ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ТИПА «ЭЛЬБРУС» ПРОЕКТА 537 «ОСЬМИНОГ»
SEARCH AND RESCUE VESSEL TYPE «ELBRUS» PROJECT 537 «OSMINOG»

02.02.2016
ДАЛЬЗАВОДЦЫ ПОДГОТОВИЛИ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «АЛАГЕЗ» ДЛЯ ПРИЕМА НОВОГО ГЛУБОКОВОДНОГО БАТИСКАФА «БЕСТЕР -1»

В ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), завершена операция по перегрузке современного глубоководного батискафа «Бестер -1» на борт спасательного судна «Алагез». Спасатель находится у пирса предприятия, где проходит его плановый ремонт и сервисное обслуживание.
Для выполнения операции сотрудники судоремонтного предприятия выполнили комплекс работ по оборудованию верхней палубы и технического ангара спасательного судна под размещение нового глубоководного аппарата.

– Заводчане по заказу флота оперативно реконструировали технологическую платформу, на которой размещается батискаф на борту спасательного судна. – пояснил ВРИО начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФ капитан 1 ранга Алексей Худяков. – Новый глубоководный аппарат значительно расширяет возможности спасателей. Он погружается на глубину 790 метров, значительно маневреннее и способен оказывать помощь подводным лодкам на грунте лежащим под углом до 60 градусов.
– Наше предприятие работает в тесном контакте с техническим управлением ТОФ в интересах восстановления технической готовности боевых кораблей и судов флота. – рассказал исполнительный директор «Центра судоремонта «Дальзавод» Игорь Евдокимов. – Это в полной мере относится и к комплексу работ, который выполняется по ремонту и сервисному обслуживанию спасательного судна «Алагез».
Напомним, что «Центр судоремонта «Дальзавод» является единственным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае. Ежегодно предприятие выполняет ремонт и обслуживание более 150 единиц флота.
Центр судоремонта «Дальзавод»

СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ (СГА) ПРОЕКТА 18271 «БЕСТЕР-1″

18.04.2016
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru) появилось извещение о проведении электронного аукциона от 15.04.2016 №0173100004516000599. Им предполагается выполнение работ по модернизации и текущему ремонту средств поиска и спасания подводных лодок – спасательного судна «Алагез» (проект 537) для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Начальная (максимальная) цена договора – 23 млн 674 тыс. 837,43 руб. Срок подачи заявок истекает 5 мая 2016 года.
ВТС «БАСТИОН»

30.03.2018

Экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота «Алагез» отработал оказание помощи аварийной подлодке, лежащей на грунте.
В рамках отработки элементов курсовой задачи К-2 экипаж спасательного судна (СС) Тихоокеанского флота «Алагез» в акватории Авачинского залива провёл учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, в ходе которого была проверена готовность личного состава и техники спасателей к выполнению задач по предназначению.
Для решения задач был задействован глубоководный спасательный аппарат АС-30. В ходе учения в морском полигоне аппарат был спущен на воду с судна-носителя и выполнил поиск стенд-макета подводной лодки, лежащего на глубине более 80 метров. Экипаж глубоководного аппарата произвел осмотр и очистку комингс-площадки «аварийной подлодки», а затем осуществил подход к ней, закрепился на комингс-площадке и провел тренировку по выводу экипажа ПЛ.
В период проведения учения АС-30 осуществил пять стыковок со стенд-макетом подлодки. Объективный контроль за точностью работы глубоководников осуществлялся с использованием телеуправляемого подводного аппарата «Тайгер».
Отдел информационного обеспечения Приморского региона (г. Владивосток)

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ


ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ТИПА «ЭЛЬБРУС» ПРОЕКТА 537 «ОСЬМИНОГ»

Проектирование океанского спасателя пр.537 (шифр проекта «Осьминог») было начато в 1962 г. Западным ПКБ, главный конструктор – М.К.Горшков, наблюдающий от флота – В.М.Сухоруких.
Эскизный проект спасательного судна проекта 537 «Осьминог» был разработан Западным проектно-конструкторским бюро, под руководством М.К.Горшкова. Но в процессе согласования с ведомствами различных инстанций в него было внесено много дополнений и изменений.
Всего по данному проекту было построено два судна. Изначально предполагалось построить четыре спасательных судна такого проекта, по одному на каждый флот. Но жизнь внесла свои коррективы. Головным являлся поисково-спасательный корабль «Эльбрус», который был введен в эксплуатацию 28 декабря 1980 года. 18 января 1981 года на “Эльбрусе” был поднят Военно-Морской флаг, и недостроенный спасатель оказался в составе Черноморского флота.

С февраля и до конца 1981 г. “Эльбрус” провел в Черном море, продолжая испытания всевозможных систем и комплексов, предназначенных для поиска и спасения затонувших подводных лодок, самолетов и вертолетов, космических кораблей и оказания помощи надводным кораблям в борьбе с пожарами и за непотопляемость.
Комплексные испытания судна на способность вести эффективные работы по спасению экипажей затонувших подводных лодок проходили в середине августа 1981 г. на глубоководном полигоне под Ялтой. Учения предполагали вывод нескольких групп подводников из “затонувшей” подводной лодки. Подводная лодка 641 проекта легла на грунт, на глубине 120 метров. “Эльбрус”, используя гидроакустический комплекс, в течение часа обнаружил её и установил звукоподводную связь. Учения прошли на удивление “чисто”, без обычных для такой сложной спасательной работы сбоев и получили высокую оценку руководителя учения начальника АСС ЧФ А. Жбанова. На учении присутствовали Главный конструктор М. Горшков, начальник Вспомогательного флота СФ контр-адмирал А. Киселев и “сдаточная команда” завода.
22 апреля 1984 г. СС “Эльбрус”, под командованием Владимира Курочкина, вышел из Севастополя на свою первую боевую службу в Средиземное море. Даже в это время на борту находились группа от завода строителя и предприятий контрагентов.
В этот период судну были приданы три подводных аппарата – АС-5 (СПС – командир капитан-лейтенант Анатолий Котигороховский), АС-17 (АРС – командир капитан-лейтенант Борис Зыков) и АС-8 (“Поиск-2″ – командир капитан-лейтенант Михаил Севрюгин).
В течение 1985-86 годов подводные аппараты АС-1, АС-4, АС-11, АС-17, АС-32 работали с борта СС “Эльбрус” весьма интенсивно. Аппараты обследовали места якорных стоянок кораблей, проверяли исправность “донных акустических баз ” на кромке шельфа вдоль границ Советского Союза. Осматривали кабельные линии связи, проложенные по грунту Черного моря, подводные стартовые позиции ракет, искали утерянные торпеды в различных районах моря.

31 марта 1987 года во время учебного полета упал и затонул в море самолет СУ-15. “Эльбрус”, используя свои поисковые средства и подводные аппараты АС-1, АС-11 и АС-32 вел поиск самолета в течение семи суток. Поиск проходил на глубинах 400-500 метров. Нашел самолет Илькам Файззулин на АС-32 с помощью станции МГА-8. Отдельные части СУ-15 и останки летчика были подняты автономными аппаратами на поверхность.
22 июля 1994 года спасательными буксирными судами СБ-524, СБ-15 в обеспечении 167 аварийно-спасательной партии, СС “Эльбрус” был переведен в Севастополь и поставлен на причал “Угольная” на последнюю стоянку. 2 декабря 1997 года экипаж “Эльбруса” был расформирован. На борту для поддержания живучести судна были оставлены полтора десятка матросов, мичманов и офицеров. 22 мая на металлом были сданы находящиеся в строю и эксплуатации подводные аппараты АС-4, АС-6, АС-8, АС-11 базирующиеся на Эльбрус.
Окончательный приговор “Эльбрусу прозвучала 10 июня 1997 года в виде приказа министра обороны № 288: “…СС “Эльбрус” вывести из состава действующего флота и пустить на слом…!”
Спасательное судно «Алагез» было заложено 29 ноября 1979 года под строительным номером 1912. Спущено на воду 28 июля 1984 года. Введено в строй 28 января 1989 года. Первоначально судно вошло в состав Черноморского флота, а с 20 сентября 1993 года вошло в состав Тихоокеанского флота и является флагманом тихоокеанского спасательного флота.
На судне предусмотрено одновременное размещение необитаемого дистанционно управляемого и четырех обитаемых подводных аппаратов. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.
Огромный ангар размером 50х30х15 метров строился для шести подводных аппаратов: одного исследовательского “Поиск-2″ с глубиной погружения 2000 метров, двух спасательных, двух рабочих с рабочими глубинами погружения до 500 метров и одного устройства для подъема затонувших торпед и мин.
Главное спускоподъемное устройство (ГСПУ) должно было спускать на воду эти аппараты при состоянии моря до 6 баллов. Командиром группы главного спускоподъемного устройства был Сергей Крыльцов. В группе было 6 электриков, 6 мотористов и старшина команды – Александр Цуркан. ГСПУ – уникальное сооружение, мы, управляя его работой, сами восхищались с каким изяществом оно в автоматическом режиме, спускало и поднимало сорока и шестидесяти тонные аппараты в штормовом море. Автоматическая остропка и отдача аппарата не требовала его экипажу выходить из аппарата, ныряющего в штормовых шестибальных волнах”.


Автономный рабочий снаряд АС-4

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеет вертолетную площадку и ангар для базирования вертолётов.


Морской телевизионный комплекс МТК-200

Основные средства спасательных судов пр.537 – это спасательные, рабочие и поисковые дводные аппараты различных типов (»Поиск-2″ пр.1832 – 1, «Приз» пр.1855 – 2, АРС пр.1839 – 1, подводный самоходный телеуправляемый комплекс МТК-200 – 1). Спасательные аппараты
могли работать на глубинах около 500 метров, специальный поисково-обследовательский ап-
парат (СПОА) «Поиск-2″ для выполнения подводных работ на глубинах около 2 000 м. Для обследования объектов имелся телевизионный комплекс МТК-200. Кроме того, комплекс водолазного оборудования позволял работать водолазам на глубинах около 200 м.
Подводные аппараты размещались в специальном вентилируемом эллинге, оборудованном средствами перемещения на спуско-подъемную позицию левого или правого борта в условиях качки, средствами погрузки, выгрузки и транспортировки аккумуляторных батарей в помещение для зарядки.
Подводные аппараты могут быть спущены и подняты с воды на борт при волнении моря до 5 баллов специальным ГСПУ грузоподъемностью 100 т с правого или левого борта. Спасательные аппараты могут быть состыкованы с приемно-выходными отсеками декомпрессионых камер правого или левого борта судна.
Из штатных спасательных средств имелась буксируемая лебедка тягой 60/30 тс и битинг с тяговым усилием 400 тс. Водоотливные средства имели суммарную производительность до 4 000 мЗ/час. Важным элементом спасательных средств стал поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на корабле была оборудована площадка и ангар.
На Тихоокеанский флот «Алагез» прибыл в 1990 году и с тех пор привлекался ко всем поисково-спасательным операциям на Дальнем Востоке.
В 2005 году судно «Алагез» привлекалось к операции по спасению батискафа «АС-28», затонувшего у Камчатки. На судне вскоре после этого установили глубоководные аппараты «Tiger» («Тайгер») британского производства. В 2014 году судно приняло участие в межвидовом крупномасштабном учении по спасению космического спускаемого аппарата, аварийно приводнившегося в зоне ответственности спасательных сил ТОФ в Тихом океане.

Комплексный поисково-спасательный корабль «Алагез», аналогов которому в ВМФ России больше нет, готов к эксплуатации после завершения текущего ремонта на базе центра судостроения «Дальзавод», сообщила пресс-служба Восточного военного округа.
Спасатель имеет несколько специальных обитаемых и дистанционно управляемых с борта аппаратов. На корабле размещен современный комплекс для работы водолазов-глубоководников под водой, оборудована система динамического позиционирования над затонувшим объектом.
Экипаж корабля хорошо подготовлен и на учениях при помощи телеуправляемых подводных аппаратов «Пантера» и «Тайгер» не раз выполнял сложнейшие задачи, включая резку, распил и перекусывание канатов, освобождение запутанных объектов и поднятие их на поверхность. Рукой-манипулятором подводного робота можно выполнять и филигранную работу, к примеру – поднимать предметы величиной всего 2-3 см.
Но основные задачи высокотехнологичной аппаратуры корабля гораздо серьезнее – это спасение.
Водолазы, облаченные в специальные нормобарические жесткие скафандры, конструктивно напоминающие небольшой батискаф, способны погружаться и проводить работы на глубине до 370 м в течение 48 ч.
На корабле размещено несколько быстроходных катеров, а также ангар и площадка для приема поисково-спасательного вертолета Ка-27.
В минувшем году уникальное судно приняло участие в межвидовом крупномасштабном учении по спасению космического спускаемого аппарата, аварийно приводнившегося в зоне ответственности спасательных сил ТОФ в Тихом океане, говорится в сообщении

СЕРИЯ
Эльбрус зав. №1911 Заложен 20.04.1974 Спущен на воду 21.08.1976 Вступил в строй 28.12.1980
Алагез зав. №1912 Заложен 29.11.1979 Спущен на воду 28.07.1984 Вступил в строй 28.01.1989

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное 12390
- полное 14300
Длина, м 173,8
Ширина, м 25,1
Осадка, м 7,5
Главная энергетическая установка: дизель-электрическая, общей мощность 25000 л.с., 2 вала
• 2х12650 л.с., электродвигателя ПГ-158,
• 2 носовых подруливающих устройства,
• 2 кормовые выдвижные ВРК,
• 4 ДГ по 5500 кВт,
• 4 ДГ по 800 кВт,
• 2 ДГ по 100 кВт,
• 1 ДГ 25 кВт.
Скорость полного хода, узл. 20,4
Дальность плавания, миль 15000 (10 узл.), 5000 миль (20 узл.)
Автономность, суток 60
Экипаж, чел. 312- 315 (в тч 62 офицера, 80 мичманов)
Дополнительных мест 106

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
2 СПС пр.1837 или АГА пр.1855,
1 АРС пр.1839,
1 АГА пр.1832
2 водолазных комплекса – 200 м, 1 морской телевизионный комплекс МТК-200 – 200 м, 5 лафетных стволов по 500 м3/ч, водоотливные средства 4000 м3/ч.

ВООРУЖЕНИЕ

4х6 30 мм АК-630 – 2 СУ МР-123 «Вымпел-А».
РТВ: РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», 3 НРЛС «Дон», ГАС «Гамма», МГА-6 «Кашалот».
На судне размещено несколько быстроходных катеров,
Ангар и площадка для приёма поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС

Источники: Пресс-службы Восточного военного округа, www.korabli.eu, www.russian-ships.info, flot.sevastopol.info, Легенды и факты из жизни «Эльбруса» (http://www.caipv.ru) и др.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ (СГА) ПРОЕКТА 18271 «БЕСТЕР-1″