СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ГОРНОСТАЙ» ПРОЕКТА 50
PATROL SHIPS OF THE TYPE «GORNOSTAI» PROJECT 50

После Великой Отечественной войны отечественному ВМФ для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев требовались корабли небольшого водоизмещения. По личному указанию И.В. Сталина началась разработка тактико-технического задания (TT3) на новый СКР полным водоизмещением 1200 т. После выпуска первого сторожевика проекта 42 Совет Министров СССР обязал Министерство судостроительной промышленности и Военно-морское Министерство взять под свой контроль разработку сторожевого корабля проекта 50.
Совет Министров ССР постановлением от 20 июля 1950 г. утвердил это ТТЗ и обязал Министерство судостроительной промышленности и Военно-морское министерство закончить разработку эскизного проекта в сентябре п представить его на утверждение в СМ СССР в октябре 1950 г. Технический проект СМ СССР утвердил своим постановлением 31 августа 1951 г.
Главным конструктором СКР пр.50 на начальном этапе проектирования был Д.Д. Жуковский, затем (в СКБ-194) – В.И. Неганов, а с конца 1953 г. – Б. И. Купенский. Наблюдающим от ВМС назначили сотрудника 1 ЦНИИ МО капитана 1 ранга В.С. Авдеева.
Пришли на замену сторожевикам проекта 42. Разрабатывался в двух модификациях: модификации 50 и модификации 50-ПЛО (с усиленным противолодочным вооружением).
Строительство кораблей пр.50 шло довольно быстро и к 1958 г. на трех заводах было построено 68 единиц.
Строились корабли на заводе №445 в г. Николаеве(20), на заводе №820 в г. Калининграде(41) и на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре(7). Таким образом, в отечественном флоте впервые была построена такая крупная серия сторожевых кораблей.
В процессе постройки или модернизации на многих кораблях менялось радиолокационное вооружение, а на кораблях, модернизированных по варианту ПЛО, вместо снятых бомбометов были установлены две реактивные установки РБУ-2500. В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие нагрузки масс. Аля поддержания остойчивости на заданном уровне на кораблях последних модификаций и на модернизируемых пришлось размешать твердый балласт.
СКР проекта 50 (типа «Горностай») стали в отечественном ВМФ надводными кораблями второго (после ЭМ проекта 30бис) типа, которые поставлялись в дружественные страны: Болгарию, Финляндию, Индонезию, ГДР.
17 кораблей из состава ВМФ СССР были проданы следующим странам: Болгарии – СКР-67 в 1957 (переименован в «Дързки»); СКР-53 в 1958 («Смели»); «Кобчик» в 1985 («Бодри»); Индонезии – «Пума», «Сарыч», «Корсак» и «Гризон» в 1963 («Slamet Rijari», «Jons Sudarso», «Ngurah Rai» и «Mongin Sidi»); «Пеликан» в 1964 («Nuku»); «Зубр», «Бизон» и «Аист» в 1965 («Hang Tuan», «Kaki Ali» и «Lambung Mangkurat»); ГДР – «Олень» в 1956 («Ernst Thalmann»); «Тур» в 1957 («Karl Liebknecht»); «Соболь» и «Енот» в 1959 («Karl Marx» и «Friedrich Engels»); Финляндии – СКР-69 и «Филин» в 1964 (переименованы в «Hameenmaa» и «Uusimaa»). Помимо этого, в Китае по советской лицензии были построены ещё 5 СКР, переоборудованные китайцами в фрегаты УРО. Последние корабли этой серии были списаны в 1990-91 годах. Эти суда выполняли боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии во время войн с Израилем.

СЕРИЯ
Наименование Заводской Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
Николаев, ССЗ №445 им.61 коммунара – 20 единиц
Горностай №1120 20.12.1951 30.06.1952 30.06.1954
Пантера №1121 21.02.1952 20.08.1952 21.05.1954 с 7.07.1977 – Советский Туркменистан
Рысь №1122 22.04.1952 31.12.1952 21.05.1954
Ягуар №1123 23.07.1952 14.02.1953 24.04.1954 с 25.10.1968 – Комсомолец Грузии, с 31.08.1977 – ОС-188
Сарыч №1124 24.09.1952 31.03.1953 31.08.1954
Пума №1125 25.11.1952 29.04.1953 31.08.1954
Волк №1126 26.02.1953 23.07.1953 31.10.1954
Куница №1127 27.05.1953 30.11.1953 23.12.1954
Корсак №1128 1.08.1953 29.04.1954 30.12.1954
Норка №1129 12.01.1954 29.04.1954 30.04.1955
Ворон №1130 12.03.1954 11.11.1954 18.06.1955
Гризон №1131 15.04.1954 29.11.1954 30.06.1955
СКР-51 №1132 25.06.1954 26.02.1955 28.09.1955
СКР-52 №1133 1.09.1954 15.04.1955 26.11.1955 с 8.08.1961 – Туман
СКР-53 №1134 20.11.1954 15.04.1955 31.12.1955
СКР-57 №1135 23.12.1954 21.07.1955 28.02.1956
СКР-58 №1136 15.03.1955 21.07.1955 7.05.1956
СКР-63 №1137 5.05.1955 28.10.1955 30.05.1956 с 11.11.1987 – СМ-141
СКР-66 №1138 10.02.1956 30.05.1956 29.09.1956
СКР-67 №1139 1.03.1956 10.07.1956 22.12.1956
Калининград, ССЗ №820 – 41+2 единицы
Леопард №108 21.12.1952 30.04.1953 30.04.1954
Барс №109 25.04.1952 25.07.1953 30.06.1954
Росомаха №110 19.06.1952 16.08.1953 30.04.1954
Соболь №111 27.09.1952 5.11.1953 13.10.1954
Барсук №112 2.12.1952 27.02.1954 15.09.1954
Кугуар №113 27.03.1953 31.12.1953 31.08.1954
Енот №114 17.10.1953 9.04.1954 30.10.1954
Филин №115 27.08.1953 6.06.1954 9.12.1954
Лунь №116 20.10.1953 5.08.1954 27.12.1954
Кобчик №117 26.12.1953 2.11.1954 31.05.1955
Тур №118 24.03.1954 16.12.1954 31.05.1955
Лось №119 26.05.1954 29.03.1955 31.07.1955
Олень №120 2.08.1954 29.04.1955 27.08.1955
СКР-50 №194 12.10.1954 16.08.1955 3.01.1956
СКР-54 №131 20.12.1954 31.08.1955 31.12.1955
СКР-55 №160 18.02.1955 30.09.1955 31.12.1955
СКР-56 №173 16.04.1955 6.01.1956 21.05.1956 с 15.12.1977 – Советский Азербайджан
СКР-59 №147 21.06.1955 2.02.1956 25.05.1956
СКР-60 №149 8.12.1955 13.04.1956 29.06.1956
СКР-61 №151 17.10.1955 24.05.1956 23.08.1956
СКР-62 №155 21.12.1955 27.06.1956 25.09.1956 с 27.10.1969 – Иркутский комсомолец
СКР-64 №156 8.02.1956 1.08.1956 31.10.1956 с 12.10.1962 – Комсомолец Литвы
СКР-65 №161 28.03.1956 4.09.1956 27.12.1956
СКР-68 №167 17.05.1956 27.10.1956 23.03.1957
СКР-69 №125 29.07.1956 28.12.1956 30.05.1957
СКР-70 №126 13.08.1956 19.02.1957 20.06.1957
СКР-71 №127 21.09.1956 3.04.1957 13.07.1957
СКР-72 №128 26.01.1957 16.05.1957 26.09.1957 с 20.04.1992 – ОТ-28
СКР-73 №129 24.12.1956 21.06.1957 30.09.1957
СКР-74 №130 4.02.1957 27.07.1957 26.11.1957
СКР-75 №132 14.03.1957 3.09.1957 30.12.1957
СКР-76 №133 29.04.1957 16.12.1957 15.06.1958 с 25.10.1968 – Архангельский комсомолец
СКР-77 №134 17.06.1957 20.01.1958 29.06.1958 с 19.04.1979 – Советский Дагестан
СКР-80 №136 17.09.1957 13.03.1958 31.07.1958
СКР-81 №138 17.10.1957 15.04.1958 31.08.1958
СКР-10 №139 27.11.1957 30.05.1958 21.10.1958
СКР-4 №140 22.01.1958 30.07.1958 13.12.1958
СКР-5 №141 24.12.1957 1.09.1958 31.12.1958
СКР-8 №142 24.04.1958 18.10.1958 31.12.1958
СКР-14 №143 29.05.1958 9.01.1959 09.1959
СКР-15 №144 10.07.1958 27.02.1959 1.10.1959
- - - - - достроен для Китая в Шанхае «Чудун»
- - - - - достроен для Китая в Шанхае «Чудун»
Комсомольск-на-Амуре, ССЗ №199 – 7 единиц
Зубр №41 29.08.1952 9.07.1953 31.05.1954
Бизон №42 4.10.1952 9.07.1953 30.06.1954
Аист №43 25.12.1952 25.08.1953 27.08.1954
Гиена №44 5.03.1953 18.05.1954 25.10.1954 с 18.02.1953 – Ласка
Пеликан №45 1.08.1953 18.04.1954 30.11.1954
Пингвин №46 10.09.1953 13.08.1954 31.12.1954
Гепард №47 21.12.1953 13.08.1954 31.12.1954

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение,т
 стандартное 1160 – 1186
 полное 1416
Размерения, м
 длина наибольшая / по КВЛ 91,6 / 86,0
 ширина наибольшая / по КВЛ 10,5 / 9,6
 осадка средняя 2,87
Главная энергетическая установка: котлотурбинная, двухвальная, 2100 л.с.
Электроэнергетическая система: 2 ТГ по 150 кВт, 1 ДГ на 100 кВт, 1 ДГ на 25 кВт переменный ток 220 В, 50Гц
Скорость хода, уз
 полного 29,5
 экононического 14,0
Дальность плавания, миль (уз) 1950 (14,0)
Автономность плавания 5 суток
Экипаж, чел 168

ВООРУЖЕНИЕ:

артиллерийское
главный калибр 3×1 -100/56 Б-34-УСМА
зенитные автоматы 2×2 – 37/70 В-11М
торпедное 1×2 533-мм ТА
минное, ед. 26 якорных мин
бомбовое
бомбомет реактивный 1 МБУ-200
бомбометы обычные 4 БМБ-2
бомбосбрасыватели 2
радиолокационное
РЛС обнаружения ВЦ 1 «ГЮЙС-1М4»
РЛС обнаружения НЦ 1 «Линь»
РЛС наведения орудий 1 «Якорь»
ГАС «Пегас»

Источники: СПКБ 60 лет вместе с флотом. С-П. 2006 и др., armyman.info, www.russian-ships.info и др.

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 50 НА ПАРАДАХ В ЛЕНИНГРАДЕ