ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21820 «ДЮГОНЬ»
LANDING CRAFT PROJECT 21820 «DUGON»



ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21820 «ДЮГОНЬ»

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии.
Разработан ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева (Нижний Новгород). Предназначен для транспортировки и высадки войск. Планируется оснастить «Дюгонь» дизель-газотурбинной энергетической установкой (с газотурбинным двигателем М70ФРУ мощностью 14 тыс. л.с.). Первоначально планировалось установить на корабле дизельную энергетическую установку мощностью 18 тыс. л. с. (два дизельных двигателя М507А-2Д). Может перевозить 140 т грузов, в том числе десантников и боевую технику (три танка или пять БТР).
Еще в конце 1990-х годов учитывая пожелания вероятных покупателей катеров на воздушной каверне, предполагающих использование их в качестве автономных средств, АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» разработало проект большого скоростного десантного катера типа «Шельф», имеющего следующие основные ТТХ:
Водоизмещение полное, т 300
Длина наибольшая, м 45
Ширина, м 7,6
Осадка в грузу, м 2,2
Грузоподъемность, т 120
Скорость хода, уз. 30
Дальность плавания, миль 300
Мореходность, балл. 5
Экипаж, чел. 6
В десантном варианте он сможет десантировать два танка по 60 тонн каждый или подразделение морской пехоты с техникой в пределах вместимости и грузоподъемности. Размеры грузового трюма позволяют разместить три боевые машины пехоты типа БМП-З или три бронетранспортера типа БТР-80. По желанию заказчика, возможны другие варианты использования катера. В каждом из них можно перевозить грузы и технику с проведением погрузочно-разгрузочных работ в условиях необорудованного в инженерном отношении берега. Катер предназначен для использования в морях и на крупных озерах в странах с разными климатическими условиями. Предполагается широкое использование оборудования различных отечественных и зарубежных фирм, а также применение автоматизированных систем управления и контроля. Корпус – из коррозиестойких алюминиево-магниевых сплавов.
Десантные катера проекта 21820 обладают уникальными характеристиками и фактически не имеют аналогов в мире. Они предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колесной и гусеничной техники. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны на днище, мощными дизелями М507А-2Д и вентилируемыми водометными движителями.

Отличительная его черта – искусственная воздушная каверна на днище для достижения высокой скорости хода и экономичности при движении. Этот способ динамического принципа поддержания (ДПП) не требует сложных конструктивных решений и больших энергозатрат. Кроме того, плавсредства с воздушной каверной при одинаковой грузоподъемности со своими «собратьями» на ДПП имеют меньшие габариты, более экономичны и проще в эксплуатации. Предшественник «Дюгоня», до сих пор не имеющий мировых аналогов, – скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», также разработанный в ЦКБ по судам на подводных крыльях. Он может перевозить грузы и технику общей массой до 45 т со скоростью 30 узл. при состоянии моря до двух баллов (27 узл. – до трех баллов). Мореходность – 5 баллов. Длина – 25,6 м, ширина – 5,8 м, осадка – 0,42 м (носом) и 1,48 м (кормой). При полном водоизмещении 99,7 т способен доставлять и высаживать на необорудованный берег людей и грузы на расстояние до 600 миль. Оснащен двумя дизелями марки М503А мощностью 4000 л.с. (2940 кВт) каждый. Автономность катера по запасам провизии и воды – одни сутки. «Дюгонь» намного совершеннее «Серны». У него низкая заметность, большее водоизмещение позволило в разы увеличить грузоподьемность и десантовместимость, скорость, дальность плавания, мореходность, при габаритной осадке такой же, как у «Серны», оснащен эффективным вооружением огневой поддержки десанта. Нет сомнения и в его большом экспортном потенциале.

На сегодняшний день в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».
21 июня 2012 года на Ярославском судостроительном заводе состоялась торжественная церемония закладки второго десантного катера проекта 21820.
Контракт на строительство серии катеров этого проекта подписан между открытым акционерным обществом «Ярославский судостроительный завод» и Министерством обороны России 23 июня 2011 г. В ознаменование 200-летия Отечественной войны 1812 года принято решение увековечить память героев в наименованиях серии десантных катеров. Катеру зав. №701 присвоено действительное наименование «Денис Давыдов». Катер зав. №702 будет носить имя «лейтенант Римский-Корсаков»
Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее.
Современные концепции ведения боевых действий на море предусматривают активные действия военных флотов против береговых объектов, поэтому появление «Дюгоней» в составе ВМФ РФ – это и повышение его боевых возможностей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Полное водоизмещение – 280 т
Длина – 45 м
Ширина – 8,5 – 8,6 м
Осадка – 1,9 м
ГЭУ два дизеля типа М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.
Движители вентилируемые водометные
Скорость полного хода до 50 узлов
Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 м — 35 узлов
Дальность плавания — 500 миль
Экипаж 6 человек.

ДЕСАНТОВМЕСТИМОСТЬ:

Грузоподъемность катера – 140 т
Размеры грузового трюма — 27х6,8х2,34 м
Десант: три танка или пять БТР.

Источники: yarshipyard.com, army-news.ru, Военный Парад №4-2009, ИАА «ПортНьюс» и др.

ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21820 «ДЮГОНЬ». НОВОСТИ

ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР «МИЧМАН ЛЕРМОНТОВ» ПРОЕКТА 21820 ПОКАЗАЛИ НА МВМС-2019
ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР «МИЧМАН ЛЕРМОНТОВ» ПРОЕКТА 21820 НА МВМС-2019. ЧАСТЬ 1
ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР «МИЧМАН ЛЕРМОНТОВ» ПРОЕКТА 21820 НА МВМС-2019. ЧАСТЬ 2
ПОДЪЕМ АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА БЫЛ НА ДЕСАНТНОМ КАТЕРЕ «ДЕНИС ДАВЫДОВ» ПРОЕКТА 21820
В БРИГАДЕ ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ ТОФ – ПОПОЛНЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ