КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385

CORVETTE TYPE «GREMYSHII» PROJECT 20385


КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385

Корвет «Гремящий» (заводской номер 1005) является головным строящимся на «Северной верфи» корветом проекта 20385 в серии из двух кораблей данной модификации.«Гремящий» был заложен 1 февраля 2012 года, а второй корвет проекта 20385 «Проворный» (заводской номер 1006) – заложен 26 июля 2013 года. Оба корабля строятся по заключенному предприятием с Министерством обороны Росссии государственному контракту № 253/05/2/К/0546-06 от 27 марта 2006 года. По дополнительному контракту, заключенному с Министерством обороны в 2011 году, предполагалось строительство на «Северной верфи» к 2020 году еще восьми корветов проекта 20385, однако пожелания дальнейшего совершенствования проекта и широкое использование на данном проекте импортных комплектующих, включая германские главные дизельные двигатели MTU, попавших после 2014 года под санкционные ограничения, привели к решению ВМФ России ограничить серию проекта 20385 всего двумя заложенными по контракту 2006 года кораблями.
На Судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге 1 февраля 2012 г. состоялась торжественная церемония закладки нового фрегата «Адмирал Головко» (типа «Адмирал Горшков») проекта 22350 и первого головного корвета «Гремящий» проекта 20385 для Военно-Морского Флота России.
Многоцелевые корветы (сторожевые корабли) предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. Соответственно, на кораблях размещены артиллерийский, ракетные и противолодочный комплексы, а также комплекс радиоэлектронной борьбы. Кроме того, в арсенале корветов несколько гидроакустических станций и комплексов. Впервые на корабле столь небольшого водоизмещения установлен ангар, в котором может размещаться один вертолет Ка-27. Наличие вертолета значительно повышает возможности обнаружения и уничтожения подводных лодок, а также выполнения других специальных задач. Корабли проекта 20385 строятся с использованием технологии «стелс». Благодаря оригинальной архитектуре и использованию композитных материалов в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность. Применяемые при строительстве композитные материалы и сплавы разработаны одним из мировых лидеров в создании новых материалов – петербургским ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей». Они были внедрены еще при строительстве серии корветов проекта 20380. Опыт эксплуатации четырех корветов проекта 20380 подтвердил правильность применения этих материалов и принципиальных конструкторских решений.
25 июля 2013 года, в канун Дня Военно-морского флота, на Судостроительном заводе «Северная верфь» состоялась торжественная церемония закладки первого серийного корвета проекта 20385, Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ кораблю присвоено имя «Проворный» (заводской номер 1006), это уже двенадцатый по счету корабль российского ВМФ с этим именем и шестой корабль серии 20380/20385 принятых к строительству на Северных верфях.

Российские корветы проекта 20385 могут быть оснащены принципиально новым радиотехническим вооружением. Речь идет о многофункциональном радиолокационном комплексе, который позволит значительно усилить «зрение» корвета. Он будет видеть дальше, больше и точнее. Отдельные элементы многофункционального радиолокационного комплекса были представлены на стенде компании «Заслон» в рамках Международного военно-морского салона в Петербурге.
На МВМС-2015 компания НТЦ «Заслон» представила многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон» для перспективных надводных кораблей ВМФ России. В него входят радиолокационный комплекс S диапазона и радиолокационная станция X диапазона, другие радиоэлектронные средства. Все системы установлены в интегрированную башенномачтовую конструкцию ИБМК корабля и связаны со штатными средствами корабля. Предприятие показало на МВМС-2015 полномасштабный макет блока АФАР РЛС X диапазона МФ РЛК «Заслон».
На приведенном на Салоне видеоролике мачта установлена на корвет типа «проект 20382″. Комплекс способен обнаруживать воздушные цели с ЭПР=1 кв. м на дальности до 75 км и низколетящие на 0,9-0,95 дальности радиогоризонта. При этом количество определяемых координат цели – 3. Максимальная дальность обнаружения излучаемых радиоэлектронных систем до 300 км, количество сопровождаемых целей – более 100.
Данная система способна создавать активные помехи в зоне до 360 град. в диапазоне частот X и Ku.
С целью эффективного управления и взаимного обмена информацией сторожевой корабль проекта 20385 оснащен современным автоматизированным комплексом связи разработки и производства ЗАО «ПКБ «РИО».
Постройка обоих заложенных корветов проекта 20385 также сильно затянулась ввиду непоставки для них главных дизельных двигателей MTU. 30 января 2015 года Министерство обороны России заключило с «Северной верфью» дополнительное соглашение № 3/1/1/0053-Д17-15-ДГОЗ на достройку обоих корветов проекта 20385 с дизельными двигателями российского производства – дизельными агрегатами 1ДДА-12000 производства АО «Коломенский завод» (устанавливавшимися на первые четыре построенных на «Северной верфи» корвета проекта 20380 с заводскими номерами 1001 – 1004). Каждый корвет получает два дизельных агрегата, в состав одного агрегата 1ДДА-12000 входят два главных судовых двигателя 16Д49 мощностью 6000 л.с. производства Колменского завода и реверс-редукторные передачи РРД 12000, выпускаемые АО «Звезда».
Установка российских дизельных двигателей на корветы осуществляется во исполнение Решения Министерства обороны России № 235/1/1/2335 о порядке замещения импортного оборудования в процессе строительства корветов проектов 20385 и 20380 с заводскими номерами 1005 – 1008, принятого после введения санкций и отказа немецкого концерна MTU от поставки силовых установок. Восемь комплектов агрегатов 1ДДА-12000 для указанных четырех корветов были заказаны «Северной верфью» на АО «Коломенский завод» в мае 2015 года по цене более 577 млн рублей за агрегат, с поставкой с третьего кварта 2016 года по третий квартал 2017 года.

Судостроительный завод «Северная верфь» в начале 2016 года начал подготовительные работы для монтажа главных двигателей на корвете «Гремящий» проекта 20385. Главные двигатели производства Коломенского завода начнут поступать на Верфь в первом квартале 2016 года. Их поставка осуществляется в рамках программы импортозамещения – по проекту на корветы этой серии ранее должны были устанавливаться двигатели компании MTU (Германия). Сейчас ЦМКБ «Алмаз», разработчик проекта, завершает его корректировку с учетом замены двигателей и их производителя. Для Коломенского завода данный тип двигателя является серийным, в него внесен ряд улучшений в части эксплуатационных характеристик, в том числе увеличена надежность.
Сейчас на «Гремящем» ведется обработка фундаментов под главные двигатели. У корвета сформирован корпус и надстройка, монтируются механизмы и оборудование, выполняются грунтовка и изоляция помещений. До конца I квартала судостроители планируют начать электромонтажные работы. Спуск корабля на воду и начало испытаний состоятся в 2017 году.
Всего на Северной верфи ведется строительство четырех корветов: двух («Гремящий» и «Проворный») – по проекту 20385 и двух («Ретивый» и «Строгий») – по улучшенному проекту 20380. На «Проворном» в ближайшие месяцы завершится формирование корпуса. Также в этом году предполагается завершить формирование корпусов двух корветов проекта 20380, их сдача Военно- морскому флоту планируется в 2018 году.

На Северной верфи 30 июня 2017 года состоялся спуск на воду головного корвета «Гремящий» проекта 20385. Проект 20385 разработан ЦМКБ «Алмаз». В строительстве «Гремящего» принимает участие более сотни основных поставщиков, локализованных по России от Хабаровска до Махачкалы, а всего – более трех тысяч контрагентов.
Команду на спуск погружного дока с кораблем дал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации – генеральный директор «Северной верфи» Игорь Пономарев. Корвет «Гремящий» предполагалось передать ВМФ РФ до конца 2018 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение до 2200 тонн
Размеры:
- длина 104 – 105 метров,
- ширина – 13 метров,
- осадка – 7,95 метров
Главная энергетическая установка: Два дизель-дизельных агрегата 1ДДА-12000 (дизель-дизельная фирмы MTU по первоначальному проекту)
Скорость хода 27 узлов,
Дальность плавания – 3500 миль
Автономность – 15 суток
Экипаж – 99 человек.

ВООРУЖЕНИЕ:

Универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК» с унифицированной пусковой установкой на 8 ячеек под несколько типов ракет – противокорабельных и для стрельбы по береговым целям
Зенитный ракетный комплекс «Редут» с ЗУР 9М96 и 9М100 (боекомплект от 16 до 64 ракет),
Артиллерийское вооружение:
- 100-мм артиллерийская установка А-190-01,
- два 30-мм зенитных автомата АК-630М
Противолодочное вооружение: комплекс «Пакет»
Авиационное вооружение:
- противолодочный вертолет Ка-27
- ангар

Источники: ВТС «БАСТИОН», СЗ «Северная верфь», ЦМКБ «Алмаз», www.pkb-rio.com, bmpd.livejournal.com и др.

КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385. НОВОСТИ 2016-2017
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385. НОВОСТИ 2015-2016
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385. НОВОСТИ 2012-2014

СПУСК НА ВОДУ КОРВЕТА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385. 30.06.2017. ЧАСТЬ 1
СПУСК НА ВОДУ КОРВЕТА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385. 30.06.2017. ЧАСТЬ 2
НА КОРВЕТ «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385 НАЧАТА ПОГРУЗКА ГЛАВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВОГО КОРВЕТА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385. СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ, 25.07.2013 Г. ФОТОРЕПОРТАЖ
ЗАКЛАДКА ФРЕГАТА «АДМИРАЛ ГОЛОВКО» ПРОЕКТА 22350 И КОРВЕТА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385, 1 ФЕВРАЛЯ 2012 Г.(ФОТОАЛЬБОМ)
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКЛАДКИ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО КОРВЕТА «ПРОВОРНЫЙ» ПРОЕКТА 20385. СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ, 25.07.2013 Г. ФОТОРЕПОРТАЖ
МОДЕЛЬ КОРВЕТА ТИПА ПРОЕКТ 20380 С УСИЛЕННЫМ РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ НА МВМС-2017
МОДЕЛЬ КОРВЕТА ТИПА «СТЕРЕГУЩИЙ» (ВОЗМОЖНО ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ПРОЕКТА 20385)(МВМС-2011, ФОТОАЛЬБОМ)
МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20380 ТИПА «СТЕРЕГУЩИЙ»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАСЛОН»
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»