СРЕДНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 861М
MEDIUM INTELLIGENCE SHIP PROJECT 861М

09.02.2016

7 февраля 2016 года около 10 часов утра севастопольскую бухту покинул средний разведывательный корабль «Экватор» (проект 861М, по классификации НАТО -»Мома» класс).
Корабль построен в польском городе Гданьск (заводской номер 861/6) на верфи «Сточни Полночни». Спуск на воду прошел 30 марта 1968 года и 31 октября 1968 года корабль вступил в строй ВМФ СССР в качестве гидрографического судна. В 1976 году прошел переоборудование в разведывательный корабль. С конца 2013 года встал на капитальный ремонт и модернизацию радиотехнических средств. Входит в состав 519-го отдельного дивизиона РЗК ЧФ с базированием на Минную стенку в Южной бухте Севастополя. Выход в море на слежение за кораблями НАТО в Черном море стал первым после завершения ремонта и модернизации.
В.В.Костриченко, ВТС «БАСТИОН», 09.02.2016

СРЕДНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «ЭКВАТОР» УШЕЛ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ. ФЕВРАЛЬ 2016 Г.
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

24.07.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: СРЕДНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «ЭКВАТОР» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЕ. 19.06.2016

Средний разведывательный корабль «Экватор» возвратился 19 июня 2016 года в Севастополь после боевой службы.
ВТС «БАСТИОН», 24.07.2016

СРЕДНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «ЭКВАТОР» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЕ. 19.06.2016

27.07.2016

В штабе командования ВМС Украины заявили, что во время учений Sea Breeze-2016 с помощью береговых средств наблюдения вблизи украинских территориальных вод были замечены два корабля Черноморского флота, передает УНИАН.
Уточняется, что замеченными судами были сторожевой корабль «Пытливый» и средний разведывательный корабль «Экватор». Однако вскоре российские корабли покинули район.
В штабе сообщили, что «Пытливый» и «Экватор» приблизились к морской границе Украины, чтобы вести наблюдение за совместными украино-американскими морскими учениями.
http://www.gazeta.ru

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1135 «БУРЕВЕСТНИК»
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

28.04.2017

Разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман» затонул после столкновения с торговым судном. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на представителей береговой охраны Турции.
Инцидент произошел в 40 километрах северо-западнее пролива Босфор в 11:53 мск. В результате столкновения с судном, первоначально названном в сообщении Минобороны «Ашот-7», «Лиман» получил пробоину в правом борту ниже ватерлинии. Сообщает Лента.ру.
Впоследствии береговая охрана Турции уточнила, что с «Лиманом» столкнулось судно-скотовоз «Youzarsif H», шедшее из румынского порта Мидия в иорданскую Акабу. Это построенное в 1977 году судно дедвейтом 2103 тонны приписано к тоголезскому порту Ломе и действует в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammam Livestock. Как пояснили в ведомстве, судно в результате инцидента «почти не получило существенного ущерба и продолжает движение по своему маршруту».
Корабли и авиация Черноморского флота отправлены в район аварии разведывательного корабля «Лиман». Об этом «Интерфаксу» сообщили в Минобороны в четверг, 27 апреля.
«В 12:00 мск в район происшествия направлены корабли Черноморского флота. Из состава дежурных сил флота в район происшествия вылетела спасательная команда на самолете Ан-26», — сообщили в военном ведомстве.
ВТС «БАСТИОН»

ЭКИПАЖ СУДНА «ЛИМАН» ВЕРНУТ В РОССИЮ САМОЛЕТОМ
В ТУРЦИИ РАССКАЗАЛИ ПОДРОБНОСТИ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА КОРАБЛЯ «ЛИМАН»
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

29.04.2017

По данным сайта MarineTraffic.com, утром пятницы, 28 апреля, в районе гибели разведчика ЧФ «Лиман», затонувшего в четверг, находится научно-исследовательское судно Heather Sea. НИС используется для глубоководных изысканий.
Порт приписки судна – Мурманск. По данным сайта ООО «Сабси Сервей Солюшенс», НИС Heather Sea «(Хезер Си) используется для выполнения глубоководных комплексных инженерных изысканий.
Среди видов работ в спецификации НИС указаны в том числе поиск и съемка затонувших объектов.
ООО «Сабси Сервей Солюшенс» выполняет различные инженерные изыскания, в том числе гидрографические. «Для работы используются специальные научно-исследовательские суда, уникальное оборудование, включая подводный буровой комплекс, автономные и телеуправляемые подводные аппараты, способные работать на глубинах до 3000 метров», – говорится на сайте компании.
На борту Heather Sea находятся два подводных робота. Первый – автономный необитаемый подводный аппарат HUGIN AUV компании Kongsberg Maritime с глубиной погружения до 3 км. Второй – телеуправляемый необитаемый подводный аппарат SUB-fighter 15k компании Sperre. Его максимальная глубина погружения также составляет 3 км.
Средний разведывательный корабль проекта 861М Черноморского флота «Лиман» в четверг, 27 апреля, столкнулся с грузовым судном Youzarsif под флагом Того и получил пробоину ниже ватерлинии. Столкновение произошло около 11:45 МСК примерно в 30 милях от пролива Босфор. Разведчик получил пробоину ниже ватерлинии, экипаж боролся за его живучесть, однако корабль затонул в точке с примерными координатами 41.50°/28.95°. Как сообщили турецкие СМИ, «Лиман» пошел ко дну около 14:48. Экипаж приняли на борт катера ВМС Турции и турецкой береговой охраны. Глубины в районе кораблекрушения составляют от 50 до 200 метров.
http://flot.com

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

29.04.2017
Все съемное спецоборудование, документация, оружие сняты с корабля «Лимана» и доставлены на базу Черноморского флота в Крыму. Об этом сообщили в пресс-службе Минобороны РФ.
«Все съемное специальное оборудование, документация, оружие и боеприпасы экипажем корабля были эвакуированы на спасательные средства, а затем благополучно доставлены на базу Черноморского флота в Крыму», – говорится в сообщении, поступившем в ТАСС.
Сообщается, что все члены экипажа корабля также уже находятся на полуострове.

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

29.04.2017
Подъем, буксировка и восстановление разведывательного корабля «Лиман», затонувшего в Черном море, представляются нецелесообразными. Об этом РИА Новости сообщил высокопоставленный источник в руководстве ВМФ России.
Он указал, что корабль, «имевший преклонный возраст», лежит на грунте на глубине около 90 метров и добавил, что там сейчас нет оборудования, представляющего какой-либо интерес. «Все съемные устройства демонтированы, а элементы, не подлежащие демонтажу, гарантированно уничтожены экипажем до затопления корабля», — пояснил собеседник.
Лента.ру

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

04.05.2017

1 мая 2017 года опытовое исследовательское судно «Селигер» проекта 11982, принадлежащее Главному управлению глубоководных исследованию (ГУГИ), направилось к месту затопления среднего разведывательного корабля «Лиман». Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на данные международной автоматической идентификационной системы AIS.Также к месту, где утонул «Лиман», направилось спасательно-буксирное судно «СБ-739″ Черноморского флота.
Кроме того, по данным портала Marinetraffic, неподалеку от района крушения «Лимана» находится судно HeatherSea, принадлежащее ООО «СабсиСервейСолюшенс» и используемое для различных глубоководных работ.

ОПЫТНОЕ СУДНО «СЕЛИГЕР» ВМФ РОССИИ ПРОЕКТА 11982

16.06.2018

Главное командование Военно-морского флота России провело плановую ротацию кораблей разведки у берегов Сирии. В составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море вместо среднего разведывательного корабля «Экватор» на службу заступил разведывательный корабль «Кильдин», сообщили в пресс-службе Черноморского флота.
Согласно сообщению пресс-службы, в настоящее время СКР «Экватор», несший службу в Средиземном море с 6 февраля, уже прошел зону черноморских проливов и направляется в Севастополь. В свое время «Экватор» сменил в составе оперативного соединения ВМФ средний разведывательный корабль «Василий Татищев». На сегодняшний день три СКР – «Экватор», «Кильдин» и «Василий Татищев» поочередно несут службу у берегов Сирии. Ожидается вхождение в состав ВМФ новейшего корабля разведки «Иван Хурс», который продолжает прохождение испытаний на Балтике. Как ожидается, в будущем «Иван Хурс» должен заменить в Средиземном море СКР «Лиман», который затонул в апреле 2017 года у входа в зону Черноморских проливов из-за столкновения с иностранным судном.
Военное обозрение

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ


СРЕДНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 861М
MEDIUM INTELLIGENCE SHIP PROJECT 861М

Корабли данной серии строились в Гданьске, Польша. По классификации НАТО – Moma Class. Всего по данному проекту в период 1967-73 гг. было построено 29 судов. Часть из них (9 единиц) было переоборудовано в разведывательные корабли по пр.861М, еще три единицы так же были переоборудованы в РЗК (без проекта).
Для быстрого наращивания численности разведывательных кораблей часть судов гидрографии, строящихся на польских верфях, достраивалась как корабли разведки. Так в составе ВМФ СССР появились три средние разведывательные корабли проекта 850м типа «Харитон Лаптев», построенные в 1965 – 1966 годах. Следующими были девять малых разведывательных кораблей базового проекта 861 и 861М «Кильдин», «Экватор», «Юпитер», ССВ-472 «Ильмень», ССВ-474 «Вега», 506 «Находка», ССВ- 509 «Пелорус», ССВ-512 «Архипелаг» и ССВ-514 «Селигер». Эти корабли вошли в строй в период с 1968 по 1973 год.

Корпус разведывательного корабля выполнен из обычной сварной кораблестроительной стали, и имеет систему двойного дна. Конструкция корпуса имеет ледовые усиления, что позволяет идти по битому льду. Девять водонепроницаемых переборок обеспечивают кораблю непотопляемость при затоплении двух любых смежных отсеков. Корабль имеет двухъярусные надстройки, выполненные из АМГ-сплава для облегчения конструкции, и располагается в средней части корпуса. В кормовой части надстройки расположен дымоход обтекаемой формы, а перед ним – грот-мачта с радио разведывательными антеннами. Первый ярус надстройки продлен при модернизации до полбака, и на крыше смонтирована фок-мачт с антеннами радиотехнической разведки. В кормовой части корабля побортно размещены шлюпбалки с двумя рабочими катерами, а на крыше первого яруса надстройки при модернизации корабля установлен большой радиопрозрачный колпак из стеклопластика для защиты аппаратуры от атмосферных осадков и морской воды. В качестве главных двигателей на среднем разведывательном корабле размещены два дизеля компании «Scoda» мощностью по 1800 л.с. каждый. Дальность плавания на экономическом ходу 11 узлов превышает 9700 миль. Скорость полного хода составляет 17 узлов. Запас дизельного топлива – 200 тонн.

Для судовождения используются две навигационные радиолокационные станции «Дон», размещенные на грот-мачте. Также имеется опускаемая гидроакустическая станция комплекса «Бронза». Для целей разведки на корабле была размещена аппаратура радио- и радиотехнической разведки.
В состав специального оборудования данных кораблей входили: по радиолокации – «Дон», по гидроакустике – «Бронза» и др., по аппаратуре радиоразведки – «Ротор-Н», «Вахта-М», «Вахта-10″, «Вахта-12″, МРР-1-7, «Виток-АК», «Визир-М», «Узел», «Кайра» и др. Характеристики и описание этой аппаратуры является государственной тайной и тщательно охраняется.
Корабли данного проекта не несли вооружения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 1560 – 1600 т.
Размеры:
• длина – 73,3 м,
• ширина – 11,2 –11,6 м,
осадка – 3,9 м.
Силовая установка: 2 дизеля 6TD48, 3300 л.с., 2 винта.
Скорость хода максимальная: 17 узлов.
Дальность плавания: 9700 миль при 11 узлах.
Автономность – 35 суток;
Экипаж: 85 чел.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА:

«Виток-АК»,
МРР-1-7,
«Вахта-М»,
«Вахта-10″,
«Вахта-12″,
«Визир-М»,
«Ротор-Н»,
«Узел»,
«Кайра»/

ВООРУЖЕНИЕ:

2×4 ПУ ПЗРК «Игла».

Источники: flot.sevastopol.info, korabley.net,

СРЕДНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «ЭКВАТОР» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЕ. 19.06.2016
СРЕДНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «ЭКВАТОР» УШЕЛ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ. ФЕВРАЛЬ 2016 Г.