летающей лаборатории, сообщил в апреле 2017 года генеральный конструктор РФ по системам и комплексам разведки, дозора и управления авиационного базирования, генеральный директор концерна «Вега» Владимир Верба.
«Сегодня после длительной стоянки в рамках подготовки к предварительным испытаниям состоялся полет самолета-лаборатории А-100ЛЛ. Особенностью сегодняшнего полета стало первое включение аппаратуры радиотехнического комплекса «Премьер» в реальной воздушной обстановке в условиях выполнения полета самолетом А-100ЛЛ», – сказал Верба.
По его словам, новый полет А-100ЛЛ с задействованием аппаратуры радиотехнического комплекса «Премьер» в реальной воздушной обстановке переводит испытания на качественно новую ступень. «Испытательные полеты самолета-лаборатории дают нам уникальную информацию о работоспособности комплекса в реальной обстановке, которую невозможно смоделировать на наземных стендах», – отметил он.
До 2020 года Минобороны планирует получить не менее 39 новых А-100.

18 ноября 2017 года совершил первый полет с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (входит в ОАК) самолет радиолокационного дозора и наведения нового поколения А-100.
Самолет пилотировал экипаж ТАНТК им. Г.М. Бериева. В ходе полета А100 продемонстрировал штатное поведение на всех режимах.
Первый А-100 создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А построенного на ульяновском авиационном заводе Группы ОАК – «Авиастар-СП».
Авиационный комплекс РЛДН нового поколения А-100 создается ТАНТК им. Г.М. Бериева (входит в ОАК) в рамках Государственной программы вооружения совместно с Концерном радиостроения «Вега». Как пояснили в «Веге», в ходе первого полета «были проверены аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части целевой аппаратуры РТК (радиотехнического комплекса)».

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 22.04.2017 + доп.

Источники: Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина, ВТС «БАСТИОН», ОАК, РИА Новости, Известия.ru, Военно-промышленный курьер, годовой отчет ОАО «Концерн «Вега» за 2013 год, alexeyvvo.livejournal.com, bmpd.livejournal.com, ТАСС, ИТАР-ТАСС, Военный Паритет, НТК Звезда, www.kremlin.ru, ru.wikipedia.org и др.

САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (ДРЛО И У) А-100. НОВОСТИ
САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (ДРЛО И У) А-100. НОВОСТИ 2011 – 2016

САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ А-50 (А-50У)
ТЯЖЕЛЫЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76МД-90А (ИЗД. 476)
КОНЦЕРН РАДИОСТРОЕНИЯ «ВЕГА»
ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА