АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ СВЕРХЗВУКОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 3М80
AVIATION ANTI-SHIP SUPERSONIC CRUISE MISSILE 3M80

Авиационный вариант ракеты 3М80 (3М80Е – экспортное наименование) создан на базе корабельного варианта ракеты П-100 (3М80) комплекса «Москит», устанавливаемого на надводных кораблях отечественного ВМФ: эскадренных миноносцах пр. 956, БПК пр. 11551, МРК пр. 1239 и ракетных катерах пр.12411 с начала 1980-х годов. Компания «Сухой» неоднократно на международном салоне МАКС в Жуковском демонстрировала авиационный вариант ракеты 3М80 с подвеской на корабельном самолете Су-27К (Су-33), под фюзеляжем между мотогондолами может быть размещена одна ракета 3М80. При этом в сравнении с корабельным вариантом ракеты, резко возросла дальность стрельбы с 100-120 км до 250 км при использовании с авиационных носителей.
Корабельный комплекс «Москит» разрабатывался МКБ «Радуга» под руководством Генерального конструктора И.Селезнева с начала 1970-х годов. Система управления ракеты создана в ГосНПО «Альтаир» под руководством С.Климова.
Ракета предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20000 тонн при активном противодействии противника в любых условиях окружающей среды, при этом ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва.

3М-80 («Москит») – противокорабельная крылатая ракета, оборудована системой навигации и автоматического управления с комбинированной радиолокационной активно-пассивной головкой самонаведения. Ракета 3М80 комплекса «Москит» оснащена прямоточным воздушно-реактивным маршевым двигателем, внутри которого находится стартовый твердотопливный двигатель.
Фюзеляж – тело вращения с оживальной формой носовой части и Х-образным расположением крыла и оперения. Крыло и оперение складывающиеся, сделанные из материала ОТ4 и ОТ4-1, лонжероны – из ВКЛ-3. На корпусе расположены четыре боковых воздухозаборника и воздуховоды. Передний обтекатель с радиопрозрачным коком (трехслойный обтекатель из стеклоткани СКАН-Э на связующем материале К-9-70). Обшивка и промежуточный набор выполнен из ВТ-5, баковый отсек – из нержавеющей стали, лонжероны – из ВКЛ-3, гаргрот – из стеклоткани Т-10 на связующем К-9-70. Воздуховоды сварной конструкции – из материала ОТ4-1, ОТ4.

Для ракеты разработана система навигации и автономного управления с двухканальной активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения (РЛГСН). Летные испытания РЛГСН ракеты «Москит» проводились на переоборудованном гидросамолете Бе-12.
Система наведения ракеты 3М80 обеспечивает вероятность наведения на типовую цель (строй кораблей) при активном противодействии противника: при действии по конвоям и десантным кораблям – 0,94; по ударным группам кораблей – 0,99; по группам катеров – 0,99. Для выведения из строя кораблей требуется следующее количество ракет: эсминца – 1,2; транспортных кораблей водоизмещением до 20000 тонн – 1,5.
На конечном участке траектории полета ракета 3М-80 летит «змейкой» на предельно малой высоте над уровнем моря.
При хранении и транспортировке на ракете складываются крылья и хвостовое оперение.


Устройство ракеты 3М80
1 – активно-пассивная РЛГСН; 2 – навигационная система; 3 – боевая часть; 4 – прямоточный ПВРД; 5 – сопло двигателя ПВРД;
6 – управляющий привод; 7 – стартовый РДТТ; 8 – система выработки и распределения электроэнергии; 9 – радиовысотомер

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МКБ «Радуга»
Изготовитель Дубнинский машзавод, ДПО «Прогресс» (Арсеньев)
Тип ракеты тактическая противокорабельная
Состояние проходит испытания
Код НАТО ASM-MSS (SS-N-22)
Боевая часть:
- тип проникающая
- разработчик Гос НИИМаш
- вес, кг 320(300)
- вес ВВ, кг 150
Самолет-носитель Су-33 (Су-27К)
Система управления инерциальная с активно-пассивной РЛГСН
- разработчик Гос НПО «Альтаир»
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта воздушный,
сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
- серийная ракета с НК 10-90(100)
- мод. ракета с НК (3М80Е) 120
- с самолета 250
Скорость полета, км/ч:
- крейсерская 2800 (2,35М)
- максимальная 2,8М
Высота полета, м 7-20
Высота применения, км до 12
Скорость носителя, м/с 200-470
Послестартовый разворот, град. +60
Число ступеней 2
Длина ракеты, мм:
- серийная ракета 9385
- вариант ракеты 9745
Макс. диаметр корпуса, мм 760
Тип крыла складное Х-образное
Размах крыла, мм:
- в сложенном состоянии 1300
- в развернутом состоянии 2100
Стартовый вес, кг:
- серийная ракета 3950
- мод. ракета (3М80Е) 4150-4500
Двигательная система маршевый ПВРД с встроенным твердотопливным ускорителем
Маршевый двигатель:
- тип ПВРД 3Д83
- разработчик тураевское МКБ «Союз»
- система автоматического управления Омское МКБ
- скорость запуска, М 1,8-2,5
- время запуска, с 0,5
- время работы, с 250
Стартовый двигатель:
- тип РДТТ
Температура примен., град.С +60
Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе, лет 1,5
Пусковая установка:
- тип балочная
- число ракет на ПУ 1

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 27.04.2014


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
Карпенко А.В., Ганин С.М., «Отечественные авиационные тактические ракеты». СПб: «Бастион», 2000 г., 132 с.
3М80 antiship supersonic ship-to-ship missile , МКБ «Радуга» и «Спецтехника», рекламный проспект;
«Противокорабельная сверхзвуковая ракета 3М-80 класса «корабль-корабль» – рекламный проспект МКБ «Радуга»;
3М-80E antiship attack missile-weapon complex , МКБ «Радуга» и «Спецтехника», рекламный проспект;
Экспозиция ТМКБ «Союз», МАКС-99.
В.Литовкин, «Редкая ракета долетит до Америки», «Известия»;
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 – Naval Institut

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МОСКИТ» С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТОЙ П-100 (3М80)
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ СВЕРХЗВУКОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 3М80 НА МАКС-1999
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ СВЕРХЗВУКОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 3М80 НА МАКС-1993 И МАКС-1997
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT