ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
ПРОЕКТА 1206 И 12061 «МУРЕНА»
LANDING CRAFT AIR CUSHION
PROJECT 1206 AND 12061 «MURENA-E»

05.04.2014
ОАО «Хабаровский судостроительный завод», входящий в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» возобновит строительство боевых кораблей на воздушной подушке «Мурена» в 2016 году, сообщил председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ Виктор Озеров на пресс-конференции в Хабаровске.
«Что касается Хабаровского судостроительного, то с 2016 года – сегодня это уже забито в государственную программу вооружений – мы начнем закупать корабли на воздушной подушке, «Мурены». Хотели с 2015 года, но пока возможности Минобороны не позволяют», – сказал он.
Озеров, сославшись на военного атташе Южной Кореи, сообщил, что возможно заключение контракта на поставки «Мурен» в эту страну. Об этом сообщает портал Новости Хабаровска со ссылкой «Интерфакс-Дальний Восток».
ОАО «ХАБАРОВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

16.10.2014
Россия сможет разработать катер на воздушной подушке нового поколения после освоения серийного производства морских газотурбинных двигателей. Такие катера можно будет использовать на российских «Мистралях», сообщил в интервью корр. ТАСС заместитель генконструктора ЦМКБ «Алмаз», где разработали предыдущие катера на воздушной подушке, Игорь Захаров.
«Программа вооружений до 2050 года предполагает разработку катера на воздушной подушке. Но, как вы знаете, он оснащается газотурбинной силовой установкой. Когда Рыбинск /рыбинский «Сатурн»/ завершит разработку в полной мере таких двигателей и будет освоено их серийное производство, тогда можно будет заниматься катером на воздушной подушке», – сказал Захаров.
Собеседник агентства уточнил, что в первую очередь речь пойдет о катере размерности «Мурены» – ранее сообщалось, что производство таких катеров водоизмещением около 150 тонн, длиной и шириной порядка 30 и 14,5 метров соответственно планируется возродить в Хабаровске. Между тем, на вооружении российского флота стоят и более крупные «Зубры» /водоизмещением свыше 550 тонн, длиной и шириной около 57 и 25,5 метров/, однако развивать это направление пока не планируется.
«Нас ориентируют на размерность «Мурены», – сказал Захаров. – Про «Зубр» речи пока не идет».
ТАСС

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «ВЛАДИВОСТОК» ТИПА «МИСТРАЛЬ»

30.10.2014

На салоне Euronaval-2014 во Франции показывается макет нового десантного корабля на воздушной подушке «Мурена». Эта «рыбина» может нести 24 тонны полезной нагрузки: 1 танк или 3 БТР, или 130 морских пехотинцев с полным вооружением. Скорость – 55 узлов, дальность плавания – 200 миль. Такие корабли уже заказала Южная Корея. Модернизированная «Мурена-М» создана специально для универсального десантного корабля типа «Мистраль».
Российская газета

07.11.2014
Россия и Южная Корея, как ожидается, в ближайшее время могут заключить контракт, согласно которому Россия построит несколько десантных катеров на воздушной подушке «Мурена-Э» для Южной Кореи, сказал информированный источник из российской делегации на выставке «Индо-Дифенс-2014». Об этом сообщает сегодня англоязычная версия сайта ИТАР-ТАСС.
«Южная Корея уже заказывала в 2004 году три катера и очень довольна их оперативными возможностями, теперь планируют купить еще несколько таких катеров, которые будут немного модернизированы», сказал он, добавив, что Турция и Индия также присматриваются к покупке катеров «Мурена».
По словам источника, все усовершенствования уже внесены в новом проекте.
«Мы ожидаем, что контракт будет подписан в ближайшее время. По опыту первого контракта, который был завершен в 2007 году, головной катер был построен за полтора года, остальные в течение года», добавил источник.
Три южнокорейских катера «Мурена» в ближайшее время будут отремонтированы с участием российских специалистов. Сейчас решается вопрос, где будет производиться ремонт, сказал источник.
«Индия также проявляет интерес к подобным проектам. Кроме того, ведутся переговоры с Турцией», сказал источник. Он добавил, что лодки «Мурена» могут базироваться в вертолетоносцах «Мистраль» в зависимости от их конструкции и размеров.
Военный Паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

25.06.2015

Хабаровский судостроительный завод построит несколько десантных катеров «Мурена» для военно-морских сил Южной Кореи. «Мурены» будут поставляться в Республику Корея в модернизированном варианте.
Российские десантные катера в количестве трех штук уже бороздят моря под командованием южнокорейцев. Контракт на постройку кораблей был заключен в 2002 году, а в 2014 году военный атташе Южной Кореи заявил, что республика готова заказать еще несколько «Мурен», – сообщает KhabTIME со ссылкой на РИА Новости. По последней информации, хабаровский судостроительный завод построит для Республики Корея пять десантных катеров. KhabTIME

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

21.09.2018

Восемь скоростных судов на воздушной подушке типа «Мурена» планируется построить на Хабаровском судостроительном заводе. Как сообщил вице-премьер РФ Юрий Борисов, заказ на них будет размещен досрочно, чтобы поддержать предприятие.
«Знаете, что в текущей программе вооружения у нас с 21 года в планах есть строительство скоростных судов на воздушной подушке типа «Мурена»… восемь кораблей. Я думаю, для того чтобы поддержать завод, чтобы поддержать край, мы рассмотрим возможность досрочного заключения контракта начиная с 19 года», – сказал Борисов на совещании на заводе в четверг.
Он добавил, что даст соответствующие поручения, переговорит с коллегами из Военно-морского флота и Минобороны. «Хотя бы для того чтобы вы начали подготовительные работы, оснастку, устанавливали кооперационные связи со всей цепочкой, кто будет задействован в этой работе», – пояснил Борисов. «Я думаю, что речь нужно вести сразу о длительном контракте до 27 года, чтобы вы могли планировать все свои возможности, планы, экономику», – уточнил он.
Вице-премьер отметил, что стоимость заказа Минобороны на судостроительном заводе составит порядка 3 млрд рублей. «Цена контракта будет определяться в диалоге между заводом и заказчиком, но это достаточно дорогостоящая продукция, я думаю, что после заключения контракта средняя выручка только со стороны Минобороны даст загрузку около 3 млрд рублей», – сказал он.
ТАСС


ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
ПРОЕКТА 1206 И 12061 «МУРЕНА»

Развитием десантно-высадочного КВП «Кальмар» стал корабль проекта 12061 «Мурена», созданный ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Ю.П.Семенова. В отличие от КВП «Кальмар», электроэнергетическая система корабля работала на переменном токе напря¬жением 220 В и частотой 400 Гц ; в качестве источников тока применялись два ГТГ-100, прошедшие отработку на КПК «Ураган». Корабль может принять на борт три бронетранспортера, или два БМП, или 130 десантников, при ограничении но скорости он может перевозить один средний танк или груз массой 42 т. Размещение поста управления в корме создало не только лучшие, чем у «Кальмара», условия для компоновки оружия, но и обеспечило возможность приема на борт несамоходной техники и груза, а также позволило упростить трассировку кабелей систем управления, повысив их надежность.
Корабль предназначен для приема с оборудованного или необорудованного берега или больших десантных кораблей и транспортов боевой техники и личного состава передовых отрядов морского десанта, перевозки их морем и высадки на необорудованное побережье.
«Мурена-Э» является развитием линии десантно-высадочных катеров на воздушной подушке проекта 1206, осуществляемой ЦМКБ «Алмаз» с конца шестидесятых годов.
Изначально ДКВП проекта 1206 (шифр «Кальмар») разрабатывался в качестве скоростного десантно-высадочного средства для размещения в доковой камере большого десантного корабля (БДК) 1-го ранга проекта 1174 (шифр «Носорог»). Катер проекта 1206 имел стандартное водоизмещение 70 тонн, полное – 113 тонн, максимальную грузоподъемность 37 тонн (что позволяло доставлять на берег танк подобного веса).

Особенностью архитектуры катера проекта 1206 стало наличие полностью закрытого трюма (в отличие от американских аналогов). Впрочем, изначально «Кальмар» должен был иметь открытый трюм. Однако уменьшение на этапе проектирования ранее планировавшихся размеров ДКВП (чтобы в доковой камере проекта 1174 размещалось не два, а три катера) привело к решению сделать его корпус полностью закрытым для уменьшения забрызгивания при принятой компоновке и мощности энергетической установки.
Корпус выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава.
Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на катере установлены два высокотемпературных газотурбинных двигателя мощностью по 10000 л.с. Для образования воздушной подушки установлены 2 нагнетательных агрегата с осевым рабочим колесом диаметром 2,2 м. Создание тяги для движения осуществляется двумя реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 3,5 м установлены в кольцевых насадках. Электропитание потребителей осуществляется от двух газотурбогенераторов, мощностью по 100 кВт каждый.
«Мурена» оснащена современным навигационным оборудованием, включающим: радиолокационную станцию, гирокомпас, магнитный компас, дрейфолаг, спутниковую навигационную аппаратуру, приемоиндикатор системы «Декка», радиопеленгатор, центральную гироскопическую систему, визир дневного и ночного видения.
В 1972–1973 годах в производственном объединении «Алмаз» в Ленинграде построены два прототипа «Кальмара», переданные затем в опытную эксплуатацию. По завершении их испытаний построено в 1977–1985 годах 18 серийных катеров проекта 1206 на ПО «Море» в Феодосии. Ввиду того что десантные корабли проекта 1174 после 1991 года практически не эксплуатировались, «Кальмары» в постсоветский период также утратили ценность в глазах командования российского ВМФ и начиная с 1992 года списывались (последний такой ДКВП числился в составе Каспийской флотилии до 2006 года).
Головной катер проекта 12061, который построили в 1985 году на Хабаровском судостроительном заводе, кроме обычных приемосдаточных испытаний прошел испытания в условиях низких температур ( до – 40°С). Испытания, сопровождавшиеся доводкой ГО и других элементов несущего комплекса, показали, что корабль в состоянии преодолевать вертикальный обрыв высотой до 1,2 м, канавы и рвы глубиной до 1,5 м и выходить на берег с уклоном до 7°. Эксплуатация на реках в составе Морской охраны ФПС России подтвердила его высокую надежность и эффективность.
5 августа 2002 г. между Российской Федерацией (РФ) и Республикой Корея (РК) был заключён контракт в области военно-морского сотрудничества, согласно которому в РФ для нужд ВМС РК будут построены три крупных десантных катера на воздушной подушке проекта (пр.) 12061Э “Мурена” (“Э” – экспортный).
Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» предложило Республике Корея модернизировать катера на воздушной подушке «Мурена». Об этом стало известно на международной выставке «Интерполитех-2010″, открывшейся сегодня на территории ВВЦ в Москве. По словам представителя «Алмаза», «мы готовы провести модернизацию трех «Мурен», поставленных в Республику Корея в 2005-2006 гг., на основе тех научно-технических достижений, которые накоплены на предприятии в последние годы».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- стандартное – 104,0 т
- полное – 148,0 т
Длина, м 31,3
Ширина, м 12,9
Осадка:, м 1,0
Главная энергетическая установка:
- тип – газотурбинная;
- количество х тип ГТД – суммарная мощность – 2 х М-70 – 20 000 л.с.;
- количество х тип движителей – 2 X ВВ;
- количество X тип – мощность источников тока ЭЭС – 2 х ГТГ – по 70 кВт;
Скорость, уз 55
Дальность плавания, миль 200 скоростью 50 уз.
Десантовместимость 2 боевые машины пехоты
или 2 бронетранспортера,
или 3 бронемашины,
или 2 плавающих танка,
или 1 средний танк,
или 130 человек,
Экипаж 12

ВООРУЖЕНИЕ

1х4 ПУ ЗРК 9К310 «Игла-1» (ЗУР 9М313)
2х6 30 мм АК-306 – 1000 выстрелов
2х1 30 мм гранатомета БП-30 «Пламя» (нет на пр.12061Э)
10-24 мин
НРЛС «Лазурь», «Экран-1″

Источники: Центральное морское конструкторское бюро «АЛМАЗ». 2005, www.almaz-kb.ru, Военно-промышленный курьер, shipbuilding.ru, www.almaz.spb.ru, russianarms.mybb.ru и др.

МОДЕЛИ ДЕСАНТНОГО КАТЕРА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА 1206 И 12061Э «МУРЕНА-Э»