ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН»
BORDER PATROL SHIP OF THE PROJECT 22100 «OCEAN»

06.05.2016
ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» ЕЩЕ НЕ ПОКИНУЛ ФИНСКИЙ ЗАЛИВ

Совсем недавно, 5 мая 2016 года, ВТС «Невский Бастион» опубликовал фоторепортаж «Пограничный сторожевой корабль (ПСКР) «Полярная Звезда» 26 апреля 2016 года вышел в море» о том, что пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» 26 апреля 2016 года вышел из Кронштадта в море. И тогда казалось, может испытания закончились и корабль отправляется к месту постоянной дислокации. Но пока этого не случилось, 5 мая 2016 года ПСКР «Полярная Звезда» все еще находился в водах Финского залива недалеко от Кронштадта. О чем свидетельствуют фотографии сделанные нашим корреспондентом.
Хочется надеяться на то, что все таки в скором времени этот корабль пополнить боевой состав отечественной береговой охраны.
ВТС «БАСТИОН», 06.05.2016

26.05.2016

Документации комплекса НТК «Мателот-22100» производства Группы «Кронштадт» присвоена литера «О1», дающая разрешение на серийное производство навигационно-тактического комплекса.
В феврале 2016 года завершились межведомственные испытания НТК «Мателот-22100», установленного на головном корабле «Полярная Звезда» проекта 22100. В конце апреля 2016 года документации навигационно-тактического комплекса была присвоена литера «О1». Она дает разрешение на серийное производство навигационно-тактического комплекса с последующей установкой на корабли серии 22100. Также НТК «Мателот-22100» является основой для создания аналогичных комплексов для оснащения кораблей других серий после соответствующей доработки.
Современный пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» был построен на Зеленодольском заводе им. Горького по заказу пограничной службы и оснащен новейшим оборудованием навигации, связи и управления разработки и производства Группы «Кронштадт». В состав НТК «Мателот-22100» входят: интегрированная мостиковая система, подсистема отображения видеоинформации, подсистема комплексной обработки и трансляции навигационной информации, система управления полетами палубных вертолетов, комплексная система управления техническими средствами и информационная система центрального командного пункта корабля. Корабль оснащен электронной картографической системой НЭКС-4ПВ, разработанной специально для пограничников.
Руководитель военно-технического направления Группы «Кронштадт» Илья Бриллиантов: «На «Полярной Звезде» нами был установлен опытный образец навигационно-тактического комплекса. В результате ряда испытаний комплекс показал высокую степень надежности и полностью удовлетворил заказчика. НТК «Мателот-22100» – уникальная и полностью отечественная разработка для российского флота, создаваемая российскими специалистами в Санкт-Петербурге с использованием российской компонентной базы. После завершения государственных испытаний корабля мы будем готовить НТК «Мателот» к серийному производству. Уверены в том, что у данного решения большой производственный потенциал и модернизационный запас, который позволит патрульным кораблям серии 22100 еще долго оставаться современными и востребованными».
Группа «Кронштадт» в настоящий момент оформляет договоры на поставку НТК «Мателот-22100» для оснащения второго и третьего корпусов проекта 22100.
Группа «Кронштадт»

18.12.2016

Построенный на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» головной пограничный сторожевой корабль проекта 22100 „Полярная звезда“ поступил на вооружение береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. 17 декабря в Кронштадте прошла торжественная церемония поднятия флага на новом корабле
С напутственными словами и пожеланиями успехов в службе в этот день экипаж корабля приветствовали первый заместитель Директора ФСБ России – руководитель Пограничной службы Владимир Кулишов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Василь Шайхразиев, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“ Иван Егоров, генеральный директор АО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ Ренат Мистахов, генеральный директор АО „Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз“ Александр Шляхтенко, Постоянный представитель Республики Татарстан в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Ренат Валиуллин, а также представители проектной организации и военной промышленности.
После завершения церемонии подъема флага прошло общее фотографирование экипажа. Также моряки провели экскурсию по кораблю для приглашённых гостей.
Проект разработан конструкторами петербургского КБ «Алмаз». По данным проектанта этот корабль по совокупности своих технических характеристик – лучший в своем классе. Главное его преимущество – уникальный навигационно-тактический комплекс и электроэнергетическая установка, которая позволяет экономить топливо на малых скоростях. Корабль полностью автоматизирован. „Полярная звезда“ может находиться в автономном плавании 2 месяца и все это время его экипаж из 45 человек будет чувствовать себя комфортно.
Уже на днях «Полярная звезда» отправится в порт Мурманска. И начнет там свою службу, сообщает ГТРК „Вести. Санкт-Петербург“
Зеленодольский завод имени А.М.Горького

22.12.2016

Суперсовременный корабль «Полярная звезда» проекта 22100 с навигационно-тактическим комплексом производства Группы «Кронштадт» передан заказчику.
Корабль для пограничников получил комплекс новейшего оборудования навигации и связи. 17 декабря в торжественной обстановке состоялось поднятие флага на пограничном сторожевом корабле 1 ранга проекта «Полярная звезда».
В мероприятии приняли участие первый заместитель Директора ФСБ России – руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Владимир Кулишов, начальник Пограничного управления ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-лейтенант Анатолий Забродин, представители правительства Петербурга и республики Татарстан, Группу «Кронштадт» представлял Директор производства Сергей Пластинин.
Головное судно, построенное на Зеленодольском заводе им. Горького по заказу ФСБ РФ, оснащено новейшим оборудованием навигации, связи и управления разработки и производства Группы «Кронштадт». На сторожевом корабле установлен навигационно-тактический комплекс «Мателот», который позволяет осуществлять управление всей автоматикой корабля и техническими средствами, а также интегрированная мостиковая система, интегрированная система управления командным пунктом, подсистема отображения видеоинформации, подсистема комплексной обработки и трансляции навигационной информации, система управления полетами палубных вертолетов. Корабль оснащен электронной картографической системой, разработанной специально для подразделений береговой охраны.
Кроме того, комплекс позволяет решать в автоматизированном режиме, с учетом морской обстановки и данных от береговых комплексов, более 40 специальных задач, связанных с пограничной деятельностью, что значительно сокращает время принятия решения и позволяет осуществлять оперативное управление не только кораблем как боевой единицей, но выступать в роли центра управления всеми пограничными силами региона.
Генеральный директор Группы «Кронштадт» Армен Исаакян отметил, что «благодаря научному потенциалу и широким техническим возможностям Группа «Кронштадт» успешно реализует самые сложные проекты по оснащению кораблей для ВМФ и других силовых структур. Успешные государственные испытания бортового навигационного комплекса подтвердили работоспособность всех систем, и мы рады тому, что наше решение будет обеспечивать эффективную и безопасную работу корабля. Это честь для всех нас участвовать в реализации таких важных для страны проектов».
Группа «Кронштадт»

24.01.2017

Пограничная служба ФСБ получила новый сторожевой корабль первого ранга для охраны российских границ в Арктике, сообщил заместитель руководителя погранслужбы адмирал Геннадий Медведев в интервью «Российской газете».
По словам Медведева, в 2016 году Погранслужба приняла от промышленности 19 современных кораблей и катеров. «В этом году мы впервые приняли головной пограничный сторожевой корабль 1 ранга проекта 22100 — «Полярная звезда», — отметил адмирал.
Как рассказал Медведев, такие современные корабли предназначены для несения службы в сложных условиях Арктики, они способны решать весь комплекс пограничных задач, стоящих в морских акваториях региона — от охраны государственной границы и защиты экономических интересов России до поиска и спасания на море.
РИА Новости

25.01.2017

Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району получит сторожевые корабли проекта 22100 «Океан». Об этом сообщил начальник управления контр-адмирал Роман Толок.
«В этом году мы (пограничные войска – прим. ТАСС) впервые приняли головной пограничный сторожевой корабль 1 ранга «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан». В настоящий момент этот корабль осуществляет межрегиональный переход из порта Кронштадт, где прошел государственные испытания, в порт Мурманск, где он будет базироваться у наших коллег в западном арктическом районе и выполнять там поставленные задачи. Такие же корабли планируется поставить на вооружение и в наше пограничное управление», – сказал он на пресс-конференции.
Северо-Восточное региональное пограничное управление ФСБ России охраняет государственную границу протяженностью 16,998 тыс. км, протяженность границы по линии территориальных вод составляет 10,768 тыс. км. К зоне ответственности управления относятся воды Восточно-Сибирского, Берингова, Чукотского, Охотского морей и Тихого океана.
Сколько именно кораблей поступит на Дальний Восток, Толок не уточнил. Он отметил, что флот будет задействован для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в том числе и в арктических широтах, так как корабли этого проекта имеют повышенный ледовый класс. До этого флот управления пополнился в 2015 году, когда на службу заступил новый катер.
Новые пограничные корабли проекта 22100 «Океан» для ФСБ России строятся в Зеленодольске. Головной корабль этого проекта, получивший имя «Полярная Звезда», в конце 2016 года был передан пограничникам. Ранее сообщалось, что к 2019 году планируется построить еще два судна этого проекта.
ТАСС

29.01.2017

Не имеющий аналогов в мире пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» завершил свой первый дальний межрегиональный переход к месту постоянного базирования в порт Мурманска, сообщает пресс-служба погрануправления ФСБ РФ по арктическому району.
Пограничный сторожевой корабль 1 ранга проекта 22100 «Полярная Звезда» прибыл из Санкт-Петербурга в пункт постоянного базирования — порт Мурманска. На переходе личный состав провел плановые тренировки, занятия и корабельные боевые учения. «В сложных штормовых условиях Северной Атлантики экипаж показал высокую морскую выучку, а системы корабля успешно прошли проверку на прочность», — говорится сообщении.
В ведомстве отвечают, что на всем пути следования «Полярная Звезда» привлекала повышенный интерес со стороны кораблей и авиации стран НАТО.
РИА Новости

30.01.2017

28 января 2017 года в Мурманск к месту постоянного базирования прибыл головной пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 (шифр «Океан») «Полярная Звезда». Корабль вышел из Санкт-Петербурга 17 января. На переходе личный состав провел плановые тренировки, занятия и корабельные боевые учения. По прибытии в Мурманск состоялись торжественные мероприятия, посвященные вхождению пограничного сторожевого корабля «Полярная звезда» в состав Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району.
Головной ПСКР проекта 22100 (шифр «Океан») «Полярная Звезда“ (заводской номер 111) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» по контракту № 6-2011 с Пограничной службой ФСБ России от 26 декабря 2011 года. Разработчик проекта 22100 – АО „Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз“. Корабль был заложен в Зеленодольске 30 мая 2012 года, спущен на воду 21 мая 2014 года и в мае 2015 года отбуксирован по внутренним водным путям из Зеленодольска в Санкт-Петербург и затем в Кронштадт, где прошел дооснащение, швартовные испытания и подготовку к испытаниям. Первый выход на заводские ходовые испытания состоялся из Кронштадта 9 октября 2015 года. Однако испытания затянулись и «Полярная Звезда» вошел в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России только 17 декабря 2016 года.
Ранее сообщалось, что российская Береговая охрана планирует, помимо головного корабля, заказать суммарно еще пять кораблей этого проекта. 9 апреля 2015 года Пограничная служба ФСБ России заключила с Зеленодольским заводом контракты № 13/К-343-15 и № 13/К-344-15 на постройку двух следующих пограничных сторожевых кораблей 1-го ранга проекта 22100 с заводскими номерами 112 и 113. Оба корабля должны быть поставлены к 1 декабря 2019 года в Мурманск. Стоимость каждого ПСКР определена в 8,663772636 млрд рублей. ПСКР с заводским номером 112 был официально заложен в Зеленодольске 15 июня 2015 года, затем была начата постройка и ПСКР с заводским номером 113.
В то же время 20 ноября 2015 года генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Ренат Мистахов заявил, что Пограничная служба ФСБ России по финансовым причинам отложила заключение контракта на постройку на данном предприятии еще двух больших пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) 1-го ранга проекта 22100 (шифр «Океан») – четвертого и пятого в серии. Заключение контрактов на них возможно только в 2017-2018 годах.
«Полярная Звезда“ стал самым крупным ПСКР, построенным в постсоветский период.
http://bmpd.livejournal.com


ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН»

В начале 2000-х годов встал вопрос о необходимости создания пограничного сторожевого корабля ледового плавания для использования в арктической зоне в целях защиты интересов нашей страны в высоких широтах. На тот момент ни Российская Федерация, ни другие государства, «положившие глаз» на природные ресурсы данного региона планеты, такими кораблями не располагали.
В ту пору Северное ПКБ совместно с Пограничной службой ФСБ работало над определением концепции такого корабля. Предполагалось объявить тендер от ФСБ на разработку с участием СПКБ и других предприятий. По замыслу сторожевое судно ледового плавания должно самостоятельно идти во льдах толщиной как минимум до полутора метров и не должно оказаться «слабее» тех гражданских судов с ледовым усилением, которые возят грузы по Северному морскому пути (СМП). По мнению специалистов, двух типоразмеров таких судов вполне достаточно для обеспечения экономических интересов России и охраны ее морских границ по всему побережью Северного Ледовитого океана в пределах как минимум морской экономической зоны России.
В настоящее время уже ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России.
Корабль является многофункциональным, обладает высоким боевым потенциалом и способен участвовать в полномасштабных спасательных операциях. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 тыс. миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет аналогов. Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКр проектов 11351 и 97П.
В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.

Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек. Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Петербургская фирма «Транзас» для корабля спроектировала и изготовила навигационно-тактический комплекс. Так же в «Транзасе» завершены работы и испытания комплексной системы видеонаблюдения для пограничного сторожевого корабля проекта 22100 «Океан». В рамках опытно-конструкторских работ были выполнены работы по проектированию и созданию морской и взрывобезопасной системы видеонаблюдения корабельного базирования, способной работать на 3 операционных системах: MS Windows, Linux и МСВС.
Созданная система видеонаблюдения имеет широкий перечень аналитических функций, необходимых в судовых условиях, неограниченное число рабочих мест с правами разграничения доступа и способна работать с неограниченным количеством цифровых (IP) и аналоговых камер видеонаблюдения. Вся система построена на базе расширяемой сетевой структуры, встроена и интегрирована с бортовыми системами корабля.
В 2012 г. Головной филиал «НПО «Винт» ОАО «ЦС «Звездочка» подписал контракт с Зеленодольскиим заводом им. А.М. Горького на поставку винтов регулируемого шага, подруливающего устройства специального исполнения и системы управления для пропульсивного комплекса на пограничный патрульный корабль 1-го ранга проекта 22100 «Океан» разработки ЦМКБ «Алмаз». Система управления, специально разработанная для данного корабля, обеспечивает комплексное управление ВРШ, главным двигателем, редуктором и электроприводом патрульного хода.
В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.
В августе 2014 года Холдинг «Системы управления» (входит в «Объединенную приборостроительную корпорацию» Госкорпорации Ростех) завершил поставку уникального многофукнционального комплекса связи «Буран-6М» для головного пограничного сторожевого корабля нового поколения проекта 22100 «Океан».
Автоматизированный комплекс связи «Буран-6М», установленный на «Океане», изготовлен на одном из предприятий «Систем управления» – НИИ «Нептун». Комплекс обеспечивает связь между кораблями в группе и береговыми пунктами управления, передачу данных на летательные аппараты корабельного и берегового базирования, прием и передачу файлов по радиоканалам, обмен данными с корабельной боевой информационно-управляющей системой, документированное ведение связи. В комплексе «Буран» внедрен режим «Привод» летательных аппаратов, который обеспечивает взлет и посадку корабельных вертолетов с учетом всех требований безопасности, принятых в гражданской и военной авиации.
ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» 21 мая 2014 года спустили на воду головной пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» (заводской № 111) проекта 22100 «Океан». 22 мая 2015 года к Санкт-Петербургу подошел самый загадочный пограничный сторожевой корабль последних лет. Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году.
Несмотря на санкции в отношении дизелей MTU, которые предполагалось ставить на эти корабли, планы их строительства сохраняются. В апреле 2015 года Федеральная служба безопасности (ФСБ) России заказала постройку двух пограничных сторожевых кораблей проекта 22100 «Океан» (заводские номера 112 и 113). Соответствующие заявки от имени войсковой части 55056 размещены на портале госзакупок. Корабли должны быть поставлены до 1 декабря 2019 года в Мурманск. Заказ оформлен в виде закупок у единственного поставщика. Общая сумма, отпущенная на оба корабля, составляет 17,32 миллиарда рублей. Корабли будут переданы в ведение Береговой охраны Пограничной службы ФСБ.

СЕРИЯ
• «Полярная звезда» (заводской № 111) закладка 30.05.2012, спуск на воду 21.05.2014
• заводской № 112
• заводской № 113

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стандартное водоизмещение около 2700 тонн
длина, максимальная 91,80 м
ширина, максимальная 14,80 м
Усиленный ледовый класс.
Мореходность неограниченная.
Энергетическая установка состоит из германских дизельных двигателей MTU.
Скорость полного хода более 20 узлов,
Дальность плавания экономическим ходом до 12 000 миль,
Автономность до 60 суток.
Экипаж 41 чел.

ВООРУЖЕНИЕ

76-мм универсальную автоматическую артиллерийскую установку АК-176М,
2 х 14,5-мм пулеметные установки
Вертолет постоянного базирования класса Ка-27ПС в ангаре (возможно базирование БЛА Gorizont G-Air S-100)
Автоматизированный комплекс связи «Буран-6М»

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 04.04.2015 + доп.

ДОПОЛНЕНИЕ:
В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 «Рубин» (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ.
Основным конкурентом «Рубина» на тендере был ПСКР проекта 22100 с двумя газовыми турбинами разработки ЦМКБ «Алмаз». По новой программе предполагалось строительство патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких судостроительных заводах.

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион»

На одной из международных военно-технических выставок ЦМКБ «Алмаз» был предоставлен проспект пограничного варианта корабля проекта 22100. Но тогда были другие требования на этот корабль, и он имел намного меньшее водоизмещение, чем в настоящее время. А сам ПСКР очень напоминает проект 22500 аналогичного назначения разработки Северного ПКБ.

Источники: bmpd.livejournal.com/245083.html, http://bastion-karpenko.narod.ru/22100.html, www.oborona.ru, www.forss.ru/projects/shipbuilding/22100/, www.trancons.ru/news/2013_12_27, Лента.ру и др.

ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН». НОВОСТИ 2015-2016
ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН». НОВОСТИ 2012-2014
ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» 26 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА ВЫШЕЛ В МОРЕ
МОДЕЛЬ ПОГРАНИЧНОГО СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 22100 НА МВМС-2015
НОВЕЙШИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» ПРОЕКТА 22100 ПРИБЫЛ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. A.M. ГОРЬКОГО
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»