КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ ПРОЕКТА 368Т
BOAT TORPEDOLOV PROJECT 368T

05.02.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ «ТЛ-842″ В СЕВАСТОПОЛЕ

«Старичок» катер-торпедолов «ТЛ-842″ находится в составе Черноморского флота, его можно увидеть в бухтах Севастополя.
Катер-торпедолов «ТЛ-842″ вступил в строй Черноморского флота в 1971 году, он входил в состав 696-й береговой базы, Севастополь.
По разделу Черноморского флота в 1997 г. отошел российской стороне.
В настоящее время входит в состав береговой базы 68-й бригады кораблей ОВР, и базируется на бухту Южная, Севастополь.
ВТС «БАСТИОН», 04.02.2016

КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ «ТЛ-842″ В СЕВАСТОПОЛЕ
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ


КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ ПРОЕКТА 368Т

Данный катер принадлежит к большой серии катеров-торпедоловов и на их основе – поисково-спасательных катеров, пограничных сторожевых катеров, а так же артиллерийских катеров (всего построено более 100 единиц). Катера данной серии строились на нескольких судостроительных заводах (Ярославский ССЗ №345, Николаевский-на-Амуре ССЗ, Сосновский ССЗ) в период с 1958 по 1977 гг.
Предназначение катера-торпедолова – это поиск, подъем с воды на борт или буксировка использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях. Торпедолов следует за выстреленной торпедой, находит ее и доставляет на базу или к стреляющему кораблю – таким образом существенно снижается общая стоимость учебных торпедных стрельб кораблями и подлодками, поскольку практические торпеды (после перезарядки) возможно использовать снова и снова.
Корпус катера стальной, разделенный переборками на 9 отсеков. Толщина обшивки корпуса составляет 4-6 мм. Торпедолов остаётся на плаву и сохраняет устойчивость при затоплении любых трёх разнесённых отсеков или любых двух смежных. Нижний пост управления катера имеет бронирование. Вооружение на катерах-торпедоловах данного проекта отсутствует, но на этих катерах предусмотрено место для установки носовой 14,5-мм корабельной пулемётной установки 2М-7. Для обеспечения торпедных стрельб этот катер-торпедолов оснащался стрелой с грузоподьемностью 3 тонны. В качестве РЛС на катерах использовалась «Створ» либо «Донец-2″.

Проект 368Т послужил базой для нескольких различных катеров Отечественного флота. Всего с 1958 по 1977 года было построено больше сотни различных катеров – «торпедоловы», «артиллерийские», «спасательные», «пограничные». Катера строились на различных заводах Советского Союза – Ярославском, Николаевском-на-амуре, Сосновском: Ярославль ССЗ №345 (36 единиц пр.Т368, 6 единиц пр.П368 в 1957-60, 6 единиц пр.С368 в 1958-62), Таллин 7 СРЗ (31 единица пр.РС368), Николаевский-на-Амуре ССЗ, Сосновский ССЗ 1958-77. Они входили, а некоторые и продолжают входить, в состав всех флотов СССР и России.

МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Гидроакустическое контрольное судно: ГКС-476 в 10.1986-89 Северодвинск «Звездочка». 105/113 т, осадка 1,7 м, 17,2 уз, 305 миль (12,2 уз), 268 миль (14,4 уз)
Катер связи пр.368Д: Победа (СПК-11)
Пассажирский катер: ПСК-28 (ЧФ), ПСК-33 (ГКС-476) в 1997
Рейдовый разъездной катер: РК-822
На ТЛ-85 в 1981 установлена ПУ ЗРК «Стрела-3М»

ЭКСПОРТ
Азербайджан: 1 единица
В 1992: патрульный катер Р-219. 1х2 25 мм 2М-3М, 1х2 14,5 мм 2М-7, 2х5 РБУ-1200 «Ураган» (РГБ-12)
Албания: 1 единица
В 1958: торпедолов Шкёндербеу 641, затем 663, затем А151. 1х2 14,5 мм
Алжир: 3 единицы
Пр.Т368: торпедолов А201, затем А641 в 1972: 1х2 12,7 мм, патрульный катер в 1979: 1х2 14,5 мм
Ангола: 3 единицы
Пр.Т368 в 12.1979: патрульные катера 1х2 14,5 мм
Бангладеш: 1 единица
В 1973: патрульный катер. 2х2 37 мм, 2х2 25 мм
Вьетнам: 2 единицы
Пр.П368 в 1961: патрульные катера. 1х2 12,7 мм
Гана: 4 единицы
Патрульные катера Р20 7.06.1964 – списан в 1973, Р21 7.06.1964 – списан в 1973, Р22 в 1965 – списан в 1970, Р23 в 1965 – списан в 1973. 1х2 14,5 мм 2М-7
Гвинея: 3 единицы
В 1972-73: патрульные катера
Гвинея-Биссау: 3 единицы
Пр.Т368 (1 единица в 1974, 2 единицы в 02.1977): патрульные катера. 1х2 12,7 мм
Грузия: 1 единица
Артиллерийский катер Акмета 102. 2х1 37 мм 70К, 1х40 122 мм ПУ НУРС «Град»
Египет: 2 единицы
Торпедоловы Р937 вст.1964. 1х2 13 мм
Индия: 5 единиц
Пр.П368 (2 единицы в 02.1967): патрульные катера БОХР Панвел Р246, с 1977 504, затем 54, Памбан Р247, с 1977 502, затем 52, Пури Р248, с 1977 503, затем 53, Панаджи Р249, с 1977 501, затем 51, Пуликэт Р250, с 1977 505, затем 55. Ярославль ССЗ №345
Индонезия: 3 единицы
Пр.Т368
Ирак: 2 единицы
Пр.Т368: патрульные катера №223, 224. 1х2 25 мм, 1х2 12,7 мм
Конго: 3 единицы
АК-350 в 1979, АК-352 в 1979: патрульные катера. 1х2 14,5 мм
Куба: 2 единицы
Патрульные катера. 1х2 14,5 мм
Ливия: 1 единица
В 1978: торпедолов. 1х2 12,7 мм
Мозамбик: 6 единиц
Пр.Т368: патрульные катера (1 единица в 1977 – списан в 1982). 1х2 14,5 мм
Северный Йемен: 4 единицы
Пр.П368 в 1970: патрульные катера. 1х2 14,5 мм
Сирия: 2 единицы
Пр.Т368. 2 14,5 мм
Сомали: 6 единиц
Пр.П368: сторожевые катера типа 9 (2 единицы в 1965, 3 единицы в 1966). 1х2 12,7 мм
Танзания: 2 единицы
Пр.Т368: патрульные катера. 1х2 14,5 мм
Экваториальная Гвинея: 2 единицы
В 1974: патрульные катера. Списаны в 1986. 1х2 12,7 мм
Эфиопия: 1 единица
Пр.Т368 в 1982: торпедолов. 1х2 12,7 мм
Южный Йемен: 1 единица
Пр.РС368 в 1975: патрульный катер. Списан в 1983. 1х2 14,5 мм

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- стандартное: 84,7 т
- полное: 91,4 т
Длина: 29,6 м
Ширина: 5,98 – 5,99 м
Осадка: 1,5 -1,56 м
Силовая установка: 2 дизеля М-50Ф-4
Мощность 2х1200 л.с
Скорость полного хода: 21,5 уз
Дальность плавания: 550 миль (14 уз), 250 миль (21,6 уз)
Автономность: 5 сут
Экипаж: 15 чел (1 офицер, 2 мичмана)

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
НРЛС «Створ» (с 1966 – «Донец-2»)
Эхолот НЕЛ-3 – 1;
Гирокомпас «Гиря-КМ» – 1;
Лаг «ЛГ-4» – 1;
Грузоподъемность: 6-8 торпед 533 мм.

Источники: flot.sevastopol.info, russ-flot.narod.ru, www.russian-ships.info, russianships.info, korabley.net и др.

КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ «ТЛ-842″ В СЕВАСТОПОЛЕ