АТОМНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «КОМСОМОЛЕЦ» ПРОЕКТА 685 «ПЛАВНИК»
NUCLEAR DEEP SUBMARINE «KOMSOMOLETS» PROJECT 685 «PLAVNIK»

Работы по созданию глубоководных атомных подводных лодок велись в СССР с 1960-х годов. Уже тогда ученые и конструкторы обратили внимание на то, как влияет глубина погружения на боевую эффективность перспективных атомных подводных кораблей. Существовало мнение, что значительное увеличение глубины погружения АПЛ повысит скрытность подводных лодок, уменьшит возможность применения по кораблю противолодочного оружия, улучшит условия использования собственных гидроакустических средств, возможности тактического использования подводных лодок и как следствие, позволит использовать их на океанских театрах военных действий с существенно большей боевой эффективностью.
Как известно, более 90 % площади Мирового океана занимают воды с глубинами свыше 200 м. Боевые субмарины, овладевшие этими глубинами, владеют океаном. Не случайно на Западе океанский флот называют «Флотом голубой воды».
Создание подводного глубоководного корабля ставило перед наукой, техникой и технологией задачи невиданной сложности, требующих новых подходов к поиску материалов корпуса лодки, новых методов в строительной механике корабля, оригинальных конструкторских решений в области конструкции корабля, энергетической установки, других систем и оборудования. Специальных решений требовали проблемы создания и контроля качества корпусных конструкций на заводе-строителе.
В 1964 году ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») был выполнен предэскизный проект глубоководной подводной лодки среднего водоизмещения с торпедным вооружением. По проекту подводная лодка имела корпус в форме тела вращения с небольшой цилиндрической вставкой и одновальную атомную энергетическую установку.
Нормальное водоизмещение АПЛ было 4000 т, она могла развивать скорость полного подводного хода до 30 узлов, погружаться на предельную глубину до 1000 м. При этом длина корабля составляла 97 м, ширина на миделе 10,5 м, диаметр прочного корпуса 7,7 м. Вооружение подводной лодки состояло из 10 533-мм торпедных аппаратов и боезапаса торпед в количестве 30 единиц, в качестве корабельной ГАС рассматривалась станция «Енисей» с дальностью обнаружения ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон» до 16 км..
По замыслу ВМФ такую АПЛ предполагалось использовать в боевых действиях в океанский и морских районах против подводных лодок, надводных кораблей и транспортных судов противника. Так же, корабль мог выполнять задачи по ведению разведки и передаче данных о противнике другим подводным кораблям ВМФ СССР.
В процессе проектирования специалисты ЦКБ-18 пытались придать АПЛ высоких качеств защищенности, в основном за счет повышения скрытности, взрывостойкости корпуса и оборудования, уклоняемости от ударов противника. Все эти свойства должны были быть улучшены в основном за счет значительного увеличения глубины погружения. Благодаря чему, подводная лодка могла рассчитывать на реальную возможность многократного использования корабля своего оружия, как в одном районе боевых действий, так и в разных районах, расположенных на большом удалении от своих баз и на значительном расстоянии друг от друга.
Предполагалось, что за одно плавание на полную автономность в 50-60 суток АПЛ будет иметь возможность успешно атаковать противника до пяти – шести раз.
В то же время, ЦНИИ-45 в своем заключении на данный проект отмечал, что вопрос о целесообразности увеличения предельной глубины погружения АПЛ по сравнению с достигнутой на тот момент времени должен решаться с учетом влияния глубины погружения на защищенность и в целом на боевую эффективность подводной лодки. Институт отмечал, что в те годы целесообразным является проектирование глубоководной АПЛ с предельной глубиной погружения 600 – 700 м, глубина погружения 1000 м является завышенной и вызовет большие технические трудности в ее реализации.
ЦНИИ-45 предлагал изменить и состав основного вооружения, разместить на ПЛ 6 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом 18 торпед и 4 650-мм торпедных аппаратов для 4-х ракето-торпед Д-90Т «Вьюга» (с боевой частью в виде противолодочных торпед). В качестве материала прочного корпуса Институтом предлагалась сталь с пределом текучести 100 кг/мм2. При этом нормальное водоизмещение АПЛ могло составить 3200-3500 т, расчетная скорость подводного хода в 35-38 узл. при размещении главной энергетической установки мощностью 40000 л.с.
В своем заключении на проект АПЛ ЦНИИ-45 так же рекомендовал, в дополнении к разработке стали с высокими характеристиками, продолжить работы и по титановым сплавам с пределом текучести не менее 80 кг/мм2.

Еще долго в ВМФ, судостроительной промышленности, АН СССР проводилось обсуждение необходимости создания глубоководных АПЛ. И в результате в середине 1970-х годов командованием ВМФ было выдано тактико-техническое задание на разработку опытной глубоководной подводной лодки (проект 685, шифр «Плавник»), с предельной глубиной погружения, в 2,5 раза превышающей соответствующий показатель других атомных торпедных подводных лодок. Работы велись в ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») под руководством сначала Н.А. Климова, а с 1977 г. главного конструктора Ю.Н. Кормилицына.
Глубоководная атомная лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный решать широкий круг задач, в число которых входил поиск, обнаружение, длительное слежение и уничтожение атомных подводных лодок, борьба с авианосными соединениями, крупными надводными кораблями и транспортами противника.
Процесс проектирования глубоководной лодки занял более восьми лет. Технический проект глубоководной субмарины был утвержден в декабре 1974 г.
В качестве основного конструкционного материала на проекте 685 было решено использовать титановые сплавы. Для определения работоспособности титанового сплава в условиях высоких напряжений корпусных конструкций на больших глубинах погружения было решено провести широкий комплекс исследований и экспериментов. На масштабных, полунатурных и натурных отсеках подводной лодки отрабатывались методы конструирования, технология изготовления различных конструктивных узлов корпуса, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкции. Огромный вклад в создание корабля 685-го проекта внесли ведущая научная организация в области судостроения – ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».
В рамках программы создания атомной подводной лодки проекта 685 в Северодвинске были построены три специальные док-камеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая соответственно 12 и 27 и третья — 15 м и 55 м. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см2 при разовой нагрузке и 200 кгс/см2 — при циклическом нагружении. Вторая док-камера имела рабочее давление 200 кгс/см2 и третья — 160 кгс/см2. Опыт, полученный в ходе реализации 685-го проекта, предполагалось широко использовать при проектировании и постройке атомных подводных лодок нового поколения. Подводная лодка 685-го проекта (заводской № 510), получившая тактический номер К-278, была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г. Постройка корабля осуществлялась блоками, каждый из которых был испытан давлением в самой большой из экспериментальных док-камер.
Спуск К-278 на воду (вывод из дока) состоялся 3 июня мая 1983 г., 28 декабря 1983 г. атомная подводная лодка вступила в строй, а 18 января 1984г. была включена в состав Краснознаменного Северного флота. С момента закладки до сдачи прошло 5 лет, 8 месяцев и 6 дней.
Корабль имел двухкорпусную архитектуру. Его тщательно отработанные внешние обводы в сочетании с применением одновальной энергетической установки обеспечивали относительно низкое гидродинамическое сопротивление и высокие скоростные качества, превосходящие возможности американских аналогов.
Прочному корпусу была придана относительно простая конфигурация. В средней части он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, а в оконечностях — усеченные конусы, заканчивающиеся сферическими переборками (угол сопряжения цилиндра и конусов не превышал 5º).
Цистерны главного балласта размещались внутри прочного корпуса. Для сведения к минимуму числа отверстий в прочном корпусе было решено отказаться от прочной рубки и торпедопогрузочного люка. Для экстренного (в течение 20 — 30 с) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов.
В результате рационального использования новых материалов и реализации ряда оригинальных конструкционных решений вес корпуса АПЛ проекта 685 составил ок. 40 % от нормального водоизмещения корабля, что не превышало соответствующий показатель других атомных подводных лодок, имеющих значительно меньшую глубину погружения.
Наружный корпус, сваренный из титанового сплава, состоял из 10 безкингстонных систем главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств. Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями. Применение титана позволило значительно уменьшить массу корпуса.

Прочный корпус лодки делился на семь отсеков:
1-й — торпедный, разделенный двумя палубами. На верхней палубе размещались казенные части ТА, торпедные стеллажи и часть аппаратуры связи, а на нижней — аккумуляторная батарея на 112 элементов;
2-й — жилой, разделенный двумя палубами. Вверху были расположены кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, внизу — каюты личного состава. В трюме размещались провизионная кладовая, емкости с пресной водой и электролизная установка;
3-й — центральный пост, разделенный двумя палубами, на верхней из которых были расположены пульты управления главного поста и вычислительный комплекс, а на нижней находился аварийный дизель-генератор;
4-й — реакторный. В нем располагалась паропроизводящая установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура;
5-й — отсек вспомогательных механизмов, обеспечивающих функционирование системы охлаждения;
6-й — турбинный отсек. В его диаметральной плоскости располагался главный турбозубчатый агрегат, а по бокам — два автономных турбогенератора и два главных конденсатора;
7-й — кормовой. По нему проходила линия главного вала и размещались привода рулей.
Лодка имела всплывающую камеру, способную вместить весь экипаж и обеспечивающую его спасение с глубин до 1500 м и оснащенную автономной системой энергоснабжения. Камера располагалась в ограждении выдвижных устройств и при нахождении корабля в надводном положении использовалась для выхода из помещений прочного корпуса на палубу надстройки.
Во 2-м и 3-м отсеках, где располагались центральный пост и жилые помещения, была сформирована т. н. «зона спасения», ограниченная поперечными переборками, способными выдержать большое давление. Каждый отсек корабля оснащался системой воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения.
Главная энергетическая установка включала один водо-водяной атомный реактор с четырьмя парогенераторами, один ГТЗА и два автономных турбогенератора. Резервная энергетическая установка включала один дизель-генератор, группу аккумуляторных батарей и резервный движительный комплекс – два гребных винта, размещенных на концах горизонтального оперения и приводимых электродвигателями, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Скорость под резервными движителями в надводном положении составляла до 5 узлов.
Для предотвращения аварийного поступления забортной воды внутрь прочного корпуса была применена двухконтурная система теплообменных аппаратов ГЭУ и бортового оборудования. В первом контуре охлаждения циркулировала пресная вода с отводом тепла в два забортных водо-водяных охладителя. При этом число забортных отверстий в прочном корпусе было сокращено до минимума.
Система управления движением АПЛ имела подсистему, обеспечивающую автоматизированный контроль за поступлением внутрь прочного корпуса забортной воды и вырабатывающая рекомендации по всплытию аварийной лодки на поверхность.
Основным информационным средством лодки являлся автоматизированный гидроакустический комплекс «Скат», антенные посты и приборное оборудование которого располагались в носовой оконечности легкого корпуса в прочной капсуле. ГАК использовался для освещения подводной обстановки, выдачи целеуказания ракетно-торпедному оружию, опознавания подводных целей и решения ряда навигационных задач. Комплекс обеспечивал обнаружение целей при шумопеленговании в режиме автоматизированного сопровождения цели и при эхопеленговании в режиме измерения дистанции.

Корабль имел автоматический всеширотный навигационный комплекс «Медведица-685», обзорную РЛС «Бухта», навигационную РЛС «Чибис», комплекс связи «Молния-Л» (включающий станцию космической связи «Синтез», а также KB и УКВ станции «Анис» и «Кора»). Централизованное управление боевой деятельностью осуществлялось посредством боевой информационно-управляющей системы (БИУС).
Торпедное вооружение АПЛ состояло из шести 533-мм автоматизированных торпедных аппаратов с автономно действующими пневмогидравлическими стреляющими устройствами и системами быстрого заряжания. Ракетно-торпедное оружие могло применяться как одиночными выстрелами, так и залпом.
В процессе испытаний на предельную глубину погружения лодка с превышением достигала 1000 м. Погрузившись 5 августа 1984 г. на рекордную для боевой подводной лодки глубину. К-278 стала самой глубоководной атомной подводной лодкой в мире. Приемный акт был утвержден 20 мая 1987 г. главнокомандующим ВМФ адмиралом флота В.Н. Чернавиным. После ввода в строй К-278 в течение нескольких лет находилась в опытной эксплуатации. Первоначально К-278 числилась крейсерской подводной лодкой, но 25 июля 1977г. была отнесена к классу больших подводных лодок. В октябре 1988 г. К-278 было присвоено название «Комсомолец». Проводились ее интенсивные испытания. На рабочей глубине погружения была проведена стрельба торпедой. Была проверена в действии система аварийного продувания цистерн главного балласта. Корабль привлекался к участию в учениях флота и совершил поход на полную автономность. В НАТО подводной лодке проекта 685 присвоили кодовое наименование «Майк». На глубине порядка 1000 м лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами обнаружения подводных лодок вероятного противника и являлась неуязвимой для его оружия. Воистину отечественным корабелам удалось создать уникальный, неуловимый боевой корабль. Беда пришла с другой стороны…

7 апреля 1989 г. эта уникальная и перспективная подводная лодка затонула в Норвежском море в точке с координатами 73 40´ СШ , 13 30´ ВД. Подводная лодка «Комсомолец» находилась на глубине 386 м, когда в 11 час. 3 мин. в 7-м отсеке возник пожар. Однозначно назвать причины и источник возгорания до сих пор не представляется возможным. Вследствие стремительного нарастания давления и непрерывного притока воздуха создались исключительно благоприятные условия для быстрого превращения кормового отсека в топку. Тем не менее, экипажу удалось, используя ход (до срабатывания аварийной защиты), а затем продувание цистерн главного балласта (ЦГБ) воздухом, обеспечить всплытие лодки в надводное положение. Казалось бы, все самое тяжелое позади, однако главные испытания еще предстояли… После того как снизилось давление и затух пожар, началось интенсивное охлаждение воздуха в кормовых цистернах главного балласта с резким уменьшением его объема. В балластных цистернах начался процесс вакуумирования, в них через шпигаты поступала забортная вода; проникала она и в 7-й отсек через негерметичный патрубок системы охлаждения. К тому же, через выгоревшие сальники кабельных трасс и приоткрытые клапаны вентиляции этих цистерн из них стравливалась воздушная подушка, ускоряя заполнение водой цистерн и увеличивая ее поступление в 7-й отсек. Катастрофа стала неминуемой. Экипаж подводной лодки «Комсомолец», говоря словами правительственной комиссии, «проявил мужество и до конца выполнил свой долг». В результате катастрофы погибло 47 человек. 6 июня 1990 г. большая подводная лодка «Комсомолец» была исключена из состава ВМФ СССР.
После трагедии с «Комсомольцем», была составлена целевая комплексная программа повышения живучести кораблей ВМФ. По своему объему и направлениям она намного превышала любую из осуществлявшихся ранее.
Большое беспокойство вызывали экологические проблемы: затонула атомная подводная лодка с ядерными зарядами на борту. К месту затопления «Комсомольца» было совершено ряд экспедиций, в которых участвовало более 10 судов с большим числом ученых и специалистов, использовавших самую современную технику, начиная от различных измерительных приборов и кончая обитаемыми и необитаемыми глубоководными аппаратами. Впервые в мировой практике проведены масштабные исследования как самой подводной лодки на большой глубине, так и окружающей ее среды, позволявшие держать под контролем ситуацию на данном корабле и своевременно готовить проведение новых научно обоснованных мероприятий. В этих экспедициях было получено большое количество данных и о природных условиях в месте нахождения «Комсомольца», необходимых для более достоверного радиационно-экологического прогнозирования развития ситуации в этом районе. Большой интерес к данным процессам вызван тем, что никто и никогда не изучал их даже в приближенном виде в приложении к радиационным источникам, оказавшимся на морском дне.
В 1994 г. МЧС РФ обратилось в МГТУ им. Н.Э.Баумана с просьбой принять участие в локализации ядерных боеприпасов на затонувшей в 1989 г. в Норвежском море атомной подводной лодки (АПЛ) «Комсомолец». АПЛ находилась на глубине 1700 м, и ее носовая часть, где расположены торпеды с ядерными боеприпасами, была разрушена. Вода проникла в боевые части торпед, и создалась реальная опасность выноса плутония в окружающую среду и, как следствие, радиоактивного заражения Норвежского моря и его рыбных запасов. В конкурсе проектов по предотвращению экологической катастрофы наряду с российскими организациями (Ц КБ МТ «Рубин», под руководством которого до 1995 г. велись все работы на АПЛ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, ИО АН РФ) приняло участие три голландские фирмы.
При разработке проекта локализации сотрудниками кафедры СМ11 и отдела были использованы новейшие компьютерными технологии и достижения ракетно-космической отрасли. По результатам видеосъемок с помощью компьютерной графики был создан объемный чертеж разрушенной части АЛЛ и совместно со специалистами кафедры СМ1 разработаны раскрывающиеся крупногабаритные конструкции, обеспечивающие локализацию.
На проект ушло 4 месяца, и в июле 1995 г. система локализации была установлена на АПЛ «Комсомолец». Экологическая катастрофа была предотвращена.
Опытная подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» не только подтвердила правильность инженерных и технологических решений, принятых при проектировании и строительстве подобных лодок, но и открыла научные возможности и пути решения научно-технических проблем, связанных с освоением больших глубин погружения подводных лодок.
Гибель лодки прервала накопление опыта эксплуатации на глубинах погружения, близких к 1000 м, и гидролого-физических условий боевой эксплуатации лодок на таких глубинах, сорвала перспективы создания серии отечественных «хозяев океана». Однако идея освоения таких глубин весьма многообещающа и стимулирует как разработку тактики их боевого использования в этих условиях, так и изучение естественных процессов, которые могут встретить лодки на больших глубинах океана.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, м3:
- надводное 5880
- подводное 8500
Длина наибольшая 110 м
Ширина наибольшая 12,3 м
Осадка 9,5 м
Запас плавучести 36%
Тип архитектуры 2-х корпусная с прочным и лёгким корпусами
Материал корпуса титановый сплав
Главная энергетическая установка (ГЭУ):
- тип атомная
- 1 водо-водяной реактор ОК-650Б-3, мощность, мВт 190
- 4 парогенератора,
Полная скорость подводного хода 30,6 уз.
Надводная скорость 14,0 уз.
Рабочая глубина погружения 1000 м
Предельная глубина погружения 1250 м
Экипаж 57 чел. (29 офицеров)
Средства спасения:
- 1 всплывающая спасательная камера (ВСК):
- 2 спасательных плота ПСН-20,
- отсеки-убежища: 2-й и 3-й отсеки,
- спасательная лодка ЛАС-5М (с вёслами и парусом), находившейся в 1-м отсеке,

ВООРУЖЕНИЕ:

6 х 533-мм торпедных аппаратов (ТА)
Стреляющие устройства ТА автономные пневмогидравлические с системами быстрого заряжания
Боезапас: 22 торпеды, противолодочные ракеты М-5 «Шквал»
РАДИО-ЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ (РЭВ):
Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Омнибус-685»
Автоматизированный гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат»,
Навигационный комплекс «Медведица-685»,
Комплекс связи «Молния-Л» (станция космической связи «Синтез», KB станция «Анис», УКВ станция «Кора»)
Навигационная РЛС МРК-55 «Чибис»,
Система обнаружения радиосигналов (СОРС) «Бухта».

А.В.Карпенко ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 07.04.2014

Литература и источники:
1. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
2. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
3. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991, Историческое морское общество, СПб, 1996, с. 80-81.
4. История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 гг. СПб, «Судостроение», 1996, с. 300-301.
5. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
6. Апальков Ю. В «Подводные лодки» т. 1, ч. 1. РПКСН и многоцелевые ПЛ, справочник, серия «Корабли ВМФ СССР», «Галея-Принт», CПб, 2002, с. 56-64.
7. Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. СПб., «Судостроение», 1995, с. 505-509.
8. Ильин В., Колесников А. «Подводные лодки России», справочник, М. Астрель, АСТ, 2001.
9. Белышев Н. Опытная подводная лодка проекта 685 «Комсомолец». «Морской сборник»,1995, №5, с. 59-62.
10. Романов Д.А. Трагедия подводной лодки «Комсомолец» (аргументы конструктора). Ассоциация издателей, СПб, 1993.
11. Павлов А.С. Военные корабли России 1997-1998 г., справочник, Якутск, 1997, с. 21-23.
12. Александров Ю.И., Гусев А.Н. Подводные лодки, ч. 1 справочника Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков, «Галея-Принт», CПб, 2000, с. 61-68.
13. Бережной С.С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России, «Наваль Коллекция», спецвыпуск, 2001, с. 47-52.
14. Платонов И. В. Подводные лодки, «Полигон», СПб, 2002, с. 200-204.
15. Оружие и технологии России, энциклопедия, т. VI, Корабли Военно-морского флота. М: «Оружие и технологии», 2003
16. Усыскин А. К. Военное кораблестроение и атомная энергия. РНЦ «Курчатовский институт». М., 1996, с. 60-101 («Опытные и головные лодки прокладывают пути атомному подводному флоту»).
17. Морской сборник, 1994, № 4, «Трагедия корабля и честь экипажа», с. 46- 51, «Эхо трагедии «Комсомольца», с. 52-53.
18. Александров Ю.И. » Неуловимый “Майк” (Опытная глубоководная атомная торпедная подводная лодка проекта 685)», Техника – Молодежи»
19. Факультет специального машиностроения 1938-1998. М: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998 г.
20. russianarms.mybb.ru

МОДЕЛИ АТОМНОЙ ГЛУБОКОВОДНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 685
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT