СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 50
НА ПАРАДАХ В ЛЕНИНГРАДЕ
PATROL SHIPS OF THE PROJECT 50
PARADES IN LENINGRAD

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 50 НА ПАРАДАХ В ЛЕНИНГРАДЕ 1973-1977 ГГ.

Фотографии из архива А.В.Карпенко

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 50 ТИПА «ГОРНОСТАЙ». ДЕНЬ ВМФ В ЛЕНИНГРАДЕ 1987 ГОДА. ФОТОРЕПОРТАЖ, НЕВА.

Фотографии А.В.Карпенко.


7 ноября в Советском Союзе отмечался День Великой Октябрьской революции 1917 года. В этот день обычно в Ленинграде проводился Военно-морской парад. Корабли Балтийского флота вставали в парадную линию на реке Нева. Обычно, между мостом Лейтенанта Шмидта и Дворцовым мостом, между Дворцовым мостом и Кировским мостом. Иногда, корабли выставляли и за Кировским мостом.
В Военно-морском параде в ноябре 1987 года в парадном строю были установлены большой противолодочный корабль (БПК) «Славный» (борт. №480) проекта 61МП, сторожевые корабли (СКР) «Сильный» (борт. №753) и «Свирепый»(борт. №725) проекта 1135 (до 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли (БПК), МРК (борт. №570) проекта 12341, СКР (борт. №500) проекта 50 и учебный корабль «Смольный» (борт. №230).

СКР-68 (зав. № 167). .1.3.1956 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.5.1956 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 27.10.1956, вступил в строй 23.3.1957 и 2.4.1957 включен в состав КБФ. 30.11.1960 выведен из боевого состава, законсервирован и сначала в Таллине и 18.6.1968 в Лиепае поставлен на отстой, но 1.10.1972 расконсервирован и вновь введен в строй. 22.5.1972 перечислен в состав ЛенВМБ. В период с 28.11.1977 по 1.2.1980 и с 30.1.1985 по 6.8.1987 на КМОЛЗ в Кронштадте проходил капитальный ремонт. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.11.1989 расформирован и позже разделан на металл в Ленинграде.
После Великой Отечественной войны отечественному ВМФ для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев требовались корабли небольшого водоизмещения. По личному указанию И.В. Сталина началась разработка тактико-технического задания (TT3) на новый СКР полным водоизмещением 1200 т.
Совет Министров ССР постановлением от 20 июля 1950 г. утвердил это ТТЗ и обязал Министерство судостроительной промышленности и Военно-морское министерство закончить разработку эскизного проекта в сентябре п представить его на утверждение в СМ СССР в октябре 1950 г. Технический проект СМ СССР утвердил своим постановлением 31 августа 1951 г.
Главным конструктором СКР пр.50 на начальном этапе проектирования был Д.Д. Жуковский, затем (в СКБ-194) – В.И. Неганов, а с конца 1953 г. – Б. И. Купенский. Наблюдающим от ВМС назначили сотрудника 1 ЦНИИ МО капитана 1 ранга В.С. Авдеева.
Корабли пр.50 были гладкопалубными с значительной седловатостью в носу, однотрубными, с одной треногой мачтой и двумя надстройками. Носовые образования корпуса по ватерлинии отличались значительным заострением, а шпангоуты выполнены с развалом у верхней палубы. Корабль делился на 12 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Ко всем боевым постам и помещениям, за исключением бомбового погреба №6, мичманскою отсека и румпельного отделения, был обеспечен доступ без выхода личного состава на верхнюю палубу.
Рядовой и старшинский состав срочной службы (147 чел.) размещался в пяти носовых и одном кормовом кубриках, 15 запасных мест предусматривалось на подвесных койках. Десять офицеров размещались в 7 каютах. В офицерских каютах имелось 4 запасных места для размещения флагманских специалистов. Для 10 мичманов оборудовали 3 каюты и свою кают-компанию.
В качестве основного материала корпуса применили высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4 и броневую марки 48ПМ. Набирался он по продольной системе, с установкой рамных шпангоутов, флоров и бимсов через 2-3 шпации (1000-1500 мм). Противоосколочной броней (толщина 7-8 мм) были защищены котельное и машинное отделения в районе 79,5—117,5 шп. по ширстреку и двум последующим поясам нарушений обшивки, ходовая рубка, обвесы ходового мостика и шиты артиллерийских установок. Весь корпус был электросварной за исключением соединения ширстрека с палубным стрингером и съемных листов. По результатам ходовых испытаний общая и местная прочность корпуса СКР пр 50 были признаны удовлетворительными. Вибрация кормовой оконечности на всех ходах соответствовала нормам.
Машинно-котельная установка располагалась в трех смежных по длине корабля отсеках. В котельном отделении стояли два котла КВГ-57/28, а в машинном два турбозубчатых агрегата ТВ-9 побортно и в третьем отсеке вспомогательных механизмов – кормовая электростанция (два турбогенератора 7Д-7/1 по 150 кВт, стояночный дизель-генератор ДГ 25/1-1 (25 кВт), вспомогательный котел и испарительная установка), там же располагалась и мастерская. Резервный дизель-генератор ДГ-100/1 (100 кВт) размещался в носовой электростанции. На корабле применялся трехфазный ток (220 В, 50 Гц).
Каждый турбозубчатый агрегат ТВ-9 состоял из однокорпуспой турбины переднего хода, активно-реактивного типа с расположенными в ней ступенями заднего хода, одпопроточного конденсатора (расположенного под турбиной идодь её оси), двухступенчатой двухопорпой зубчатой передачи и маневрового устройства. Агрегат ТВ-9 имел возможность пуска турбины из холодного состояния.
В ходе проведения госиспытаний серийных кораблей в турбинах периодически возникали поломки рабочих лопаток. Специальная комиссия под председательством профессора М. И. Гринберга видела причину этого в возникавших резонансных колебаниях лопаток на полных ходах (переднем и заднем). Дело в том, что завод-изготовитель и его СКБТ приняли повышенные (против ранее принимаемых в морском турбостроении) допускаемые напряжения, но не смогли обеспечить конструктивно и технологически качественное изготовление турбин. В апреле и сентябре 1954 г. специальным постановлением СМ СССР были определены меры, направленные на устранение дефектов турбозубчатого агрегата ТВ-9, и введено временное ограничение максимальной скорости хода до 25 уз. действовавшее до 1955 г. Однако и в дальнейшем имели место неисправности на этих ГТЗА.
Наведение артустановок Б-34-УСМА осуществлялось автоматически, при помощи дистанционного управления и вручную. Дальность стрельбы по горизонту составляла 121,0 кб, досягаемость по высоте 15000 м. Начальная скорость снаряда достигала 900 м/с, л скорострельность – 15 выстр./мин и боезапас на ствол 220 выстр. (20 в кранцах первых выстрелов).
Для управления их стрельбой использовалась система ПУС «Сфера-50″ с системой дистанционного управления СССП-50, стабилизированным визирным постом СВП-42-50, с силовой наводкой АСП-50, системой гиростабилизации «Компонент». Пост СВП-42-50, совмещенный с антенным постом РЛС «Якорь», располагался на крыше штурманской рубки на высоте 14,5 м от ватерлинии. Дальность действия оптического дальномера по морской цели достигала 126 кб. Дальность действия РЛС «Якорь» по морской цели – 180 кб, а по воздушной до 165 кб. Результаты испытаний показали, что СВП-42-50 надежно обеспечивал наведение орудий по морским и воздушным целям. Однако быстрый поиск и захват воздушной цели схема целеуказания по длительности работного времени ПУС (34-40 с) не обеспечивала.
Новым в радиотехническом вооружении корабля по было принятие в качестве РЛС обнаружения надводных целей РЛС типа «Линь», которая могла обнаруживать низколетящие самолеты и гидроакустической станции (ГАС) «Пегас-2″. При скорости хода около 20 уз она могла обнаруживать ПЛ. находившуюся па перископной глубине на дальности 14 кб. а якорные мины и минные поля – 7 кб (по техническим условиям – 3 кб).
Строительство кораблей пр.50 шло довольно быстро и к 1958 г. на трех заводах было построено 68 единиц, из них ССЗ в Николаеве построил 20 единиц, служивших на ЧФ. Таким образом, в отечественном флоте впервые была построена такая крупная серия сторожевых кораблей.
В процессе постройки или при модернизации на многих кораблях менялось вооружение. Так, РЛС «Гюйс-1М4″ заменили на РЛС «Фут-Н», РЛС «Якорь» – на РЛС «Якорь-М», РЛС «Линь» – на РЛС «Нептун-М», ГАС «Пегас-2″ – на «Пегас-ЗМ». На кораблях пр. 50. модернизированных по варианту ПЛО, вместо снятых бомбометов были установлены две РБУ-2500 с общим боекомплектом 128 РГБ-25. В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие нагрузки масс. Для поддержания остойчивости на заданном уровне на кораблях последних модификаций и на модернизируемых пришлось размещать твердый балласт.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение:
• наибольшее 1337 т
• полное 1182 т
• нормальное 1116 т
• стандартное 1050 г
Длина 90,9 м
Ширина 10,2 м
Осадка 2,9 м
Мощность ПТУ 2×10015 л.с.
Скорость полного хода 29 уз.
Экономическая 15,1 уз.
Дальность плавания 2200 миль
Экипаж 168 чел.

ВООРУЖЕНИЕ:
3 100-мм АУБ-34УСМ-А
2×2 37-мм АУВ-11М,
1×2 533-мм ТА,
1×6 РБУ-200 и 4×1 БМБ-1,
принимал до 26 якорных мин

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ГОРНОСТАЙ» ПРОЕКТА 50
ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД, ЛЕНИНГРАД, 7 НОЯБРЯ 1987 Г. ЧАСТЬ 1
ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД, ЛЕНИНГРАД, 7 НОЯБРЯ 1987 Г. ЧАСТЬ 2
СТОРОЖЕВЫЕ, АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КОРАБЛИ И КОРВЕТЫ
МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ, АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ И ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ, ПОГРАНИЧНЫЕ КОРАБЛИ И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА (ФОТОГРАФИИ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ (ФОТОГРАФИИ)
КОРАБЛИ И ВОЕННО-МОРСКАЯ ТЕХНИКА (ФОТОГРАФИИ)
ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ В ЛЕНИНГРАДЕ
ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ, ДЕНЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА(ВМФ)