ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО ТИПА «ЮГ» ПРОЕКТА 862 И 862/II
HYDROGRAPHIC BOAT TYPE «SOUTH» PROJECT 862 AND 862/II


ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО ТИПА «ЮГ» ПРОЕКТА 862 И 862/II


Гидрографические суда проекта 862 строились двумя сериями, всего для ВМФ СССР построено 18 судов: 9 по проекту 862 и 9 по проекту 862/II. Постройка осуществлялась на польской судоверфи Stocznia Gdańska Remontowa (Северная верфь) Stocznia Polnocna в г. Гданьске. Эти суда имели полное водоизмещение от 2 500 до 3 500 тонн, скорость 15 узлов и дальность плавания до 9 000 миль.
Суда данного проекта обладают неограниченной мореходностью. Двигательная установка из двух дизелей Зульцер и двух четырехлопастных винтов диаметром 2,7 метра обеспечивает скорость полного хода 15,9 узлов, дальность плавания составляет 8000 миль при скорости экономического хода 13 узлов. В качестве вспомогательных движителей установлены электродвигатели и подруливающее устройство. На судне имеется грузовой трюм на 100 куб.метров, так же имеется возможность размещения палубного груза. Радиотехнические средства представлены двумя РЛС «Дон» и ответчиком системы госопознования «Хром-К». Автономность судна составляет 40 суток.
Суда проекта 862-II отличаются от судов проекта 862 увеличенным на 100 тонн водоизмещением. Суда этого типа обладают неограниченной мореходностью. Двигательная установка из двух дизелей Зульцер и двух четырехлопастных винтов диаметром 2,7 метра обеспечивает скорость полного хода 15,9 узлов. В качестве вспомогательных движителей установлены электродвигатели и подруливающее устройство. На судне имеется грузовой трюм на 100 куб.метров, так же имеется возможность размещения палубного груза. Радиотехнические средства представлены двумя РЛС «Дон» и ответчиком системы госопознования «Хром-К».
Для исследований на борту судов типа «862/862-II» используются два гидрографических промерных катера, различные приборы и оборудование. Это позволяет осуществлять батитермографные наблюдения, наблюдения за течениями, а также проводить исследования в области морской метеорологии и химической гидрологии.
Два гидрографических суднапр.862 позже были переоборудованы в разведывательные корабли, причем на них установили три 25-мм автомата 2М-ЗМ и два 12,7-мм пулемёта.
В 1985-88 годах судно «Юг» было модернизировано в Севастополе на Севморзаводе им. С.Орджоникидзе в средний разведывательный корабль по пр.08621. После модернизации корабль был переведен на Северный флот, где был списан 10.09.1998 г.
В 1990 г. судно «Мангышлак» прошло модернизацию по пр.08622 (с переклассифицированием в средний разведывательный корабль) на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе. В состав вооружения корабля вошли 2х2 12,7 мм пулемета «Утёс-М», а в качестве специального оборудования для данного проекта была установлена ОГАС МГ-329 «Бронза». Бортовой – ССВ-706. В апреле 1997 г. корабль был переведен на Северный флот в п.Оленья Губа.

СЕРИЯ

Стр. № Постр. Списано Наименование Дата Порт Владелец Примечание
862/16 07.1983 Маршал Геловани
26.07.1992
ВМФ России КТОФ
ВМФ СССР КТОФ ВМФ СССР
862/14 27.03.1983 Створ
26.07.1992
ВМФ России КЧФ
ВМФ СССР КЧФ ВМФ СССР
862/11 30.05.1982 Николай Матусевич
26.07.1992
ВМФ России ДКБФ
ВМФ СССР ДКБФ ВМФ СССР
862/8 04.1979 Сенеж
26.07.1992
ВМФ России КСФ
ВМФ СССР КСФ ВМФ СССР
862/12 08.1982 Вице-адмирал Воронцов
26.07.1992
ВМФ России КТОФ
04.1985
ВМФ СССР КТОФ ВМФ СССР
Бриз
862/10 11.1981 Галс
26.07.1992
ВМФ России КТОФ
ВМФ СССР КТОФ ВМФ СССР
862/7 04.1979 Пегас
26.07.1992
ВМФ России КТОФ
ВМФ СССР КТОФ ВМФ СССР
862/15 30.05.1983 Горизонт
26.07.1992
ВМФ России КСФ
ВМФ СССР КСФ ВМФ СССР
862/2 24.10.1977 Тайга
2005
Владивосток Прочие (Россия) ООО «Дальневосточный бриз»
26.07.1992
ВМФ России КТОФ
ВМФ СССР КТОФ ВМФ СССР
862/9 1979 Гидролог
1999
ВМФ России КСФ
26.07.1992
КЧФ
ВМФ СССР КЧФ ВМФ СССР
862/1 30.09.1977 2009 Плавучее казино
10.09.1998
(приписка неизвестна) Прочие «Грансден Трейдинг Лимитед»
Юг
26.07.1992
ВМФ России КСФ
?
ВМФ СССР КСФ ВМФ СССР
1980
КЧФ ВМФ СССР
ДКБФ ВМФ СССР
862/17 07.11.1983 Темрюк
?
ВМФ России КСФ
Мангышлак
1997
26.07.1992
КЧФ
ВМФ СССР КЧФ ВМФ СССР
862/6 06.07.1978 2003 Плутон
1996
Береговая охрана России Погранслужба ФСБ РФ
26.07.1992
ВМФ России ДКБФ
ВМФ СССР ДКБФ ВМФ СССР
862/3 30.10.1977 2006 Стрелец
1996
Береговая охрана России Погранслужба ФСБ РФ
26.07.1992
ВМФ России ДКБФ
ВМФ СССР ДКБФ ВМФ СССР
862/18 13.12.1983 Донузлав
26.07.1992
ВМФ России КЧФ
ВМФ СССР КЧФ ВМФ СССР
862/13 04.02.1983 Визир
26.07.1992
ВМФ России КСФ
?
ВМФ СССР КСФ ВМФ СССР
ДКБФ ВМФ СССР
862/5 14.04.1978 2003 Персей
26.07.1992
ВМФ России КСФ
?
ВМФ СССР КСФ ВМФ СССР
ДКБФ ВМФ СССР
862/4 17.09.1977 1998 Зодиак
26.07.1992
ВМФ России ДКБФ
?
ВМФ СССР ДКБФ ВМФ СССР
КСФ ВМФ СССР

Гидрографическое судно «Створ» было заложено 11.03.1982 г. на ССЗ «Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти», Гданьск, Польша (заводской №862/14). Спущено на воду 18.02.1983 г., и 27.03.1983 г. вошло в состав Черноморского флота. Судно входило в состав 422-й дивизион гидрографических судов Гидрографической службы КЧФ.
За свою историю судно неоднократно участвовало в различных экспедициях. Для исследований на борту судна имеется все необходимое – два гидрографических промерных катера, соответствующие приборы и оборудование. Виды наблюдений, которые осуществляет даное судно – это батитермографные наблюдения, морская метеорология, наблюдения за течением, химическая гидрология.
В настоящее время находится в составе Черноморского флота с базированием на бухту Южная, Севастополь.

Гидрографическое судно «Гидрограф» было построено в 1979 году в Польше, наблюдающий от флота – к. 2 р. В.В. Соколов.
Судно входило в состав 176-й отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов КЧФ.
За свою историю судно неоднократно участвовало в различных экспедициях. Продолжительность автономного плавания гидрографического судна составляет 40 суток. Для исследований на борту судна имеется все необходимое – два гидрографических промерных катера, соответствующие приборы и оборудование. Виды наблюдений, которые осуществляет даное судно – это батитермографные наблюдения, морская метеорология, наблюдения за течением, химическая гидрология.
В ходе раздела флота 1997 г. судно отошло российской стороне. Было переведено на Балтийский флот. В дальнейшем было зафрахтован «Севморгео» (С.-Петербург) для выполнения гидрографических работ.

Гидрографическое судно «Донузлав» было заложено на ССЗ «Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти», Гданьск, Польша (заводской №862/18). Спущено на воду 28.05.1983 г., и 13.12.1983 г. вошло в состав Черноморского флота.
Судно входило в состав 176-й отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов, являвшегося крупнейшим соединением Гидрографической службы КЧФ.
За свою историю судно неоднократно участвовало в значительном количестве различны экспедиций. Для исследований на борту судна имеется все необходимое – два гидрографических промерных катера, соответствующие приборы и оборудование. Виды наблюдений, которые осуществляет даное судно – это батитермографные наблюдения, морская метеорология, наблюдения за течением, химическая гидрология.
В 2009 году гидрографическое судно «Донузлав» совершило средиземноморский поход в Монако, пройдя более 4700 миль. Судно доставило туда российскую делегацию для участия в 4-й Внеочередной международной гидрографической конференции.
В настоящее время находится в составе Черноморского флота с базированием на бухту Южная, Севастополь.

Гидрографическое судно «Створ» было заложено 11.03.1982 г. на ССЗ «Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти», Гданьск, Польша (заводской №862/14). Спущено на воду 18.02.1983 г., и 27.03.1983 г. вошло в состав Черноморского флота.
Судно входило в состав 422-й дивизион гидрографических судов Гидрографической службы КЧФ.
За свою историю судно неоднократно участвовало в различных экспедициях. Для исследований на борту судна имеется все необходимое – два гидрографических промерных катера, соответствующие приборы и оборудование. Виды наблюдений, которые осуществляет даное судно – это батитермографные наблюдения, морская метеорология, наблюдения за течением, химическая гидрология.
В настоящее время находится в составе Черноморского флота с базированием на бухту Южная, Севастополь.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
• стандартное: 1842 (пр.862/II – 1892)
• полное: 2435 (пр.862/II – 2499)
Основные размерения, м:
• длина: 82,53
• ширина: 13,5
• осадка: 3,96
Главная энергетическая установка: 2х2200 л.с., дизели «Цегельски-Зульцер» 12АВ25/30, 2х143 л.с. электродвигатели mSS5e, 4 ДГ по 480 кВт, 1 ДГ 220 кВт
Скорость полного хода, уз: 15,9
Дальность плавания: 8650 миль (13 уз), 6697 мили (15,9 уз)
Автономность, сут: 40
Экипаж, чел: 58+12 (4 офицера)

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
2 НРЛС «Дон-2»,
аппаратура госопознавания – ответчик «Хром-К»,
радиопеленгатор «Румб»

Источники: fleetphoto.ru, www.russian-ships.info, ship.bsu.by, flot.sevastopol.info и др.

ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО ТИПА «ЮГ» ПРОЕКТА 862 И 862/II. НОВОСТИ