БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ СУХОГРУЗНЫЙ ТРАНСПОРТ «ЯУЗА» ПРОЕКТА 550
BIG MARINE TRANSPORT DRY CARGO «YAUZA» PROJECT 550

04.02.2016

Утром 31 января 2016 года на внешнем рейде Севастополя встал большой морской сухогрузный транспорт «Яуза». В 09-00 часов утра транспорт снялся с якоря и направился ко входу в Севастопольскую бухту. Здесь «Яузу» встретили рейдовые буксиры «РБ-136» и «РБ-389», которые провели транспорт в глубину Северной бухты к топливному причалу. К правому борту «Яузы» встал военный танкер «ВТН-73». На следующий день, около 11-30 транспорт покинул Севастополь и направился в Новороссийск, чтобы вновь встать на линию «сирийский экспресс».
Транспорт «Яуза» (проект 550М) относится ко второй серии из 5 единиц типа «Амгуема», построенной на Херсонском ССЗ. Судно с заводским номером 1404 было заложено 12 апреля 1974 года и спущено на воду в сентябре 1974 года. Сдано в эксплуатацию 30 декабря 1974 года. Стандартное водоизмещение – 5118 т, полное – 14165 т. Длина корпуа ледокольного типа – 133,05 м, ширина – 18,81 м, осадка – 8,88 (9,1) м, высота борта – 11,6 м. На дизель-электроходе установлен электродвигатель 2М-7000-110 мощностью 3510 л.с. и четыре дизель-генератора 3Д-100 по 1275 л.с. , обеспечивающие скорость полного хода до 16,4 узла. Дальность плавания 7000 миль (15 узл.), автономность 28 суток. Экипаж 55 человек. Грузоподъемность 6995 т. Четыре грузовых трюма вместимостью 1818, 2785, 3047 и 1656 куб.м. В 1975 г на «Яузе» поднят флаг вспомогательного флота ВМФ СССР. Основным предназначением БМСТ «Яуза» стало обеспечение жизнедеятельности полигона «Новая земля». С 1998 г. « Яуза» подчинена 12-му ГУ Минобороны России и базировалась в г Архангельске. В 2008 году «Яузу» поставили в акваторию СРЗ «Нерпа» (г. Снежногорск) для проведения капитального ремонта и модернизации. В ходе ремонта и модернизации срок службы корабля продлен на 10 лет, с возможностью последующего продления на такой же срок. 25 мая 2015 года подписан приемный акт Государственных испытаний. . В конце сентября 2015 года «Яуза» покинула порт приписки Мурманск, взяв курс в Средиземное море. Здесь транспорт включился в рейсы т.н. «сирийского экспресса»
В.В.Костриченко, ВТС «БАСТИОН», 04.02.2016

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ


БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ СУХОГРУЗНЫЙ ТРАНСПОРТ «ЯУЗА» ПРОЕКТА 550

Первые 10 судов проекта 550 типа «Амгуема» были построены в 1962-1969 г.г.
на ССЗ №199 им. Ленинского Комсомола (СССР, г.Комсомольск-на-Амуре).
В 1970-1975 г.г. на Херсонском ССЗ (СССР, г.Херсон) было построено еще 5 судов
данного проекта типа «Капитан Мышевский» (2-я серия типа «Амгуема»).
Суда работали в составе Дальневосточного и Мурманского морских пароходств ММФ СССР.
Два судна 2-ой серии херсонской постройки были переданы ВМФ СССР (дэ/х «Яуза»)
и Госкомитету по гидрометеорологии и гидрологии СССР (дэ/х «Михаил Сомов»).
Большой морской сухогрузный транспорт (дизель-электроход усиленного ледового класса) «Яуза» проекта 550 (тип «Капитан Мышевский», вторая серия судов типа «Амгуема») был построен на Херсонском судостроительном заводе.
Ледокольно-транспорное судно «Яуза» являлось четвертым во второй серии проекта 550 состоящей из пяти судов, построенных в период с 1970 по 1975 года на Херсонском ССЗ (СССР, город Херсон). Основной задачей корабля являлось обеспечение жизнедеятельности полигона Новая земля. Было заложено 02 апреля 1974 года, спущено на воду в сентябре 1974 года, передан ВМФ СССР 30 декабря 1974 года, флаг вспомогательных судов ВМФ был поднят в феврале 1975 года.
Судно входило в состав Северного флота, а в 1998 году передано в подчинение 12-му ГУ Министерства обороны России.
Основные характеристики ледокольно-транспортного судна проекта 550 типа «Амгуэма», спроектированного ЦКБ «Айсберг»: Водоизмещение 14000 тонн. Длина 133,13 метра, ширина 18,84 метра, высота 11,6 метра, осадка 8,4 метра. Скорость хода 14 узлов. Дальность плавания 10000 миль при 15 узлах. Автономность 30 суток. Экипаж 55 + 12 человек. Питание осуществлялось от четырех дизель-генератора мощностью 1365 кВт каждый. Движитель — 1 винт фиксированного шага.

Транспорт «Яуза» проекта 550 проходил на СРЗ «Нерпа» модернизацию по контракту с Министерством обороны России с мая 2008 года. Проект модернизации 550М был разработан нижегородским ОАО «КБ «Вымпел». В работах также активно было задействовано ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск). В ходе глубокой модернизации на судне была частично перестроена надстройка, достроен жилой блок (что позволяет теперь размещать 90 пассажиров), смонтированы современные системы управления, установлены новые дизель-генераторы, заменена электроэнергетическая установка, полностью обновлены системы безопасности и связи. Перед надстройкой смонтирован мощный грузовой кран грузоподъемностью 60 тонн, а в кормовой части – кран в 9 тонн.
8 октября 2012 года на ОАО «Судоремонтный завод «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область) был спущен на воду по окончании капитального ремонта и модернизации большой морской сухогрузный (а теперь грузопассажирский) транспорт специального назначения «Яуза» проекта 550М, находящийся в подчинении 12-го Главного управления Министерства обороны России. Основной задачей судна является обеспечение деятельности полигона на Новой Земле, с базированием на Архангельск.
Транспорт был спущен на воду из заводского плавучего дока «Паллада», куда он был выведен из эллинга СРЗ «Нерпа» 20 июня 2012 года. Сообщается, что первоначально по контракту стоимость работ составляла 1,75 млрд. рублей, однако фактически стоимость модернизации «Яузы» уже обошлась более чем в 3,5 млрд. рублей, а итоговая сумма достигнет 4 млрд. рублей. После спуска на воду 8 октября и выполнения достроечных работ судну предстоит пройти швартовые и государственные испытания.
В ходе ремонта и модернизации срок службы корабля продлен на 10 лет, с возможностью последующего продления на такой же срок.
В первых числах января 2013 года начались заводские швартовые испытания. 09 июня 2014 года вышел на ходовые испытания, которые продолжались неделю. После завершения испытаний вернулся к причалу Снежногорского судоремонтного завода. В море специалисты проверили ходовые качества корабля, средства навигации и связи, взаимодействие различных систем и механизмов.

В первых числах апреля 2015 года была успешно завершена ходовая часть государственных испытаний корабля. Судно поставлено на ревизию механизмов и технических средств. После окончания ревизии планируется контрольный выход и подписание приемного акта. 25 мая 2015 года был подписан Приемный акт Государственных испытаний. В конце сентября покинуло порт приписки Мурманск и взяло курс в Средиземное море. 30 ноября при прохождении пролива Дарданеллы в северном направлении, из Средиземного моря в Черное море, встретился с подводной лодкой ВМС Турции, следовавшей в южном направлении.
30 января 2016 года прошел Босфорский пролив и вошел в акваторию Черного моря, а 31 января прибыл в Севастополь.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА 550

Тип судна: дизельэлектроход, ледокольно-транспортное (сухогруз).
Валовая вместимость: 7457-8108 рег.т
Дедвейт: 6340-9573 т
Длина: 133,0 м
Ширина: 18,8 м
Высота борта: 11,6 м
Осадка: 9,1 м
Количество ГД: 4
Марка ГД: «10ДН 20,7/25,4″
Суммарная мощность ГД: 7200 л.с. (5300 кВт)
Скорость: 14,9/16,4 уз.
Экипаж: 55 + 12 чел.

4 грузовых трюма вместимостью 1818, 2785, 3047 и 1656 куб.м
8 грузовых стрел грузоподъемностью 6 х 5,0 т и 2 х 10,0 т

Источники: bmpd.livejournal.com, www.korabli.eu, fleetphoto.ru и др.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАНСПОРТА «ЯУЗА» ИЗ СИРИИ. ЯНВАРЬ 2016
АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
КБ «ВЫМПЕЛ»