БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»
BIG LANDING SHIP OF THE PROJECT 1171 «TAPIR»

11.09.2013
БДК «Николай Фильченков» вышел сегодня из Новороссийска курсом на проливную зону Босфор – Дарданеллы, после прохождения которой он отправится в сирийский порт Тартус – место дислокации пункта материально-технического обеспечения ВМФ России. Об этом сообщил 11 сентября ИТАР-ТАСС источник в Новороссийской военно-морской базе. По его словам, сопровождать БДК на его пути в Сирию будет сторожевой корабль ЧФ «Сметливый», который, согласно плану, должен выйти из Севастополя 12 сентября.

18.02.2014
В Севастополе завершился десятимесячный ремонт большого десантного корабля (БДК) Черноморского флота «Саратов». Один из корабельных ветеранов флота, являющийся первым в серии из 14 единиц проекта 1171, вошел в состав сил постоянной готовности.
БДК уже осуществил контрольный выход в море и успешно прошел предпоходовые проверки, в том числе, под руководством командующего Черноморским флотом вице-адмирала Александра Витко. Ожидается, что в ближайшее время в рамках ротации сил БДК «Саратов» войдёт в состав постоянного корабельного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море.

30.12.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРАБЛЕЙ «САРАТОВ» и «МИРАЖ», СПАСАТЕЛЬНОГО БУКСИРА СБ-36 В СЕВАСТОПОЛЬ. 25.12.2015

25 декабря 2015 с боевой службы в Восточной части Средиземного моря в Севастополь возвратился отряд кораблей Черноморского флота в составе БДК «Саратов» проекта 1171, МРК «Мираж» проекта 12341 и спасательного буксира «СБ-36″ проекта 714.
На рассвете, практически в темноте, в Севастополь вошел БДК «Саратов». Следом за ним, утром в Севастополь возвратился из Средиземного моря малый ракетный корабль «Мираж», это был второй выход корабля на боевую службу к берегам Сирии в этом году. Через полчаса после захода в базу МРК «Мираж», в Северную бухту Севастополя вошел и спасательный буксир «СБ-36″.
ВТС «БАСТИОН», 30.12.2015

ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРАБЛЕЙ «САРАТОВ» и «МИРАЖ», СПАСАТЕЛЬНОГО БУКСИРА СБ-36 В СЕВАСТОПОЛЬ. 25.12.2015
МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1234 «ОВОД» (12341)
СПАСАТЕЛЬНОЕ БУКСИРНОЕ СУДНО ПРОЕКТА 714

31.03.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ВОЗВРАЩЕНИЕ БДК «САРАТОВ» ПРОЕКТА 1171 В СЕВАСТОПОЛЬ. 23.03.2016

Небольшой фоторепортаж о приходе БДК «Саратов» в Севастополь.
Утром 23 марта в Севастополь возвратился с боевой службы большой десантный корабль «Саратов». Пополнив, запасы топлива, корабль убыл в Новороссийск.
Большой десантный корабль «Воронежский комсомолец» был заложен на стапеле Калининградского судостроительного завода «Янтарь» 05.02.1964 г. (заводской №291), спущен на воду 01.07.1964 г., являясь головным кораблем данного проекта.
В апреле 2003 г. корабль был переименован, получив своё новое название – «Саратов».
В настоящее время большой десантный корабль «Саратов» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» 31.03.2016

ВОЗВРАЩЕНИЕ БДК «САРАТОВ» ПРОЕКТА 1171 В СЕВАСТОПОЛЬ. 23.03.2016
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

20.08.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «НИКОЛАЙ ФИЛЬЧЕНКОВ» НА РАЗМАГНИЧИВАНИИ. 21.07.2016

Завершен средний ремонт большого десантного корабля «Николай Фильченков» (бортовой номер «152″). Утром 21 июля 2016 года корабль встал на бочки стенда безобмоточного размагничивания корпуса. Затем к борту БДК подошел феодосийский СР-59.. Вскоре корабль может вновь принять участие в рейсах «сирийского экспресса».
В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей, активно используется в учениях и боевой подготовке флота.
ВТС «БАСТИОН», 20.08.2016

БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «НИКОЛАЙ ФИЛЬЧЕНКОВ» НА РАЗМАГНИЧИВАНИИ. 21.07.2016

11.11.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «НИКОЛАЙ ФИЛЬЧЕНКОВ» ВЫШЕЛ В МОРЕ. 03.11.2016

3 ноября 2016 года ушел из Севастополя в море БДК «Николай Фильченков». Этот корабль регулярно занят в воинских перевозках т.н. «сирийского экспресса» и оказывает неоценимую помощь в снабжении боеприпасами и военной техникой.
ВТС «БАСТИОН», 11.11.2016

БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «НИКОЛАЙ ФИЛЬЧЕНКОВ» ВЫШЕЛ В МОРЕ. 03.11.2016


БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск.
В 1960-х годах Советский флот уже имел достаточные современные военно-морские силы, что позволяло ему выйти на просторы Мирового океана. Соперничество с США привело к союзу со многими государствами, и в задачах СССР было оперативное оказание военной помощи этим союзникам. Это требовало создания особых средств. Нужен был проект новых специальных судов для доставки различных грузов. В 1959 году появилось техническое задание на разработку океанского большого десантного корабля, проектантом было выбрано ленинградское ЦКБ-50. В числе первых проектов стал 1171 «Тапир» с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время должен был служить тем же целям. Проект был сложен тем, что это был принципиально новый для ВМФ Советского союза корабль. Близость назначения обоих проектов заставили вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта соединили в один под общим обозначением проект 1171 «Тапир». При этом его можно было использовать и для военных, и для гражданских целей, но из-за этого характеристики его несколько снизились. Это обуславливалось различиями в требованиях гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование), что заставило пойти на компромисс.
Проектировщики составили много вариантов проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Главным фактором стала замена двигателей, вместо планировавшихся дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы вдвое большей мощности. Это устраивало ВМФ, поскольку скорость судна возрастала до 17 узлов, что почти подходило до начального задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение проекта 1171 «Тапир» проявилось лишь снаружи, во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК (Большой Десантный Корабль) и строился исключительно для ВМФ.
БДК корабли проекта 1171 – это многопалубный типа Ro-Ro с твиндеком (длина которого – 90 м, ширина – 9 м), проходящим по всей длине корабля, с развитой надстройкой, в которой размещены помещения управления кораблем, каюты экипажа и т. п.
В верхней ее части располагается ходовой мостик, а на крыше – мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения. Надстройка корабля располагается только на корме, где имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса (при швартовке кормой). Отсек для бронетехники находится в носовой части, там же имеется десантная аппарель (закрытая раздвижными воротами). Погрузка техники может осуществляться своим ходом через носовое или кормовое посадочные устройства. В первом и в четвертом твиндеках расположены кубрики для размещения десанта. На судне имеются краны для погрузки грузов на верхнюю палубу либо в твиндек через люки в верхней палубе.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) БДК включает в себя два дизеля 58А суммарной мощностью до 18 000 л. с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Корабль оборудован навигационной радиолокационной станцией (РЛС) «Дон» и средствами радиосвязи.
На корабле класса 1171 можно разместить 20 боевых танков или 45 бронетранспортеров (или боевых машин пехоты), или 52 грузовых автомобиля (типа ЗИЛ-131). Численность десанта (в зависимости от модификации корабля) составляет 313 или 440 человек. БДК может перевозить до 1000 т полезных грузов. На носу БДК находится десантная аппарель в виде раздвижных носовых и кормовых ворот. Класс «Тапир» вооружен одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установкой (АУ) калибра 57-мм, двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град-М» и двумя-тремя переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Стрела-3».
Большой десантный корабль «Воронежский комсомолец» был заложен на стапеле Калининградского судостроительного завода «Янтарь» 05.02.1964 г., спущен на воду 01.07.1964 г., являясь головным кораблем данного проекта.
За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение двух десятков лет «Тапиры» (»Alligator» по классификации NATO) составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. На Черноморском флоте всего было 5 кораблей этого класса. Они хорошо зарекомендовали себя на боевых службах и за долгие годы эксплуатации совершили много дальних походов.
В течение двух десятков лет большие десантные корабли проекта 1171 «Тапир» составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. Распад СССР ускорил их вывод из строя: корабли либо списаны на слом, либо находятся в небоеспособном состоянии.

СЕРИЯ:

Наименование

Заводской №

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Группа 1

БДК-10 №291 1.07.1964 18.08.1966 с 22.02.1967 — Воронежский комсомолец, с 15.02.1992 БДК-65, с 26.07.2003 — Саратов
БДК-6 №292 15.02.1965 30.12.1966 с 9.11.1970 — Крымский комсомолец, с 15.02.1992 — БДК-6
БДК-13 №293 26.03.1966 30.09.1967 с 20.06.1972 — Томский комсомолец, с 15.02.1992 — БДК-25
БДК-62 №294 1.03.1967 29.12.1967 с 14.09.1981 — Комсомолец Карелии, с 15.02.1992 — БДК-62

Группа 2

БДК-66 №295 28.08.1967 27.09.1968 с 13.02.1975 — Сергей Лазо
БДК-69 №296 29.02.1968 31.12.1968 с 20.10.2002 — Орск

Группа 3

БДК-77 №297 31.08.1969 30.09.1969 с 12.10.1972 — 50 лет шефства ВЛКСМ, с 15.02.1992 — БДК-80
Донецкий шахтер №298 10.03.1969 31.12.1969
БДК-100 №299 11.10.1969 30.09.1970 с 11.04.1970 — Красная Пресня
БДК-104 №300 31.03.1970 10.06.1971 с 25.05.1982 — Илья Азаров
Александр Торцев №301 27.11.1970 31.12.1971
Петр Ильичев №302 30.08.1971 29.12.1972

Группа 4

Николай Вилков №303 30.11.1973 30.07.1974
Николай Фильченков №304 29.03.1975 30.12.1975
Николай Голубков №305 не достроен

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- полное 4360 – 4650 т.
- стандартное 2905 т
Размеры:
– длина – 113,1 м (по ватерлинии 105 м)
– ширина – 15,6 м,
– осадка – 4,15 – 4,5 м (при полной загрузке 6,15 м кормой)
Энергетическая установка: двухвальная, 2 дизеля 58А, 2 винта,
Мощность дизеле 9000 л.с.
Скорость хода максимальная: 16 – 16,5 узлов
Дальность плавания: 8000 – 10000 миль при 15 узлах.
Экипаж: 55 человек (5 офицеров)

ДЕСАНТОВМЕСТИМОСТЬ

Десант: 440 человек
Грузоподъемность: 1750 тонн, 600 тонн при высадке на необорудованный берег размеры танковой палубы 90×9 м, допускается загрузка 20 танков или 52 автомашин типа ЗИЛ-131
Автономность: до 20 суток , при наличии на борту десанта до 10 суток

ВООРУЖЕНИЕ:

1 х 2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б,
2 x 2 25-мм автомата 2M-3M,
ЗУР «Стрела-2″ 24 ракеты,
2 х 20 ПУ МС-73 НУРС РСЗО “Град-М» (боекомплект 160 НУРС)
РЛС: навигационная РЛС Дон-2 или Миус

Источники: toparmy.ru, topwar.ru, www.russian-ships.info; www.warships.ru, morpeh.ru и др.

БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «НИКОЛАЙ ФИЛЬЧЕНКОВ» ВЫШЕЛ В МОРЕ. 03.11.2016
БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «НИКОЛАЙ ФИЛЬЧЕНКОВ» НА РАЗМАГНИЧИВАНИИ. 21.07.2016
ВОЗВРАЩЕНИЕ БДК «САРАТОВ» ПРОЕКТА 1171 В СЕВАСТОПОЛЬ. 23.03.2016
БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «САРАТОВ» ПРОЕКТА 1171. СЕВАСТОПОЛЬ.2014
БОЛЬШИЕ ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1171 ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
ПРИБАЛТИЙСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЯНТАРЬ»