КОРАБЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА 968 «БОРЕЙ»
SHIP MANAGEMENT PROJECT 968 «BOREY»

В соответствии с десятилетним планом военного кораблестроения на 1971-1980 годы Северному ПКБ было выдано ТТЗ на проектирование корабля управления (проект 968). Для Минсудпрома в целом и Бюро в частности, в 1970 гаду корабль управления представлял собой новое направление в отечественном кораблестроении. Проекту был присвоен шифр «Борей». Главным конструктором проекта 968 был назначен А.Н.Кожевников, а главным наблюдаюшим от ВМФ – капитан 3 ранга Н.А.Андреев.
Корабль предназначался для управления разнородными силами опера¬тивной эскадры с поддерживающими и приданными ей силами в условиях несения боевой службы в удаленных районах океана в мирное и военное время.
Эскизный проект 968 был завершен в установленный срок и представлен МСП и ВМФ в декабре 1970 года. В мае 1971 года проект был рассмотрен главкомом ВМФ, а в сентябре того же года Президиумом НТС МСП. Последний признал необходимым для всестороннего обоснования столь крупного (полное водоизмещение 18700 т) сложного и дорогостоящего корабля (расчетная стоимость вдвое превысила первоначально согласованную с ВМФ) выполнить дополнительные проработки, направленные в основном на его упрощение и удешевление.
После длительных дебатов на самом высоком уровне, различных согласований и уточнений в МСП и ВМФ, в 1973 году эскизный проект 968 был утвержден и Бюро в соответствии с заказом ГУК ВМФ приступило к разработке технического проекта. Однако, во II квартале 1974 года при готовности проекта 80% работы по нему были приостановлены. Формальной причиной считалось получение Северным ПКБ нового ответственного заказа на проектирование эскадренного миноносца проекта 61МЭ для ВМС Индии (главный конструктор Б.И.Купенский, впоследствии – А.Д.Шишкин).
В то же время в ходе разработки технического проекта 968 рассматривалась возможность строительства корабля на заводе им. 61 Коммунара, где в то время планировалась и постройка серии крейсеров проекта 1164 «Атлант». В связи с этим было решено поручить Бюро проработать вариант создания корабля «Борей» в корпусе крейсера проекта 1164. Материалы предварительной оценки этого варианта, разработанного Бюро, были одобрены главнокомандующим ВМФ С.Г.Горшковым при посещении им Северного ПКБ в июле 1974 года. Тогда же было решено продолжить работы и представить их результаты на рассмотрение уже в декабре.
Проработки подтвердили осуществимость этого проекта за счет снятия с корабля проекта 1164 практически всего вооружения и увеличения объемов надстроек и полубака. Размещение аппаратуры в постах оказалось несколько затеснено, однако, было признано допустимым. Стандартное водоизмещение корабля составило 9000 т, полное 11000 т, а стоимость постройки была снижена на 10%.
Но и эта проработка не получила развития, и в конечном итоге проектирование корабля управления «Борей» было окончательно прекращено. Дело в том, что в силу ограниченности финансирования и возможностей производственной базы эти корабли могли строиться только вместо соответствующих им по размерениям боевых кораблей основных классов, а это командование ВМФ сочло нецелесообразным.

Источники: «60 лет вместе с флотом», СПКБ, 2006

СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ