РАКЕТНЫЙ ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 57 БИС
MISSILE DESTROYER PROJECT 57 BIS

Согласно решению Министерства Судопроектирования (МСП) и Главкома ВМФ от 26 июля 1955 года, началось проектирование нового корабля с двумя комплексами КСЩ под номером проекта 57 в корпусе корабля проекта 56. 23 января 1956 года Центральным Конструкторским бюро МСП (ЦКБ-53) был представлен технический проект 57 с двумя пусковыми установками СМ-59 и 19 реактивными снарядами КСЩ.
Так как при рассмотрении проекта оказалось, что мореходные качества эсминца проекта 57 невысоки: максимальная скорость уменьшилась и для устойчивости было необходимо принять 250 тонн балласта, было решено кардинально переделать этот проект. Разработка технического проекта под номером 57-бис была завершена к 30 декабря 1956 года.
Назначение: Уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника. Подавление противолодочной обороны противника при обеспечении высадки морских десантов.
Принцип расположения боевых постов, вооружения, машинно-котельной установки, жилых и служебных помещений был практически полностью взят с проекта 56.
Основным отличием от проекта 56 стало наличие в машинно-котельных отделениях герметичных кабин с постами постоянного дистанционного управления. Так же электроэнергетическая система была впервые выполнена на напряжение 380 В, для чего мощность дизель-генераторов была повышена с 200 до 300 кВт.
Благодаря возросшему водоизмещению и изменению местоположения надстроек, условия жизни рядового и старшинского состава были улучшены. Так же, в отличие от проекта 56, где надстройки и перекрытия были выполнены алюминиево—магниевого сплава АМг, на кораблях проекта 57 была использована сталь.
В качестве главного оружия на корабле выступал ракетный комплекс КСЩ с двумя пусковыми установками СМ-59-1А в носовой и кормовой оконечностях. Основная система управления ПУС (на проекте 57-бис использовались ПУС «Тополь») обеспечивала залповую стрельбу обеими пусковыми установками по одной морской или береговой цели, либо раздельную стрельбу по двум различным целям. Интервалы между пусками ракет в залпе составляли 5-15 секунд.
Так же как и в проекте 56, размещение автоматов (четыре счетверённые 57-мм автомата ЗИФ-75 с двумя РЛС управления огнём «Фут-Б»), было по ромбической схеме. В качестве резервной системы управления огнём артиллерии на носовой надстройке устанавливался командно-дальномерный пост СВП-42-50 (без РЛС). Торпедное вооружение проекта 57-бис было усилено за счёт установки трёхтрубных торпедных аппаратов вместо двухтрубных. Реактивно-бомбовое вооружение сохранилось таким же как и на проекте 56-М (две РБУ-2500), олднако сами установки были передвинуты в корму за носовую пусковую установку СМ-59-1А и размещены побортно.
В кормовой части корабля была размещена и оборудована взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-15. Запас топлива позволял совершить до пяти вылетов. Кроме того, для лётного и технического состава имелись соответствующие жилые помещения. Поэтому, корабли проекта 57-бис был первыми отечественными кораблями со штатным вертолётным вооружением.

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1955 г.
Технический проект: 1956 г.
Рабочий проект: 1956 г.
Сдача головного заказа: 1960

Постройка кораблей по пр.57Бис велась на трех заводах:
 з-д им.61 Коммунара, г. Николаев – 3 ед;
 з-д им.А.А. Жданова («Северная верфь»), Ленинград – 4 ед.;
 з-д им.Ленинского Комсомола.,г. Комсомольск на Амуре – 1 ед.
Первым был заложен 16 ноября 1957 г. на ССЗ № 445 в Николаеве «Гневный». «Гневный» вошел в строй 10 января 1960 г.
Помимо ненадежности ракет КСЩ, несовершенства их управления, отмечалась еще низкая скорострельность ракетного комплекса. Мало было ракет в залпе. Система ПВО, состоящая только из 57-мм автоматов, уже не соответствовала совре¬менным требованиям. Нужно было искать новые реше¬ния. ЦКБ-53, по предложению ВМФ, разрабатывало вариант перевооружения кораблей на ракетный комп¬лекс П-35, разработанный Челомеем специально для надводных кораблей. Работы велись в 1960 г., но про¬должения не получили. Корабли несли на вооружении ракеты КСЩ еще целое десятилетие.

Модернизация кораблей (к этому времени практически все они были переклассифицированы в БРК) проекта 57-Б по проекту 57-А проходила в 1960—1970 годы. Причиной к этому послужили крайне низкая эффективность и надёжность ракет КСЩ.

СЕРИЯ

Название Завод (№) Заложен Спуск В строю Флот Выведен из состава
«Гневный» ССЗ им. 61 коммунара (1401) 1957 1958 1960 ЧФ, ТОФ 1988
«Гремящий» ССЗ им. Жданова (771) 1958 1959 1960 СФ 1991
«Упорный» ССЗ им. 61 коммунара (1402) 1958 1959 1960 ТОФ 1993
«Жгучий» ССЗ им. Жданова (772) 1958 1959 1960 СФ 1987
«Гордый» ССЗ им. ЛенКома (90) 1959 1960 1961 ТОФ 1987
«Бойкий» ССЗ им. 61 коммунара (1403) 1959 1959 1961 ЧФ 1988
«Зоркий» ССЗ им. Жданова (773) 1959 1960 1961 БФ 1993
«Дерзкий» ССЗ им. Жданова (774) 1959 1960 1961 СФ 1990
«Храбрый» ССЗ им. ЛенКома (91) 1959 1961 1969 законсервирован.

В 1969 г. переформирован в энергетическое судно «ЭНС-73»
1982

МОДЕРНИЗАЦИЯ (ПРОЕКТ 57А, 1965-1968 ГГ.)
Снято: ракетное оружие КСЩ, две счетверенные 57 мм АУ, 2 РБУ-2500, ГЛС «Геркулес», 2 ТТА -53-57 и вертолет Ка-15. Установлено: ЗРК «Волна», 4 спаренных 30 мм АУ АК-230 с СУ МР-104 («Рысь»), три РБУ-6000, 2 ПТА-53, ГАС «Титан-2» с антенной в носовом бульбовом обтекателе, вертолет Ка-25. РЛС общего обнаружения МР-300 заменена на РЛС МР-310.
В связи с перевооружением назначение корабля полностью изменилось – из ударного эсминца он стал большим противолодочным кораблем, на который возлагалась задача поиска и уничтожения подводных лодок противника в составе поисково-ударной группы и во взаимодействии с противолодочной авиацией, а так же охранение кораблей и транспортов на переходе морем.
Главный конструктор – Королевич В.Г., зам. гл. конструктора – Викторов Л.В., Жуков П.И.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
• Стандартное: 3 500 т
• Полное: 4 200 т
Длина наибольшая: 138,9 м
Ширина наибольшая: 14,8 м
Осадка при полном водоизмещении: 4,2 м
Силовые установки
Главная энергетическая установка: Котлотурбинная суммарной мощностью 72 000 л.с. ГТЗА ТВ8 (2 х 36 000 л. с.), 4 главных котла КВ-76
Электроэнергетическая система: Суммарной мощностью 1 400 кВт. турбогенераторы ТД12 (2 х 400 кВт.), дизельгенераторы ДГ-300/1 (2 х 300 кВт.)
Скорость полного хода: 35,6 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 18 уз
Дальность плавания: 3 330 миль
Автономность по запасам провизии: 10 суток
Комплектация: 260 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное: Ракетный комплекс КСЩ в составе двух ПУ СМ-59-1А (16 ПКР)с системой ПУС «Тополь».
Артиллерийское: 4- 57 мм счетверенных автомата ЗИФ-75 с двумя РЛС управления огнем «Фут-Б».
Торпедное и противолодочное: 2 ТТА -53-57, 2 РБУ-2500.
Радиотехническое: РЛС обнаружения МР-300; ГЛС «Геркулес».
Авиационное: Вертолет Ка-15 без базирования.

Источники: www.severnoe.com, Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — С. 104. — 304 с, armyman.info, cmboat.ru и др.

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 57А НА ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. НОЯБРЬ 1973
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО