СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1159 «ДЕЛЬФИН»

PATROL SHIPS OF PROJECT 1159 DELFIN

10.12.2015

«Фатальный» взрыв произошел на борту алжирского военного корабля, проходящего ремонт на верфи российской компании «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, сообщает janes.com 7 декабря.
В результате взрыва в машинном отделении корабля один человек погиб, шесть получили ранения. Сообщается, что это фрегат проекта 1159, известного как класс Koni.
С 2008 года Россия проводит работы по обновлению алжирских ракетных фрегатов данного проекта и малых ракетных кораблей класса Nanuchka II (ru.wikipedia.org сообщает, что это МРК пр. 1234, ВМС Алжира имеют в своем составе три корабля этого типа — прим. Военный Паритет).
Как известно, работы уже выполнены на фрегатах Murad Rais (901) и Rais Kellich (902), поэтому предположительно взрыв произошел на борту фрегата Rais Korso (903).
Военный Паритет

СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

03.12.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ «RAIS KORFOU» НА ПУТИ В КРОНШТАДТ. 08.11.2017

Алжирский фрегат «Rais Korfou» (бортовой номер 903) проекта 1159ТМ 8 ноября 2017 года совершил переход от ОАО «Северная верфь» до Кронштадта. Именно этот момент запечатлен в нашем фоторепортаже. Корабль ВМС Алжира проходит ремонт и модернизацию на Северной верфи. По заключенному в апреле 2012 года третьему контракту завод выполнил работы на последней паре алжирских кораблей – «Раис Корфу» (проект 1159Т) и «Реис Али» (проект 1234Э).
Ранее завод уже выполнил ремонт и модернизацию четырех кораблей ВМС Алжирской Народной Демократической Республики сериями по два заказа (один фрегат и один корвет по проектам 1234ЭМ и 1159ТМ). Работы на первой паре кораблей начались осенью 2007 года.
ВТС «БАСТИОН», 03.12.2017

АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ «RAIS KORFOU» НА ПУТИ В КРОНШТАДТ. 08.11.2017

26.02.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ RAIS KELLIK ПРОЕКТА 1159ТМ НА СЕВЕРНОЙ ВЕРФИ. 30.05.2012

Предлагаем вниманию читателей момент завершения ремонта и модернизации алжирского фрегата Rais Kellik (бортовой номер 902) на Северной верфи в мае 2012 года. Как известно, осенью 2008 года состоялось подписание межгосударственного контракта на ремонт с модернизацией следующей двойки – фрегата «Раис Келлих» и ракетного корвета «Салах Реис».
Средний ремонт с комплексной модернизацией, проводимый на Северной верфи, значительно повышает их боевой потенциал и позволяет им еще 10 лет нести службу в составе ВМС Алжира.
ВТС «БАСТИОН», 26.02.2018

АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ RAIS KELLIK ПРОЕКТА 1159ТМ НА СЕВЕРНОЙ ВЕРФИ. 30.05.2012

30.05.2018

В рамках контракта с ПАО Судостроительный завод «Северная верфь» силами специалистов Кингисеппского машиностроительного завода был осуществлён капитальный ремонт двух среднеоборотных дизельных двигателей 68Б для сторожевого корабля проекта 1159ТМ ВМС Алжира.
На предприятии прошла полная разборка и дефектация двигателей, ревизия головных подшипников и поршневых пальцев, проверка камер сгорания и осевого разбега валов, замена топливных насосов высокого давления, колец маслосъемных, секций выхлопного коллектора, комплекта втулок рабочего цилиндра и коленчатых валов в сборе с шатунами на новые. Пусконаладочные работы, пуск на холостом ходу и под нагрузкой стали завершающим этапом по восстановлению работоспособности дизеля.
Пресс-центр ООО «КМЗ»

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1159 «ДЕЛЬФИН»

Пр. 1159 многоцелевого фрегата (СКР) был разработан в 1970 г. Зеленодольским ПКБ. Специальный экспортный вариант СКР, созданный на базе корабля проекта 159А.
В 1960 годах экспорт из СССР сторожевых кораблей малого водоизмещения значительно расширился, что вынудило начать разработку специального экспортного сторожевого корабля. Создание его началось в 1968 в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро. Проект получил кодовый номер 1159 по выданному ВМФ тактико-техническому заданию. Главным конструктором проекта был назначен Ю. А. Никольский, главным наблюдающим от ВМФ – капитан 2 ранга А. П. Демешкевич. При проектировании разработчики учли опыт создания сторожевых кораблей проекта 159 и малых противолодочных кораблей проекта 1124.
Головной корабль проекта 1159, получивший наименование «Дельфин», был построен в 1975 году на заводе имени А. М. Горького в Зеленодольске (ССЗ №340), а всего с 1975 по 1987 годы было построено 14 кораблей: 6 проекта 1159, 6 проекта 1159-Т и два судна по проекту 1159-ТР. Изначально они входили в состав ВМФ СССР, но затем стали передаваться на экспорт.
Основное противовоздушное вооружение включало два ЗРК самообороны:
• спаренная пусковая установка ЗИФ-122 для ЗРК 8Э10 (он же «Оса-М») с 20 ЗУР 9М33.
• две счетверённых пусковых установки МТ-4УС для ЗРК «Стрела-3» с 16 ЗУР 9М32М
Также в состав вооружения входили две спаренные артустановки АК-726 калибра 76,2 мм (по одной в носу и корме), два спаренных зенитных автомата АК-230 калибра 30 мм, тактический ударныйПКРК П-20 (на пяти кораблях) с четырьмя ракетами П-20 и две реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 (боезапас — 120 РГБ-60). Имелись бомбосбрасыватели и рельсы для приёма морских мин заграждения.
Корпус гладкопалубный, с двойным дном на всем протяжении, стальной, с большим числом клепаных соединений, разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из магниево-алюминиевых сплавов. Подкильная ГАС размещена в титановом каплеобразном обтекателе больших размеров, который ограничивает использование корабля на отмелях и в узкостях.
Главная энергетическая установка — трёхвальная — полностью повторяла установку малых противолодочных кораблей проекта 1124, однако её быстроходные дизели на бортовых валах были заменены на менее мощные среднеооборотные. На средний вал работала форсажная газовая турбина М-8В мощностью 18 тысяч лошадиных сил.
На среднюю линию вала с ВФШ работает ГТД, а на бортовые с ВРШ -среднеоборотные ДД. Максимальный ход обеспечивается при работе ГТД и обоих ДД. Экономический ход обеспечивается дизелями. Электроэнергетическая система включает в себя один ДГ мощностью 200 кВт и два – по 300 кВт.
Максимальная скорость корабля достигала 29 узлов, поисковая лежала в пределах 20-24 узлов, а экономической была скорость в 14 узлов. При скорости 14 узлов дальность плавания составляла 2000 миль.
По условиям безопасности плавания мореходность оценивалась в 8-9 баллов, по использованию оружия всего в 5 баллов. Экипаж корабля насчитывал 110 человек, автономность плавания по запасам провизии составляла 10 суток.
Использование оружия возможно при волнении моря до 5 баллов.
Головной «Дельфин» в течение 15 лет находился в составе КЧФ и использовался для обучения иностранных экипажей. Всего по проекту 1159 построено 6 СКР; еще 6 – по проекту 1159Т (в тропическом исполнении для Алжира и Кубы) и 2 – по проекту 1159ТР (для Ливии). Последние отличались увеличенным водоизмещением и наличием четырех ПУ для ПКР П-20М.
Помимо базового проекта, был создан специальный вариант проекта 1159-Т специально для некоторых стран: 6 кораблей были построены для Алжира и Кубы (кодовое название НАТО — Koni-II). Также были построены пять сторожевиков для флота СФРЮ и Алжира, вооружённые четырьмя одноконтейнерными пусковыми установками ПКР П-20, направленными в корму. Ещё некоторые корабли получили на вооружение по две аналогичные счетверённые пусковые установки МТ-4УС для запуска ракет ЗРК «Стрела-3». Ещё два корабля были построены для Ливии по проекту 1159-ТР (кодовое название НАТО — Koni-III): корабли отличались повышенным водоизмещением, изменённой конструкцией надстроек и наличием двух спаренных пусковых установок для противокорабельных ракет П-20М, расположенных побортно у носовой надстройки.

В 1992- 1994 гг. алжирские корабли прошли модернизацию с заменой ДГ на более мощные. В 1997-1998 гг. Mourad Rais прошел капитальный ремонт и модернизацию в Кронштадте с заменой ЗРК на «Оса-МА». В 2000 г. на капитальный ремонт с модернизацией встал Rais Korfou.
Работы на первой паре кораблей ВМС Алжирской Народной Демократической Республики сериями (один фрегат и один корвет) начались осенью 2007 года. В феврале 2011 года испытания были завершены, и корабли, модернизированные по проектам 1234ЭМ и 1159ТМ – «Раис Хамиду» и «Мурад Раис»переданы заказчику.
Осенью 2008 года состоялось подписание контракта на ремонт с модернизацией следующей двойки – фрегата «Раис Келлих» и ракетного корвета «Салах Реис». В настоящее время оба модернизированных заказа заканчивают программу сдаточных испытаний в Кронштадте и скоро будут переданы представителям ВМС Алжирской республики.
По заключенному в апреле 2012 года третьему контракту завод выполнит работы на последней паре кораблей – «Раис Корфу» (проект 1159Т) и «Реис Али» (проект 1234Э).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное.. 1440
- полное 1600
Длина 96,51 м
Ширина 12,56 м
Осадка 4,08 м
Двигатели трёхвальная ГЭУ типа CODAG: 1 ГТД М-8В, 2 среднеоборотных дизеля
Мощность 1 × 18000 л.с., 2 × 9000 л.с.
Движитель 3 гребных винта
Скорость хода
- 29,5 узлов (максимальная)
- 14-14,5 узлов (экономическая)
Дальность плавания 2000 миль (при скорости 14 узлов)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 96-110 человек (в том числе 9-10 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерия 2 × АУ АК-726
Зенитная артиллерия 2 × АУ АК-230
Ракетное вооружение 1 × ПУ ЗРК 8Э10 Оса-М (20 ЗУР 9М33)
2 счетверённых ПУ МТ-4УС ЗРК «Стрела-3» (16 ЗУР 9М32М)
Противолодочное вооружение 2 × РБУ-6000 «Смерч-2» (120 РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 14 мин на верхней палубе
РЛС обнаружения ВЦ и НЦ. «Рубка»
РЛС навигационная.«Дон-2»
Средства РТР «Бизань-4Б»
Пассивные средства РЭП (количество ПУ х направляющих) ПК-16 (2 х 16 -82-мм)
ГАС с подкильной антенной МГ-322

Источники: ru.wikipedia.org, flotprom.ru, armyman.info, www.nnre.ru и др.

АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ «RAIS KORFOU» НА ПУТИ В КРОНШТАДТ. 08.11.2017
АЛЖИРСКИЙ ФРЕГАТ RAIS KELLIK ПРОЕКТА 1159ТМ НА СЕВЕРНОЙ ВЕРФИ. 30.05.2012
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО