ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ КОРВЕТ «СТЕРЕГУЩИЙ» ПРОЕКТА 20380

THE FIRST RUSSIAN CORVETTE «STEREGUSHCHY» PROJECT 20380


ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ КОРВЕТ «СТЕРЕГУЩИЙ» ПРОЕКТА 20380

16 мая 2006 года на Судостроительном заводе «Северная верфь» состоялся спуск на воду головного корвета «Стерегущий» проекта 20380. В мероприятиях приняли участие Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота В.В.Масорин, губернатор С.-Петербурга В.И.Матвиенко, генеральный директор ЗАО «Объединенная промышленная корпорация» А.В.Гнусарев, генеральный директор ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» А.С.Бузаков.
Первые предложения по малому сторожевому кораблю – корвету для поставки на экспорт ЦМКБ «Алмаз» подготовило в середине 1990-х годов. Тогда надежды на государственную поддержку оборонного комплекса были сведены практически к нулю, и предприятиям приходилось самостоятельно пытаться выйти из критического положения. Поэтому в это время появилось много проектов кораблей и катеров специально предназначенных для поставки за пределы России.
Тогда корвет ЦМКБ «Алмаз» имел водоизмещение около 1350 т, длину – 93 м, ширину – 12,4 м и осадку порядка 3,5 м. На корабле предлагалось установить энергетическую установку типа CODAG, состоящую из двух газовых турбин мощностью по 8000 kW и двух дизелей по 3970 kW. Вооружение включало одну 100-мм или 76-мм артустановку, одну – две малокалиберные системы или ЗРАК, 2х4 противокорабельных ракет типа Х-35Э, 2х2 пусковые установки для противолодочных ракет. Этому проекту так и не суждено было сбыться.
В конце 1990-х гг. ВМФ России объявил тендер на проектирование малого сторожевого корабля (корвета) для своего ВМФ. В нем приняли участие ведущие проектно-конструкторские бюро России. В ходе конкурсных работ ЦМКБ «Алмаз» (Генеральный директор – Генеральный конструктор А.А.Шляхтенко) предложило свое видение подобного корабля, было подготовлено семь его вариантов. В результате рассмотрения эти предложения были признаны победителем в тендере и ЦМКБ поручили разработку эскизного проекта. Через год бюро представило эскизный проект нового корвета, который был рассмотрен и утвержден в начале 2001 года. Работы велись под руководством главного конструктора И.Н.Иванова. Технический проект выполнялся в том же 2001 году, в конце этого же года он был утвержден. При проектировании корабля особое внимание уделялось внедрению технологий «Стелс» и повышению живучести, так же вся электроника корвета создана с использованием новой элементной базы. Средства командных и боевых постов интегрированы в единую автоматизированную систему, которая позволяет оценивать обстановку и принимать решения в реальном масштабе времени.

В ходе проектирования корвета были применены самые современные технологии и технические решения, используемые в военном судостроении. В частности, модульный принцип строительства корабля не только снижает производственные затраты, но и обеспечивает его высокий модернизационный запас в течение всего жизненного цикла (30 лет). В процессе строительства серии и при модернизации предусмотрено устанавливать на корабль более совершенное оружие и технические средства. Корвет проекта 20380 стал первым кораблем, спроектированным под новые задачи ВМФ России.

Важнейшей системой корабля является интегрированная система ГКП, она обеспечивает: сбор, обработку н отображение информации обо всех видах обстановки как от собственных источни¬ков информации, так и от взаимодействующих сил; оценку обстановки и выработку решении на ведение боевых действий как одиночного корабля, так и тактической группы; тактическое и информационное взаимодействие с другими силами; применение оружия одиночно и в группе; тактическое маневрирование и безопасность плавания.
Вскоре ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» выиграло конкурс на строительство для российского ВМФ серии корветов типа «Стерегущий». Как известно основными акционерами завода являются ЗАО «Объединенная Промышленная Корпорация» – 72,23% и Российский федеральный фонд имущества (РФФИ) – 20,96%.
С целью сокращения сроков строительства корабля ЦМКБ, не ожидая окончания технического проекта, разработало рабоче-конструкторскую документацию закладного блока, что позволило 20 декабря 2001 года заложить головной корвет «Стерегущий» (зав. №1001) проекта 20380 на ОАО СЗ «Северная верфь». С этого момента, как считают специалисты, фактически началось возрождение флота России XXI века, а корвет стал первым кораблем морской зоны IV поколения. Главным строителем проекта был назначен А.Гуляшев. Создание корабля дало мощный толчок к возрождению российской промышленности в части развития высокий технологий. В проект внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. В создании головного корабля серии корветов для ВМФ РФ приняли участие свыше 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий, в том числе «Аврора», «Альтаир» (МНИИРЭ), Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод, Туламашзавод, ЦНИИ им. Крылова, ЦНИИ ТС, ЦНИИ «Гранит», ОАО «НИИ резиновых покрытий и изделий» и др.
Второй заказ серии – корвет «Сообразительный» – был заложен в мае 2003 года. Корвет «Бойкий» для ВМФ России был заложен 27 июля 2005 года, он стал третьим в серии сторожевых кораблей, строящихся для ВМФ на «Северной верфи» по проекту 20380. Передача корвета «Стерегущий» ВМФ РФ запланирована на начало 2007 года. На первом серийном корвете «Сообразительный» завершено формирование корпуса, на втором серийном «Бойкий» ведутся корпусные работы. В текущем году намечено приступить к строительству третьего серийного корабля.

Многоцелевые корабли типа «Стерегущий» водоизмещением около 2000 т будут являться самыми массовыми российскими боевыми надводными кораблями. Этот проект полностью отвечает современным тенденциям мирового кораблестроения и являет¬ся оптимальным сочетанием высокой степени во¬оруженности корабля при минимальном водоиз-мещении и высоких динамических качествах. По предварительной программе предполагается построить до 20 кораблей данного проекта.
Многоцелевой корабль морской зоны проекта 20380 (класса «Стерегущий») предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, для обеспечения ПВО, а также для артиллерийской поддержки высадки и действий морского десанта.
Что же из себя представляет корвет проекта 20380? Прежде всего это малый ударный корабль водоизмещением около 2000 т, его общая длина – 105 м, длина по ватерлинии – 90 м. Максимальная скорость корвета 27 узлов. Дальность автономного плавания на скорости 14 узлов в 4000 миль обеспечивается дизельной энергетической установкой. Экипаж корабля с учетом группы обслуживания вертолета составляет 100 чел. Корабль оснащен новыми образцами российского оружия и радиоэлектронного и гидроакустического вооружения для решения задач УРО, ПВО и ПЛО.

Состав вооружения корвета сбалансирован по задачам и источникам целеуказания. Все системы корабля, в том числе и боевые, управляются при помощи современнейших интегрированных информационных систем, разработанных на российских предприятиях. Корабль имеет мощное ракетное, позволяющее действовать в радиусе 120 км, а в перспективе – и 250 км, а так же противолодочное, зенитное и артиллерийское вооружение.

На корабле установлена РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2». Корабельный вариант РЛК «Фуркэ-Э» создан в ВНИИРТ на базе СОЦ комплекса «Панцирь-С1»
Развитием РЛС ЦУ является Многофункциональный радиоэлектронный комплекс (МРЭК), созданный и изготовленный концерном «Гранит-Электрон». Принципы работы МРЭК основаны на получении данных по собственным активно-пассивным и внешним информационным каналам с обеспечением работы в едином информаци¬онном поле кораблей тактической группы и авиацион¬ных средств разведки и целеуказания.
МРЭК обеспечивает:
- автономное освещение дальней надводной обстановки;
- взаимодействие с авиационными источниками освещения надводной обстановки, разведки и целеуказания;
- обмен информацией о дальней надводной обстановке с аналогичными МРЭК, установ-ленными на кораблях тактической группы, в том числе с использованием собственных каналов взаимного обмена информацией (ВЗОИ);
- сбор и совместную обработку информации, получаемой от собственных и внешних источников;
- выработку и выдачу целеуказания в корабельную автоматизированную систему управле¬ния ракетным (торпедным) оружием, а также выдачу данных о дальней надводной обстановке в информационно-управляющую систему корабля.
В МРЭК использован единый для всех каналов стабилизированный антенный пост, что позволяет обеспечить унификацию и минимальные габариты, а также возможность установки на кораблях различных классов.
Вариативность применяемых интерфейсов позволяет сопрягать МРЭК и РЛС с различ-ными внешними системами как российского, так и иностранного производства.
12 января 2006 года на МЗ «Арсенал» была изготовлена пусковая СМ-588 в рамках ОКР «Пакет». Изделие передано в ОАО «Северная верфь для установки на головной корвет проекта 20380 для ВМФ России.
ООО «НПП «Альфа-М»» в 2007 году произвело внедрение ОСПВ на головном сторожевом корабле проекта 20380 (корвет «Стерегущий») на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»» г. Санкт-Петербург, в октябре 2007 г. завершены испытания ОСПВ на ГИ корвета «Стерегущий», в августе 2007 г. завершены испытания ОСПВ на ЗХИ корвета «Стерегущий».
Опытный образец изделия «Заря-2», изготовленный в рамках ОКР «Заря – 85» по гос. контракту №ЕГ-24-87 от 21.09.87/23.09.92 с войсковой частью 31270. В соответствии с решением в/ч 31270, 87415 и ОАО «Таганрогский завод «Прибой» о порядке восстановления опытного образца изделия «Заря-2» на заказе 1001 проекта 20380 с использованием стендового образца №253/10/5912 от 07.11.2008г. восстановление работоспособности ГАК «Заря-2» проводится в два этапа:
Первый этап: начало работ с 2009 г., – проведено восстановление работоспособности основных режимов работы ГАК «Заря-2» за счет замены затопленных приборов, блоков и узлов опытного образца на аналогичные устройства из состава стендового образца изделия «Заря-2» и ЗИП-О для обеспечения решения заказом зав. №1001 основных задач с временным снижением отдельных тактико-технических характеристик по согласованному с НИЦ РЭВ ВМФ и командиром заказа перечню.
Второй этап: восстановлены демонтированные с заказа зав. №1001 приборы, блоки ЗИП-О ГАК «Заря-2» в условиях завода-изготовителя (ОАО «Таганрогский завод «Прибой»), доставлены и установлены на заказе зав. №1001. Окончание работ в 2011 г.
В период с апреля по июнь 2010 г. проведены межведомственные испытания доработанного ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» в составе стендового образца изделия «Заря-2» в соответствии с «План – графиком доработки ЦВК изделия «Заря-2» на отечественных ЭВМ «Эльбрус-90» по результатам первого этапа испытаний подсистем СВС», утвержденным Решением в/ч 31.03.2008г. №253/10/1742. Доработанный ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» доставлен и установлен на заказе зав.№1001 для проведения предварительных (контрольных) испытаний в 2011 г. Ведутся настроечные работы.
В конструкции корветов проекта 20380 широкое применение нашли технологии «стелс», благодаря чему корабль имеет меньшую заметность в радиолокационном, инфракрасном и видимом (оптическом) диапазонах. Принцип «малой заметности» применен при формировании надстройки корабля, радиопрозрачной башенно-мачтовой конструкции, интегрированной рамной конструкции под главные двигатели из принципиально новых композитных материалов со свойствами радиопоглощения и шумопоглощения. В качестве материала надстройки применены трудногорючие стеклопластики со свойствами радиопоглощения.
Кроме российского ВМФ корабли типа «Стерегущий» могут быть использованы в морских частях пограничной службы и береговой охране. Как известно, для длительного патрулирования территориальных вод и исключительной экономической зоны открытых морей Тихого и Северного Ледовитого океанов в целях охраны морских биоресурсов и обеспечения экологической безопасности целесообразно использовать многофункциональные пограничные корабли водоизмещением 1000-1800 т с вертолетом ангарного хранения. В ЦМКБ «Алмаз» уже выполнены проработки пограничного корабля проекта 20380П, в том числе и с оружием зарубежного производства.
ЦМКБ «Алмаз» на выставке Euronaval 2004 года в Ле Бурже представило многоцелевой корабль проекта 20382 «Тигр» – аналог корвета «Стерегущий» Для иностранных заказчиков корветы будут предлагаться с различными комплексами оружия, по одному из них на нем будут: ударные ракеты «Яхонт» (8 ракет) или «Уран-Э» (16 ракет), противолодочные – «Медведка-ВЭ» (6 ракет), зенитное – «Каштан-М», артиллерийское – А-190-5П-10Э с АУ калибра 100 мм, а также палубным вертолетом типа Ка-28. На корабле кроме российского вертолета Ка-28, проработана возможность базирования вертолетов типа Lynx.

Как заявил Начальник – генеральный конструктор ЦМКБ «Алмаз» А.Шляхтенко: «Вероятность поставок за рубеж корветов типа «Стерегущий» достаточно велика. Однако в нашей стране для подготовки контрактов на поставку требуются годы…».
Одним из первых конкурентов проекту 20382 может стать корвет проекта К130 ВМС Германии. Конкурс на его разработку и строительство выиграл консорциум ARGE К 130 во главе с компанией Blohm & Voss. Данные корабли предназначены дня замены ракетных катеров типа 148 и 143, которые после 2006 г. будут полностью выведены из состава ВМС. На корветах К130 при полном водоизмещении 1400-1800 т будут установлены ПКР «Гарпун» в контейнерных ПУ и ЗРК RAM с ЗУР ESSM , 76-мм и 27-мм АУ, а также будет предусмотрен ангар и ВПП для вертолета. Первый корвет из пяти заказанных для ВМС Германии был заложен 19 июля 2004 года. Ввод в строй головного корабля ожидается в 2007-2008 гг. Всего планируется построить 15 корветов типа «К-130″.

У корвета «Тигр», есть и российские конкуренты. Из них ближайшими являются проекты корветов водоизмещением 1800 и 1350 т Северного ПКБ. Первый из них обладает широкими боевыми возможностями, в основном из-за оснащения его универсальным ракетным комплексом «Club-N» с противокорабельными типа 3М54Э и противолодочными ракетами 91РЭ. Кроме того, корабль такого класса один из немногих имеет для поражения средств воздушного нападения зенитный ракетный комплекс не самообороны, как на других корветах, а ЗРК коллективной обороны типа «Штиль» с двумя пусковыми установками вертикального старта и новейшей системой управления. Дальность поражения воздушных целей ЗУР до 40 км, а максимальная высота – 20 км.

На корвете водоизмещением 1350 тонн предусмотрен тот же ракетный комплекс Club-N, что и на корвете водоизмещением 1800 т. Поэтому ударные и противолодочные возможности у этих корветов одинаковы. Минимизации водоизмещения удалось добиться за счет установки более легких и менее энергоемких видов вооружения, в частности зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан-М» в составе двух боевых модулей.

А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СОВРЕМЕННЫХ КОРВЕТОВ

Характеристики

Проект 20382

Корвет водоизмещением 1800 тонн

Корвет водоизмещением 1350 тонн

К 130

Разработчик

ЦМКБ «Алмаз»

Северное ПКБ

Северное ПКБ

Blohm & Voss

Страна

Россия

Россия

Россия

Германия

Водоизмещение, т

2000-2200

1800

1350

1840

Длина, м

100-104,5

97

84,5

89,12

Ширина, м

13

13

13

12,8

Осадка, м

3-3,5

3

2,6

Главная энергетическая установка

Дизельная – 4х6000 л.с. (или типа CODAG с двумя газовыми турбина по 10000 kW и двумя дизелями по 3750 kW)

типа CODAGобщей мощностью. 21900 kW

типа CODAG – одна газовая турбина М70Ф 1000kW и дизеля 18800 kW

Дизельная – 2х7400 kW

Скорость хода, узл:

Наибольшая

экономическая

26-27 (До 30)

14

27

14

31

26

15

Дальность плавания, миль

3500-4000

3500

4000

2500

Автономность, суток

15

15

15

7-21

Экипаж, человек

85

100

80

65

Ударное ракетное, кол-во и тип ПКР

2х4 «Уран-Э» или УПВ 8 «Яхонт»

1х8 CLUB-N

CLUB-N

4 ПКР Harpoon (или 2х2 RBS-15 Mk 3)

Зенитное ракетное, тип комплекса (боезапас ЗУР)

ПЗРК «Игла» (8-12), «Каштан» или «Каштан-М» (8)

2х8 «Штиль» (16 – 9М96Э)

1х«Каштан-М» (8)

2х21 RAM (42)

Артиллерийское, кол-во, тип артустановки, калибр

1х1 100-мм А-190Э, 2х6 – 30-мм АК-630

1х1 100-мм А-190Э, 2х6 – 30-мм АК-630

1х1 100-мм А-190Э

1х1 76,2-мм OTOMelara, две 27-мм MLG

Противолодочное, кол-во ТА, калибр

2х2ТА533-мм для стрельбы торпедами и ракетами (или 324-мм комплекс «Пакет-Э/НК» – 8 торпед)

4х1 400-мм ТА

4х1 400-мм ТА или 1х12 РПК-8Э (36)

-

Радиолокационное

«Позитив-MЭ», «Монумент-Э»

«Фрегат-МАЭ», «Гарпун-Бал-Э»

«Позитив-MЭ1»

TRS-3D

ГАК

«Заря-МЭ»

МГК-335-Em-03

МГК-335-Em-02

Авиационное

Вертолет типа Ка-28

Вертолет типа Ка-28

Вертолет типа Ка-28

вертолет или ДПЛА

МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20380 ТИПА «СТЕРЕГУЩИЙ»
КОРВЕТ “СТЕРЕГУЩИЙ» ПРОЕКТА 20380 НА МВМС-2011
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СТЕРЕГУЩИЙ» ПРОЕКТА 20380. ФОТОРЕПОРТАЖИ
СТЕРЕГУЩИЙ» ПЕРЕДАН ВМФ
СПУСК ГОЛОВНОГО КОРВЕТА «СТЕРЕГУЩИЙ» ПРОЕКТА 20380 16 МАЯ 2006 ГОДА
А.В.Карпенко «ДВЕ ВСТРЕЧИ С «СООБРАЗИТЕЛЬНЫМ»
КОРВЕТЫ «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ» И «СТЕРЕГУЩИЙ» В МОРЕ, 10 ИЮЛЯ 2011 Г. (ФОТО)

ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ СКР «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ» ПРОЕКТА 20380
КОРВЕТ «БОЙКИЙ» ПРОЕКТА 20380
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (КОРВЕТ) «СТОЙКИЙ» ПРОЕКТА 20380
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКЛАДКИ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО КОРВЕТА «ПРОВОРНЫЙ» ПРОЕКТА 20385. СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ, 25.07.2013 Г. ФОТОРЕПОРТАЖ
МОДЕЛЬ КОРВЕТА ТИПА «СТЕРЕГУЩИЙ» (ВОЗМОЖНО ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ПРОЕКТА 20385)(МВМС-2011, ФОТОАЛЬБОМ)
РЛС ОБЩЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ «ФУРКЭ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»