БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ТИПА «ТЕТИС»ПРОЕКТ 1605

TOWED UNDERWATER VEHICLE TYPE «TETIS» PROJECT 1605

На основе идей, заложенных в конструкцию буксируемых ПА «Атлант» и «Атлант-2″ в 1972 были создан более совершенный аппарат типа «Тетис». Технический проект был выполнен СКБ Судопроект» (г Горький), рабочий – ЦПБ «Волна». Создание ПА происходило на ЛАО (г. Ленинград).
Опытная подводная буксируемая наблюдательная камера БК-72-01 проекта 1605 предназначалась для режимов подводной буксировки и гидростата с помощью судна-носителя Кроме наблюдений и изучения поведения рыб в зоне работы орудий лова она могла производить кинофотосъемки морского дна и освещенности различных объектов в толще воды. Заводские ходовые и государственные испытания проводились на Черном море совместно с научно-исследовательским судном «Зунд».
В 1979 г. в рейсе НИС «Артемида» проводились испытания ПА «Тетис» в промысловом районе Северной Атлантики.
Поскольку глубоководная техника была для рыбного хозяйства новой, с целью улучшения её эксплуатации была создана специальная организация СЭКБП (позднее База “Гидронавт”, ныне “Мариэкопром”) в Севастополе. Туда были переданы все ПА, кроме двух типа “Тетис” на Западном бассейне и по одному на Северном и Дальневосточном.
Большое значение для рыбного хозяйства имели работы по изучению конструкций тралов и их взаимодействия с рыбой. Они проводились с помощью буксируемых ПА “Тетис” на всех бассейнах, но ведущую роль сыграли исследования калининградского НПО промрыболовства (МариНПО), где была создана специальная служба испытаний тралов путем подводных наблюдений. Результатом явилось создание принципиально новых конструкций орудий лова и ускорение ввода их в эксплуатацию
Буксируемые ПА “Тетис” были применены на Северном, Западном и Южном бассейнах для контрольных осмотров тралов промысловых судов с целью устранения дефектов настройки, снижающих уловистость. В результате у судов Северного бассейна, прошедших осмотр, вылов на сутки лова повысился в среднем на 34 %, а на час траления – на 40 %. По расчетам Базы “Гидронавт” вылов в целом по флоту за счет осмотров орудий лова отстающих судов повысился на 5,3 %.
Аппараты могли использоваться как в режиме подводной буксировки, так и в режиме гидростата с помощью судна носителя. Этими аппаратами были выполнены работы по изучению конструкций тралов и их взаимодействия с рыбой, что привело к созданию новых конструкций орудий лова, также их использовали для контрольных осмотров тралов промысловых судов с целью устранения дефектов настройки, снижающих улов.
Эксплуатация буксируемых камер «Тетис» показала хорошие результаты, и по заявке Минрыбхоза СССР в 1989-1990 годах завод построил еще четыре модернизированные камеры «Тетис-Н» по проекту 16051. Новые камеры получили усовершенствованное оборудование и более совершенную систему обзора с иллюминаторами большого диаметра, 2 камеры планировалось передать на Базу «Гидронавт». 1 – в ПИНРО (Мурманск) и 1 – на Дальний Восток (Владивосток). В последующем на территории Украины оказалось 3 камеры и 1 – в Санкт-Петербурге.
По состоянию на 2013 год два аппарата типа «Тетис» (БК-72-01 и еще один) находится в музее Мирового Океана (Калининград), три типа «Тетис» – на постаментах в Украине (на въезде в г Ильичевск. на территории Государственного океанариума Украины в г Севастополь и на территории одного из дайв-клубов в г.Севастополь.
Один аппарат типа «Тетис» в работоспособном состоянии предлагается к продаже в г Мурманск. Один аппарат типа «Тетис-Н» находится в работоспособном состоянии в Государственном океанариуме Украины в г Севастополь, один – в работоспособном состоянии предлагается к продаже украинской водолазной компанией «Крым-Марина-Сервис», один – находится на постаменте в яхт-клубе в г Севастополь и еще один – находится на постаменте в г Санкт-Петербург.


СЕРИЯ «ТЕТИС» ПРОЕКТ 1605

Стр. №

Дата сдачи

01660

01.09.1972

01806

02.09.1973

01807

28.12.1973

01808

22.08.1974

01809

16.12.1974

01836

16.12.1974

СЕРИЯ «ТЕТИС-Н» ПРОЕКТ 16051

Стр. №

Дата сдачи

01851

06.10.1990

01852

27.09.1990

01853

31.10.1990

01854

30.11.1990

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина наибольшая (м) 4,30
Ширина наибольшая (м) 3,21
Высота наибольшая (м) 1,80
Водоизмещение наибольшее (т) 2,95
Вес (т) 3
Скорость под водой при буксировке (уз) 6
Экипаж (чел.) 2
Глубина погружения при буксировке (м) 200
Глубина погружения в режиме гидростата (м) 300
Продолжительность погружения (ч) 6
Аварийное жизнеобеспечение (ч) 24
Энергоустановка по кабелю от судна носителя

Источники: soviet-trawler.narod.ru, www.navy.su, www.deepstorm.ru и др.

БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ТИПА «ТЕТИС-Н»ПРОЕКТ 16051. СЕНТЯБРЬ 2015
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ