СУДНО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ПРОЕКТА 1806 (18061, 18065) «ЗВУК»
VESSEL CONTROL OF PHYSICAL FIELDS OF THE PROJECT 1806 (18061, 18065) «ZVUK»

27.12.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: СУДНО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ СФП-183 ПРОЕКТА 18061 В СЕВАСТОПОЛЕ. 25.12.2015

В день прихода в Севастополь новой подводной лодки «Ростов-на-Дону» Черноморского флота в море вышло судно контроля физических полей СФП-183 проекта 18061 и встал на якорь в районе между пос. Любимовка и Кача. Подлока «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 вышла в море, где работала совместно с СФП-183. До этого, в конце сентября 2015 года, подобные операции были выполнены и с головной ПЛ «Новороссийск» проекта 636.3.
Судно контроля физических полей «СФП-183″ было построено в Зеленодольске на ССЗ им. А.М. Горького (заводской №309). Вступило в строй 15.08.1991 г., вошло в состав Черноморского флота.
По разделу Черноморского флота 1997 г. судно отошло российской стороне.
В настоящее время входит в состав 2-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, с базированием на Южную бухту, Севастополь. Судно активно используется для решения специальных задач.
ВТС «БАСТИОН», 27.12.2015

СУДНО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ СФП-183 ПРОЕКТА 18061 В СЕВАСТОПОЛЕ. 25.12.2015


СУДНО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ПРОЕКТА 1806 (18061, 18065) «ЗВУК»

В 1966 году было выдано ТТЗ в Зеленодольское ПКБ на создание универсального СФП пр. 1806. Главным конструктором этого судна был Л.С.Цвирко, а главным наблюдающим – капитан 2 ранга Ю.Д.Макшанчиков. Эти суда стали развитием суднов пр.513 по пр.513М.
Судно предназначено для измерения акустического, электромагнитного, электрического, магнитного полей надводных кораблей и подводных лодок.
Судно оснащалось всеми видами аппаратуры для замеров и контроля физических полей. Для ее питания в режиме «Тишина» впервые стали использоваться дизель-генераторы, размещенные в звукоизолирующих кабинах. Полное водоизмещение достигало уже 1 460 тонн, скорость полного хода 14 узлов, дальность плавания 1 000 миль, автономность 15 суток. На судне имелась ВПП для временного базирования легкого сухопутного вертолета типа Ка-26.
Головное судно контроля физических полей «ГКС-283» проекта 1806, заводской № 401 было 26 марта 1971 года заложено на ССЗ имени А.М. Горького, город Зеленодольск, спущено на воду 1 июля 1972 года и введено в строй 30 декабря 1972 года. С 1977 года судно стало именоваться «СФП-283». Судно было распределено на Балтийский флот.
Дальнейшим его развитием стало судно пр.18061 спроектированное в том же ПКБ коллективом, возглавлявшимся главным конструктором А.П Мышакиным, главным наблюдающим от ВМФ был капитан 3 ранга Е.С.Кузнецов.

ЗПКБ в 1977 году на базе судна контроля и измерения физических полей проекта 1806 бюро разработало техпроект научно-исследовательского судна проекта 1806И, а затем и договорный проект СФП (судна физических полей) проекта 18061, в котором гарантировались тактико- технические характеристики судна. Это судно уже учитывало опыт создания и отработки судна контроля и измерения физических полей проекта 1806 и предусматривало размещение перспективной аппаратуры, использование и отработку новых методик. В частности, для ускорения измерений электрического, магнитного и низкочастотного электромагнитного полей подводных лодок III поко¬ления было создано специальное гигантское «приложение» к судну физических полей проекта 18061 – так называемый мост-понтон. Он представляет собой плавучую арку ферменной конструкции габаритами 23×34x20,5 м с аппаратурой для измерений.
На этом судне при одинаковом водоизмещении удалось разместить более совершенную аппаратуру для измерения полей и для решения специальных задач установить ЭВМ. Головное судно этого проекта также было построено на ССЗ им. Горького в г.Зеленодольске в 1983 году.
К началу 1980-х годов возникла необходимость калибровки акустических полигонов ВМФ. В 1983 году бюро разработало дополнение к техпроекту проекта 18061 со специальной аппаратурой «Волна», «Звук» и БМ-4. Но принятие этой аппаратуры оказалось возможным только при условии удлинения корпуса на 10 метров или отказа от измерения электрического, магнитного и низкочастотного электромагнитного полей, что представлялось нецелесообразным. В 1984 году была выполнена проработка с аппаратурой на базе «Волны» и БД-2, которая была утверждена, и с ее учетом выпустили документацию для постройки судна. Таких судов было построено две единицы.
Всего было построено 6 судов контроля и измерения физических полей проекта 1806, 11 судов физических полей проекта 18061. Двенадцатое судно после долгого перерыва было достроено и сдано в 2005 году, а корпус 13-го передан в собственность Зеленодольского завода. Последний корабль этого проекта был сдан ВМФ в 2005 году (СФП «Виктор Субботин»).
В июле 1991 года Военно- морской флот и Министерство судостроительной промышленности приняли решение о создании на базе судна физических полей проекта 18061 судна проекта 18063 для измерения уровней подводного шума особо малошумных объектов.

Для этого оно должно было быть оснащено специальной системой СГАС-496. Требования по уровням помех от судна – носителя системы сильно ужесточались. Пришлось для питания системы принять аккумуляторные батареи со статическим инвертором (бесшумным преобразователем постоянного тока в переменный). Кроме того, так как чувствительные гидрофоны системы СГАС-496 реагировали на шум от обтекания тросов и оснастки системы даже при дрейфе судна, потребовалось сократить его парусность и принять «плавучий якорь», то есть подводный парашют диаметром около 20 м. Два таких якоря Всесоюзный научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений каким-то образом приобрел у японских рыбаков. В испытаниях такого якоря в Балаклаве приняли участие В.В. Поздеев и В.И. Кукуть. Совместным решением в июне 1993 года техпроект был утвержден.
За судном проекта 18063 был закреплен контроль акустического поля (АП), низкочастотного электромагнитного поля корабля (НЭМП) и теплового поля (ТП). Контроль за магнитным и электрическим полями не входил в функции судна, так как с ним хорошо справлялись другие специальные суда ВМФ.
По договору с заводом им. A.M. Горького бюро разработало около 70% рабочей конструкторской документации, но дальнейшие работы были прекращены в связи с отсутствием финансирования. Часть работ даже остались неоплаченными (примерно на сумму 1 млн рублей).

Для поставки на экспорт в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро спроектировано судно контроля физических полей проекта 18065. В основе проекта использован многолетний опыт успешной эксплуатации судов проектов 1806, 18061 с технологией измерения, не имеющей аналога. Это многофункциональная подвижная лаборатория для измерения параметров физических полей (акустического, электромагнитного, электрического, магнитного) надводных кораблей и подводных лодок в течение всей эксплуатации собственных ВМС.
Судно контроля физических полей Беломорской военно-морской базы СФП-286 «Михаил Ломоносов» в начале 2014 года поставлено в плавучий док судоремонтного завода «Красная кузница» в Архангельске. Об этом Центральному Военно-Морскому Порталу сообщил собственный источник на Северном флоте.

Судно контроля физических полей СФП-183 проекта 18061 после прихода в Севастополь головной ПЛ «Новороссийск» проекта 636.3 в конце сентября 2015 года обеспечивало замеры ее физических полей. После выполнения этой задачи СФП-183 вернулось в Севастополь.
Судно контроля физических полей «СФП-183″ было построено в Зеленодольске на ССЗ им. А.М. Горького (заводской №309). Вступило в строй 15.08.1991 г., вошло в состав Черноморского флота.
По разделу Черноморского флота 1997 г. судно отошло российской стороне.
В настоящее время входит в состав 2-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, с базированием на Южную бухту, Севастополь. Судно активно используется для решения специальных задач.

СЕРИЯ
ПРОЕКТА 1806
• СФП-283 (БФ), (до 1977 г. – ГКС-283)
• СФП-95 (ККФ) (до 1977 г. – ГКС-95)
• СФП-52 (до 1977 г. – ГКС-52)
• СФП-224 (до 1977 г. – ГКС-224)
• «Михаил Ломоносов» (СФ) (до 09.09.2010 – СФП-286)
• «Академик Макеев» (до 2000 г. – СФП-240)
ПРОЕКТА 18061
• СФП-340
• СФП-511 (БФ),
• «Борис Акулов» (до 1996 г. – СФП-542)
• СФП-322
• СФП-295 (ТОФ),
• «Георгий Чернышев» (ТОФ) (до 2000 г. – СФП-177
• СФП-183 (ЧФ),
• «Академик Семенихин» (БФ)
• «Академик Исанин» (СФ),
• «Виктор Субботин» (БФ)
ПРОЕКТА 18061К
• «Владимир Перегудов» (СФ) (до 20.01.1998 – СФП-562)
ПРОЕКТА 18061БД
• СФП-173 (ТОФ)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
• стандартное 1300,
• полное 1410 – 1450
Длина наибольшая, м 80,0
Ширина наибольшая, м 11,4
Осадка, м 3,17 – 3,25
Главные двигатели (2 вала) Дизели 3-2Д42
тип. мощность, кВт 2×1400
Дизель-генераторы, кВт 4×200 + 2×50
Скорость полного хода, узл. ок. 14
Дальность плавания:
• 2500 миль при скорости 10 узлов
• 1000 миль при скорости 14 узлов.
Автономность, сут. 15
Мореходность:
• Пребывание в море, баллы неограниченное
• Измерение параметров поля, баллы до 2
Устройства общесудовые рулевое, якорное, швартовное, шлюпочное, спасательное
Устройства специальные устройства для постановки и выборки забортных тел измерительных систем
Экипаж: 92 чел. (проект 1806), 61 чел. (проект 18061, 18065)

ВООРУЖЕНИЕ:

ВПП для вертолета Ка-26. (только на проекте 1806)
Навигационная РЛС «Дон» или МР-212/201 «Вайгач-У»
Измерительная аппаратура СГАС-496Э, К-739Э или ЦУ 7002, К-751Э, К-719Э, М-121Э, ВСВ-205
Радиотехническое ИНС «Горизонт-25Э»
Аппаратура 6701 Р-3
Штурманское ГК «Гюйс», лаг ЛЭМ2-1 или ЛИ 2-1, эхолот НЭЛ – 20К, ПИРНС «Квиток-ЗН»
Связь комплекс радиосвязи «Рубин – ЭГЗ»
Гидроакустическое ГАС «Арктика-М» на пр. 1806 (Веста – К)

А.В.Карпенко ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 29.03.2014 + доп.

Источники: www.zdship.ru, www.russian-ships.info, www.zpkb.com, Проверено морем. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. 60 лет.Издательство «Вертолёт». 2009, www.katera-lodki.ru, flot.sevastopol.info, www.korabli.eu и др.

СУДНО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ СФП-183 ПРОЕКТА 18061 В СЕВАСТОПОЛЕ. 25.12.2015
СУДНО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ СФП-183 ПРОЕКТА 18061 В СЕВАСТОПОЛЕ. СЕНТЯБРЬ 2015 Г.

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT