АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)
NUCLEAR SUBMARINES OF PROJECT 627 (627A)

08.04.2012
Одна из крупнейших катастроф атомного флота России четверть века была окружена строжайшей тайной. 8 апреля 1970 года в Бискайском заливе на атомной подводной лодке К-8 возник пожар. По плану лодка должна была вернуться на базу 10 апреля. Но поскольку в это время разворачивались маневры «Океан», возвращение задержали. Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море К-8 была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина — 22 апреля 1970 года.
Катастрофа случилась вечером 8 апреля 1970 года на глубине 40 метров около 10 часов вечера. Как предположила потом комиссия, в седьмом энергетическом отсеке, по правому борту подводной лодки, начался пожар. Дым по системе вентиляции втянуло в трубку гидроакустиков. К тому же с первых минут вышла из строя вся радиосвязь.
12 апреля 1970 года АПЛ К-8 ушла под воду. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.

12.10.2012
Две затопленные атомные подлодки Северного флота К-27 и К-159 будут подняты и утилизированы на суше, источник в Минобороны сообщил «Известиям», что этот пункт включен в доработанный проект Стратегии развития Арктической зоны РФ, подлодка К-27 проекта 645 с осенью 1981 г. затоплена у Новой Земли, а К-159 проекта 627А затонула в 2003 году в Баренцевом море, когда ее буксировали на утилизацию, если первую субмарину, лежащую на глубине 75 м, поднять не составит чрезмерных усилий, то со второй лодкой вопрос сложнее. Точной глубины залегания никто не знает. Фигурировали цифры и 170 м, и 250 м.
Известия.ru

14.01.2014

Судоремонтный завод «Нерпа» (Снежногорск Мурманской обл.) готов спустить на воду первую советскую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол» за собственный счет – если Минобороны гарантирует оплату в будущем. Об этом «Известиям» заявил представитель контролирующей предприятие «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК).
В декабре Минобороны обещало в 2014 году выделить 43 млн рублей на сборку разрезанного на части корабля. До сих пор не подписано документов, подтверждающих намерение военных оплатить работы. Между тем К-3 нанимает место на стапелях «Нерпы», необходимое для выполнения крупного международного проекта.

22.04.2015

Первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол» станет музеем, сообщает Интерфакс со ссылкой на члена морской коллегии при правительстве РФ, командующего Северным флотом в 1999-2001 годах адмирала Вячеслава Попова.
После переоборудования лодку планируется установить на вечную стоянку в Мурманске. В настоящее время субмарина находится на судоремонтном заводе «Нерпа». В течение года должна быть проведена подготовка лодки к длительной стоянке на воде.
«Сроки определять рано, пока мы говорим только о сроках конвертации, то есть сроках подготовки к спуску на воду. Средства на конвертацию были выделены прошлой осенью», — рассказал Попов. Объемы и источник финансирования бывший командующий Северным флотом не уточнил.
Как отметил Попов, процесс конвертации субмарины займет около года. За это время на судоремонтном заводе «Нерпа» (Снежногорск, Мурманская область) лодку подготовят к спуску на воду с твердого основания и отбуксируют в Мурманск. После начнется поиск проектанта, который займется музеефикацией атомной подлодки.
«Музей «К-3″ будет гармонично смотреться в Мурманске, рядом с музеем-ледоколом «Ленин», первым атомным ледоколом. Конечно, Санкт-Петербург тоже хочет разместить музей у себя, но с исторической точки зрения атомная морская тематика должна получить развитие именно в Мурманске», — отметил Попов, являющийся одним из самых опытных отечественных подводников, совершившим более 20 длительных походов на боевую службу на атомных субмаринах. Адмирал добавил, что музей может стать филиалом музея Северного флота или Центрального Военно-морского музея.

07.07.2015
Как сообщает газета «Вечерний Мурманск», в Мурманске рядом с морвокзалом поставят АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» и сделают из нее музей. Установят ее рядом с атомоходом «Ленин». Как сообщает издание, за право установить у себя подобных музей разгорелась нешуточная борьба. В итоге все же принято решение установить подлодку-музей в Мурманске. Сейчас на судоремонтном заводе «Нерпа» идут работы по конвертации (завариванию всех забортных отверстий) субмарины – это позволит осенью спустить ее на воду.

04.07.2016

Снежногорский судоремонтный завод «Нерпа» завершает работы по восстановлению первой атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», которая избежала утилизации и вероятно станет музеем в Санкт-Петербурге.
По информации пресс-секретаря предприятия Ирины Анзулатовой, сейчас ведутся работы по сварке в полный объем кормовой оконечности и отсека-имитатора, установленного вместо вырезанного реакторного отсека, производится глушение донно-забортной арматуры и слесарно-корпусного насыщения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить устойчивость корабля на воде.
Представитель завода также отметила, что рабочие занимаются подготовкой судоподъемных понтонов СПП-200, с помощью которых будет осуществляться спуск подлодки на воду. Ожидается, что он будет произведен осенью.
«Судьба будущего музея для первого атомохода страны еще не решена, – сказала Ирина Анзулатова, отметив, что после спуска на воду подлодка останется в акватории судоремонтного завода.
http://kuleshovoleg.livejournal.com

11.12.2016

Первую советскую атомную подводную лодку (АПЛ) К-3 «Ленинский комсомол», которая будет сохранена в качестве музея, вновь спустят на воду. Как сообщается в блоге судоремонтного завода»Нерпа», спуск К-3 на воду запланирован на февраль 2017 года.
«Между тем, на стапельной плите завершаются работы по герметизации лодки и формированию единого корпуса – свариваются стыки между отсеком-донором и носовым блоком АПЛ», – говорится в сообщении СРЗ «Нерпа».
Член морской коллегии при правительстве РФ, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов сообщил «Интерфаксу», что будет инициировать обсуждение судьбы К-3 «Ленинский комсомол» на заседании морской коллегии в конце декабря. «Сейчас стоит вопрос о выборе проектанта для создания музея. По моему личному мнению, это должен быть «Малахит» (Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» – ИФ), который «Ленинский комсомол» и создавал», – сказал Попов.
Кроме того, добавил собеседник агентства, на морской коллегии будет решаться вопрос о месте размещения подлодки-музея. Ранее экс-командующий заявлял «Интерфаксу», что АПЛ К-3 должна остаться в Заполярье в качестве филиала музея Северного флота или Центрального военно-морского музея.
«Ленинский комсомол», первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, была спущена на воду в 1957 году. В 1967 году из-за пожара, возникшего во время боевого дежурства в I и II отсеках, на АПЛ погибли 39 человек. В 1991 лодка была выведена из состава флота. Энергоотсек К-3 был демонтирован в 2007 году и отправлен на длительное хранение в Сайда-губу. По договору с Росатомом заводом был создан муляж отсека. В настоящее время АПЛ находится на твердом основании в СРЗ «Нерпа».
INTERFAX.RU

26.01.2017
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ: ОТРЫВКИ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

В первом номере журнала «Завод» АО «ПО «Севмаш» приведены фрагменты истории создания, эксплуатации и боевой службы первых отечественных атомных подводных лодок проекта 627 – 627А.
При проектировании первой советской атомной подводной лодки пр. 627 главный конструктор корабля В.Н. Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков АПЛ. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет АПЛ длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому отдельные его части размещались в пяти разных зданиях: на одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых отсека с гигантской торпедой – в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория»…

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

11.09.2017

С момента, как подлодка «Ленинский Комсомол» зашла в бухту Кут прошло 12 лет. И все это время коллектив завода и ВМФ боролись за судьбу этого корабля. Сейчас можно смело говорить о том, что первый этап музеефикации первой советской АПЛ пройден. Коллективом СРЗ «Нерпа» выполнены сложные работы по конвертовке подлодки и сегодня легендарная субмарина спущена на воду.
http://zvezdochka-ru.livejournal.com


АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)

9 сентября 1952 г. Совет Министров СССР принял постановление о начале работ над первой отечественной атомной ПЛ. Общее руководство этой программой возложили на В.А.Малышева, занимавшего пост заместителя председателя Совета Министров СССР и заместителя начальника 1 Главного управления при Совете Министров СССР, которое вело разработку атомной техники. Научным руководителем работ по созданию атомной энергетической установки (АЭУ) и атомной ПЛ стал директор Института атомной энергетики Академии наук СССР академик А.П.Александров. Для непосредственного выполнения проработок в Москве на территории НИИ химического машиностроения (НИИхиммаш) организовали 2 рабочие группы: одна -для проектных проработок атомной ПЛ, другая – для разработки ее энергетической установки. Первой руководил заместитель директора ЦНИИ-45 В.Н.Перегудов, второй – директор НИИхиммаша Н.А.Доллежаль.
Официальная церемония закладки опытной АПЛ пр. 627 (заводской номер – 254) состоялась 24 сентября 1955 г. Строительство корабля велось интенсивно, и к августу 1957 г. был закончен монтаж основного оборудования. 9 августа этого же года АПЛ была спущена на воду методом поперечного спуска.
Первым командиром АПЛ пр. 627 , получившей тактический номер «К-3″, стал опытный подводник капитан 1 ранга Л.Г.Осипенко. Старшим помощником командира – капитан 2 ранга Л.М.Жильцов, а командиром электромеханической части инженер-капитан 2 ранга Б.П.Акулов. В начале июля 1958 г. АПЛ «К-3″ была предъявлена для проведения ходовых испытаний правительственной комиссии под председательством вице-адмирала В.Н.Иванова, которые проходили в Белом море в период с 3 июля по 1 декабря.
4 июля 1958 г. в 10.03 впервые в истории отечественного подводного флота АПЛ начала движение под атомной энергетической установкой. А.П.Александров, руководивший испытаниями АЭУ, записал в вахтенном журнале АПЛ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». Начался исторический отсчет морских миль, пройденных отечественным атомным флотом.
Совет Министров СССР, утвердивший 17 января 1959 г. «Акт правительственной комиссии», обязал ВМФ принять АПЛ «К-3″ в опытную эксплуатацию, а промышленность выполнить все необходимые работы по заявке флота.

В августе 1956 г. на заводе № 402 был заложен головной корабль пр. 627А – АПЛ «К-5″. В сентябре 1958 г. ее спустили на воду, а в конце 1959 г. АПЛ «К-5″ под командованием капитана 2 ранга С.С.Салова вышла на государственные испытания. Всего по проекту 627А заводом № 402 в период с 1956 г. по 1964 г. было построено 12 АПЛ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
Надводное – 3 065 т.
Подводное – 4 750 т.
Длина: 107,4 м.
Ширина: 7,9 м.
Осадка: 5,65 м.
Материал прочного корпуса: маломагнитная сталь
Количество отсеков: 9 (девять)
Тип: Атомная установка типа ВМА и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с
Количество валов: 2
Мощность: Тепловая мощность – 2 х 70 МВатт
Мощностью на валу – 2 х 17500 л.с.
Скорость:
Надводная – 15,2 узл.
Подводная – 28-30 узл.
Макс. глубина погружения: 300 м.
Автономность: 50 суток
Команда: 104 чел. (30 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ

8 х 533 мм торпедных аппаратов (боезапас – 20 торпед)

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
ОСТАНЕТСЯ «ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ» НА ПЛАВУ ИЛИ УТОНЕТ В БУМАЖНОЙ ПЕРЕПИСКЕ?
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»