БОЛЬШОЙ АТОМНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «УРАЛ» ПРОЕКТА 1941 «ТИТАН»
A LARGE NUCLEAR-POWERED RECONNAISSANCE SPACESHIP «URAL» PROJECT 1941 «TITAN»

07.02.2014
Максимальная стоимость работ по утилизации надводного большого атомного разведывательного корабля (БАРЗК) «Урал» проекта 1941 (заводской номер С-810) определена в 691 млн. 967 тыс. руб.
Конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по утилизации БАРЗК «Урал» был объявлен Госкорпорацией «Росатом» в конце декабря 2013 года, а 5 февраля 2014 года срок подведения итогов конкурса был продлен до 14 марта. Срок выполнения работ – с даты заключения контракта по 30 октября 2016 года.
БАРЗК «Урал» был построен на Балтийском заводе и находился в составе Тихоокеанского флота с 1989 по 2001 год. Корпус и ЯЭУ аналогичны атомным ракетным крейсерам проекта 1144, но при этом «Урал» был оснащен множеством систем электронной разведки, связи, наблюдения. После списания корабль долгое время находился в отстое, а в 2008 году на заводе «Звезда» в Приморском крае начались работы по его утилизации, которые продлились до 2010 года. За это время было выгружено ядерное топливо, демонтирована часть оборудования и конструкций и потрачено 402,9 млн. руб.

12.05.2014
Большой атомный разведывательный корабль «Урал», входивший в состав Тихоокеанского флота, будет окончательно утилизирован. В начале мая в документацию к соответствующему конкурсу, объявленному на портале госзакупок, внесены очередные изменения. Всего на утилизацию корабля по этому конкурсу планируется израсходовать около 700 миллионов рублей,
сообщает ИА «Дейта» со ссылкой на сайт государственных закупок.

24.09.2014

Госкорпорация «Росатом» объявила повторный тендер по утилизации в Приморском крае крупнейшего в России атомного разведывательного корабля «Урал», начальная цена этого контракта составляет свыше 1,23 миллиарда рублей, что вдвое превышает первоначальную стоимость работ, соответствующая заявка размещена на портале госзакупок.
Место выполнения работ: бухта Большой Камень в Приморском крае. Электронный аукцион назначен на 5 ноября. Сроки завершения работ при этом сдвинулись на один год вперед — до 30 ноября 2017 года.
Как уточняется в документации, отработавшее ядерное топливо было выгружено из реакторов корабля и вывезено на переработку в конце 2009 года.
Как заявил РИА Новости ранее генеральный директор ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, парогенераторы и другие запчасти большого разведывательного корабля «Урал», списанного из состава ВМФ и ожидающего утилизации на дальневосточном заводе «Звезда», будут использованы для ремонта действующих атомных ледоколов.
РИА Новости

17.12.2015
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД-СУДОСТРОЕНИЕ ПЕРЕДАЛ ЦЕНТРАЛЬНОМУ ВОЕННО-МОРСКОМУ МУЗЕЮ МОДЕЛЬ АТОМНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО КОРАБЛЯ «УРАЛ»

В Центральном военно-морском музее (ЦВММ) состоялась торжественная передача в коллекцию ЦВММ модели самого большого в мире атомного разведывательного корабля «Урал» (ССВ-33), построенного на Балтийском заводе в 1988 году.
Модель создана в масштабе 1:100 и представляет собой точную копию уникального судна связи и управления «Урал» проекта 1941, оснащенного ядерной энергетической установкой.Длина экспоната 2 650 мм, ширина300 мм, ручная работа
Большой атомный разведывательный корабль«Урал» был заложен на Балтийском заводе в июне 1981 года, спущен на воду в 1983 году. В состав Военно-Морского Флота вошел в 1988 году.Выведен из состава ВМФ и списан в 2001 году.
«Урал» – очень сложный на момент создания корабль по своему насыщению средствами электронного вооружения, системами автоматики и спецустройствами. На корабле была установлена самая совершенная техника, в процессе испытаний которой требовалось решение сложных инженерных задач.
«Подобные кораблю «Урал» заказы для любого судостроительного завода – большой интерес и большая ответственность, – отметил генеральный директор Балтийского завода-Судостроение Алексей Кадилов. Мы гордимся, что макет корабля, построенного на Балтийском заводе, будет экспонироваться в Центральном Военно-морском музее, тем самым сохраняя историю военного атомного флота России».
«Скажу честно – нас не очень балуют подарками судостроительные предприятия, «Урал» – это вторая модель, которую мы получили с 2001 года, – отметил директор ЦВММ Руслан Нехай. – Балтийский завод – это колыбель создания атомных судов, которые сегодня так необходимы стране. Мы рады нашему сотрудничеству, которое, я уверен, продолжится, и с удовольствием и благодарностью принимаем эту модель, которая станет настоящим украшением нашей экспозиции».
ООО «Балтийский завод-Судостроение»

БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД-СУДОСТРОЕНИЕ ПЕРЕДАЛ ЦЕНТРАЛЬНОМУ ВОЕННО-МОРСКОМУ МУЗЕЮ МОДЕЛЬ АТОМНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО КОРАБЛЯ «УРАЛ»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ

20.12.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОДЕЛЬ АТОМНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО КОРАБЛЯ «УРАЛ» ПРОЕКТА 1941 В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ

В Центральном военно-морском музее (ЦВММ) состоялась торжественная передача в коллекцию ЦВММ модели самого большого в мире атомного разведывательного корабля «Урал» (ССВ-33), построенного на Балтийском заводе в 1988 году.
Модель создана в масштабе 1:100 и представляет собой точную копию уникального судна связи и управления «Урал» проекта 1941, оснащенного ядерной энергетической установкой. Длина экспоната 2 650 мм, ширина 300 мм, ручная работа
Большой атомный разведывательный корабль«Урал» был заложен на Балтийском заводе в июне 1981 года, спущен на воду в 1983 году. В состав Военно-Морского Флота вошел в 1988 году. Выведен из состава ВМФ и списан в 2001 году.
ВТС «БАСТИОН», 20.12.2015

МОДЕЛЬ АТОМНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО КОРАБЛЯ «УРАЛ» ПРОЕКТА 1941 В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ
БОЛЬШОЙ АТОМНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «УРАЛ» ПРОЕКТА 1941 «ТИТАН»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ

10.03.2016

Госкорпорация «Росатом» заключит с ОАО «30 судоремонтный завод» контракт на утилизацию крупнейшего в России атомного разведывательного корабля «Урал» за 999,999 миллиарда рублей, следует из материалов, размещенных на портале госзакупок.
Заявку на участие в аукционе подал только ОАО «30 СРЗ». Место выполнения работ: бухта Большой Камень в Приморском крае. Сроки завершения работ – 30 ноября 2019 года. Ранее сообщалось, что отработавшее ядерное топливо было выгружено из
реакторов корабля и вывезено на переработку в конце 2009 года. «Росатом» в 2014 году уже объявлял закупку по утилизации большого разведчика, однако на участие в конкурсе заявки не подало ни одно предприятие. Тогда цена контракта составляла 1,23 миллиарда рублей. Утилизировать корабль планировалось до конца ноября 2017 года.
РИА Новости

УТИЛИЗАЦИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И АТОМНЫХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ


БОЛЬШОЙ АТОМНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «УРАЛ» ПРОЕКТА 1941 «ТИТАН»

В 1977 г. Постановлением Совета Министров СССР было задано строительство корабля командно-измерительного комплекса проекта 1941 «Титан». Проектирование корабля было поручено ЦКБ «Айсберг» (гл. конструктор В.Тарасов). Также в документе говорилось о разработке комплекса средств разведки «Коралл», к созданию «Коралла» привлекли около двух сотен разных организаций по главе с ЦНПО «Вымпел».
Закладка первого корабля проекта 1941, получившего имя «Урал» (зав. №810), была произведена 25 июня 1981 года на Балтийском заводе в Ленинграде, он спущен на воду в мае 1983 года, вступил в строй в 1988-89 гг. Помимо имени новый корабль получил бортовой номер ССВ-33.
6 января 1989 г. корабль командно-измерительного комплекса «Урал» вошел в состав Военно-Морского флота.
Атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 – судно, не имеющее аналогов в ВМФ других стран мира. Он стал самым крупным кораблем с АЭУ, созданным отечественной промышленностью. Корпус и атомная энергетическая установка аналогичны атомным ракетным крейсерам проекта 1144. Отсутствие тяжелого вооружения и развитая надстройка позволили разместить на корабле множество систем электронной разведки, связи, наблюдения, превратив то, что называется разведывательным кораблем, в универсальное судно
Большой атомный разведывательный корабль «Урал» длиной 265 метров, шириной 30 метров был оснащен 130 различными научно-исследовательскими лабораториями, не считая боевых постов. На корабле 200 кают, 34 кубрика для личного состава на 16 человек каждый. Махина с пятиэтажный дом оборудована двумя лифтами, спортзалом, саунами, парикмахерскими, бильярдной, библиотекой, музыкальным салоном, салонами природы, отдыха – отдельно для матросов и офицеров, судовой лавкой, сапожной мастерской, почтой, хлебопекарней, типографией. На корабле были аптека, амбулатория, 2 изолятора, 3 лазарета, рентгенкабинет и стоматологический, кабинет функциональной диагностики.
Применение ядерной энергоустановки давало новому кораблю неплохие характеристики. Несмотря на значительное водоизмещение и размеры, он мог бы перемещаться со скоростью до 20-22 узлов, а дальность плавания была ограничена исключительно запасами продовольствия. При этом, согласно расчетам, экипаж из 923 человек (из них 233 офицера и 144 мичмана) мог бы находиться вдали от базы в течение 180 суток.


Антенна главной РЛС без кожуха.

В 1989 году корабль сразу же после завершения строительства отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. Тогда, практически без труда за тысячу вёрст был обнаружен старт американского космического челнока «Колумбия».
Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) Тихоокеанского флота. Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка», ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465 «Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535 «Карелия».
В середине 1990 года на корабле ССВ-33 «Урал» произошел пожар. Предположительно в результате короткого замыкания загорелись кабельные трассы. Огонь перекинулся на агрегаты кормового машинного отделения. Пожар удалось потушить, но кормовая машина пришла в негодность. В итоге всех злоключений в 1992 году ядерные реакторы «Урала» заглушили, а его самого поставили к отдаленному пирсу, превратив в невиданных размеров офицерское общежитие.
Даже стоя на бочках в заливе Стрелец «Урал» уверенно контролировал всю северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.
В 2008 году состоялся тендер, после которого соседей по пирсу «разлучили». Крейсер остался на месте, где и стоит до сих пор, а «Урал» отбуксировали в город Большой Камень, на завод «Звезда».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение стандартное, тонн 32780
Водоизмещение полное, тонн 34640
Длина, м 265
Ширина, м 30
Осадка, м 7,8
Атомный реактор – 2 штуки по 171 МВт типа ОК-900
Мощность — 66 500 л.с.
Скорость, узл. 21,6
Количество вертолётов, шт 1
Автономность, суток 180
Экипаж 923 чел. (из них 233 офицера и 144 мичмана)

ВООРУЖЕНИЕ

2-х 76-мм АУ АК-176,
4-х 30-мм АК-630,
4-х счетверенных ПУ ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М313),
4-х 12-мм спаренных пулеметных установки «Утес-М».
Авиационное 1 х вертолёт Ка-32.
Навигационный комплекс «Андромеда-1941»,
Комплекс космической связи «Кристалл-БК»,
Комплекс связи «Тайфун-2С»
Навигационные РЛС 3 х МР-212/201 «Вычегда-У»,
РЛС обнаружения воздушных целей МР-750 «Фрегат-МА»,
2 РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел»,
РЛС специального назначения «Аргунь», «Неман-П», «Атолл»
Спецаппаратура «Прохлада», «Зодиак», «Октава»,
Оптико-электронный комплекс «Лебедь»
Гидроакустическое: ГАС МГК-335МС «Платина-МС» и погружаемая ГАС МГ-747 «Амулет»

Источники: nvs.rpf.ru, topwar.ru, www.russian-ships.info, army-news.ru и др.

МОДЕЛЬ АТОМНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО КОРАБЛЯ «УРАЛ» ПРОЕКТА 1941 В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД