КАБЕЛЬНОЕ СУДНО ТИПА «ЭМБА» ПРОЕКТА 1172

CABLE SHIP TYPE «EMBA» PROJECT 1172

Малое кабельное судно (МКБС) проекта 1172 для прокладки и ремонта подводных кабелей во внутренних морях СССР было спроектировано и построено на верфи Вяртсиля по ТТЗ ВМФ СССР (Вяртсиля, Турку). Грузоподъёмность этого судна была более 700 т, а полное водоизмещение достигло 2145 т. Судно было снабжено двумя 10-ти тонными лебёдками, оборудование позволяло работать на глубинах до 1000 м.
Головное судно пр.1172 «Эмба» было построено в 1980 году, а до 1987 года построили ещё 5 МКБС. Последние два имели большую на 10 м длину и полное водоизмещение 2 400 тонн.
Кабельное судно «Сетунь» построено в Финляндии на судоверфи «Вяртсиля», Турку, и спущено на воду 3 декабря 1981 года.
КС «Сетунь» является дизель-электрическим кабельным судном, предназначенным для прокладки безбронных и бронированных кабелей с подводными усилителями и без них, а также производства работ по их ремонту на Каспийском, Чёрном, Азовском, Балтийском и на Белом морях при температуре наружного воздуха –25 …+35 и волнении моря до 4-х баллов.
Энергетическая установка судна — дизель-электрическая. В помещении ГД размещены 2 дизельных двигателя, непосредственно соединенных с генераторами переменного тока. Генераторы подключены к единой распределительной сети, от которой берётся мощность как для гребных двигателей, так и для других потребителей; для винта НПУ, кабельных лебедок и преобразователей вспомогательной сети и др. На судне имеется 2гребных двигателя постоянного тока, которые питаются от главного распределительного щита через тиристорные мосты.
Судно оснащено двумя винто-рулевыми колонками с помощью которых производится управление судном. Отдельные рули не установлены. Судно оборудуется двумя гидравлическими кабельными лебедками, при помощи которых обеспечивается прокладка и подъем кабеля с носа судна на рабочей глубине, которая определяется тяговым усилием лебёдок.
Судно оснащено носовым подруливающим устройством с фиксированными лопастями. В поперечном туннеле в носовой части судна устанавливается подруливающий винт с несъемными лопастями, имеющий привод от электродвигателя. Конструкция подруливающего устройства позволяет его ремонт без докования. Необходимая для винта мощность составляет ок. 350 л.с.
Максимальная скорость при осадке 3 м с чистым днищем, при волнении моря до 3-х баллов, на чистой воде при мощности на гребном винте 2 х 500 экВт составляет не менее 11.0 узлов. Дедвейт судна в воде, плотность которой 1025 кг/м 3 , составляет при осадке 3 м 702 т.
В состав вспомогательных судов Черноморского флота «Сетунь» вошла с июня 1982 года.
За это время судном пройдено 90000 миль во внутренних морях страны, выполнены сотни сложных операций, связанных с аварийно-восстановительным ремонтом подводных кабельных линий. В общей сложности это составило 1200 км кабельных трасс. В основном их профилактика и укладка пришлись на бассейн Черного моря. Судно совершило заходы в порты Одесса, Очаков, Варна, Феодосия, Керчь, Поти, Новороссийск, Туапсе, Сухуми, Ермопулес (Греция).
С 1984 года судно постоянно числилось среди лучших морских судов обеспечения Черноморского флота, заняв 2-е место, а с 1983 по 1989 годы удерживало 1-е место. В 2001 году «Сетунь» была объявлена лучшим кабельным судном ВМФ Российской Федерации. По случаю юбилея за ударную работу были награждены грамотами старшие электрики В. Вакарчук, М. Золотарев, В. Фон, А. Дяченко, электронавигатор Е.Латышев. Ценные подарки вручены капитану судна Б. Мельнику, старшему механику Г. Наумову, начальнику измерительной лаборатории А Мартынчуку и повару 1 категории М. Барило.

Кроме обеспечения боевой готовности береговых объектов флота, судном заработаны значительные средства, которые пошли на нужды Черноморского флота. В период с 1995 года по настоящее время судно обеспечило прокладку волоконно-оптических линий связи ОАО «Ростелеком» в районе бухты Джубга, Сочи; прокладку газопровода «Голубой поток». Экипажу пришлось работать с ЗАО «Вестелеком», обеспечивать строительство российско-турецкого газопровода, проводимое ОАО «Питергаз», участвовать в освидетельствовании подводных магистралей. Только за последние годы судном проложено более 80 км подводных линий связи, выбрано и отремонтировано около 100 км кабеля.
В настоящее время судно входит в состав 2-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, базируется на б.Южная, Севастополь.
Судно «Сетунь» постройки 1981 г. оснащено минимальным набором оборудования необходимого для безопасного плавания и выполнения кабельных работ. Не смотря на почтенный возраст оборудования, все находится в исправном состоянии. На судне в составе экипажа есть должность «навигатора», человека который следит за техническим состоянием всего электронавигационного оборудования. Из относительно современных средств определения координат имеется СНС «Бриз – К». В радаре «Наяда – 5» не предусмотрено САРП, что не облегчает расхождение с судами, и требует ручной прокладки на маневровом планшете.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- порожнем 1443 т
- стандартное 1440
- полное 2050 – 2145 т
Размеры:
- длина – 75,9 – 76 м,
- длина по конструктивной ватерлинии 69,5 м
- ширина – 12,6 м,
- высота борта до верхней палубы 6,4 м
- осадка – 3,0 – 3,1 м.
Силовая установка: дизель-электрическая, 2000 л.с., 2 вала.
Скорость полного хода: 11 узлов.
Дальность плавания: 7000 миль при 7 узлах.
Автономность 21 сут.
Экипаж: 38 – 40 чел.

ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование для укладки кабеля весом в 20 т.
Кабель весом 382 т.
Усилители весом 10 т.

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Навигационная РЛС «Наяда-5»
Приемник спутниковой навигационной системы «Бриз – К»
Гирокомпасная система «Курс-4»
Эхолот НЭЛ-10
Лаг ИЭЛ-2М
Магнитный компас КМО-Т
Авторулевой «Аист»

Источники: http://flot.sevastopol.info, sof-mag.ru, sbs-on-web.com и др.

КАБЕЛЬНОЕ СУДНО «СЕТУНЬ» ПРОЕКТА 1172 В СЕВАСТОПОЛЕ. ФОТОРЕПОРТАЖ