ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160
PATROL SHIP OF THE OPEN SEA PROJECT 22160

12.01.2018

В Новороссийской военно-морской базе полностью завершено формирование экипажа новейшего патрульного корабля «Василий Быков». Он укомплектован исключительно военнослужащими по контракту, которые успешно прошли подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ в Санкт-Петербурге.
В настоящее время экипаж проходит практику на кораблях Новороссийской ВМБ и готовится к освоению нового корабля.
Головной патрульный корабль «Василий Быков» построен на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького и спущен на воду в 2017 году. В настоящее время корабль завершает цикл достройки и готовится к заводским и государственным испытаниям.
Пресс-служба Южного военного округа

ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22160, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЗАЛОЖЕН НА ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ, ПОЛУЧИЛ НАИМЕНОВАНИЕ «НИКОЛАЙ СИПЯГИН»

14.01.2018

Шестой по счету и пятый в серии корвет проекта 22160 заложен для Военно-морского флота России в субботу на Зеленодольском судостроительном заводе имени М. Горького в Татарстане.
«Это уникальный высокоманевренный и очень «зубастый» корабль», – сказал на церемонии его закладки вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Замминистра обороны РФ Юрий Борисов уточнил, что проект 22160 был придуман и предложен проектантами для ВМФ для антитеррористических операций и борьбы с пиратством, которое очень распространено, особенно в странах Ближнего Востока.
«Для того, чтобы не сопровождать гражданские суда и не тратить на это ресурсы морских кораблей, был придуман этот проект, который вполне обеспечивает охрану морей. В вооруженных силах мы шесть таких кораблей заказали», – сказал он.
Борисов также отметил, что для Зеленодольского завода открывается ниша с приобретением новых активов по строительству кораблей вспомогательного флота. «На презентации директор завода нам докладывал, что у предприятия есть серьезные проработки вместе с Зеленодольским конструкторским бюро по строительству кораблей арктического класса, которые тоже интересны», – добавил Борисов.
Корвет проекта 22160 назван в честь Героя Советского Союза командира дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны капитана 3 ранга Николая Сипягина.
ТАСС

МИНОБОРОНЫ ОБЕСПЕЧИТ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ЗАКАЗАМИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД

15.01.2018

13 января на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» (предприятие входит в группу компаний АО „Холдинговая компания «Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки шестого патрульного корабля проекта 22160, получившего наименование в честь советского морского офицера, капитана 3-го ранга, командира 4-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы (ВМБ) Черноморского флота, Героя Советского Союза Николая Ивановича Сипягина.
В торжественной церемонии приняли участие Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, Заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Иван Харченко, глава ЗМР Александр Тыгин, генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“ Иван Егоров, генеральный директор АО „Зеленодольский завод имени А.М.Горького“ Ренат Мистахов и др.
Высоким гостям торжественного мероприятия было предоставлено почетное право установить памятную закладную доску нового корабля. Кроме того, в рамках церемонии состоялось награждение работников завода, внесших значительный вклад в развитие судостроительного производства.
Патрульный корабль «Николай Сипягин» – шестой по счету и пятый в серии корабль, заложенный на стапелях предприятия. При строительстве кораблей данного проекта реализуются новейшие технологии и технические решения, не имеющие аналогов в мире. Согласно данным проектировщика (АО „Северное ПКБ“) корабль оснащен новейшими средствами поиска, радиотехническим и гидроакустическим вооружением, а также средствами радиоэлектронного противодействия, имеет высокие маневренные качества и мореходность.
Зеленодольский завод имени А.М.Горького

27.03.2018

Появившаяся фотография первого выхода в море завершенного строительством головного патрульного корабля проекта 22160 «Василий Быков». Снимок сделан 25 марта 2018 года на подходах к Новороссийску во время перехода»Василия Быкова» с ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи, где корабль проходил достройку и дооборудование, в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний.
Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).
«Василий Быков» был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод «Залив» в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был.
По имеющейся информации, строительство серии кораблей проекта 22160 затянулось в том числе ввиду необходимости импортозамещения главной энергетической установки кораблей. Изначально энергетическая установка должна была комплектоваться германскими дизель-редукторными агрегатами MAN, однако до введения санкций Европейского Союза эти агрегаты были поставлены только для головного корабля «Василий Быков», что вынудило перепроектировать пять серийных кораблей под установку дизель-редукторных агрегатов производства АО «Коломенский завод».
http://bmpd.livejournal.com/

27.03.2018

В Новороссийской военно-морской базе завершено формирование экипажа второго патрульного корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев».
В настоящее время экипаж, укомплектованный исключительно военнослужащими по контракту, проходит практику на кораблях Новороссийской ВМБ и готовится к обучению в Объединенном учебном центре ВМФ в Санкт-Петербурге.
Патрульный корабль «Дмитрий Рогачев» построен на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького и спущен на воду в 2017 году. В настоящее время корабль завершает цикл достройки и готовится к заводским и государственным испытаниям.
Пресс-служба Южного военного округа

29.03.2018

Экипаж нового патрульного корабля «Василий Быков» начал освоение вооружения, корабельных систем и механизмов.
Экипаж головного патрульного корабля проекта 22160 «Василий Быков» прибыл и разместился на вновь построенном корабле.
В настоящее время экипажу, прошедшему обучение в Объединенном учебном центре ВМФ в Санкт-Петербурге, предстоит пройти обучение у специалистов завода, освоить современные комплексы вооружения, механизмы и корабельные системы. Затем совместно со специалистами завода, так называемой сдаточной командой, подготовить его для проведения всех этапов государственных испытаний перед приёмом в состав флота.
Патрульный корабль «Василий Быков» построен на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» и спущен на воду в 2017 году. В данный момент корабль прибыл в г. Новороссийск и проходит этап подготовки к ходовым и государственным испытаниям, которые начнутся в ближайшее время.
Пресс-служба Южного военного округа

10.04.2018

Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, для флота разработана и уже проходит испытания «контейнерная» ГАС «Минотавр-ИСПН-М.2″. Работы планируется завершить в ближайшее время. Станция предназначена для установки на модульные патрульные корабли проекта 22160, а также на корабли вспомогательного флота и мобилизованные гражданские суда в угрожаемый период.
Речь идет о «контейнерной» версии российской ГАС «Минотавр-М», которая установлена на малые сторожевые корабли (корветы) проекта 20380 «Стерегущий». Благодаря компактности этой станции все ее элементы удалось разместить в модуле с габаритами обычного морского грузового контейнера.
Новые ГАС будут устанавливаться прежде всего на модульные корветы проекта 22160. Это небольшие корабли водоизмещением около 2 тыс. т, предназначенные для патрулирования прибрежной зоны. В зависимости от решаемых задач на них может монтироваться либо ударное вооружение вплоть до ракет «Калибр», либо противолодочные и противоминные комплексы.
Известия.ru

24.05.2018

14 мая Алжир и Россия подписали соглашение о партнерстве по патрульным кораблям пр. 22160. Сообщается, что подписан контракт на приобретение Алжиром четырех кораблей на сумму 180 млн долл США. Первый корабль прибудет в сентябре 2018 года, остальные «в ближайшие годы».
По словам помощника министра обороны РФ Сергея Шойгу (Sergei Shweigo), алжирский флот решил приобрести эти сторожевые корабли после «впечатляющего их развертывания во время сирийской кампании». Эти «вооруженные до зубов корветы»имеют водоизмещение около 1300 т, длину 308 футов, дальность хода 6000 миль на скорости 30 узлов, автономность 60 сут, экипаж примерно 80 человек. Корабль оснащен трехкоординатной РЛС «Позитив-МЭ1″, которая обнаруживает цель класса истребитель на дальности 75-100 миль.
Вооружение – крылатые ракеты «Калибр», ангар и площадка для вертолета Ка-27. В расширенной версии корабль оснащается ЗРК «Штиль-1″ (УВП на 10-20 ракет 9М317МЭ).
Военный паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

03.07.2018

Фотографии проходящего заводские ходовые испытания в районе Новороссийска на Черном море головного построенного на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» для ВМФ России патрульного корабля «Василий Быков» проекта 22160 (заводской номер 161). Корабль начал заводские ходовые испытания 8 мая 2018 года.
Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).
«Василий Быков» был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод «Залив» в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. По завершении работ, 25 марта 2018 года корабль был отбуксирован из Керчи в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был, и видимо, «Василий Быков» будет сдан ВМФ к концу 2018 года.
АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166, которые к настоящему времени заложены на Зеленодольском заводе и все находятся в различных стадиях постройки. Это патрульные корабли «Дмитрий Рогачев» (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года, спущен на воду в конце 2017 года), «Павел Державин» (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года), «Сергей Котов» (заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года), «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и «Николай Сипягин»(заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей «Павел Державин» и «Сергей Котов» осуществляется на стапеле на заводе «Залив» в Керчи. Контрактный срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота.
bmpd.livejournal.com


ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160

Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт.
В рамках выставки «Граница» традиционно на совместном стенде с ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» развернуло свою экспозицию ОАО «Северное ПКБ». На стенде были представлены модели современных патрульных кораблей проекта 22160 и 22460Э. Эти корабли предназначены для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны (пр. 22160) и 12-мильной пограничной зоны (пр. 22460Э) в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды, кроме этого, для охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника в военное время.
Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.

Назначение патрульного судна проекта 22160:
• Погранично-патрульная служба по охране территори-альных вод, патрулирование 200 мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях; пресечение контрабандной и пиратской деятельности; поиск и оказание помощи пострадавшим при морских катастрофах; экологический мониторинг окружающей среды.
• В военное время: охранение кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника.

Корабль проекта 22160, водоизмещением около 1300 т, обеспечивает длительное присутствие в дальней морской зоне (автономность – 60 суток). У корабля высокие скоростные характеристики (максимальная скорость – до 30 узлов), он спроектирован с учетом обеспечения комфортных условий размещения экипажа (до 80 человек). Для увеличения поискового потенциала и проведения поисково-спасательных операций на корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета. Боевые средства корабля включают в себя артиллерийское, зенитное ракетное и противодиверсионное оружие. Кроме того корабль оснащен радиотехническим и гидроакустическим вооружением, а также средствами радиоэлектронного противодействия.
Главные размерения судна — 94,0х14,0х3,4 м. Главная энергетическая установка корабля представляет собой установку типа CODAG полной мощностью до 25 000 кВт.

26 февраля 2014 г. на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась закладка головного патрульного корабля проекта 22160, получившего имя «Василий Быков».
Разработчик проекта корабля Северное проектно-конструкторское бюро. На разработку эскизного проекта которого в 2013 году из бюджета было выделено 475 тыс. руб., должен был в перспективе заменить в составе российского ВМФ устаревшие МПК проектов 1124М и 1331М, МРК проекта 12341, РКА проекта 12411 и тральщики.

Головной корабль проекта 22160 под названием «Василий Быков» (заводской номер 161) строится на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» для ВМФ России по отдельному контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на предприятии еще 26 февраля 2014 года.
18 февраля 2016 года на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане был заложен третий серийный корабль проекта 22160 разработанного АО «Северное ПКБ», получивший название «Павел Державин». Как и предыдущие два корабля в серии, он предназначается для службы в Черноморском флоте Российской Федерации.

8 мая 2016 года на Зеленодольском заводе им. Горького состоялась торжественная церемония закладки четвертого в серии патрульного корабля проекта 22160 «Сергей Котов».
Патрульные корабли «Павел Державин» и «Сергей Котов» (заводские номера 163 и 164) строятся по контракту ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» с Министерством обороны России № 1419187406982020105007328/З/1/1/0556/ГК-14-ДГОЗ от 9 октября 2014 года на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166. По данному контракту в Зеленодольске была к настоящему времени также начата постройка патрульных кораблей «Дмитрий Рогачев» (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года) и «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года). Срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год, хотя неясно, будут ли эти сроки выдержаны.
25 ноября 2016 года пятый патрульной корабль проекта 22160 под названием «Виктор Великий» заложен на Зеленодольском заводе имени Горького в Татарстане, в церемонии принял участие заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. Корабль назван в честь Героя Советского Союза, капитана первого ранга Виктора Великого.

Шестой по счету и пятый в серии корвет проекта 22160 заложен для Военно-морского флота России 13 января 2018 года на Зеленодольском судостроительном заводе имени М. Горького в Татарстане. «Это уникальный высокоманевренный и очень «зубастый» корабль», – сказал на церемонии его закладки вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Корвет проекта 22160 назван в честь Героя Советского Союза командира дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны капитана 3 ранга Николая Сипягина.

СЕРИЯ:
• «Василий Быков», Заводской № 161 — заложен на Зеленодольском ССЗ 26.02.2014 — спущен 24.06.2017, его планируется передать заказчику в 2017 году
• «Дмитрий Рогачев», Заводской № 162 — заложен на Зеленодольском ССЗ 25.07.2014
• «Павел Державин», Заводской № 163 — заложен на Зеленодольском ССЗ 18.02.2016
• «Сергей Котов», Заводской № 164 — заложен на Зеленодольском ССЗ 08.05.2016
• «Виктор Великий», Заводской № 165 — заложен на Зеленодольском ССЗ 25.11.2016
• «Николай Сипягин», Заводской № 166 — заложен 13.01.2018, Сдача до 2019 года

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение стандартное, т около 1 300 – 1500
Длина, м 91,0 – 94,0
Ширина, м 14,0 – 14,2
Осадка, м 3,4 – 4,4
Главная энергетическая установка (ГЭУ) типа CODAG
Мощность ГЭУ 25000 кВт.
Скорость полного хода, узлы до 27 – 30
Скорость патрульного хода, узлы около 16
Дальность плавания патрульной скоростью, миль до 6 000 при скорости 16 узл.
Электроэнергетическая установка
4 дизель-генератора мощностью по 300 кВт
1 аварийно-стояночный дизель-генератор мощностью ок. 100 кВт
Автономность, суток 60
Экипаж, чел. 24
Места для личного состава в зависимости от назначения (в том числе с учетом запасных), чел. до 80

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское оружие:
• 1 57-мм артиллерийская установка А-220М
Зенитное ракетное оружие:
• 1 турельная зенитная ракетная установка «Гибка»
• 8 ПЗРК 9К38 «Игла»
Дополнительное оружие:
• 2 14,5-мм морских тумбовых пулеметных установки
Дополнительное вооружение, устанавливаемое по требованию заказчика:
• 1 ЗРК «Штиль-1″ с двумя модульными ПУ 3С90Э.1
• 1 интегрированная ракетная система «Калибр-НКЭ»
Противодиверсионное вооружение:
• 2 гранатометных комплекса ДП-65
• 1 ГАС обнаружения подводных пловцов «Паллада»
Радиотехническое вооружение:
• 1 РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Позитив-МЭ1″
• 1 НРЛС «Пал-Н»
Гидроакустическое вооружение:
• 1 ГАК МГК-335ЭМ-03
• 1 ГАС «Виньетка-ЭМ»
Средства радиоэлектронного противодействия:
• 1 корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25Э
• 1 комплекс постановки помех ПК-10
Авиационное вооружение:
• Телескопический ангар и взлётно-посадочная площадка со средствами обеспечения взлёта, посадки и обслуживания поисково-спасательного вертолёта массой до 12 тонн типа Ка-27 ПС

Источники: ОСК, Северное ПКБ, Зеленодольский завод им. Горького, годовой отчет СПКБ за 2016 г., bmpd.livejournal.com, sdelanounas.ru и др.

ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160. НОВОСТИ 2016-2017
ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160. НОВОСТИ 2014-2016
ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22160 (ИНФОРМАЦИЯ С ВЫСТАВОК)
ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22160 НА «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014″
ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160 НА МВМС-2013
ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160 НА ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013
ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160 НА МВМС-2011
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. A.M. ГОРЬКОГО
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО