АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО СБ-45 ПРОЕКТА 22870
RESCUE VESSEL SB-45 PROJECT 22870


АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО СБ-45 ПРОЕКТА 22870

Назначение судна – Буксировка и снятие с мели кораблей и судов, тушение пожаров на аварийных объектах, проведение водолазных работ на глубинах до 60 м, спасение людей и оказание им медицинской помощи, сбор нефтепродуктов с температурой вспышки более 600С
24 мая 2013 на Астраханском судоремонтном заводе состоялся спуск на воду аварийно-спасательного судна для ВМФ проекта 22870.
В начале апреля 2014 года ОАО «Астраханский судоремонтный завод» – филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» – завершил строительство и швартовные испытания головного аварийно-спасательного судна СБ-45 нового проекта 22870. Буксир разработан предназначен для службы поисковых и аварийно-спасательных работ Каспийской флотилии ВМФ России.
В ближайшее время на Каспии начнутся заводские ходовые испытания СБ-45. Проектная документация на данное судно стандартным водоизмещением 1200 т была разработана КБ «Вымпел» в рамках контракта с ОАО «ЦС «Звездочка» и передана на Астраханский СРЗ.

Строительство СБ-45 под заводским номером «05″ было начато летом 2011 года. По контракту, сдача судна ВМФ ожидалась в 2013 году. Сейчас на Астраханском СРЗ ведется постройка второго судна проекта 22870.
Строительство крупного (превышающего размеры буксира проекта 705Б более чем вдвое) аварийно-спасательного судна нового поколения позволит выйти заводу на новый качественный уровень и специализироваться на постройке буксиров и судов-спасателей для южных регионов России, остро нуждающихся в замене единиц вспомогательного флота.
Экипаж нового спасательного буксирного судна проекта 22870 СБ-45 в середине апреля 2014 года вышел в Каспийское море и приступил к проведению заводских ходовых испытаний. Для судна СБ-45 это первый после постройки и спуска на воду выход в самостоятельное плавание.
Программа испытаний рассчитана на десять суток. В ходе ходовых испытаний государственная приёмная комиссия, экипаж судна и представители завода-судостроителя в реальных условиях сначала речного, а затем морского перехода испытают надёжность и жизнедеятельность энергетических установок, навигационного и других систем судового оборудования. Также проверяется мореходные качества судна, его управляемость, остойчивость, ходкость и инерция на разных ходовых режимах. Будет проведён комплекс ходовых испытаний по контролю и наладке аварийно-спасательного оборудования.
Разработчик судна – конструкторское бюро «Вымпел» по заказу Военно-Морского Флота спроектировало СБС как универсальную многоцелевую платформу, несущую современное водолазное, поисково-обследовательское и вспомогательное оборудование, в том числе судовой водолазный комплекс. Изучив российский рынок необходимого спецоборудования, на предприятии провели конкурс на поставку подводной и поисковой техники. К участию в конкурсной процедуре пригласили и ОАО «Тетис Про». На АСРЗ посоветовались с будущим эксплуатантом – спасателями-каспийцами, взвесили технические и финансовые предложения потенциальных поставщиков и пришли к пониманию, что лучшим выбором станет обращение в «Тетис». И в итоге, как показало время, не прогадали – ещё до завершения полной программы государственных испытаний судна вся техника, поставленная «Тетис Про», была без каких-либо серьёзных замечаний принята заказчиком.
Надёжность и эффективность работы элементов СВК как отдельно, так и в сборе не раз подтверждена, поэтому по критерию «стоимость-качество» СВК производства «Тетис Про» имеет преимущества перед аналогичными изделиями других производителей. И именно поэтому «Тетис» стал поставщиком комплекса на спасатель.
Водолазный комплекс прошёл испытания без серьёзных замечаний, что называется, с первого предъявления. Систему газоснабжения водолазов сдавал экипажу инженер производственного департамента Михаил Кочепуд, а водолазное оборудование – ведущий специалист по водолазному оборудованию Алексей Калугин. Специалисты «Тетис», прибывшие для наладки и передачи оборудования, сумели организовать эффективное рабочее взаимодействие с заводчанами и с экипажем судна. Это способствовало быстрому решению поставленных задач, даже на фоне естественной нервозности, связанной с отсутствием необходимого опыта у судостроителей и неизбежным цейтнотом.
Головное спасательное судно СБ-45 построено в Астраханском филиале Центра судоремонта «Звездочка», войдет в состав СПАСР (Службы поисковых и аварийно-спасательных работ) Каспийской флотилии.
Заложено – в ноябре 2011 года
Спущено на воду – в мае 2013 года
Начало заводских ходовых испытаний – апрель 2014 года
Плановый срок сдачи – май 2014 года

27 июня 2014г. подписан Приемный акт Государственных испытаний спасательного буксирного судна «СБ-45» проекта 22870, заводской № 005, постройки Филиала «Астраханский СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка», разработку проектной документации которого осуществляло ОАО КБ «Вымпел».

10 июня 2015 года в Новороссийской военно-морской базе пройдет торжественная церемония подъема Андреевского флага и приема в состав ВМФ России уникального по своей многофункциональности спасательного буксирного судна (СБС) проекта 22870 «Профессор Николай Муру».
СБС построено на Астраханском филиале Центра судоремонта «Звездочка» и названо в честь выдающегося отечественного кораблестроителя Николая Муру. Проект судна разработан конструкторским бюро «Вымпел» в соответствии с техническими требованиями Главного командования ВМФ России.
Церемонию подъема флага провел начальник штаба НВМБ капитан 1 ранга Валерий Смирнов. В мероприятии приняли участие представители Астраханского филиала Центра судоремонта «Звездочка», конструкторского бюро «Вымпел», разработавшего проект судна в соответствии с техническими требованиями Главкомата ВМФ, а также сын выдающегося отечественного кораблестроителя Николая Муру – капитан 1 ранга Георгий Муру и внук Николай Муру.

Спасательное буксирное судно (СБС) «Профессор Николай Муру» проекта 22870 привели два буксира в Севастополь 17 июля 2015 года. 19 июля 2015 года в Севастополе в рамках акции «Военная служба по контракту на Черноморском флоте — твой выбор!» к причалу морского вокзала будут ошвартованы боевые корабли и вспомогательные суда различного класса и предназначения, в том числе и вошедшее менее месяца назад в состав ЧФ новое многофункциональное спасательное буксирное судно «Профессор Николай Муру», которое стояла рядом с ветераном спасательной службы «Коммуной». На следующий день СБС «Профессор Николай Муру» убыл на место постоянного базирования в Новороссийскую ВМБ.

В апреле 2016 года моряки Каспийской флотилии приступили к государственным испытаниям нового спасательно-буксирного судна «СБ-738», построенного на судостроительном предприятии в Астраханской области для службы поисковых и аварийно-спасательных работ флотилии.
Спасательное буксирное судно СБ-738 проекта 22870 к июлю 2016 года успешно прошло государственные испытания.
Приёмная комиссия в составе представителей государственной приёмки, офицеров Военно-Морского Флота (ВМФ) России совместно с представителями завода проверили работу и надёжность энергетических установок, навигационного и других систем судового оборудования.
Все проверенные механизмы, системы и оборудование судна в ходе испытаний подтвердили заявленные разработчиками характеристики и соответствие техническим условиям.


Астраханский судоремонтный завод, филиал Центра судоремонта «Звёздочка», в рабочем порядке в начале августа 2016 года провел операцию по спуску на воду спасательного буксирного судна СБ-739.

18 ноября в Севастополь на буксире вошло новое спасательное буксирное судно СБ-739 проекта 22870, которая вскоре пополнит ВМФ России.
Судно «СБ-739» было заложено под строительным номером 008. 2 августа 2016 года спущено на воду.
Спасательное буксирное судно «СБ-739» проекта 22870 является четвертым судном, которое строится Астраханским филиалом Центра судоремонта «Звездочка» для службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т 1200
Длина наибольшая, м 57,0
Длина между перпендикулярами, м 53,0
Ширина расчётная, м 14,0
Высота борта, м 5,4
Осадка по КВЛ, м3,2
Скорость, узлы. 14
Тяга на швартовах, кН. 500
Автономность, сутки 20
Личный состав, чел 26
Места для спасённых, ед 60
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Главный дизель-генератор, кВт. 3х1520
Гребной электродвигатель, кВт. 2х2000
Вспомогательный дизель-генератор, кВт 1х216
Аварийный дизель-генератор, кВт 1х112
Водогрейный котёл-инсинератор , кВт. 2х232
СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Якорно-швартовая лебёдка, шт. 1
Швартовый шпиль, шт. 2
Якорно-буксирная лебёдка, кН. 400
Буксирный гак, кН 650
Плоты сбрасываемого типа, шт./чел 6/25
Гидравлический грузовой кран, тхм 8х23
Поворотная кран-балка, тхм. 0,25х1,5
Подруливающее устройство, кВт 2х200
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Двухотсечная барокамера, шт 1
Компрессор водолазный, шт. 3
Баллоны-воздухохранители, комп. 1
Баллоны для кислорода и гелия, комп. 1
Кран-балка водолазная, тхм 0,75х2
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, шт 1
Водолазное снаряжение, комп. 12
Вьюшки для кабеля и шланга подачи воздуха, комп 1
Воздухораспределительные щиты, комп 1
Водолазная беседка и трап, комп. 1
Оборудование для подводной сварки и резки, комп 1
Оборудование для подводной съёмки, комп. 1
Боновые заграждения, м 560
Катушки для бонов, шт. 2
Катер бонопостановщик, шт 1
Скиммер, шт 1
Цистерны сбора нефтепродуктов, м3 125
Скоростная дежурная шлюпка, шт./чел. 1/6
Устройство подъёма людей с воды типа “Спрут-5”, шт./чел 1/6
Переносное посадочное устройство типа ППУ-5, шт. 2
Лафетный ствол водопенный – стационарный,шт./м3/ч. 2 / 500
- телескопический (высота подъёма 7м), шт./м3/ч. 1 / 500
Противопожарный электронасосный агрегат,шт./м3/ч 2 / 1000
Цистерна пенообразователя, м3 ок.10

Источники: www.vympel.ru, и-Маш, ОАО «Тетис Про», sudostroenie.info, Пресс-служба Южного военного округа и др.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО СБ-45 ПРОЕКТА 22870. НОВОСТИ

СПАСАТЕЛЬНОЕ БУКСИРНОЕ СУДНО СБ-739 ПРИШЛО В СЕВАСТОПОЛЬ. 18.11.2016
СПАСАТЕЛЬНОЕ БУКСИРНОЕ СУДНО «ПРОФЕССОР НИКОЛАЙ МУРУ» ПРОЕКТА 22870 В СЕВАСТОПОЛЕ. 17-19.07.2015
АСТРАХАНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД (АСРЗ)
ГРУППА КОМПАНИЙ «ТЕТИС»
КБ «ВЫМПЕЛ»