ПРОРАБОТКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК-НОСИТЕЛЕЙ

БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ Р-1, Р-2, Р-101

STUDY SUBMARINE CARRIER

BALLISTIC MISSILES R-1, R-2, R-101

В течении сорока лет после окончания второй мировой войны, развитие мирового сообщества во многом определялось противостоянием СССР и США, которое вошло в историю под именем “холодной войной.” Лишив США в конце 1940-х начале 1950-х годов ядерной монополии, СССР стремился с помощью ракетно-ядерного оружия ликвидировать и существующее военно-географическую неуязвимость противника. Ввиду малых дальностей имевшихся баллистических ракет, единственным средством позволявшим скрытно доставить ракеты к берегам США являлись подводные лодки. Решению использовать именно подводные лодки способствовали трофейные материалы по испытаниям в 1944-45гг. в фашистской Германии систем пуска баллистических ракет ФАУ-2 из контейнеров буксируемых за подводной лодкой (проект “Лафференц”).

В конце 1940-х годов научно–исследовательских и проектных работах, выполнявшихся судостроительными организациями, рассматривались для установки на корабли отечественные аналоги немецких самолетовснарядов «Блом и Фосс», баллистических управляемых ракет «Фау-2», зенитных ракет «Вассерфаль» и «Флюзе600А». Эти работы выполнялись ленинградскими организациями Минсудпрома в течении всего 1947 г. Реактивный снаряд “Флюзе-600А” не был рекомендован для размещения на кораблях ВМФ из-за недостаточной мощности боевого заряда. А реактивные снаряды типа «Блом и Фосс» были признаны неэффективными из–за малой дальности действия.
Использование кораблями ракетного оружия существенным образом меняло их роль и назначение как в Военно-морском фло¬те, так и в вооруженных силах в целом. Стало возможным ставить перед кораблями новые задачи, а именно: нанесение ударов по промышленным и административным центрам, находящимся на побережье, по портам и военно-морским базам противника. С появле¬нием ядерного оружия и увеличением дальности дей¬ствия ракет подводные лодки получили возможность поражать с различных направлений стратегические объекты противника, расположенные и в глубине его тер¬ритории.
Поэтому по исходным данным выданным ЦНИИВК ВМФ и 4-м управлением Военного Министерства СССР в декабре 1950 года ЦНИИ-45 совместно с ЦКБ-17, ЦКБ-53, ЦКБ-18 и ЦКБ-57 МСП проводились проработки размещения ракет Р-1 , Р-2 и Р-101, все разработки НИИ-88, и больших и малых крылатых ракет. При этом выдвигалось требование по установке ракет без коренных переделок корпуса корабля, его механической установки, основного оборудования и устройств. При размещении баллистических ракет Р-1 и Р-2 было ограничено их размещение из-за больших габаритов.
В результате выполнения работ было определено, что на ЭМ проекта 41 можно разместить пять ракет Р-1 или четыре Р-2, на КРЛ проекта 68К по 12 ракет Р-1 или Р-2, на подводной лодке проекта 611 размещалась одна ракета Р-1. Прорабатываемая стартовая установка состояла из: поворотного стартового стола, установленного на стабилизированной площадке, имеющей стабилизацию по бортовой и килевой качке; опорная обойма для обеспечения сохранения ракетой вертикального положения до старта. Хранение компонентов топлива предполагалось в специальных цистернах в кормовой части корабля.
В ходе выполнения проработок выяснилось, что для предстартовой подготовки БР Р-1 и Р-2 включая заправку и проверку аппаратуры необходимо три часа. Были ограничения и по скорости ветра до 15 м/с, то есть можно было производить старт ракет при скорости хода корабля-носителя до 30 узлов при полном штиле или без хода при ветре до 6 баллов. Ракеты могли быть использованы также для обстрела территории противника из-за большой площади их рассеивания 20 х 20 километров.

ОСНОВНЫЕ ТТХ РАКЕТ РАЗРАБОТКИ НИИ-88

Характеристики

Р-1

Р-2

Р-101

Разработчик

НИИ-88

НИИ-88

НИИ-88

Длина, мм

14272

17088-17312

7836

Диаметр, мм

1650

1650

880

Стартовый вес, кг

13297

19972

4000

Вес ВВ, кг

793

1023

Тип топлива

водный раствор этилового спирта

водный раствор этилового спирта

ТГ02 (типа «Тонка 250»)

Тип окислителя

жидкий кислород

жидкий кислород

90% азотной кислоты и 10% серной кислоты

В дальнейшем в 1951-1953 годах проводились проектные проработки размещения ракеты Р-1 на серийных надводных кораблях типа эскадренный миноносец и легкий крейсер (проекты: 30бис; 41; 56; 68К; 68бис и др.), а так же на подводной лодке пр.611.

На ПЛ пр.611 ракету Р-1 предполагалось транспортировать в горизонтальном герметичном контейнере, расположенном за ограждением рубки, запуск осуществлять с пускового стола, расположенного в корме ПЛ. В инерциальной системе наведения ракеты использовались гирогоризонт, гировертикант и акселерометры.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК-НОСИТЕЛЕЙ РАКЕТ Р-1, Р-2, Р-101

Характеритстики

на базе проекта 611

на базе проекта 611

Реактивное вооружение:

- стартовые установки

- число ракет

1

Р-1 (Р-2)

1

Р-101

Артиллерийское вооружение

-

-

Торпедные аппараты, число х калибр, мм (запас торпед)

10 х 533

(22)

10 х 533

(22)

Гидроакустическая станция

«Тамир-5»

«Тамир-5»

Нормальное водоизмещение, м

2050

1850

Длина наибольшая, м

90,5

90,5

Ширина наибольшая, м

7,5

7,5

Средняя осадка, м

5,6

5,15

Твердый балласт, т

140

25

Механическая установка

дизель-электрическая

дизель-электрическая

Скорость надводного хода, узл.

17

17,5

Скорость подводного хода, узл.

12

12,5

Дальность плавания, миль (при скорости хода, узл.)

22000

(9,2)

22000

(9,2)

Глубина погружения, м

200

200

Автономность, суток

75

75

В результате сравнительных проработок БРДД Р-1, Р-2, Р-101 и крылатых ракет было рекомендовано продолжить работы по ракете Р-101 с подводным стартом для ПЛ и крылатым ракетам для всех кораблей-носителей.

Корабельный ракетный комплекс с ракетой Р-101 предлагался для поражения надводных и воздушных целей. Ракета Р-101 была создана на базе немецкой зенитной управляемой ракеты “Вассерфаль” (“Водопад”).
Первые проработки по ракете Р-101 были начаты в отделе №4 СКБ НИИ-88 (начальник и главный конструктор Е.В.Синильщиков) в 1946 году. В кооперацию по разработке ракеты Р-101 входили:
НИИ-49 – работы по счётно-решающему прибору;
НИИ-504 – неконтактные взрыватели;
НИИ-885 МПСС – головной по системе управления и по радиоканалу управления;
завод №528 – самонаводящие головки;
завод №523 – газовые рули;
НИИ-20 MB – по радиопеленгационному визированию;
НИИ-627 – источники питания;
ГКСКБ – по наземному оборудованию.
В 1949-1950 годах проводились ракетные стрельбы зенитными ракетами Р-101 в составе дивизиона. В морском варианте ракета Р-101 кроме поражения надводных целей могла быть использована для поражения воздушных целей, движущихся на высотах до 5 км со скоростью до 300 км/час.
Управление ракетой осуществлялось по радиолучу с использованием корабельного радиолокатора “Луч”.
Старт предполагалось производить из вертикального положения со специального стабилизированного стола, снаряд доставлялся на стол при помощи лафета. Из-за малого времени предстартовой подготовки ракет, разогрев ламп приборов управления и разгон гироскопов производился за две минуты, можно было обеспечить большую скорострельность. Ограничения по скорости ветра для Р-101 составляли до 25 м/с. Возможность управления ракетами в полете с корабля позволяла применять их для поражения воздушных и надводных целей. В группу постов управления ракетами Р-101 входили: радиолокатор “Луч” с агрегатами питания и стабилизации; радиовизир (измененный радиолокатор “Луч”) с агрегатами питания и стабилизации; центральный пост со счетно-решающим прибором; радиопередатчик управления; пульты управления; пульты предстартовой подготовки.
Для старта ракеты Р-101, как и Р-1 и Р-2, требовался стабилизированный стартовый стол, и это требовало экспериментальной проверки. В работах обращалось внимание на возможность повреждения мачт, постов и надстроек корабля ракетой в начальный момент ее взлета из-за поступательного движения корабля и ракеты.
17 августа 1951 года Постановлением СМ СССР работы по ракетам типа Р-101 были остановлены, в сентябре 1951 г. работы по ракете были переданы в Минавиапром.

Уровень развития отечественной промышленности не позволил в тот период реализовать этот крайне технически переусложненный проект. Но в начале 1950-х годов необходимые предпосылки для создания морских баллистических ракет и подводных лодок ракетоносцев были созданы.
В последствии с использованием технических решений, отработанных при изготовлении, испытаниях ракеты Р-101 и ее двигателя были в ОКБ-1 НИИ-88 были созданы сухопутная ракета Р-11 (Р-11М) и ее флотский вариант Р-11ФМ для вооружения подводных лодок.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 05.03.2017

Источники:
А.В.Карпенко «Первые работы по размещению ракетного оружия на кораблях ВМФ СССР в 1945-1953 годах». ВТС «Бастион»
Карпенко А.В. «Первые работы по управляемому ракетному оружию ВМФ», конференция «Первые Уткинские чтения», БГТУ «Военмех», 2002 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПЕРВАЯ МОРСКАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-11ФМ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ПРОЕКТ П-2 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 611
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”