СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1159 «ДЕЛЬФИН»

PATROL SHIPS OF PROJECT 1159 DELFIN

10.12.2015

«Фатальный» взрыв произошел на борту алжирского военного корабля, проходящего ремонт на верфи российской компании «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, сообщает janes.com 7 декабря.
В результате взрыва в машинном отделении корабля один человек погиб, шесть получили ранения. Сообщается, что это фрегат проекта 1159, известного как класс Koni.
С 2008 года Россия проводит работы по обновлению алжирских ракетных фрегатов данного проекта и малых ракетных кораблей класса Nanuchka II (ru.wikipedia.org сообщает, что это МРК пр. 1234, ВМС Алжира имеют в своем составе три корабля этого типа — прим. Военный Паритет).
Как известно, работы уже выполнены на фрегатах Murad Rais (901) и Rais Kellich (902), поэтому предположительно взрыв произошел на борту фрегата Rais Korso (903).
Военный Паритет

СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

03.12.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ «RAIS KORFOU» НА ПУТИ В КРОНШТАДТ. 08.11.2017

Алжирский фрегат «Rais Korfou» (бортовой номер 903) проекта 1159ТМ 8 ноября 2017 года совершил переход от ОАО «Северная верфь» до Кронштадта. Именно этот момент запечатлен в нашем фоторепортаже. Корабль ВМС Алжира проходит ремонт и модернизацию на Северной верфи. По заключенному в апреле 2012 года третьему контракту завод выполнил работы на последней паре алжирских кораблей – «Раис Корфу» (проект 1159Т) и «Реис Али» (проект 1234Э).
Ранее завод уже выполнил ремонт и модернизацию четырех кораблей ВМС Алжирской Народной Демократической Республики сериями по два заказа (один фрегат и один корвет по проектам 1234ЭМ и 1159ТМ). Работы на первой паре кораблей начались осенью 2007 года.
ВТС «БАСТИОН», 03.12.2017

АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ «RAIS KORFOU» НА ПУТИ В КРОНШТАДТ. 08.11.2017


СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1159 «ДЕЛЬФИН»

Пр. 1159 многоцелевого фрегата (СКР) был разработан в 1970 г. Зеленодольским ПКБ. Специальный экспортный вариант СКР, созданный на базе корабля проекта 159А.
В 1960 годах экспорт из СССР сторожевых кораблей малого водоизмещения значительно расширился, что вынудило начать разработку специального экспортного сторожевого корабля. Создание его началось в 1968 в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро. Проект получил кодовый номер 1159 по выданному ВМФ тактико-техническому заданию. Главным конструктором проекта был назначен Ю. А. Никольский, главным наблюдающим от ВМФ – капитан 2 ранга А. П. Демешкевич. При проектировании разработчики учли опыт создания сторожевых кораблей проекта 159 и малых противолодочных кораблей проекта 1124.
Головной корабль проекта 1159, получивший наименование «Дельфин», был построен в 1975 году на заводе имени А. М. Горького в Зеленодольске (ССЗ №340), а всего с 1975 по 1987 годы было построено 14 кораблей: 6 проекта 1159, 6 проекта 1159-Т и два судна по проекту 1159-ТР. Изначально они входили в состав ВМФ СССР, но затем стали передаваться на экспорт.
Основное противовоздушное вооружение включало два ЗРК самообороны:
• спаренная пусковая установка ЗИФ-122 для ЗРК 8Э10 (он же «Оса-М») с 20 ЗУР 9М33.
• две счетверённых пусковых установки МТ-4УС для ЗРК «Стрела-3» с 16 ЗУР 9М32М
Также в состав вооружения входили две спаренные артустановки АК-726 калибра 76,2 мм (по одной в носу и корме), два спаренных зенитных автомата АК-230 калибра 30 мм, тактический ударныйПКРК П-20 (на пяти кораблях) с четырьмя ракетами П-20 и две реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 (боезапас — 120 РГБ-60). Имелись бомбосбрасыватели и рельсы для приёма морских мин заграждения.
Корпус гладкопалубный, с двойным дном на всем протяжении, стальной, с большим числом клепаных соединений, разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из магниево-алюминиевых сплавов. Подкильная ГАС размещена в титановом каплеобразном обтекателе больших размеров, который ограничивает использование корабля на отмелях и в узкостях.
Главная энергетическая установка — трёхвальная — полностью повторяла установку малых противолодочных кораблей проекта 1124, однако её быстроходные дизели на бортовых валах были заменены на менее мощные среднеооборотные. На средний вал работала форсажная газовая турбина М-8В мощностью 18 тысяч лошадиных сил.
На среднюю линию вала с ВФШ работает ГТД, а на бортовые с ВРШ -среднеоборотные ДД. Максимальный ход обеспечивается при работе ГТД и обоих ДД. Экономический ход обеспечивается дизелями. Электроэнергетическая система включает в себя один ДГ мощностью 200 кВт и два – по 300 кВт.
Максимальная скорость корабля достигала 29 узлов, поисковая лежала в пределах 20-24 узлов, а экономической была скорость в 14 узлов. При скорости 14 узлов дальность плавания составляла 2000 миль.
По условиям безопасности плавания мореходность оценивалась в 8-9 баллов, по использованию оружия всего в 5 баллов. Экипаж корабля насчитывал 110 человек, автономность плавания по запасам провизии составляла 10 суток.
Использование оружия возможно при волнении моря до 5 баллов.
Головной «Дельфин» в течение 15 лет находился в составе КЧФ и использовался для обучения иностранных экипажей. Всего по проекту 1159 построено 6 СКР; еще 6 – по проекту 1159Т (в тропическом исполнении для Алжира и Кубы) и 2 – по проекту 1159ТР (для Ливии). Последние отличались увеличенным водоизмещением и наличием четырех ПУ для ПКР П-20М.
Помимо базового проекта, был создан специальный вариант проекта 1159-Т специально для некоторых стран: 6 кораблей были построены для Алжира и Кубы (кодовое название НАТО — Koni-II). Также были построены пять сторожевиков для флота СФРЮ и Алжира, вооружённые четырьмя одноконтейнерными пусковыми установками ПКР П-20, направленными в корму. Ещё некоторые корабли получили на вооружение по две аналогичные счетверённые пусковые установки МТ-4УС для запуска ракет ЗРК «Стрела-3». Ещё два корабля были построены для Ливии по проекту 1159-ТР (кодовое название НАТО — Koni-III): корабли отличались повышенным водоизмещением, изменённой конструкцией надстроек и наличием двух спаренных пусковых установок для противокорабельных ракет П-20М, расположенных побортно у носовой надстройки.

В 1992- 1994 гг. алжирские корабли прошли модернизацию с заменой ДГ на более мощные. В 1997-1998 гг. Mourad Rais прошел капитальный ремонт и модернизацию в Кронштадте с заменой ЗРК на «Оса-МА». В 2000 г. на капитальный ремонт с модернизацией встал Rais Korfou.
Работы на первой паре кораблей ВМС Алжирской Народной Демократической Республики сериями (один фрегат и один корвет) начались осенью 2007 года. В феврале 2011 года испытания были завершены, и корабли, модернизированные по проектам 1234ЭМ и 1159ТМ – «Раис Хамиду» и «Мурад Раис»переданы заказчику.
Осенью 2008 года состоялось подписание контракта на ремонт с модернизацией следующей двойки – фрегата «Раис Келлих» и ракетного корвета «Салах Реис». В настоящее время оба модернизированных заказа заканчивают программу сдаточных испытаний в Кронштадте и скоро будут переданы представителям ВМС Алжирской республики.
По заключенному в апреле 2012 года третьему контракту завод выполнит работы на последней паре кораблей – «Раис Корфу» (проект 1159Т) и «Реис Али» (проект 1234Э).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное.. 1440
- полное 1600
Длина 96,51 м
Ширина 12,56 м
Осадка 4,08 м
Двигатели трёхвальная ГЭУ типа CODAG: 1 ГТД М-8В, 2 среднеоборотных дизеля
Мощность 1 × 18000 л.с., 2 × 9000 л.с.
Движитель 3 гребных винта
Скорость хода
- 29,5 узлов (максимальная)
- 14-14,5 узлов (экономическая)
Дальность плавания 2000 миль (при скорости 14 узлов)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 96-110 человек (в том числе 9-10 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерия 2 × АУ АК-726
Зенитная артиллерия 2 × АУ АК-230
Ракетное вооружение 1 × ПУ ЗРК 8Э10 Оса-М (20 ЗУР 9М33)
2 счетверённых ПУ МТ-4УС ЗРК «Стрела-3» (16 ЗУР 9М32М)
Противолодочное вооружение 2 × РБУ-6000 «Смерч-2» (120 РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 14 мин на верхней палубе
РЛС обнаружения ВЦ и НЦ. «Рубка»
РЛС навигационная.«Дон-2»
Средства РТР «Бизань-4Б»
Пассивные средства РЭП (количество ПУ х направляющих) ПК-16 (2 х 16 -82-мм)
ГАС с подкильной антенной МГ-322

Источники: ru.wikipedia.org, flotprom.ru, armyman.info, www.nnre.ru и др.

АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ «RAIS KORFOU» НА ПУТИ В КРОНШТАДТ. 08.11.2017
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО